На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая устойчивость личности к социокультурным угрозам и вызовам
Психологическая устойчивость личности к социокультурным угрозам и вызовам
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кисляков Павел Александрович,
заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии,
доктор психологических наук, доцент (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»)

Шмелева Елена Александровна, профессор кафедры психологии и социальной педагогики,
доктор психологических наук, доцент (ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»)



Ключевой характеристикой современного мира являются перманентные изменения, определяющие нестабильность, непредсказуемость, сложность и неопределенность в различных сферах жизни человека. Феномен безопасности личности, общества и государства обретает все более комплексный характер: социально-политический, экономический, военный, демографический, культурный, духовно-нравственный, информационный.
Результаты макропсихологического анализа состояния российского общества, проведенного А.В. Юревичем, показали, что в современном российском обществе преобладают негативные психологические характеристики. К ним в наибольшей степени сегодня относятся агрессивность, алчность, безыдейность, апатия, агрессивность, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, грубость, жестокость, ложь, ксенофобия, меркантильность, наглость, насилие, невоспитанность, пусто- и сквернословие, хамство и цинизм.
Такие позитивные социально-психологические характеристики как альтруизм, бескорыстие, взаимопонимание и взаимопомощь, добросовестность, доброта и доверие, надежность, нравственность, патриотизм, законопослушность, порядочность, скромность, сочувствие, большей частью присущие традиционной культуре, оказываются искаженными [9]. Особую обеспокоенность вызывает крайняя слабость общественной солидарности, проявляющаяся в ослаблении регламентирующей силы законов и правил, людьми игнорируется значимость нормативного регулирования общественной жизни. Указанные явления способствуют тому, что человек ощущает себя «выброшенным за пределы устоявшейся, упорядоченной жизни», что порождает эгоизм, склонность к социальным девиациям.
Отсутствие общественной солидарности проявляется в диверсификации базовых социальных представлений, конструируемых группами, в связи с появлением новых экономических и политических реалий [1]. Исторически характерные для россиян чувства милосердия, сострадания к нуждающимся, уже не являются распространенными в обществе. Психологическая нестабильность, негативные переживания приводят к тому, что люди озабочены в основном личными проблемами, все меньше осознается причастность к группе, пропадают общественные интересы, усиливаются индивидуализм, ценности автономии, не развиваются ценности гражданского участия и социальная идентичность. В условиях потери социальной идентичности люди не могут адекватным образом противостоять социальным угрозам [10].
В соответствии с культурно-историческим подходом, цифровизация общества рассматривается как культурный процесс, способствующий порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов. В современном мире объем и скорость распространения информации стали одним из основных факторов окружающей действительности. Каждый человек оказался не только субъектом, но и объектом информационного воздействия [4]. Вместе с тем, результаты такого воздействия не всегда являются однотипными. Обычный человек становится объектом, оказывающимся в фокусе действия информационной атаки. Результатом является слом воли к сопротивлению, размытость восприятия, подчинение сознания субъектам такого воздействия. Причина этого лежит в недостаточном уровне знаний относительно социокультурных и психологических факторов устойчивости человека в условиях информационного воздействия.
Сложность геополитической обстановки современного мира обуславливает поиск нематериальных активов, способных обеспечить национальную безопасность. Таким конструктом становится устойчивость личности к социокультурным угрозам [8]. Такие социокультурные угрозы связаны с возникающими межэтническими и межконфессиональными конфликтами, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в построении окружающего мира, неопределенностью в понимании целей и перспектив развития общества.
