Е. А. Самозванова, Л. А. Урганова НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», г. Тула, Россия
Развитие самосознания личности является одной из существенных задач психологии личности. Проблематика практической и теоретической значимости телесного я в дошкольном возрасте является одним из актуальных направлений современных психологических исследований. Следует отметить, что современные трактовки термина телесное я в психологии вызывают противоречия. Интеграция и структуризация знания по вопросу телесного я является одной из сложных теоретических и практических задач психологического знания [5]. Телесное я играет значительную и неоднозначную роль в развитии личности дошкольника
Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет сделать вывод, что изучение особенностей формирования телесного я субъекта в данный период представляет собой малоизученную область психологического знания. Будучи первоосновой личностного пространства ребенка, телесное я является особенно важным, т.к. оказывает значительное влияние на развитие гармоничного образа я человека.
Американский психолог Г. Олпорт в своих исследованиях констатировал: «Телесное ощущение всегда является якорем нашего самосознания» [3]. Ребенок уже в раннем возрасте начинает овладевать своим телесным я, физическим я. В дошкольном возрасте приобретаются такие черты как моторная ловкость, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и т.д.
Опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми способствует продвижению ребенка в самопознании и формировании отношения к своему телу [1]. Сопричастность в реальных взаимоотношения оказывается также основой формирования половой идентичности ребенка. В отличие от половой принадлежности половая идентичность (половое самосознание) – это представление субъекта о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половым эталоном. Наиболее сензитивный период формирования половой принадлежности – это возраст до 3-4 лет.
Понимание себя как самостоятельного субъекта, как уникального я, осуществляется через телесные чувствования, «образ тела», визуальный образ своего отражения. В психоанализе формирование «Я» ребенка связывается с отделением (в прямом и переносном смысле) ребенка от матери. Отделяясь от матери как биологическое существо, ребенок все более связывается с ней, с отцом, с другими взрослыми и детьми как существо социальное [2]. Прежде всего имеется в виду развитие самоидентичности, т.е. формирование представлений о том, «кто я есть».
В настоящее время многие дети имеют определенные затруднения в развитии. Психологи обратили внимание, что ребенок, который плохо чувствует свое тело не может управлять своими движениями, что в последствии проявляется и в предметной деятельности, а также при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Часто причиной подобных нарушений является отклонение в образовании границ своего «Я». Следует принять во внимание, что формирование границ «Я» определяет наличие границ своего «телесного я» [4]. Определение границ своего я соизмеримо с границами тела, является базовым свойством различных видов поведения.
Образ тела – основа образа Я и понимание того как ребенок ощущает части своего тела и управляет ими. Учет положения тела и его органов в пространстве, соотнесение функционального состояния происходит постоянно. На уровне организма как целого возникают и формируются особые интегральные образования, облегчающие организму интерпретацию сведений о нем самом. Показателем освоения ребенком самого себя выступает способность к рефлексии.
Степень развития телесного я ребенка способствует восприятию ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.). Практическая значимость заключается в своевременном выявлении нарушений в формировании телесного я и коррекции данного процесса.
Литература 1. Агарева, М.В. Образ телесного я детей как фактор их самосознания. [Электронный ресурс] 2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967. – 192 c. 3. Олпорт, Г. Становление личности. – М.: «Смысл», 2002. – С. 254. 4. Пивненко, Т.В. «Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2008. – С. 4. 5. Самозванова, Е. А. Проблемы и перспективы исследования телесного я в раннем детстве// Materials of the VII International research and practice conference / «Modem problems and prospects of science and education», 15-17 November 2012, //Scientific journal «Aspect». – Donetsk: «Tsyfrovaya tipografia» Ltd, 2012. – 83-85. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.
|