На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Стратегии поведения в конфликтно-напряженных ситуациях в зависимости от уровня саморегуляции личности
Стратегии поведения в конфликтно-напряженных ситуациях в зависимости от уровня саморегуляции личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кожушко С.Н.
Научный руководитель: Таллибулина М.Т., к.психол.н., доцент


Введение

Общество как целостное образование, как совокупность индивидуальностей, характеризуется сложной системой межличностных отношений. Субъекты этих отношений не только имеют постоянную взаимосвязь, но и претерпевают столкновение взглядов, идей, мнений, позиций, характеров.


Каждый человек по-своему уникален, и, благодаря этой уникальности, не повторимости, имеет свои, зачастую ни с кем не схожие представления об окружающем его мире, и о том, как в нем можно и нужно развиваться, выстраивать отношения с другими людьми, разрешать возникающие ситуации, кроме того, каждый преследует свои, порой кардинально противоположные окружающим, цели, что неминуемо приводит к возникновению ситуаций, которые в психологии принято называть конфликтно-напряженными (конфликтными) ситуациями.


То, как ведут себя люди в возникших конфликтно-напряженных ситуациях, какую из стратегий (стилей) поведения они выбирают обусловлено, в том числе, характером саморегуляции каждого из участников и напрямую взаимосвязано с желаемым каждым из них результатом разрешения данной ситуации.


В связи с этим, важно понять, каким образом параметры саморегуляции конкретной личности взаимосвязаны с ситуацией выбора стратегии поведения в конфликтно-напряженных ситуациях.


Психологические исследования стилей конфликтного поведения начались в середине прошлого столетия в США и на сегодняшний день представляют собой хорошо разработанную область исследований.
Понятие саморегуляции достаточно полно раскрыто в отечественной психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные-психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.


Особый интерес для нас представляет вариативность предпочтения тех или иных стратегий поведения в конфликте в зависимости от личностных особенностей индивида. Как и многие другие формы социального поведения, действия личности в конфликтно-напряженных ситуациях детерминированы множеством факторов (Гришина, 2016). Среди них - личностные и ситуативные особенности, специфика восприятия конфликта, не всегда причины и факторы оказывают решающее значение на разрешение конфликтно-напряженных ситуаций, велика и все еще недостаточно изучена роль и место параметров саморегуляции личности их участников.


В силу этого актуальным становится выявление взаимосвязи стратегий поведения в конфликтно-напряженных ситуациях и типа саморегуляции личности.


Проблема исследования обусловлена, с одной стороны, как недостаточной разработанностью данной темы исследования в отечественной и зарубежной психологической науке, так и отсутствием методик для заблаговременного анализа возможности, степени частоты возникновения и силы протекания конфликтно-напряженных ситуаций, а также своевременного реагирования и разрешения в ключе максимального благоприятствования для всех заинтересованных сторон данной ситуации в работе практического психолога.


Цель: исследовать стратегии поведения личности в конфликтнонапряженных ситуациях и соотнести их со стилевыми особенностями саморегуляции личности.


Объект: стратегии поведения личности в конфликтно-напряженных ситуациях как психологический феномен.


Предмет: взаимосвязь стратегий поведения личности в конфликтнонапряженных ситуациях с параметрами ее саморегуляции.


Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что преобладающими стратегиями поведения воспитанников суворовского военного училища в конфликтно-напряженных ситуациях с учетом специфики образовательного учреждения, возрастных особенностей и гендерной принадлежности являются: соперничество, избегание и компромисс, связанные соответственно с такими стилями саморегуляции личности как самостоятельность, а также избегание и приспособление на фоне высокого общего уровня саморегуляции. При этом меньшее распространение имеет стратегия сотрудничества.


Метод


Участники исследования


Объем выборки 80-100 воспитанников ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» мужского пола в возрасте от 14 до 15 лет.


Психодиагностический инструментарий


В процессе исследования был использован метод анализа научной литературы по изучаемой проблеме.
В дальнейшем предполагается проведение эмпирического исследования с использованием следующих методик:
• «Стратегии невербального поведения в конфликтно-напряженных ситуациях» Н.И. Леонова;
• тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверьковой, Е.В. Эйдмана;
• экспресс методика «Стиль саморегуляции поведения детей» (ССПД 1-М) В.И. Моросановой;
• тест-описание «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях» Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).


Методы анализа данных


Критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ по методу Спирмена.


Результаты и обсуждение


Анализ результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы:
• в научной литературе отсутствуют исследования, связанные с определением взаимосвязи стратегий поведения в конфликтно - напряженных ситуациях и характера саморегуляции личности;
• существует объективная необходимость соотнесения стратегий поведения в конфликтно-напряженных ситуациях с типами саморегуляции личности на эмпирическом уровне для целей определения психологами, медиаторами методов практической работы с участниками конфликтно-напряженных ситуаций.
Определение взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с типами саморегуляции личности будет способствовать оптимальному подбору методик для медиации возникшего конфликта, повышению осмысленности процесса достижения ситуации наибольшего благоприятствования для всех участников конфликта.


Заключение


Основная проблема, на решение которой направлено исследование, заключалась в дефиците исследований взаимосвязи стратегии поведения в конфликтно-напряженных ситуациях и типа саморегуляции личности.
В ходе работы был проведен анализ литературы по теме исследования, были актуализированы возможные методики для предстоящего эмпирического исследования.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения данной проблемы, выработки конкретных практических методик работы психолога по своевременной диагностике возможных конфликтно-напряженных ситуаций и их конструктивному разрешению.


Библиографический список


1. Байдок А.С., Хусаинова Ж.К. Особенности саморегуляции подростков в конфликтной ситуации // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. Оренбург, 2018. С. 7-15.
2. Гасан А.С. Поведение личности в конфликтной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. № 1. С. 51-56.
3. Грядская Т.И. Типы конфликтных личностей и их психологические особенности // Российская наука: тенденции и возможности: сборник научных статей. М., 2019. С. 154-157.
4. Конопкин O.A. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
5. Кузнецова Л.Э., Любченко А.А. Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте // Молодой ученый. 2017. № 10(144). С. 372-374.
6. Леонтьев Д.А. Становление саморегуляции как основа психологического развития: эволюционный аспект // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 68-84.
7. Маленова А.Ю., Соловьева Ю.Ю. Взаимосвязь эмоционально-волевых особенностей подростков и стратегий поведения в конфликте со сверстниками // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности: материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2017. С. 140-143.
8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека: монография. М.: Наука, 2001. 192 с.
9. Попова Ю.И., Никонова В.С. Мотивационные регуляторы агрессивного и конфликтного поведения военнослужащих // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 258-261.
10. Хрусталева Т.А., Пяткина О.А. Психологические факторы, детерминирующие выбор поведения в конфликте // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 27-30.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.