На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации
Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Поэтому считаем, что назрела объективная потребность к изучению и анализу истории, содержания и направленности просветительской деятельности в образовании как системы, внесшей неоценимый вклад в сохранение и распространение культуры, ценностей семейного воспитания детей дошкольного возраста. В данной статье мы обращаемся к рассмотрению новых трендов описания просветительской деятельности в разных трактовках данного термина, к анализу изменений, которые происходят в современном просвещении родителей, к изучению способов наполнения ее содержательного контекста. В этой связи, считаем, что дальнейшее изучение родительского просвещения как социально-культурного феномена может оказаться эвристичным.

Современный взгляд на проблему организации просветительской деятельности с родителями в дошкольной образовательной организации требует научного осмысления и критического анализа исторического опыта, положений и рекомендаций, основанных на традиционных подходах народной педагогики, а также, опыта, накопленного советской и российской педагогической наукой, и практикой.
Просветительная деятельность не знает аналогов. Возможно, поэтому изучению научных основ ее организации и осуществления уделялось недостаточно внимания. И лишь в последние годы ученые стали всерьез обращаться к ней. На современном этапе развития образования, обозначился следующий вектор его развития - для того, чтобы успешно осуществлять воспитательные задачи подрастающего поколения, необходимо знать технологию и механизм воздействия просветительной деятельности на родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Просветительская деятельность в Российской Федерации традиционно имеет гуманистическую и патриотическую направленность. Актуализируя исторический опыт, она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации различных социальных слоев и групп, представителей различных этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию.
Просветительская деятельность направлена на интеллектуальные и творческие ресурсы общества для формирования у родителей самостоятельности в выстраивании родительской стратегии на основе четкого понимания целей воспитания и образования детей, способов их реализации, а также возможных последствий, принимаемых решений в процессе воспитания своих детей.
Мы считаем, что родительское просвещение современного формата способно привлекать родителей к активному заинтересованному участию в процессах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в ДОО, создавать атмосферу доброжелательности и здорового оптимизма в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Кроме того, просвещение в региональном аспекте является одним из важных инструментов создания и сохранения общекультурного пространства.
Под просветительской деятельностью в том значении, в котором будет использован этот термин в данной статье, понимается процесс пропаганды, распространения и разъяснения взрослым научно-этических знаний и социально значимых сведений [12].
В известном смысле просветительская деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения общественных ценностей, создания благоприятной основы для инноваций и инициатив в сфере партнерского взаимодействия. Сохраняя преемственность, просветительская деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России. Педагогическое просвещение выступает как основная составляющая партнерского взаимодействия, образовательной и профилактической работы в деятельности педагога дошкольного образования. Оно выполняет задачи информирования субъектов образовательного процесса по вопросам педагогического знания и формирования устойчивой потребности в применении и использовании современных педагогических знаний родителями дошкольников в семейном воспитании своих детей. Мы считаем, что современные тренды в просвещении расширяют возможности родителей в удовлетворении разнообразных запросов и потребностей детей, что, в свою очередь, повышает качество семейного воспитания.
Для рассмотрения сути понятия «просветительская деятельность» обратимся к рассмотрению его составляющих. Поскольку основную смыслообразующую нагрузку в исследуемом нами понятии несет слово деятельность, обратимся к рассмотрению общего его значения. Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение понятия «деятельность» - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности [11].
Наиболее оптимальным для нашего исследования является философское определение деятельности, в котором подчеркивается одно из существенных свойств деятельности человека - активность. Деятельность выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. О.С. Анисимов выделяет три основных признака понятия «деятельность»: 1) любой процесс есть деятельность; 2) она предполагает соотнесение процесса с удовлетворением потребности индивида и личности; 3) процессы, в которых участвует человек, должны быть соотнесены с ситуацией социотехнического характера, с наличием внешнего для индивида требования к преобразованию реальности [1, С.21].
Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является следующее понимание «деятельности»: деятельность только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добровольно и осознанно; во-вторых, приносит общественно полезный результат; в-третьих, сочетается с положительнонравственными способами достижения целей. Активно включаясь в преобразовательные процессы, человек сам изменяет свою внутреннюю природу. Обогащает свое сознание, отношения с другими людьми, мировоззрение. Данная мысль, на наш взгляд, точно подчеркивает и обозначает суть и содержание современной просветительской деятельности. Г.И. Щукина отмечает, что «кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений, ее роль в онтогенезе» [15, С.10].
В соответствии с направленностью нашего исследования проанализируем понятие «просветительская деятельность», которое не обрело научной завершенности. Уточним его через сопряженные с ним понятия «просвещение», «культурно-просветительская деятельность».
Обратимся сначала к рассмотрению понятия «просвещение», которое в философских, медицинских, психологических, педагогических источниках имеет различное толкование. Так, в Большом Энциклопедическом Словаре [2] под «просвещением» понимается, с одной стороны, распространение знаний, образование, а с другой - система образовательных учреждений в стране.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова [9] понятие «просвещение» означает сообщение кому-либо знаний, распространение среди кого-нибудь знаний, культуры. И.С. Кон рассматривает просвещение как «процесс пропаганды и распространения культуры» [8]. Проведенный нами анализ литературы показал, что в качестве основной характеристики просвещения выделяют идею сохранения национальных традиций, а с другой стороны, идею формирования нового взгляда на культуру и на воспитание подрастающего поколения - образованного, обладающего широтой мировоззрения.
Культурологические, исторические исследования «просвещения» посвящены преимущественно изучению особенностей организации научно- просветительской, общественно-педагогической, культурно- просветительской, художественнопросветительской деятельности
(Г.С. Кубанцева, Л.Б. Кусова, Н.М. Ляпин, И.Н. Нестерова, Н.В. Серегин, Т.Н. Рейзенкинд, O.K. Щербань и другие); музыкальная педагогика рассматривает такое направление, как музыкально-просветительская деятельность или музыкальная пропаганда (Л.А. Безбородова, Е.В. Павлова, Э.Н. Скуратова, Г.А. Халикова). Все названные направления общественной деятельности объединяет связь с просвещением. В Советском энциклопедическом словаре «просвещение» определяется как «распространение знаний, образования; система воспитательнообразовательных мероприятий и учреждений» [2]. В данной трактовке термин близок понятию «обучение» и не раскрывает в полной мере особенности просвещения.
И. Кант предложил оригинальное трактование понятия «просвещение». По мнению данного автора, просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения». (И. Кант «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?»).
Согласно В.В. Пахальяну (2002), «просвещение направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей и т.п.» [14]. Мы считаем, что данная задача сужает круг потребителей педагогической информации. Развитие детей дошкольного возраста происходит в определенной социальной среде и информационном поле: просветительская
деятельность должна распространяться не только на ребенка, его педагогов и родителей, но и на всех других посредников социальных институтов, участвующих в процессе социализации ребенка.
Следует отметить, что «просвещение» как педагогическая категория в настоящее время рассматривается в современных учебных пособиях по педагогике наряду с понятиями «воспитание», «обучение», «образование» и другими. Под просвещением ряд авторов (Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская) понимают «разновидность образовательной деятельности, рассчитанной на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы и неоформленные (официально не зарегистрированные) аудитории» [13]. Для нас интерес представляет определение сущности и роли просвещения в социальном воспитании, данное А.В. Мудриком. Автор считает просвещение одним из важнейших компонентов образования - «неформальным образованием» и рассматривает его как пропаганду и распространение культуры [6].
Исследователи Е.А. Воронина, С.Л. Глебова, Н.В. Серегин и другие отмечают необходимость применения в педагогике понятия «просвещение» в современном смысле и активного введения его в научный оборот [3].
