На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности самоотношения у подростков как условие формирования саморегуляции
Особенности самоотношения у подростков как условие формирования саморегуляции
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н. В. Лемеш

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Минск).

Обращение в последние годы к проблемам развития личности обусловлено приоритетностью ценностного отношения к человеку как носителю культурных традиций. Одной из проблем развития личности является становление самосознания, которое проходит ряд сменяющих друг друга этапов. Подростковый возраст в этом смысле считается максимально критическим. Л. С. Выготский считал формирование самосознания основным новообразованием подросткового периода. Эмоциональная сторона самосознания включает «отношение к себе» и «самооценку». Самоотношение подразумевает как оценочное, так и безоценочное, эмоциональное отношение. Существуют направления в психологической науке, когда эмоциональные процессы отождествляются с ядром личности. «Аффекты, в частности эмоции, являются основными организующими и контролирующими силами в сознании, самосознании, Я-концепции» (К. Изард). Исследование самоотношения важно для адекватного понимания личности в целом, а также для решения различного рода вопросов, связанных с деятельностью человека. Готовность к деятельности и ее характер зависят от того, как к себе относится человек. Положительное отношение к себе создает психологический комфорт, что благоприятно для деятельности. Негативное отношение к себе не всегда осознается, что препятствует созданию объективного представления о своем Я. Это влечет за собой возникновение различного рода трудностей в деятельности.
Существует несколько подходов к решению вопроса о природе самоотношения. Во-первых, самоотношение понимается как обобщенное одномерное образование, которое отражает степень положительного или отрицательного отношения к себе. Это обобщенное самоотношение интегрируется из частных самооценок. При этом вопрос о внутреннем строении самоотношении не ставится. Во-вторых, самоотношение имеет трехкомпонентную структуру: когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты (Сарджве- ладзе Н. Н.). В третьих, выделяют три фактора в структуре самоотношения: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение. (Столин В. В., Пантилеев С. Р.) Существует общее недифференцированное чувство «за» или «против» Я, оно является суммацией позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям. «Симпатия-антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции по отношению к себе. «Уважение-неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует оценочный компонент. «Близость- отдаленность» отражает субъективную близость к объекту отношения. Факторы самоуважения, аутосима- тии, самоуничижения разделены в феноменологическом пространстве индивида. Увеличение показателей по одному из факторов не ведет к увеличению или уменьшению по другим. Фактор аутосимпатии стабилизирует систему самоотношения: он не зависит от других факторов - самоуважения и самоуничижения, а также не зависит от личностных особенностей подростка.
По данным современных исследований, положительное самоотношение предопределяет благоприятное развитие личности подростка, а собственно подростковый кризис характеризуется неустойчивым самоотношением, повышенной внутренней конфликтностью и низкой самоценностью. Выявление особенностей самоотношения в подростковом возрасте имеет важное практическое значение. На основе знаний об отношении подростка к себе можно на научной основе организовывать воспитание школьников в учебных заведениях и семье. Практика психоконсультационной работы говорит о том, что у многих взрослых людей неадекватное самоотношение, что является причиной их трудностей и неудач. Коррекция отношения к себе у взрослых людей по многим причинам затруднена. У подростков коррекция и формирование самоотношения, которое способствует развитию саморегуляции, протекает естественнее и легче, т. к. соответствует потребностям этого возрастного этапа онтогенеза.


Исследование особенностей самоотношения у подростков.


Саморегуляция у подростков выступает как возможность адекватного взаимодействия с окружающей средой. Поэтому важным является изучение тех процессов, на основе которых она формируется, - самопознания и самоотношения. В исследовании, направленном на изучение особенностей структуры самоотношения, приняли участие 198 подростков (мальчиков и девочек) г. Минска и г. Ивацевичи. Нами были получены следующие результаты.
У девочек-подростков фактор «самоуважение» наибольшее значение принимает в 11 лет (Х=26.60- 4.11). Затем в 12 лет (Х=20.08-5.45), в 13лет (Х=21.38-5.16), в 14 лет (Х=22.40-1.24) уровень фактора «самоуважения» снижается, обнаружены достоверные различия. Самоуважение предполагает процесс оценки себя в сравнении с социально значимыми критериями, нормами, эталонами. Поиск границ Я у подростков происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит, прежде всего, через общение с другими. Мнение других является важнейшим строительным материалом самоуважения, это делает подростков сверхчувствительными к сфере отношений. Снижение показателей по фактору самоуважения указывает на трудности у девочек- подростков при взаимодействии с окружающими.


Фактор «аутосимпатии» связан с чувствами и переживаниями в адрес собственного Я. В основе фактора обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду с низким или высоким уровнем самоуважения. По данному фактору у девочек-подростков обнаружено достоверное различие: в 12 лет (Х=15.15-3.95), а в 13 лет (Х=18.80-4.32). Следовательно, несмотря на уменьшение самоуважения, аутосимпатия у девочек в возрасте 13 лет увеличивается.
Значения по фактору самоуничижения возрастают от 11 к 12 годам и далее к 14 годам. Различие между возрастными группами 11 и 14 лет является достоверным. Данный факт отражает тон негативного эмоционального отношения к себе, который усиливается у девочек в подростковом возрасте.


Не существует связи между динамикой факторов самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Установлено, что у девочек-подростков значение по фактору самоуважения уменьшается, а по фактору самоуничижения увеличивается. Однако это не означает, что уменьшение самоуважения ведет к увеличению самоуничижения. Эти факторы, по мнению Столина В. В., оказываются разделенными в феноменологическом пространстве индивида. Это своеобразная защитная реакция личности на отрицательные эмоции, которая направлена на блокирование антипатии к себе. Аутосимпатия стабилизирует систему самоотношения, т. к. не зависит от других факторов - самоуважения и самоуничижения, а также не зависит от личностных особенностей подростка.
У мальчиков-подростков в 12 лет наблюдаются высокие показатели по факторам самоуважения и аутосимпатии. Однако, по фактору самоуважения наблюдается снижение показателей с 12 лет (Х=26.20-4.29) к 13 годам (Х=22.82-4.18). По фактору самоуничижения, наоборот, зафиксировано увеличение значений с 12 лет (Х=11.83-2.46) к 14 (Х=13.60-2.82).


Итак, существуют различия в структуре самоотношения у подростков разного возраста. Нами описаны наиболее общие тенденции развития и механизм защиты личности подростка. По фактору аутосимпатии зафиксировано увеличение значений как у мальчиков, так и у девочек. Стабилизирующее действие этого фактора проявляется в обобщенном чувстве симпатии, которое существует независимо от уровня факторов самоуважения, самоуничижения. Фактор аутосимпатии начинает формироваться на более ранних этапах онтогенеза и является важным элементом в самоотношении личности. Недостаточное развитие фактора аутосимпатии, на наш взгляд, дестабилизирует структуру самоотношения. В результате у подростков возникают трудности в развитии саморегуляции.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.