На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности свойств личности младших подростков в зависимости от пола в семьях с разным типом детско-родительских отношений
Особенности свойств личности младших подростков в зависимости от пола в семьях с разным типом детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Загородняя А.С.
Научный руководитель: Кирилова Н.А., к. психол., наук, доцент

Введение


Семья всегда рассматривалась в науке как тот социальный институт, благодаря которому происходит интеграция личности ребенка в сложную для него систему социальных отношений и взаимодействий. Результаты этого процесса интеграции преломляются через особенности личности ребенка и в последующем выражаются в формирующемся личностном отношении к окружающим, к действительности, к деятельности. Важным фактором в данном процессе выступает влияние детско-родительских отношений на становление личности младшего подростка, вступающего в стадию трудного, нестабильного, характеризующегося всплеском физиологических и психологических изменений, возрастного периода. Взаимодействие родителя и ребенка призвано обеспечить формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала. Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную (Васягина, 2013).
Исследованием взаимосвязи характера детско-родительских отношений и развития свойств личности ребенка занимались А.М. Акбаева, Ф.Х. Койчуева (2020), Л.Р. Аптикиева (2014), Н.Н. Васягина (2013), А.В. Григорьева, Р.К. Акчулпанова (2015), А.А. Мусина (2016), Р.В. Овчарова (2019). Авторы едины в своих взглядах на то, что семья выступает одним из главных институтов социализации личности ребенка, а внутрисемейные отношения играют особую роль в развитии его личностных свойств, нравственных идеалов, способов социального взаимодействия. При этом, отмечается, что опыт, который ребенок приобретает в условиях семьи, может оказаться односторонним по причине того, что родители заостряют внимание на развитии в ребенке отдельных качеств, игнорируя необходимость формирования других, важных личностных характеристик, что обусловливает трудности в личностном становлении ребенка в младшем подростковом возрасте (Григорьева, 2015).
Напротив, когда в отношениях родителей и детей преобладает теплый эмоциональный контакт, взаимоуважение, стремление родителей выстраивать сотрудничество, учитывая индивидуальность ребенка, это оказывает положительный эффект на формирование его самостоятельности в младшем подростковом возрасте (Акбаева, Койчуева, 2020).


Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи свойств личности младших подростков и родительского отношения в семье в зависимости от пола.


Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Существуют типы семей с разными детско-родительскими отношениями.
2. Существуют различия в личностных характеристиках младших подростков (тревожности и акцентуаций характера) в зависимости от типа родительского отношения.
3. Существуют особенности взаимосвязей акцентуаций характера и тревожности младших подростков и параметров родительского отношения в зависимости от типа детско-родительских отношений.
4. Мальчики-подростки и девочки-подростки различаются по тревожности и акцентуациям характера, родительским отношением к ним.
5. Существуют особенности взаимосвязи родительского отношения, тревожности и акцентуаций характера в связи с полом.


Метод


Исследование проводилось в 2020-2021 году, в нем приняли участие 104 семьи, имеющих младших подростков в возрасте 10-12 лет, обучавшихся на момент исследования в 4 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», с отдельным изучением отдельных предметов. Количество мальчиков составило 55 человек (52,9 %), девочек - 49 человек (47,1 %). Среди испытуемых подростки из полных и неполных семей. Испытуемые формировались путем случайной (рандомизированной) выборки.


Исследование проводилось с помощью следующих методик:


1. «Методика диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса».

2. «Опросник Леонгарда Шмишека» для исследования акцентуаций характера.

3. «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).


Методами обработки данных служили:
1) критерий Шапиро-Уилка для оценки распределения значений;
2) кластерный анализ методом К-средних для выявления типов семейных отношений;
3) сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни для оценки различия в связи с типом родительского отношения и в зависимости от пола подростков;
4) корреляционный анализ Спирмена для определения взаимосвязей свойств личности младших подростков и особенностей родительского отношения в группах с разным типом родительского отношения и в зависимости от пола.