B. И. Гинецинский выделяет «просвещение» среди пяти основных понятий педагогики.
Проблема повышения уровня просвещенности, культурного, духовного уровня человека не нова. В разработку содержания культурно- просветительской деятельности внесли вклад Ю.Д. Красильников, C. А. Пиналов, Е.В. Литовкин, В.Е. Триодин и др. Исторический аспект проблемы взаимодействия образовательных организаций и семьи, проблемы просвещения родителей рассмотрен в исследованиях Т.А. Савченко, П.П. Петренко, Н.В. Поликутиной и др.
Как отметил в своей работе С.А. Пиналов (1983], культурно-просветительская работа - это явление историческое. «Она появляется лишь тогда, когда у господствующего класса возникает потребность во внешкольной воспитательнообразовательной деятельности среди широких масс. В то же время ее возникновение связано с потребностью передовых и революционных сил использовать воспитательную и образовательную работу в качестве средства распространения прогрессивных идей» [10].
Логика изложения нашего исследования требует обращения к историческому обзору процесса становления и развития просветительской деятельности, особенностях ее реализации в разные периоды развития общества и системы образования. Таким образом, назрела необходимость рассмотрения основополагающего для данной темы понятия «становление просветительской деятельности» в представленной на данном этапе исследования научной литературе. Решение данной проблемы требует осмысления самого понятия «становление». Проведенное И.Ю. Ивановой исследование данного теоретического понятия свидетельствует о том, что в современной научной литературе оно рассматривается в двух аспектах. В широком смысле оно употребляется как синоним понятия «развитие» - вечный всеобщий процесс преобразования структурной определенности действительности - природы, общества и мышления, реализующегося в связи и взаимопереходах отдельных явлений. В узком смысле понятие «становление» используется для обозначения философской категории, имеющей определенное содержание и место в общей системе категорий дидактики. Становление - это процесс, в ходе которого новый предмет, новое явление начинает из реальной возможности превращаться в реальную действительность, но пока ею не стало [5]. В толковом словаре русского языка мы находим следующее определение «становления» - это возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития. [9] Психологический словарь трактует «становление» как процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала [5]. На такое понимание становления мы опираемся в своем исследовании.
Вопрос о становлении родительского просвещения в современном обществе является достаточно актуальным. Интерес представляют записи Священных книг христиан, индусов, магометан. Обоснование эти мысли получили в работах великих педагогов (практиков и теоретиков). Я.А. Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую программу подготовки матерей к образованию маленьких детей. Связь между семейным воспитанием и подготовленностью родителей подчеркивали Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. Практическую попытку подготовки матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель.
Метод периодизации позволил нам проанализировать состояние проблемы становления просветительской деятельности и сопряженных с ней проблем в их историческом развитии, при этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема как самостоятельная не ставилась и не решалась, между тем, изучаемые ранее направления исследований освещали отдельные аспекты организации и реализации родительского просвещения в дошкольной образовательной организации.
Логика научного исследования предполагает рассмотрение исторических основ возникновения понятия и явления, лежащего в основе, изучаемой нами проблемы. В этой связи, существует необходимость проведения анализа предпосылок появления термина «просветительская деятельности» в современной психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования.
Просветительская деятельность является предметом исследования различных научных областей: философии, обществознания, искусствоведения, этнографии и других наук. При этом данное явление в настоящее время не имеет однозначного толкования. Обратимся к анализу содержания данного понятия. В 2000 году был принят Модельный закон «О просветительской деятельности», согласно которому просветительская деятельность - это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию, стремление к передаче и получению необходимых знаний.
Мы считаем, что просветительская деятельность выступает частью непрерывного образования, которое является пожизненным стадиальным процессом освоения знаний и умений, сориентированным на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых).


