О.Д. Халтагарова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальные технологии» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ (Россия)
Личность подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов [1].
При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д. При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Следовательно, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем [2, с. 56]. Подобной работой вполне может заниматься общеобразовательная школа. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
Задачи: 1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта. 2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. 3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: 1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг. 2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками. 3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик».
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 25 человек. Объём тренинговой работы - 21 час. Режим работы: тренинг - пять занятий 1-2 раза в неделю; индивидуальнокоррекционная работа (обязательна по результатам диагностики); далее - по запросу. Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования. При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейролингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы: 1. Измерение социального интеллекта подростков. 2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социальнопсихологическом тренинге. 3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 5 занятий длительностью 1 час, общий объем - 21 час. 4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.
Логика построения групповых коррекционных занятий: - 1 занятие - создание благоприятных условий для работы группы, самопознание; - 2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков; - 3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации; - 4 занятие - сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями; - 5 занятие - приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения. Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2-3 месяца. Результативность работы: практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, должны повысить свой социальный интеллект, т.е. должен повыситься уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии).
Список литературы 1. Чернова Е.В. Девиантное поведение личности: взаимосвязь исследовательских подходов к определению причин, его детерминирующих // Высшее профессиональное образование: проблематика, опыт, перспективы: материалы III науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. С. 60-63. 2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для вузов по наир, и спец. «Социальная работа». М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. 494с. Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.
|