На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологический комфорт как фактор социального развития ребенка
Психологический комфорт как фактор социального развития ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.Н. Меринова, воспитатель, Т.В. Орлова, воспитатель, Н.Е. Родионова, воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №127 «Гуси лебеди», Тольятти (Россия)

Как известно, психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем. Нашу группу посещают часто болеющие дети, поэтому актуально помимо оздоровления детей посредством медицинских процедур, способствовать предупреждению интеллектуальных перегрузок, обеспечиванию условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, созданию оптимального психологического климата в группе, социального воспитания личности, как целостного процесса, охватывающего все этапы развития человека.

Для достижения поставленной цели мы создаем определенную социальную среду в группе детского сада, чтобы ребенку было комфортно и спокойно, с учетом всех психогигиенических требований в распорядке дня, организации сна, питания, закаливающих процедур, двигательной, познавательной активности.
Нами используются технологии социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
С этой целью, каждое утро встречаем друг друга с улыбкой, дети располагаются на коврике «Утреннее солнышко», говорят друг другу добрые слова приветствия. Рефлексию положительного настроения и социально-эмоционального состояния проводим в начале НОД. Это помогает наладить контакт с детьми. Развивая у детей положительное самовосприятие, мы проводим беседы на тему: «Что я умею делать хорошо», «Мои любимые дела», «Самое лучшее в моей семье». Беседы проходят в свободное время, в непринужденной обстановке.
В социально-эмоциональном уголке нашей группы находится панно «Настроенька». Приходя в детский сад, дети отмечают свое настроение, вставляя свое фото рядом с изображением той эмоции, которая соответствует состоянию ребенка в данный момент. Наблюдая за воспитанниками, мы заметили, что они стали обращать внимание на настроение друг друга, спрашивая, «Почему ты грустный», «У тебя плохое настроение?» и т.д.
Для укрепления психического здоровья, повышения социального статуса «непопулярных» детей мы организуем выставки. Родители вместе с ребенком создают для этого поделки, рисунки. Затем в торжественной обстановке в присутствии всех детей проходит открытие выставки, автор представляет свои работы, предлагаем о ней поговорить, обсудить.
Формируя социальную компетентность дошкольника, нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Мы помогаем каждому ребенку следовать его внутренним целям и желаниям. Детям легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве. Потому, мы создаем условия для творчества, дети выполняют коллективные панно, рисунки, при этом ощущают свою социальную принадлежность к коллективу.
Необходимым условием психологического здоровья является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным. С этой целью в жизнь группы введены некоторые традиции дни рождения детей, где каждый ребенок и воспитатель произносит слова- пожелания имениннику. Еще одна традиция в нашей группе - «Карусель добрых воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью помочь детям осознать радость прожитого дня, достигнутого результата, отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. При этом дети понимают, что у каждого есть достоинства и каждый может совершать хорошие поступки. Интересно, что наиболее сильный мотив для старшего дошкольника - поощрение, получение награды. В группе создано «Дерево успеха», где на каждой веточке-фото ребенка, и при каждом положительном деле, успешном выполнении задания и т.д. рядом прикрепляется листочек. Это повышает самооценку каждого ребенка, его социальный статус. Так как причиной нарушения нервно-психического развития ребенка может стать длительное нахождение в большом коллективе сверстников, мы оборудовали уголок уединения. Здесь ребенок может посмотреть альбом «Моя семья», иллюстрации на разные темы и просто отдохнуть.
Для развития позитивного микроклимата в группе мы создаем условия для активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, используя игровую технологию, где развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. В обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает ребенку возможность переживать успех и неудачу, познать свои психические и физические силы. Эти свойства игры как деятельности и раскрывают её богатый социальный потенциал.
Применяя технологию релаксации, учим детей расслабляться, это помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.
Для поддержания социально-эмоционального состояния детей мы работаем в тандеме с родителями. С этой целью нами организуются совместные праздники («Новоселье», «Мама, папа, я - дружная семья»), театрализованные досуги. Родители, понимая значимость создания психологического комфорта в группе, вместе с детьми принимают активное участие в праздниках, постановке спектаклей, где на роль главных героев утверждаются как дети, так и родители.
В целом, как установили ученые, здоровье человека на 50% определяется его образом жизни. Для ребенка это микроклимат социальной среды, в которой он находится. Как правило, если ребенку обеспечена атмосфера психологического комфорта в соответствии с его жизненно важными потребностями, происходит социализация, помогающая адаптироваться ребенку в обществе в будущем. Способствовать этому - наша задача.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Смолякова Е.В. Давай подружимся: коррекционно-развивающая программа с детьми дошкольного возраста. Тольятти: «Кассандра», 2011.
3. Фойель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М.: «Генезис», 1998.

Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.