Следует отметить, что современная просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких как:
- признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
- автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
- плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
- недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
- государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
- достоверность сообщаемых сведений;
-партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
- учет региональных и местных особенностей территории;
- учет общегосударственных интересов.


В современной деятельности образовательных организаций можно выделить ряд направлений просветительской деятельности.
Политическое просвещение является одним из основных направлений в деятельности учреждений культуры и досуга, оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.
Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения к участию в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Одним из направлений в работе образовательных организаций также является экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить санитарное, половое, физкультурно-оздоровительное, научнотехническое и многие другие. Подробнее остановимся на анализе направлений просветительской деятельности - психологическом и педагогическом.
Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Краткое определение «психологического просвещения» приведено И.В. Дубровиной (2000) «это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям» [16].


И.В. Дубровина видит основной смысл данной работы в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении» [16].


Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы просветительской работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.), предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики, в большей степени с практикой работы с детьми.
Психолого-педагогическое просвещение выполняет следующие задачи:
формирование научных установок и представлений о педагогической и психологической науке и практике (психологизация и педагогизация социума);
информирование населения по вопросам психолого-педагогического знания;
формирование устойчивой потребности в применении и использовании психолого-педагогических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.
Содержание психолого-педагогического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля образовательной организации, а также с учетом потребностей и запросов конкретных родителей.
Многочисленные виды просветительской деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга, но не противопоставляются друг другу. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация просветительской деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации. Именно поэтому для эффективного функционирования сферы просвещения объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам родителей.
Далее обратимся к описанию функций, которые реализуются современной просветительской деятельностью. Функции просветительской деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности в выборе воспитательных стратегий, инициативы, активности родителей в воспитании детей дошкольного возраста, повышение родительской самоэффективности и культурного потенциала семьи.
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой просветительской деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной или непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время.

Современная просветительская деятельность выполняет следующие социальные функции:

образовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
информативная: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
разъяснительная: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
идеологическая: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
консультативная: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.


На практике знание функций просветительской деятельности необходимо педагогу дошкольного образования для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию взаимодействия с семьей воспитанника, исключать из нее элементы случайности, сокращать ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Следует отметить, что знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур в сфере образования. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных функций различных типов социальных институтов в ходе реализации просветительской деятельности с родителями.
В рамках данного исследования рассмотрим структуру и особенности просветительской деятельности с позиции теории коммуникации. В этой связи, логика изложения материала определяет необходимость рассмотрения понятия «взаимодействие». Следует отметить, что взаимодействие субъектов образовательного процесса выступает как отличительная черта современной просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации.
В процессе реализации просветительской деятельности современный педагог выступает не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под педагогическим взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная просветительская деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «просветительская деятельность» предполагает значимое взаимодействие, партнерское содействие педагогов и родителей, обмен знаниями и опытом в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Признание приоритета семейного воспитания в современной педагогике требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения в рамках организации просветительской деятельности. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Обратимся к их исследованию. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. По мнению автора Т.А. Куликовой, если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. Партнерство, в свою очередь, предполагает добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы и проч. [7].


На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи положены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и образования детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.