Цифровая трансформация общества обусловливает наличие больших рисков, связанных с неустойчивостью ценностной системы и российского общества в целом и, как следствие, с искажением социокультурной идентичности. В период глобальных изменений современный человек оказался в ситуации кризиса социокультурной идентичности. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социокультурной идентификации, которые снижают адаптационный потенциал личности [7, 8]. Неуверенность в себе, депрессии, жестокость, эгоцентризм, различные формы зависимости, уход от реального мира, проявление избыточной властности, дезинтеграция личности, психосоциальный и духовный кризис - это далеко не полный перечень характеристик кризиса социокультурной идентичности. При этом исследователи консолидировано в качестве главной опасности для человека и общества в целом отмечают то обстоятельство, что у людей может не хватить психологических ресурсов для того, чтобы справиться с требованиями, характером и темпами преобразования социальной действительности, выработав конструктивные механизмы устойчивости личности к социокультурным угрозам. Проблема личности не только в том, чтобы привыкнуть к переменам, она в том - как сохранить ценностно-психологическое ядро, духовный стержень (С. Хантингтон). Процесс социализации, может способствовать формированию негативной социокультурной идентичности и повышению социального конформизма индивида к различным деструктивным идеологиям, включая идеологии экстремизма и терроризма. Молодежная среда наиболее подвержена трансформационным процессам, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других впитывает новые ценности и больше других нуждается в социальной и культурной идентичности. Поэтому изучение факторов и механизмов устойчивости личности к социокультурным угрозам на сегодняшний день, является актуальным.
Формирование устойчивости личности к социокультурным угрозам далеко не всегда достигается. Особая роль в этом принадлежит социальной практике, осуществляемой молодыми людьми в различных социальных институтах (семья, образование, общественные организации, религия, наука, искусство и пр.).
Попытки защитить личность и общество от неблагоприятных воздействий предпринимаются на общегосударственном уровне. Начиная с 1990-х годов разрабатываются и реализуются: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной молодежной политики в РФ, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция информационной безопасности детей, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, и другие документы стратегического планирования, разработанные в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года фиксирует, что «формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества - обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России; преодолеть мировоззренческий кризис; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию».
Проведенный анализ позволяет актуализировать социокультурные угрозы для российского общества: размывание традиционных российских духовнонравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, снижение интеллектуального и культурного уровня общества; искажение ценностных ориентиров, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других; осуществление экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций. Одним из рисков является и недооценка потенциала культуры для гармонизации общественных отношений. Региональные диспропорции в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии также формируют риски для сохранения единства культурного пространства. Культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны.
В социологических исследованиях в качестве социокультурных угроз также отмечают разрушение исторических и культурных объектов; проявление вандализма, надругательства над историческими памятниками; несанкционированный снос памятников; утрату исторической памяти в различных группах населения; изменение или утрату культурных традиций (норм, обычаев, нравов, обрядов, ритуалов); угрозу кризиса культурной идентичности в различных группах населения; угрозу разрушения культурных оснований национально-этнической и религиозной идентичности населения; разрушение нравственных ценностей и моральных норм среди населения; проявление дискриминации; возникновение неформальных объединений контркультурной направленности и пр. [3, 5, 6].
Для оценки значимости продуцируемых угроз в современной социокультурной среде России в целом и отдельных регионов (социальнотерриториальных общностей) в частности необходим анализ социокультурных угроз [5]. Сегодня в рамках реконструкции социокультурной среды создаются новые и реанимируются старые общественные организации, выполняющие идентификационные функции социальных институтов («Общероссийский народный фронт», «Российское движение школьников», «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту», «Казачество России», «Всероссийское добровольное общество "Спортивная Россия"» и др.). Все большую роль оказывает Русская Православная Церковь, транслируя традиционные духовно-нравственные ценности, что, в свою очередь, сопровождается сопротивлением пролиберальных субъектов, стремящихся деформировать у населения социокультурную идентичность.
Многочисленные исследования (В.С. Агапов, Ю.П. Зинченко, A. И. Донцов, Т.М. Краснянская, О.Ю. Зотова, С.Н. Илларионов, И.А. Баева, B. В. Рубцов и др.) показали, что в обеспечении социально-психологической безопасности является актуальным «субъектный» подход, в соответстсвии с которым человек является не столько объектом воздействия, а субъектом, взаимодействующим с референтной социальной средой. Субъектное направление предполагает рассмотрение человека в качестве активного, самостоятельного деятеля по социокультурной идентификации за счет выбора необходимой стратегии устойчивости к социокультурным угрозам.
