На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы
Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С.Н. Андреева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной
психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Йошкар-Ола (Россия),

С.В. Бахтина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и прикладной
психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Йошкар-Ола (Россия),



В современном мире проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в талантливых неординарных специалистах. Образование, удовлетворяя потребности социума, предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Сегодня учебные учреждения на первый план выдвигают задачу увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их потенциальных возможностей. Как явление одаренность существует в человеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Данное понятие включает в себя огромное количество признаков, затрагивающих различные его стороны, поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. С психологической точки зрения одаренность рассматривается многоаспектно, как:
- своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
- общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, высокий уровень и своеобразие его деятельности;
- умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению;
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Разработка методов измерения одаренности впервые была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. За основу была взята идея о том, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Основоположником эмпирического подхода к изучению проблемы одаренности и создателем методик ее исследования является Фрэнсис Гальтон. Он открыл и обосновал роль наследственности в индивидуальных различиях между людьми. В европейской науке XX века много работ посвящено проблеме одаренности, таланта, гениальности, однако, наибольшее внимание уделено изучению интеллекта и способностей человека. В этом направлении интересны работы Ж. Пиаже, А. Вине, Ч. Спирмена, Р. Кеттелла [3]. В области исследований интеллекта важное место занимают факторы влияния среды. Огромный вклад в изучение проблемы одаренности внесли европейские ученые, основатели экспериментальной психологии: Г. Фехнер, Г. Гельгольц, отечественные психологи: Л.С. Выготский, П.П. Блонский. Значительным современным вкладом в изучение данного явления явилось создание концепции «Одаренные дети» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков). В последнее время расширился диапазон исследований одаренности детей и возрос интерес к проблемам талантливой молодежи. Сегодня в научном мире известно несколько десятков концепций одаренности, созданных в русле самых разнообразных теоретических направлений. Такое многообразие подходов отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Однако при всем различии точек зрения на качество и количество факторов, определяющих реализацию потенциала одаренных детей, большинство современных концепций объединяет понимание одаренности как целостного, многогранного и развивающегося качества личности.
Мы в своем исследовании опирались на понятие одаренности, предложенное А.И. Еремкиным, который определяет ее следующим образом: «это свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [1, с. 38]. По его мнению, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано с неверным воспитанием и образованием. Ростки одаренности существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях. Изучая личностные особенности одаренных ребят (исследование проходило на базе школ г. Йошкар-Олы и ряда школ Медведевского района Республики Марий Эл), мы выделили некоторые характеристики, присущие таким детям.
1. Одаренные дети в целом более благополучны, чем другие учащиеся: не испытывают проблем в обучении, их укоренившиеся интересы и склонности, развиваемые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения (100% испытуемых). Хотя довольно часто они испытывают трудности в общении со сверстниками, хуже адаптируются к новой обстановке, могут растеряться в самых простых житейских вопросах.
2. Необычные способности одаренных детей стали проявляться довольно рано, иногда опережая возрастные нормы (83% респондентов). Современная наука объясняет это индивидуальным темпом созревания организма и происходящих возрастных изменений. Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, В. Гюго, Ф. Шуберта. Хотя нередко выдающийся умственный потенциал, как показывают биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими. Не проявившие себя в детстве люди достигли выдающихся результатов в зрелом возрасте.
3. Развитию способностей ребят способствовало создание родителями, педагогами условий в осуществлении ими соответствующей деятельности (музыкальной, изобразительной, познавательной, в области математики, физики и т.д. (94% семей).
4. У большинства одаренных детей (за редким исключением) наблюдалось проявление определенных личностных качеств - положительного отношения к соответствующей деятельности, интереса к ней, наличия организованности, сосредоточенности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости (96% ребят).
5. В ряде случаев у одаренных детей наблюдаются эмоциональные срывы: критические замечания вызывают либо слезы, либо агрессию, а даже незначительный неуспех может привести к отчаянию (21%).
6. У некоторых (по нашим данным у 37%) одаренных детей есть проблемы, связанные с их физическим развитием, либо с их физическим здоровьем. Часть из них освобождены по медицинским показаниям от уроков физкультуры, другие избегают занятия спортом, предпочитая им любимый вид деятельности.
7. Определенное число (до 23%) одаренных детей занимаются только деятельностью, интересной для них, не вызывающей большого психического напряжения. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, они либо избегают, либо исполняют недостаточно качественно. Возникают ситуации, когда одаренные дети, будучи очень старательными в любимом деле, все же не прилагают волевые усилия в ненужных, по их мнению, занятиях. Хорошо это, или плохо, что одаренный ребенок - это не всегда образцовый ребенок? По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей. Он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный, он может даже производить впечатление заспанного» [5]. К.Г. Юнг считает, что такие особенности могут иметь защитный характер, быть обороной против внешних влияний, цель которых спокойно и без помех предаваться внутренним процессам фантазии. В соответствии с его точкой зрения, у одаренного ребенка его душевная наклонность вращается в широком диапазоне противоположностей, ведь дарование чрезвычайно редко характеризует все душевные области более или менее равномерно. К.Г. Юнг отмечает, что личности одаренного ребенка может быть присуща дисгармония, которая выражается в том, что той или иной сфере личности может доставаться так мало внимания, что можно говорить о ее выпадении из общего развития. «Прежде всего, есть громадные различия в степени зрелости. В сфере одаренности при одних обстоятельствах господствует аномальная скороспелость, в то время как при других духовные функции лежат ниже нормального порога того же возраста. Из- за этого порой складывается такой внешний образ, который вводит в заблуждение. Перед нами вроде бы недоразвитый и духовно отсталый ребенок, и мы никак не ожидаем от него сверхобычных способностей» [5].