Педагогически организованное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством просветительской деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм педагогического взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов. Данный механизм описывает содержание и технологию реализации родительского просвещения на современном этапе развития общества и системы образования.
Следует особо подчеркнуть весьма важный культурный аспект просветительской деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий просветительской деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения, данные возможности для просвещения представляет в настоящее время сеть Интернет. В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие просветительской деятельности. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного института, как средства массовой информации.
Поскольку процесс взаимодействия выступает основанием в реализации родительского просвещения посредством коммуникации между людьми, обратимся к рассмотрению понятия «коммуникативный процесс». Коммуникативный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, которую можно называть сообщением. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом педагогического просвещения в целом.
Рассмотрим первый компонент выше указанной схемы - коммуникатор. В любом из вариантов просвещенческой работы личность коммуникатора (индуктора) занимает центральное место. В системе просвещения коммуникатор выступает как обобщенный субъект, с присущими ему личностными характеристиками. Он воспринимается одновременно и как представитель определенной группы (например: практический психолог, воспитатель), и как конкретный человек. Последнее играет немаловажную роль в ситуации публичного выступления педагога в образовательной организации, где его хорошо знают все родители. Эффективность любого публичного выступления зависит целиком и полностью от доверия конкретной аудитории (слушателей - родителей) к тому, кто реализует просветительскую функцию и от авторитета коммуникатора. Эффективны роли: оратора-лектора, лектора-собеседника. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора.
Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид - это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека, который воспринимается окружающими. Внешний облик человека передает его внутреннее содержание. Так, сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук, суетливость говорят о внутренней неуверенности, слабости, которые легко «считываются» другим человеком. Выразительная осанка отражает внутреннее достоинство личности. Правильная походка, четкость движений свидетельствуют об уверенности в собственных силах, твердости позиции. Еще более информационным содержанием обладает мимика искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица (и особенно взгляда) оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несет информацию большую, чем речевое сообщение. Причем эта информация отражает самые глубинные смыслы и отношения, которые сигнализируют об истинном значении этого сообщения.
Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других побочных факторов. Кроме того, она должна отражать характер взаимодействия: с помощью только одной дистанции можно заставить пережить целую гамму эмоций. И наконец, поза не должна противоречить особенностям взаимодействующих. «Автор» позы должен отчетливо представлять себя со стороны. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса должны быть ограничены и подчинены характеру взаимодействия. Предпочтительнее, чтобы жесты были сдержанными, без широких резких взмахов и острых углов. Округлые жесты и скупая жестикуляция обычно подчеркивают речевое (вербальное) сообщение, придав ему дополнительную силу воздействия. Особая важность пантомимики в том, что жесты и корпус, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Поэтому неадекватная жестикуляция дезинформирует собеседника, отвлекает внимание.
Далее обратимся к рассмотрению второго компонента схемы передачи-приема информации в процессе просветительских мероприятий (на основе схемы Г. Лассуэлла) - сообщение, материал, текст.
Структура публицистического материала (лекции, беседы, методического сообщения) должна отвечать основным дидактическим требованиям построения выступления. Существенно затрудняет восприятие информации наличие в сообщении специальной терминологии. Любой неизвестный реципиенту термин воспринимается лишь как информационный шум. Труден для восприятия и очень лаконичный текст. Из-за краткости страдает сам материал: он менее понятен, поэтому совет: «Говори более пространно, если хочешь быть правильно понятым». Труден для восприятия и очень загруженный информацией текст (или сообщение).
Многие личностные особенности коммуникатора проявляются как в устном сообщении, так и фиксируются в самом тексте. Преобладание в сообщении глаголов придает тексту и устной речи динамичность, прилагательных - эмоциональной выразительности. Большое количество личных местоимений выявляет черты социальной интроверсии. Негативно влияют на восприятие и понимание сообщения повторяющиеся обороты. Плохо воспринимаются цитаты в устном сообщении, поскольку требуют специального обращения внимания: «Цитирую» и «Конец цитаты». Лучше устные обращения к авторитетам - заключать в форму не прямого, а косвенного цитирования.
Третий компонент коммуникативного процесса - канал. Информация (сообщение) поступает к реципиенту по определенному каналу. В качестве канала может выступить теле- и видеоэкран, монитор компьютера, газетная или журнальная полоса, или мембрана радиорепродуктора, или пространство между коммуникатором и реципиентом информационного сообщения в конкретном помещении. По этому же каналу может осуществляться в той или иной степени (насколько это позволяют особенности канала передачи сообщения) и обратная связь. При непосредственном общении двух субъектов в качестве дополнения к «каналу пространства» выступают их органы чувств (слух, зрение, обоняние).
Аудитория, слушатель, реципиент информации - следующий компонент схемы. Обратимся к его анализу. Характеристика реципиента сообщения (аудитории, слушателя) также зависит от того, выступает ли он на данный момент как принимающий информацию индивид, как член сплоченной или как член диффузной группы. Чаще всего аудиторию принято рассматривать как «обобщенного субъекта», учитывая в данном случае «обобщенные» характеристики. Важным фактором выступает и информированность субъекта коммуникации. Неодинаковая информированность субъектов общения выступает фактором стимулирующего влияния.