Безопасность человека как индивида можно понимать как достаточно общий для представителей всего человеческого рода с точки зрения их психологической сопротивляемости, устойчивости и защищенности от опасностей, наносящих ущерб, прежде всего, жизни и здоровью, способности противостоять факторам социального риска.
Психологически устойчивая личность контролирует собственные эмоциональные переживания и использует конструктивные стратегии поведения, в том числе социокультурного характера. Психологическая устойчивость личности определяет ее жизнеспособность, которая проявляется в способности личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям [2].
Просоциальное поведение, патриотизм, любовь к Родине, социальная активность молодежи в современной России становятся инструментом обеспечения национальной безопасности посредством формирования у детей и молодежи устойчивости к социокультурным угрозам. Проблема устойчивости к социокультурным угрозам может быть детерминирована отсутствием чувства безопасности в основных сферах жизни социально территориальных общностей - этнической, религиозной, национальной, политической, социокультурной, экономической, информационной. Незащищенность в этих сферах детерминирует слабо выраженную идентификацию с референтной социальнотерриториальной группой и государством в целом или даже ее полное отсутствие. Изменчивость социума и его образа в сознании людей разной ментальности, образования, социальной, культурной, территориальной принадлежности меняет и само представление о межличностных и межгрупповых отношениях в условиях социально-территориальной общности.
На наш взгляд, адаптация к условиям кризиса и сохранение социокультурной идентичности у молодежи в условиях социальнотерриториальной общности и возникающих новых вызовов, предотвращение формирования негативной социокультурной идентичности возможно в связи с такими свойствами личности, как социально-психологическая устойчивость (безопасность), готовность к возникающим социокультурным угрозам, сформированными на основе культурных ценностных ориентаций, гражданственности, этничности, патриотизма, критичности мышления, просоциальности, политического интеллекта, позиции ненасилия.
Вовлечение молодежи в социокультурные практики, формирование у них социокультурной мотивации, актуализация социокультурных навыков и рефлексивных реакций может стать действенным средством для обеспечения их психологической устойчивости. С этой целью в процессе духовнонравственного развития и личностного становления молодежи целесообразно использовать социокультурные тренинги и ситуативное моделирование, направленное на решение социокультурных дилемм, активно внедрять просоциальные практики и социально значимые проекты.
Активность в социокультурной сфере становится для молодежи одной из возможных форм самореализации. Человек как субъект государства и общества, осознающий себя носителем культуры и традиций, семейных ценностей, способен психологически противостоять возникающим социокультурным угрозам и рискам. Пристальное внимание и помощь всех общественных институтов, занимающихся разработкой молодежных программ, детальное изучение всех социокультурных практик современной молодежи, будет способствовать формированию психологической устойчивости личности.
Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (№МД-83.2020.6).

Список литературы

1. Емельянова Т. П. Культурная травма: социально-психологические аспекты // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. 14-15 февраля. 2008 М.: Изд-во ИП РАН. 2008 С. 61-69.
2. Пазухина С.В. Экстремальная компетентность будущего учителя как фактор безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, М.: МГППУ, 2013. С. 48-52.
3. Сергеев Д.В. Социокультурный контекст исследований социальной
безопасности современной России: дискурс-анализ работ современных
российских исследователей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2013. № 4 (51). С. 246-251.
4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.
5. Шаповалова И.С. Анализ социокультурных угроз среды обитания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 2. № 11. С. 127-134.
6. Шестопал Е. Б., Селезнева А. В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99.
7. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Мальцева Л.Д. Социокультурные потребности личности в становлении безопасного просоциального поведения // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 1. № 8. С. 179-184.
8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Стрункина Т.С. Социокультурная идентичность в формировании устойчивости молодежи к возникающим угрозам и рискам // Научный поиск. 2019. Т. 1. № S3. С. 76-80.
9. Юревич А.В. Макропсихология современного российского общества. М.: Институт психологии РАН, 2019. 383 с.
10. Юревич А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 32-45.

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.