На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Продуктивная коммуникации родителей и детей старшего дошкольного возраста в семье: сущность, особенности, функции
Методологическая основа подготовки родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Все страницы

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Однако развитие гармоничных взаимоотношений между членами семьи невозможно без продуктивной коммуникации. Последняя выступает основой формирования подлинных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установления в ней атмосферы взаимопонимания, доверия, сотрудничества, любви и заботы. Благодаря продуктивной коммуникации, реализуются и эффективное воспитание, и обучение детей дошкольного возраста в семье. В связи с этим, развитие у родителей готовности к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

Вопросы целенаправленного изучения общения и развития коммуникативных возможностей личности исследовались с разных сторон педагогами и психологами. Среди них такие, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.М. Баскаков, М.И. Бобнев, Л.П. Буева, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Л.И. Савва, В.Д. Ширшов и др.
Однако на сегодняшний день недостаточно изученными остаются вопросы комплексного исследования в области подготовки родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста в семье, в системе дополнительного образования, не в должной мере исследованы педагогические условия этого процесса, не разработано его программно-методическое обеспечение.
Семья и характеристика функций родителей в семье.
Говоря о подготовке родителей к продуктивной коммуникации в семье с детьми дошкольного возраста, необходимо, в первую очередь, уточнить сущность и функции важных для нашего исследования понятий «семья» и «родители».
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без ее создания. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно и общество, и государство и каждый человек в отдельности.
Однако в современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались много веков назад еще Платоном, Аристотелем, Кантом, Гегелем и другими философами. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в его биологическом и социальном воспроизводстве. Из философского словаря следует, что семья - это малая социально-психологическая группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [52].
В последние годы все чаще семью именуют малой социальнопсихологической группой, для которой характерна особая система межличностных отношений, которые регулируются законами, нравственными нормами и традициями; которая наделена такими признаками: совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство [6].
За рабочую формулировку мы взяли определение, приведенное в педагогической энциклопедии, где под понятием «семья» понимается малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [41].
Семья обладает комплексом социальных функций, ради которых общество и создает ее, поддерживает и охраняет этот социальный институт. Под функциями семьи рассматривают направления деятельности этой ячейки, выражающие её сущность, социальный статус и социальную роль [40].
На сегодняшний день классификации семейных функций, которая была бы общепринятой, не существует. Однако анализ отечественных и зарубежных публикаций разрешает выделить основные типы функций семьи, которые показаны нами в таблице 1 в связи с основными сферами её жизнедеятельности [24,42, 56].
Как видно из таблицы, функции имеют значение, как для общества, так и для самой отдельно взятой семьи.


Таблица 1.

 

Выявленные

Группы функций семьи

функции

Социальные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое
воспроизводство
населения.

Удовлетворение потребности в детях.

Социально-

Представление

Удовлетворение потребности в социальном

статусная

определенного статуса                       членами семьи.
Воспроизводство
социальной
структуры.

продвижении.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов      и      их
психологическая терапия

Получение          психологической защиты,
эмоциональной       поддержки        в   семье.
Удовлетворение потребности личности в личном счастье и любви.

 

Воспитательная

Социализация
молодого поколения.
Поддержание
культурного
воспроизводства
общества.

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми старшего дошкольного возраста, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно-

Поддержание

Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними

бытовая

физического здоровья членов        общества,
уход за детьми.

членами семьи другим.

экономическая

Поддержка

Получение материальных средств одними

 

несовершеннолетних

членами семьи от других (в случае

 

и нетрудоспособных членов общества.

нетрудоспособности или в обмен услуг).

Сфера первичного

Моральная

Формирование и поддержание правовых и

социального

регламентация

моральных санкций при нарушении моральных норм членами семьи.

контроля

поведения       членов
семьи в различных сферах
жизнедеятельности, а также регламентация ответственности      и
обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

 

Духовного общения

Развитие личности

Поддержание дружеских отношений в брачном

 

членов семьи

союзе. Духовное взаимообогащение.

 

Сексуальная

Сексуальный
контроль.

Удовлетворение сексуальных потребностей.

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль.

Удовлетворение потребности в совместном проведении         досуга,   взаимообогащение интересов.

 


Таблица 1. - Индивидуальные и социальные функции семьи

 

Наиболее полно функции современной семьи описаны финским педагогом Ю. Хамяляйненым. Ученый, объединяя периоды формирования семьи, заметил, что для каждого этапа семейных отношений присущи определенные функции, но они меняются в зависимости от стадии развития семьи [54].
В рамках нашего исследования важнейшей функцией является воспитательная функция, с помощью которой осуществляется формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием родителей.
Самой природой, именно родителям, как самым близким для ребенка людям, была отведена эта роль. С первых дней жизни ребенка они заботятся о нем и создают условия для его полноценного развития. Родители, как следует из педагогического словаря, именуют воспитателями детей [35].
Именно родители выступают источником и ведущим звеном для передачи своему ребенку социально-исторического опыта, и, в первую очередь, опыта деловых и эмоциональных взаимоотношений между людьми.
Именно через систему отношений внутри семьи ребенок-дошкольник вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, учится разбираться в ситуациях, возникающих в социуме, и осваивать моральные нормы. Поэтому недостаток общения дошкольника с родителями иногда может привести к нарушению естественного формирования качеств детей, вызывая те или иные аномалии в их психическом и нравственном развитии [23].
Однако этим далеко не исчерпывается воспитательная роль семьи. Она оказывает огромное влияние и на развитие личности каждого её члена в течение всей жизнедеятельности, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации взрослых и детей. Именно в семье происходит социализация ребенка, он становится личностью, становясь ценностью для общества.
Эта воспитательная функция базируется на продуктивной коммуникации родителей и детей в семье. Коммуникация к тому же может выступать основой и других функций, в частности, функции духовного общения, досуговой, эмоциональной и социально статусной.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.