Большая по численности аудитория, воспринимающая информацию, почти всегда неоднородна. Известны три подхода к получению информации слушателями (читателями), присутствующие в любой из аудиторий:
- одна их часть склонна воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с их собственной точкой зрения (типична для авторитарных и претендующих на лидерство субъектов);
- для другой части аудитории характерна склонность к получению максимальной информации обо всех сторонах вопроса (самая продуктивная);
- для третьей - склонность получать любую информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме (распространена среди бюрократов, чиновников и методистов) [14].


При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления (общения) педагогу необходимо соблюдать этикопедагогический такт. Успешность и результативность мероприятия по педагогическому просвещению зависят, в первую очередь, от авторитета педагога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения педагогом, адресуемым для восприятия и освоения субъекта-реципиента материалом.
Учет этих характеристик аудитории со стороны коммуникатора в значительной степени повышает эффективность его публичного выступления.
Последний компонент, к изучению которого мы обратимся, - эффективность. Эффективность любого сообщения чаще бывает отсроченной, поэтому не следует повторять ошибку многих организаторов публичных выступлений, когда они запрашивают мнение о выступлении сразу по окончании его. Это манипуляционный прием и не более. Материал должен отложиться. Эффективность беседы или публичного выступления во многом зависит от учета коммуникатором характеристик реципиента информационного сообщения (слушателей, читателей). Этому же в ситуациях работы с другим контингентом слушателей (родители, учащиеся, воспитанники) способствует систематичность и плановость просветительной работы, а также использование наряду с устными формами других каналов передачи информации, например, педагогической публицистики в местной прессе.
Эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.
По мнению А.Д. Жаркого, культурно-просветительная работа не достигнет цели, если при ее организации игнорируются условия жизни и деятельности людей, конкретные социально-психологические механизмы, регулирующие их взаимоотношения, если не учитывается то, как личность усваивает социальный опыт, испытывает воздействие социальной среды [3].
Результаты организации просветительской деятельности с родителями определяются следующими показателями:
включенность семьи в процессы ДОО (степень интегрированности): следует акцентировать внимание на характере и результатах содействия субъектов;
преемственность и единство требований ДОО и семьи в процессе воспитания детей;
взаимоотношение родителей в семье: тип взаимоотношений супругов (сотрудничество, конкуренция, антагонизм) будет в значительной степени определять атмосферу и климат в семье, специфику детско-родительских отношений, характер педагогического воздействия семьи и, наконец, личностные достижения ребенка;
стиль воспитания в семье: гуманизация стиля воспитания связана с трансформацией родительской позиции в сторону проявления любви к ребенку; родительское сообщество представляет собой совокупный субъект воспитания, реально влияющий на образовательный процесс в ДОО, формирующий социальный заказ, отстаивающий интересы дошкольной организации в социуме.


Также рядом авторов (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.И. Давыдова и др.) предлагаются следующие критерии эффективности просветительского взаимодействия с родителями:
1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
3. Изменения в неблагоприятных семьях: в чем анализ положительных сдвигов или отсутствия таковых.
4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу его достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством детского сада. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском
саду.
Далее обратимся к анализу предлагаемых авторами технологий и методик установления доверительных отношений педагога с родителями в ДОО для обеспечения наибольшей эффективности просветительской деятельности.

В.А. Петровский считает, что, для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:
1- й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2- й этап - «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОО, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3- й этап - «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4- й этап - «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на данном этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора - двух месяцев.

Интересна, на наш взгляд, пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Л.Б. Филонова, которая позволяет преодолеть начальную настороженность родителей (нормальную реакцию взрослого человека при вступлении в контакт), подвести к адекватному общению, при котором слова воспитателя начинают вызывать нужную реакцию у родителей:
- доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
- процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
- процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Просветительская деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество проблем, с которыми сталкивается педагог в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:
- межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окружающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;
- наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприятий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), память, способность узнавания, экстравертность - интровертность;
- наличие характера как совокупности отличительных психических особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её формирования; главными характерологическими чертами являются интеллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; владение речью;
- этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);
- эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;
- наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно управлять своим поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окружающих и качества, противоположные перечисленным);
- образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеждения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродуктивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурные формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;
- духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.


Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация просветительской деятельности предполагает необходимость, прежде всего, выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.
Таким образом, психологические и педагогические компоненты в просветительской деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию просвещения личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, просветительская деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.
Педагогическое просвещение родителей - одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (статья 28) гласит: «Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность...».
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) предъявляет следующие требования к необходимым умениям в педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования - умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Важным элементом деятельности педагога ДОО в реализации направления «Педагогическое просвещение родителей» является подготовка педагогов к осуществлению просветительской деятельности в ДОО. Она может проходить по следующему алгоритму:
Развитие общей и профессиональной культуры педагогов ДОО. Большое внимание необходимо уделять повышению культуры речевого общения педагога - устной и письменной речи. Формирование навыков активного слушания и понимания проблемы другого.
Формирование и развитие мотивации у педагогов к реализации педагогического просвещения с родителями. Необходимость реализации педагогического просвещения родителей может вызывать внешнее и внутреннее сопротивление педагогов и тормозить реализацию этого направления. Барьерами могут служить нежелание «заниматься бумажной работой», ссылки на занятость повседневными делами, неумение эффективно подать информационный материал, некомпетентность в некоторых специализированных вопросах, поэтому на данном этапе работа с педагогами может вестись по двум направлениям:
2.1. Снятие страхов, повышение уверенности в успешной реализации педагогического просвещения. К данной работе целесообразно привлекать педагогов-психологов. Важно показать педагогическому персоналу, что страх ограничивает наши возможности взаимодействия с родителями.
2.2. Мотивирование педагогов к реализации педагогического просвещения. При этом необходимо показать то, что наглядная информация является своеобразным помощником педагога, поскольку отпадает необходимость многократного транслирования одной и той же информации в устной форме. Созданию положительной мотивации к осуществлению педагогического просвещения могут способствовать смотры-конкурсы на лучшее оформление информационных стендов.
Т.Н. Дороновой предложена следующая технология подготовки педагогического коллектива к работе с родителями по повышению их культуры. Оказание реальной помощи родителям возможно, по мнению автора, только при условии комплексного подхода к просвещению родителей и взаимодействию с ними, который должен осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление предполагает работу с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, в которых определяются права детей и родителей, а их соблюдение зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления; изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.
Второе направление непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает:
изучение семей воспитанников;
проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детского рисунка, игротек, совместного просмотра театрализованной деятельности и т.п.).
Участие в повышении общекультурного капитала семьи и педагогической культуры родителей - профессиональная обязанность каждого педагога. Однако, как показывает анализ практической ситуации, в истекшее десятилетие дошкольные организации не всегда выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической компетентности родителей.
В связи с этим особое значение приобретает компетентность будущего педагога дошкольного образования в области антропологических знаний, особенностей возрастного и индивидуально-типологического развития ребенка, понимания закономерностей и принципов воспитания и обучения ребенка в конкретной семье.
Основной смысл просвещения в дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического и физического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и педагогики и работы специалистов в детском саду и в других учебновоспитательных учреждениях.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Статья 44) записано, что родители являются первыми педагогами. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако при этом по направлению работы с родителями отмечается, что это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность.


Следовательно, современный педагог дошкольного образования для реализации просветительской деятельности в детском саду должен обладать следующими компетенциями:
- изучение и формирование потребностей родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- популяризация психолого-педагогических знаний по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в широких слоях общества и педагогической общественности.


Родительское просвещение реализуется в просветительском мероприятии, которое представляет собой совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений. Современными исследователями предлагается следующая методика подготовки и проведения просветительского мероприятия:
изучение потребностей, интересов, установок аудитории;
обоснование необходимости в выборе мероприятия;
определение цели, темы, идеи;
организация материально-технических, финансовых и других ресурсов;
разработка программы мероприятия, сбор материала и его обработка;
организация репетиционного процесса и проведения мероприятия;
проведение мероприятия;
анализ проведенного мероприятия.


