На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Профилактика конфликтов в образовательном учреждении для создания благоприятной среды
Профилактика конфликтов в образовательном учреждении для создания благоприятной среды
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Чепурной Иван Валерьевич бакалавр, студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: безопасная образовательная среда, конфликты в образовании, благоприятная среда обучения, учащиеся, социализация, подростковый возраст, образовательное учреждение.

Проблемы в образовательном учреждении набирают все большие обороты, следовательно, на них необходимо обращать больше внимания. Так как проблемы в обучении влияют на безопасность образовательной среды, необходимо своевременно разрешать все проблемы.
Конфликт как категория, как феномен объединяет в себе широчайший круг сложных по своей природе явлений: психофизиологических, личностных, социальных. В современной неприятной эпидемиологической ситуации возрастает тревожность, напряженность, страх заражения, что увеличивает вероятность появления различных видов конфликтов.
Образовательный процесс стал более инклюзивным. Иными словами, в современной образовательной системе нет особого разделения, то есть объединено обучение детей с разными физическими или психическими возможностями. Также в многонациональной стране происходит объединение всех людей разных нацией, то есть в одной школе или другом образовательном учреждении обучаются дети разного происхождения.
Эти вышеперечисленные факторы могут послужить причиной создания конфликтов из-за разных взглядов на жизнь. Чаще возникают конфликты между особыми детьми и школьниками, чьё развитие соответствует норме. Что также актуализирует проблему исследования конфликтов.
Данная модель представляет схематическую попытку отразить психологическое содержание конфликта в подростковой среде как основополагающего фактора формирования адекватного поведения в конфликте и повышение уровня конфликтологической компетентности.


Данная статья посвящена способам решения данных конфликтов в образовательном процессе. Профилактика данных проблем скрывается в следующих действиях:
1. В первую очередь необходимо ввести ознакомительный разговор с обучающимися. Это можно сделать с помощью прохождения тестирования, прочтения теоретического обращения педагога. Задачами будет следующее: ознакомление учеников с конфликтом, понятие влияния конфликта на психику учащихся, разговор с учениками о видах конфликтов, о возможном развитии конфликта, беседа о способах обхода конфликтной ситуации и решения проблем.
2. После ознакомления учеников с понятием «конфликт» необходимо перейти непосредственно к рассмотрению отдельных конфликтных ситуаций, которые возникли в конкретном образовательном учреждении: с помощью диалога, тренингов или индивидуальных консультаций необходимо разобраться в причине конфликта между некоторыми учащимися и найти способ решения данной сложной ситуации.
3. Заключительное действие будет в положительном использовании учащимися полученных знаний по поводу конфликтов в образовательном учреждении; это позволит минимизировать случаи конфликтов между обучающимися.
Таким образом, результатом реализации модели является формирование адекватного поведения в конфликте, повышение уровня конфликтологической компетентности.

Цель Профилактика конфликтов в подростковом возрасте

Компоненты профилактики в подростковом возрасте

Когнитивный
компонент

Личностный
компонент

Коммуникативный
компонент

Поведенческий
компонент

Освоение теоретической части курса «Я знаю о конфликте всё»

Самооценка

Готовность к взаимодействию

Стороны
конфликта

Формирование убеждений представлений

Самообразование

Тип отношений

Предмет
конфликта

 

Самоконтроль

Виды поведения в конфликте

Условия
конфликта

Уравновешенность

 

Подчинение

Результат
конфликта

Общительность

 


Рис. 1. Профилактика конфликтов в образовательном учреждении

Для правильного выбора способа разрешения конфликта необходимо знать, какие бывают конфликты:


1. По природе возникновения: социальные (социальные противоречия), организационные (неправильная организация деятельности), эмоциональные (переживание отрицательных чувств).
2. По источникам возникновения: объективно обусловленные (не зависящие от взаимоотношений учащихся), субъективно обусловленные (связаны с особенностями личностей, взаимодействующих в процессе образования).
3. По направлению воздействия: вертикальные (участвуют люди разных уровней, например, учитель и ученик), горизонтальные (участвуют люди одинаковых уровней, например, ученик и ученик).
4. По способу разрешения конфликта: антагонистические (принуждение к примирению со стороны учителя), компромиссные (разрешение конфликта путем взаимного согласия и примирения).


В современной образовательной организации чаще всего возникают следующие виды конфликтов:
1. Личностные конфликты, вызванные личными проблемами обучающихся, которые обусловлены следующими аспектами: недостаточной компетентностью педагогического состава, высокой личностной тревогой педагогов или учеников.
2. Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью.
3. Коммуникативные конфликты, вызванные личными ценностными ориентирами одного ученика, которые не принимаются другим учащимся.
4. Организационные конфликты, которые вызваны неправильной организацией образовательного процесса.
5. Педагогические конфликты, вызванные некомпетентностью учителя, несовершенством организации образовательного процесса, в манипуляциях оценками.


Предупреждение конфликта в образовательной организации - педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что управление конфликтными ситуациями с дальнейшим ее урегулированием - важная проблема в современном обществе.
Важна эффективность управления конфликтом, быстрое нахождение путей решения ситуации. А это под силу только опытному педагогу или школьному психологу.


Список литературы
1. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2017. - 397 с.
2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2014. - 246 с.
3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
4. Козырев Г. Основы конфликтологии / Г. Козырев. - М.: Форум, 2010. - 240 с.
5. Любимова Г.Ю. Психология конфликта / Г.Ю. Любимова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.


Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.