О.В. Вовденко, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права», Волжский (Россия)
Непредсказуемость и отсутствие возможности влиять на происходящее, как значимые характеристики исторических процессов развития нашей страны, в значительной степени повлияли на менталитет нации, и создали почву для закрепления у большинства людей чувства беспомощности. Однако глобализация современного мира, интеграция России в мировое сообщество предъявляют к современному человеку иные требования. Теперь ответственность за свою жизнь, все события, происходящие в ней, за успех или его отсутствие принадлежит самому человеку и требует определенных усилий с его стороны. Пассивная позиция ожидания решения жизненных вопросов, принятия решений кем-либо извне оказывается непродуктивной.
Изменения в общественном сознании влияют на все поколения, в том числе на детей и подростков. Характерные черты социальной ситуации развития задают жесткие рамки направлению, содержанию и характеру развития подростка, определяя и нормы возрастного развития. Принимая во внимание особенности подросткового возраста с развивающимся чувством взрослости, обретением психологической независимости от родителей, повышенной степенью интолерантности к ним, при сохранении ценности семьи в ценностных ориентациях и социальных нормах (В.С. Мухина, Ф. Райс и др.), можно утверждать особую роль детско-родительских отношений, выступающую как фактор возникновения и закрепления личностной беспомощности у современных подростков в рамках их семей. По определению М. Селигмана, выученная или приобретенная беспомощность - состояние человека, в котором он научился вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек были поставлен. Как известно, выученная беспомощность определяется наличием дефицита в трех сферах - когнитивной, мотивационной и эмоциональной. Мотивационный дефицит характеризуется отсутствием или нарушением способности действовать, активно меняя ситуацию, когнитивный аспект выученной беспомощности проявляется в неспособности человека обучаться тому, что в схожих ситуациях действие может оказаться достаточно эффективным, и эмоциональный дефицит характеризуется преобладанием подавленного или даже депрессивного состояния, закрепляющегося вследствие бесплодности собственных усилий. Для исследования выученной беспомощности и связи ее проявления у подростков с социальной ситуацией развития, в частности с особенностями родительской позиции по отношению к подросткам, нами были выбраны методики: Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) - методика для родителей подростков; Методика определения атрибутивного стиля (ОСАД) (М. Селигман. В адаптации Д.А. Пиринг), позволяющая изучить когнитивный компонент выученной беспомощности у подростков; Методика изучения Мотивации достижения / Мотивации избегания (МД-МИ) (А. Мехрабиан), позволяющая определить мотивационный компонент проявления феномена «выученной беспомощности» у подростков; Детский опросник неврозов (ДОН) (В.В. Седнев). По результатам ОРО для большинства родителей характерно принятие своего ребенка (96%), отвержение диагностировано у 4% родителей, которые не доверяют ребенку и не уважают его. Все родители демонстрируют социально желательный образ родительского отношения. 78,5% родителей стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, и только 21,5% родителей способны и готовы предоставить своему ребенку свободу, доверяют ему и считают самостоятельным. У 52,7% родителей отчетливо просматривается авторитаризм, в то время, как 47,3% родителей допускают, что мнение ребенка может не совпадать с их собственным, что он имеет право на выбор и отвечает за свою судьбу, прежде всего перед собой. У 25,8% родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. 74,2% родителей доверяет своему ребенку, радуется его успешности и умелости и предоставляют ему достаточно свободы для развития и саморазвития. По результатам методики ОСАД в целом подростки достаточно позитивно оценивают происходящие с ними события, наибольшие баллы имеют шкалы генерализация хорошего и устойчивость хорошего, чуть ниже показатель у шкалы персонализация хорошего. По результатам методики МД-МИ чуть больше трети подростков характеризуются мотивацией достижения, у остальных подростков либо доминирует мотивация избегания, либо мотивация достижения проявляется в отдельных ситуациях или в определенных сферах деятельности подростков. По ДОНу средний уровень депрессии диагностирован у половины подростков. Астения на среднем уровне выявлена у 56% подростков в виде нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности. Высокий уровень тревожности диагностирован у 10%, а средний - у 50% подростков, что свидетельствует об эмоциональном переживании ожидания неблагополучия, предчувствия угрозы, которое считается начальным этапом формирования невротических нарушений большей частью обследованных подростков. Корреляционные связи между показателями родительского отношения и признаками наличия феномена выученной беспомощности свидетельствуют, что определенная родительская позиция в отношении своего ребенка, заключающаяся в отвержении его, отношении к нему как «маленькому неудачнику», неспособному без родителей на что-либо стоящее, строгость и критичность в сочетании с болезненной привязанностью к ребенку, стремлением везде и всюду контролировать и направлять его, приводит к формированию у подростка «выученной беспомощности», которая проявляется в высокой тревожности, доминировании мотивации избегания, концентрации на плохом в своей жизни в сочетании с верой, что рядом с родителями всегда будет хорошо и полном отсутствии активной инициативы по отношению к своей жизни. Выученная беспомощность детерминирована преимущественно средовыми факторами, центральным из которых можно считать нарушения взаимоотношений в семье, в частности, определенная неконструктивная воспитательская позиция родителей по отношению к подростку. Следует отметить, что наиболее определяющую роль играет отцовский стиль воспитания, так как, по мнению многих исследователей, именно отцовская воспитательная функция связана с развитием уверенности в себе, самостоятельности, стремления к достижению успеха в конкретной деятельности и в жизни в целом. Другим важным фактором формирования выученной беспомощности выступает травматизация личности подростка в трудных жизненных ситуациях. Негативный опыт неподконтрольных событий, возникающий в жизни подростка, является одним из существенных факторов риска развития выученной беспомощности, особенно в том случае, если в семье этого подростка наблюдается дисгармоничное родительское отношение родителей. Таким образом, можно утверждать, что подросток с выученной беспомощностью имеет значительные ограничения возможностей взаимодействия с миром, а, следовательно, и социализации в целом. По Г.