На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Сталкинг: понятие, разрушающее безопасную образовательную среду
Сталкинг: понятие, разрушающее безопасную образовательную среду
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Узденов Таулан Хийсаевич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, психологически безопасная среда обучения, сталкинг, преследование, навязчивость.

В образовательном учреждении вся деятельность основана на общении. Большую часть времени за день обучающиеся проводят в школе, в коллективе друзей и знакомых. Поэтому необходимо, чтобы образовательная среда была благоприятной в психологическом плане.
Однако много факторов, которые отрицательно влияют на учеников. Одним из таких раздражителей является сталкинг. Сталкинг - это преследование, проявление чрезмерного внимания к индивиду, что проявляется в долгом общении, желании постоянно быть рядом, постоянных смс и других формах.
Сталкеры используют различные виды психологического давления, навязчиво демонстрируют желание сблизиться, подружиться, вступить в романтические отношения, заставляют чувствовать себя виноватыми, шантажируют, пишут оскорбления, угрожают своим жертвам физической расправой. Таким образом, жертва более не чувствует себя в безопасности, постоянно ощущая давление со стороны преследователя. Для нее перестает существовать личное пространство, даже дома невозможно почувствовать себя комфортно. А самое главное - жертва понимает, что никто не может ей помочь.
В школьном возрасте человек ищет себе друга или личностное общение с противоположным полом. Поэтому сталкер начинает действовать: подходит знакомиться с человеком, начинает постоянно общаться с ним, узнает подробнее информацию о нем.
Человек, подвергающийся преследованию, не может чувствовать себя в безопасности. Если сталкер - это учащийся той же школы, нахождение в образовательном учреждении становится невыносимым. Жертва думает только о том, чтобы избежать внимания своего обожателя. Конечно, ни о каком психологическом комфорте не может идти и речи.
Если говорить о сталкере не из одной с жертвой школы, а из другой, то нельзя будет представить безопасное передвижение с дома в школу или обратно. Так, ученик будет думать, как бы ему безопасно добраться домой, а эти мысли будут наталкивать на беспокойства и разрушение безопасной образовательной среды. Учащийся не захочет по этой причине посещать часто школу.


Сталкинг бывает разных видов:
1. Виртуальный сталкинг (преследование человека в социальных сетях через смс, звонки). Сталкер, не выходя из дома и не следуя за жертвой, может знать, где он и что любит делать, так как ученики делятся своей жизнью в сети Интернет, доступ к которому есть у всех.
2. Реальный сталкинг. Это понятие более страшное для жертвы, чем вышеуказанный. Данный вид предполагает физическое присутствие сталкера в различных местах, где чаще всего бывает жертва.
Сталкер чувствует нездоровое влечение к своему объекту обожания. Ему кажется, что он влюблен, и он хочет показать свои чувства, а также, чтобы возлюбленный испытывали то же самое. На самом же деле сталкеру нравится ощущать свой контроль над жизнью другого человека. Такое явление называют «комплекс Бога». Сталкер считает себя всемогущим, им движет только желание обладания, в одиночку и без компромиссов.
Что же чувствует жертва. Она чувствует беспомощность и психологический дискомфорт. Сталкинг заставляет жертву всё чаще сидеть дома вместо посещения занятий, что отрицательно сказывается на успеваемости обучающегося.
Наказуем ли сталкинг в России? Конечно! Это опасное явление в современном обществе набирает все большие обороты. Поэтому необходимо решать данную проблему на государственном уровне.
Жертве нельзя молчать при преследовании кем-либо. Не нужно молчать о попытках сталкера преследовать учащихся, так как в школе ученик должен чувствовать себя защищенным.
Таким образом, проблема является актуальной, она несет угрозу психологической безопасности образовательной среды, здоровью и жизни учеников.
Однако способы борьбы с этим явлением есть, пусть и в зачаточном состоянии, но это внушает надежду, что в будущем наказание за подобное деяние будет прописано на законодательном уровне, а в сознании людей не будет появляться идей навязчивого преследования другого человека.


Список литературы
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 464 с.
2. Сталкинг (преследование). Википедия. Свободная энциклопедия
3. Мальцев В.В. Оценка следователем общественной опасности посягательства: учеб. пособие / В.В. Мальцев. - Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1986. - 64 с.
4. Смирнов В.И. К вопросу о сущности преступного деяния (критический очерк) / В.И. Смирнов. - Харьков: Форт, 1998. - 31 с.
5. Иевлева А.Ю. Сталкинг как явление, препятствующее созданию психологически безопасной образовательной среды / А.Ю. Иевлева, И.Л. Федотенко

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.