Результаты


Были проанализированы данные по нормативным показателям акцентуаций характера, параметров родительского отношения и школьной тревожности. В результате оказалось, что младшие подростки из выборки оказались более акцентуированными, а при сопоставлении с данными, представленными Р.В. Овчаровой (2019), их родители характеризовались более отвергающим отношением к детям.
В результате применения кластерного анализа методом К-средних исходная выборка родителей была разделена на группы. В качестве основы для кластеризации были выбраны показатели Отвержение, Кооперация и Симбиоз и были выделены 2 кластера.
В первый кластер вошел 41 родитель, что составило 40,2 % от общей выборки. В данном кластере значения были сгруппированы около показателей Отвержение (m = 14,37), Кооперация (m = 5,95) и Симбиоз (m = 3,22). Полученные значения соответствуют относительно низкому уровню выраженности для показателей Отвержение и Симбиоз, и среднему уровню для показателя Кооперация.
Второй кластер состоял из 61 родителя (59,8 % от выборки). Значения были сгруппированы около показателей Отвержение (m = 26,61), Кооперация (m = 6,59) и Симбиоз (m = 4,41). Указанные значения соответствуют высокому уровню для всех показателей родительского отношения, кроме показателя Кооперация. Также как и в первом кластере, уровень выраженности соответствовал относительно среднему уровню.
Различия в акцентуациях характера, характеристиках школьной тревожности и параметрах родительского отношения между семьями с благоприятными и неблагоприятными детско-родительскими отношениями были проанализированы при помощи U-критерия Манна-Уитни.
Статистически достоверные различия были получены по многим показателям личностных особенностей младших подростков.
Среди акцентуаций характера наиболее значимые результаты обнаружены для следующих показателей: Застревание, Педантичность, Гипертимность, Дистимность, Тревожность, Циклотимность, Экзальтированность и Эмотивность (р < 0,05).
Среди характеристик школьной тревожности были обнаружены статистически достоверные различия по показателям Переживание социального стресса, Фрустрация потребности в достижении успеха, Страх ситуации проверки знаний, Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (р < 0,05).
Так, в семьях с благоприятными детско-родительскими отношениями были получены достоверные положительные взаимосвязи между параметром родительского отношения Симбиоз и показателями акцентуаций Демонстративность (г = -0,34), Гипертимность (г = -0,32), Дистимность (г = - 0,33), Циклотимность (г = -0,32) и Эмотивность (г = -0,32).
В семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями были получены статистически достоверные взаимосвязи между следующими парами показателей: Отвержение и Дистимность (г = 0,31); Симбиоз
и Педантичность (г = 0,26); Контроль и Неуравновешенность (г = 0,39); Контроль и Гипертимность (г = -0,28); Отношение к неудачам ребенка и Гипертимность (г = 0,27).
Помимо связей параметров родительского отношения с акцентуациями, были обнаружены тесные взаимосвязи между характеристиками школьной тревожности и родительским отношением.
Также выявлены различия, связанные с полом.
В группе девочек-подростков обнаружено множество статистически достоверных положительных и отрицательных взаимосвязей между параметрами родительского отношения и показателями акцентуаций. Значения коэффициентов корреляции находятся в диапазоне от 0,30 до 0,50 по модулю. Характерной особенностью для девочек является наличие взаимосвязей только с тремя (Отвержение, Симбиоз и Отношение к неудачам ребенка) из пяти параметров родительского отношения. Причем только параметр Отношение к неудачам ребенка отрицательно связан с показателями акцентуаций.
В группе мальчиков-подростков обнаружено намного меньшее количество статистически достоверных взаимосвязей между параметрами родительского отношения и акцентуациями. Причем только параметр Отвержение имеет достоверные положительные взаимосвязи с показателями акцентуаций. В частности, параметр Отвержение взаимосвязан с такими акцентуациями как Педантичность (г = 0,33), Дистимность (г = 0,37), Тревожность (г = 0,35). Связи оказались умеренными и характеризуют тот факт, что высокому уровню отвергающего родительского отношения соответствуют высокие значения акцентуаций, проявляющихся в инертности, плохой переключаемости, крайнем перфекционизме, депрессивности, интровертированности, тревожности и подавленном настроении. В целом родительское отношение слабо связано с личностными особенностями мальчиков-подростков.
Далее проведено сравнение параметров родительского отношения и тревожности в связи с полом.
Так, в группе девочек-подростков обнаружены статистически достоверные взаимосвязи между такими параметрами родительского отношения как Отвержение и Симбиоз и характеристиками школьной тревожности Фрустрация потребности в достижении успеха и Страх ситуации проверки знаний (корреляции в диапазоне от 0,36 до 0,55).
В группе мальчиков-подростков параметр родительского отношения Отвержение статистически достоверно положительно связан с характеристикой Переживание социального стресса (г = 0,29).


Обсуждение


Таким образом, акцентуации оказались существенным фактором для детско-родительских отношений и признаком астенических и стенических состояний, вызывающих трудности в обучении. Следовательно, в зависимости от выраженности акцентуаций характера и темперамента и пола подростка родители по-разному к нему относятся. Само отношение родителей в зависимости от пола сказывается в целом на учебной деятельности и школьной тревожности, в частности.


Заключение


В результате работы были сделаны следующие выводы:
1. Семьи младших подростков, различающиеся по типу родительского отношения. Обнаружено, что семьи различаются по степени благополучия отношений в семье. Определено, что младшие подростки отличаются друг от друга по уровню тревожности и выраженности акцентуаций характера в зависимости от благополучия детскородительских отношений.
2. Для семей с неблагополучными детско-родительскими отношениями характерна большая акцентуированность младших подростков. Полученные различия описывают личностные особенности младших подростков из семей с различающимся детско-родительскими отношениями. Данные согласуются с результатами исследования А.А. Мусиной, где выявлено, что дисгармоничность семейного воспитания приводит к формированию акцентуированных черт характера, затрудняющих личностное развитие подростков (Мусина, 2016).
3. В семьях с благоприятными детско-родительскими отношениями характерна согласованность между родительским поведением и личностными особенностями ребенка, а в семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями поведение родителей становится значимым негативным фактором для личности младшего подростка, усиливая нежелательные акцентуированные особенности ребенка. Мальчики и девочки не различаются в выраженности акцентуаций черт личности, школьной тревожности.
4. Также в целом родительское отношение не различалось к девочкам и мальчикам в выраженности. Однако половая специфика обнаружена во взаимосвязи родительского отношения со школьной тревожностью и акцентуациями черт личности младших подростков. Данные результаты подтверждают более ранние исследования.


Библиографический список
1. Акбаева А.М., Койчуева Ф.Х. Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 8.
2. Аптикиева Л.Р. Семья как фактор личностного развития ребенка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7. С. 185-190.
3. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 63-69.
4. Григорьева А.В., Акчулпанова Р.К. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста в семье // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: Сборник научных статей международной конференции. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. С. 1803-1805.
5. Мусина А.А. Семейное воспитание в акцентуации психологического статуса подростков // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 2 (13). С. 24-28.
6. Овчарова Р.В. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. 180 с.
Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.