8. Наши изыскания подтвердили мнение многих исследователей о том, что одаренных детей в значительной степени отличает от остальных умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Один из первых, кто описал эту неугасаюшую жажду, был Н.С. Лейтес [2]. В свою очередь В.С. Юркевич считает, что эта потребность является «мотором» развития талантливых детей, что эти дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами». Б.М. Теплов особо подчеркивал, что «талант многосторонен», что речь должна идти не о существовании разных одаренностей, а о широте самой одаренности. Центром научной проблемы многосторонних дарований, по убеждению Б.М. Теплова, является возможность успешно действовать в различных областях, что объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности.
9. У одаренных детей развито чувство справедливости. Они остро воспринимают социальную несправедливость (57%), устанавливают высокие требования к себе и окружающим (64%), отстаивают свою позицию (78%), болезненно относятся ко лжи (82%). Ребята пытаются понять социальное устройство общества, в котором живут, чувствуют свою связь с ним и реагируют на социальные изменения (97%).
10. Особенностью Я-концепции личности одаренных детей является низкая самооценка (59%). Этому факту существует множество объяснений. Ряд психологов полагают, что эта категория ребят оценивает свои достижения, поступки с позиции взрослых: реально и достаточно жестко, считая их не очень высокими, детскими.
11. Одаренные дети очень самокритичны (61%). Им многое в себе не нравится, например внешность, неразвитость каких-либо умений и навыков (петь, играть на гитаре, со вкусом одеваться и т.д.). Это вызывает у них астенические эмоциональные состояния, перманентные переживания, уход в себя. Наши выводы подтверждаются исследованиями психологов, доказавших, что среди одаренных детей часто встречаются дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения, которое связано с их неуравновешенностью, возбудимостью и способствует высокой реакции на стрессфакторы, провоцирует острые эмоциональные проявления, поведенческие нарушения, невротические и соматические расстройства.
12. Одаренные дети испытывают трудности социализации (31%). Это вызывает у них высокое психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к группе риска. Социально адаптированным взрослым трудно понять, почему умный, воспитанный ребенок не пользуется успехом в классе, избегает компаний сверстников, не принимает активного участия в жизни коллектива. Они не учитывают того, что одаренные дети очень остро воспринимают и реагируют на происходящее. Их эгоцентризм приводит к тому, что они относят все на свой счет: шутки, замечания, глупые «приколы» одноклассников. Одаренный ребенок чаще ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые могут над ним насмехаться, иногда дают прозвища в отместку за то, что он обладает преимуществом почти по всем параметрам развития. Трудности ежедневного общения, которые не всегда задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного.
Таким образом, мы видим, что большие способности связаны с большей уязвимостью личности одаренного ребенка. Благодаря широте восприятия и чувствительности, одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Американские психологи отмечают, что человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, всегда находится под стрессом. Взрослым трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Повышенная эмоциональная чувствительность одаренных детей, стремление к социальной справедливости необходимы для того, чтобы одаренные дети выполнили свое предназначение в обществе. Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались специальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одновременно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращивание интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости.
Таким образом, анализ научных публикаций, наши исследования показали, что одаренная личность характеризуется, как правило, особенным психическим развитием. Это касается как когнитивной, так и психоэмоциональной сферы. Вместе с тем отмечаются проблемы, которые возникают у одаренных детей в современном социуме и затрудняют процесс самоактуализации, развития их личности. Серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является скачкообразность их творческих проявлений. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе психологического сопровождения одаренных детей эта проблема может быть вполне успешно преодолена, что подтверждается и данными психогенетики о весьма значительной, гораздо более выраженной роли средовых факторов в развитии этих ребят. При этом система развития одаренности ребенка требует тщательной продуманности, ориентированности на личность, реализации в сензитив- ный возрастной период. Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренные юноши или девушки затрудняются с выбором своего призвания. В целом возникает ситуация некоторой социальной дезадаптации одаренных детей, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение этой группы ребят к группе повышенного риска.
На основе вышесказанного, мы приходим к выводу, что сегодня существует потребность в создании системы работы с одаренными детьми, включающую в себя психологическое сопровождение, в полной мере учитывающую личностные особенности одаренного ребенка и ориентированную на продуктивную помощь в решении его проблем. В целостной системе работы с одаренными детьми немаловажная роль отводится семье с ее особыми детско-родительскими отношениями. Однако, эффективна будет лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия; предоставление ребенку свободы выражения, проявления индивидуальности, так как творчество способно развиваться и реализовываться только через активность самого ребенка.
Таким образом, одаренные дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах, а может быть и в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ученика, ставят перед ним сверхзадачи, решая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям. Хорошее знание особенностей развития одаренных детей является ключом к познанию их возможностей и базой для разработки специальных программ для них.

 

Список литературы
1. Еремкин А.И. Школа одаренности. М., 2003. 336с.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 320с.
3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии 1989. №6. С. 29-33.
4. Одаренные дети: пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376с.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные груды в 2т., т.1. М. 1985. 461с.
6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М.: Канон, 1997. 336с.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1996. 136с.
Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.