На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль семьи и школы в профилактике суицидального поведения подростков
Роль семьи и школы в профилактике суицидального поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пронина Наталья Андреевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: профилактика, подросток, семья, школа, классный руководитель.

В современной России в последнее время участилось количество подростковых самоубийств. Об этом свидетельствует данные статистики. «По официальным данным количество самоубийств с 2021 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети - дети и подростки» [5].
Причин тому великое множество. Самой главной опасностью, на наш взгляд, является тлетворное влияние средств массовой информации, которые тиражируют печальные новости. Современные подростки живут в огромном информационном пространстве, где нет границ, государств. Сразу любой факт становится известным большой аудитории. Популярность различных социальных сетей также ведёт к распространению информации о самоубийствах и, как следствие, к копированию деструктивного поведения.
Большое количество людей с нестабильной психикой создают в социальных сетях так называемые группы смерти, где находят себе мишени и склоняют подростков к самоубийству, удовлетворяя свою нездоровую тягу к манипулированию людьми.
Такие группы, как печально известный «Синий кит» романтизируют смерть. Вступая в такое сообщество, подростки до конца не отдают себе отчёт, какую опасную игру они затеяли. Играя со смертью, нанося себе повреждения, подростки до конца не осознают всех печальных последствий своего поведения, не понимают, что может все печально закончится.
Особенности подросткового возраста, например, депрессия, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие морально-этических ценностей, низкая самооценка, потеря смысла жизни, завышенный уровень притязаний, безответная любовь могут также привести к желанию у подростка покончить жизнь самоубийством.
Информационный стресс, резкое повышение ритма жизни также могут спровоцировать подростка с нестабильной психикой.
Проблемы в общении со сверстниками или со взрослыми могут привести к печальным последствиям.
Злоупотребление алкоголем, наркотиками или другими запрещёнными веществами также может негативно отразиться на психике и привести к печальным последствиям.
Буллинг со стороны одноклассников тоже может стать причиной суицида.
Нестабильная обстановка в семье: развод, конфликты родителей, гибель одного из близких родственников также могут спровоцировать подростка на такой страшный шаг.
Под суицидальным поведением мы будем проявление любого деструктивного поведения, которое может выражаться в мыслях о смерти, намерениях покончить жизнь самоубийством, угрозах, попытках и даже покушении на собственную жизнь и здоровье.
Данная тема очень актуальная и многоаспектна, изучается различными специалистами: психологами, психиатрами, педагогами, юристами. Среди них работы А.В. Грачевой [1], О.Ю. Гроголевой [2], Е.А. Селивановой [3] и др.
Профилактические мероприятия будут эффективны только в том случае, если объединить усилия всех участников образовательного процесса.
Классный руководитель проводит целый ряд мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения. Среди них выявление учащихся группы риска, сбор информации о семьях учащихся, классные часы по профилактике суицида среди подростков, индивидуальные беседы с учащимися группы риска, анализ документальных и художественных фильмов, круглые столы, конкурсы сочинений о смысле жизни, дискуссии, диспуты, встречи учащихся с представителями различных конфессий, с психологами, наркологами, гинекологами, медицинскими работниками.
Очень большая разъяснительная работа должна вестись с родителями учащихся, на родительских собраниях должны подниматься такие вопросы, как группы смерти, взаимоотношения в семье. Также можно проводить диспуты, дискуссии, просветительские лекции и т. д.
Очень важна работа педагога-психолога, который может провести ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить индивидуальные особенности учащихся подросткового возраста, такие как тревожность, депрессия, агрессивность, дети группы риска должны быть под наблюдением психолога, им во время должна быть оказана психологическая помощь, проведена индивидуальная беседа в кабинете психолога, также можно проводить тренинги и мастер-классы, направленные на преодоление стресса, профилактику конфликтов.
Педагог-психолог должен проводить разъяснительную работу с учи- телями-предметниками и родителями, читать лекции «Что такое суицид? Причины подросткового суицида. Профилактика», «Профилактика стресса и суицида в подростковой среде», тренинги для педагогов на командообразование, профилактику стресса, конфликтологическую и коммуникативную компетентность.
Также необходимо проводить индивидуальные беседы с учителями.
Педагог-психолог, социальный педагог и классный руководитель должны регулярно посещать учащихся дома. Работа социального педагога также должна носить регулярный характер, это работа с учителями и выступления на педсовете.
Учителя-предметники также должны принимать активное участие в профилактике суицидального поведения. Ведь они не просто преподносят учащимся знания по какому-либо предмету, они воспитывают подрастающее поколение, прививают базовые человеческие ценности, формируют личность средствами своего предмета.
Большую роль в формировании человеческой личности играет семья. Родители должны принимать активное участие в воспитании своего отпрыска, не перекладывая всю ответственность на школу. Необходимо принимать своего сына или дочь как активную и самостоятельную личность со своими взглядами, ценностями, мировоззрением, интересами, нельзя ни в коем случае критиковать и унижать человеческое достоинство, ребёнок может закрыться, отгородиться за стеной равнодушия и молчания.
Очень важно не доводить дело до конфликта, а обсуждать сразу все претензии и разногласия, донести до подростка свою точку зрения бывает очень непросто, но нужно постараться это сделать.
Хорошо, если в семье между всеми её членами установлены доверительные взаимоотношения, принято все обсуждать, то ребёнок поделиться своими проблемами, попросит совета или помощи, родители как умудрённые жизненным опытом подскажут ему как выйти из непростой ситуации.
Очень важно не бояться откровенных разговоров с подростком на разные темы. Тогда он в ответ так же проявит откровенность. Заботливые и доверительные отношения в семье способствуют формированию эмоционально устойчивой и гармонически развитой личности.
Родителям необходимо научить коммуникативной компетентности: быть активным слушателем, уметь выслушать подростка, хотя порой его проблемы кажутся нам, взрослым слишком мелкими и несерьёзными.
Необходимо проявлять поддержку подростку во всех его начинаниях, мотивировать, вселять в него уверенность в своих силах.
Можно поговорить о смерти и других вечных темах, так как у подростка нет понимания того, что, перейдя черту, которая отделяет жизнь и смерть, он не сможет вернуться назад. В силу возраста подростки до конца не осознают все страшные последствия своего поступка, думая, что они бессмертны. Это связано с тем, что они не задумывались о вечных темах, не встречали смерть в своей жизни.
Если было замечено какое-то тревожащее поведение, и подросток замкнут и не идёт на контакт, то необходимо обратиться к психологу.
Очень важно проводить профилактическую работу, которая позволит снизить количество самоубийств. Все участники образовательного процесса должны принимать в ней активное участие. Только совместными усилиями семья и школа сможет помочь подростку предотвратить самоубийство.
Список литературы
1. Грачева А.В. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте / А.В. Грачева, А.А. Бажинова // Территория науки. - 2016. - №4. - С. 8-12.
2. Гроголева О.Ю. Ошибки родительского воспитания как предикты суицидального риска в подростковом возрасте / О.Ю. Гроголева // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2018. - №3. - С. 41-53.
3. Селиванова Е.А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь подростка от игр
со смертью / Е.А. Селиванова // Метеор-Сити. - 2017. - №3
4. Статистика суицидов в 2021 году в России
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.