М. Андреевой социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, с. 331]. Определяя психологические нарушения социализации как проблемные переживания, связанные с восприятием сложившейся социальной ситуации развития, и препятствующие нормальному становлению самосознания личности, ее самоопределению в настоящем и будущем, самореализации и самоутверждению [2, с. 27], мы приходим к мысли, что, несмотря на средовую детерминацию выученной беспомощности, возможно оказание психологической помощи в преодолении данного феномена в индивидуальной работе с самим подростком. Исходя из того, что, активный, самостоятельный подросток применяет широкий репертуар действий, который позволяет ему, максимально эффективно раскрывая свои способности, сначала воспринимать, а затем преобразовывать бытие, занять авторскую позицию по отношению к своей жизни. То есть основными задачами психологической помощи подростку в этом направлении становятся: развития у подростков смыслопоисковой и смыслообразующей деятельности, способности к преодолению психологических нарушений социализации, творческого подхода к решению проблем; выработка позитивных установок, развитие потребности самопознания, творческого самовыражения, самоопределения, построения временной перспективы, целеполагания; развитие мотивации к высшим потребностям человека самореализации и самосовершенствованию, самоактуализации. Становление такой позиции возможно через проектную деятельность в отношении себя и своего будущего.
0. В. Люсова [4, с. 148-160] рассматривая личностное проектирование как самореализацию в жизненных ситуациях, предлагает следующие этапы проектирования будущего: 1. Осознание подростком значимых потребностей, желаний, интересов, заключающееся в реконструировании «эталонной» ситуации, и составлении модели этой» ситуации, создании образа, возможно через метафору. 2. Анализ наличной ситуации, постановка проблемы через выявление и анализ разрыва между «эталонной» и реальной ситуациями, оценку реальной ситуации с позиции «эталонной» и поиск обобщенной причины несоответствий, противоречий и разрывов между реальной и «эталонной» ситуациями. Кроме того на данном этапе происходит формулировка проблемы, направленной на изменение, совершенствование, улучшение, корректировку существующей реальности на основе анализа этих причин. 3. Этап целеполагания, определяющий стратегию проекта (ЦЕЛИ = Задачи + Условия) и включающий в себя оценку экологичности его предполагаемых результатов. 4. Оценка собственных ресурсов по критериям наличных внутренних и внешних ресурсов для достижения цели, а так же необходимых внутренних и внешних ресурсов, в том числе и для нейтрализации факторов, препятствующих реализации проекта. 5. Технологический этап, предполагающий, что проект может быть описан вербально, представлен графически и раскрыт в виде модели. Этот раздел должен быть представлен в виде процесса, то есть следует выделить отдельные этапы и фрагменты, определить последовательность их реализации во времени. Подробно проанализировать факторы, которые будут содействовать и препятствовать реализации проекта. 6. Реализация проекта. 7. Оценка результатов проекта. 8. Оценка результатов проекта.
Такой подход к работе с подростком в полной мере позволяет обрести уверенность в себе, своих силах и преодолеть в конечном итоге проявления феномена выученной беспомощности и соответствует возрастным задачам его развития, в качестве которых М. Кле [3, с. 126] выделяет следующие: 1) осознание временной протяженности собственного Я (включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее); 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают целостность личности.
Итак, выученная беспомощность обнаруживается пассивностью в поведении подростка, отсутствием желания и опыта использовать актуальные возможности преобразования действительности в желаемом для подростка направлении, выбором неэффективных копинг-стратегий при совладании с возникающими трудными жизненными ситуациями, значительными трудностями в общении и построении взаимоотношений с окружающими подростка людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Выученная беспомощность, как правило, детерминирует снижение успешности деятельности и ограничением общения. Однако, возможностью преодоления феномена выученной беспомощности у подростков обладает технология личностного самоопределения через проектную деятельность в отношении себя и своего будущего.
Список литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1988. 376с. 2. Вовденко О.В. Преодоление психологических нарушений социализации подростков средствами метафоры : дисс. ... к. психол. и. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2011. 222с. 3. Кле М. Психология подростка. Психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 174с. 4. Люсова О.В. Проектирование жизненного пути в юношеском возрасте; Муницип. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волж. ин-т экономики, педагогики и права». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 200с. Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.
|