При организации работы педагогов по психолого-педагогическому просвещению родителей ее эффективность напрямую зависят от уровня их общей и педагогической культуры, поскольку разный уровень развития педагогического сознания родителей по-разному определяет цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, а также условия осуществления педагогической деятельности.


При выборе форм просветительской работы с родителями педагогу дошкольного образования необходимо учитывать:
тип семьи (многопоколенная, нуклеарная, неполная или полная, псевдосемья и т.д.);
сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная и т.д.);
образ жизни семьи (кто доминирует: мать или отец, бабушка со стороны матери, дед со стороны отца);
характер семейных взаимоотношений.


Формы педагогического просвещения могут быть реализованы в следующих форматах: индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание и проч.), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией и др.), просвещение с использованием Интернет-технологий (информация на интернетсайтах, организация родительского сообщества - виртуальные родительские клубы, тематические группы в социальных сетях и т.д.) и др.


Средства педагогического просвещения подразделяются на:
1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ);
2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п.


Использование той или иной формы просвещения определяется как опытом педагога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.
Обобщая вышеизложенное, мы можем констатировать следующее: на современном этапе возникла исторически обусловленная необходимость консолидации российской системы образования в целом, необходимость объединения институтов государства и институтов гражданского общества в усилиях, направленных на создание благоприятных условий для сохранения дошкольного периода детства как самоценного периода в жизни каждого ребенка, для поддержания детской инициативы, активности и творчества. Эти идеи нашли свое выражение в принятых Президентом Российской Федерации документах и указах.
Участие институтов гражданского общества в укреплении взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семей воспитанников, в формировании условий для сотрудничества и партнерских отношений между детьми и взрослыми в семье и в детском саду может и должно активно проявляться, и реализовываться в широкомасштабной и современной по формам просветительской деятельности.
Реализация в ДОО просветительских проектов, программ и инновационных форм взаимодействия с родителями обеспечивает преемственность в воспитании детей в семье и в дошкольной образовательной организации, сохраняя, с одной стороны, традиции и обычаи, существующий жизненный уклад, а с другой - открывая двери инновациям, способствующим адекватной социализации и развитию детей дошкольного возраста, повышению родительской самоэффективности.

 

Библиографический список
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Проспект, 1998. - 568 с.
2. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение, 1989. - 237 с.
3. Иванова, И.Ю. Современные тенденции организации и реализации
просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации / И.Ю. Иванова. // В сб.: Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития. - Сургут: Изд-во Сургутский гос. ун-т, 2017. - С.88-90.
4. Иванова, И.Ю. Становление профессионально-педагогической деятельности студентов в образовательном процессе. Диссертация на соискание ученой кандидата педагогических наук / И.Ю. Иванова. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. - 213 с.
5. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников. - М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 347 с.
6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
7. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI) / С.А. Морозова. // Человек и образование, 2013. - № 4 (37).
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1997. - 944с.
9. Пиналов, С.А. История культурно-просветительской работы в СССР: учебное пособие для ин-тов культуры / С.А. Пиналов. - Киев: Вища школа, 1983. - 262 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1. - 607 с.
11. Сергеев, А.Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых
сообществах интернета / А.Н. Сергеев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
№ 158. - 2003.
12. Тимошенко, Н.О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников: Дисс... на соискание ученой степени канд. пед. наук / Н.О. Тимошенко. - Ставрополь, 2003. - 164 с.
13. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и
методика (пособие) / Л.Ф. Чупров. - М., OIM.RU, 2003. - 123 с.
14. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
15. Юнацкевич, П.И. Формирование единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях становления национально-региональных систем образования взрослых. Ч.1. Монография. Главы 1-11 монографии / П.И. Юнацкевич. - СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009. - 80 с. С.Д. Кириенко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.