На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь тревожности и самоактуализации личности в юношеском возрасте
Взаимосвязь тревожности и самоактуализации личности в юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шмойлова Н.А., Каширский Д.В.,
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия,

Согласно А. Маслоу, любое человеческое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшей степени в соответствии со своими возможностями и притязаниями. Путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума - к его самореализации - открывается лишь после удовлетворения его дефицитарных потребностей. Самоактуализация, по Маслоу, - это полное раскрытие талантов и способностей, реализация творческого потенциала личности.


Психически здоровый индивид, в понимании А. Маслоу, может быть охарактеризован как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации». Стремление к более высоким целям указывает на психическое здоровье. Самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, требующие максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с неопределенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям. А. Маслоу предупреждает также и о том, что предельная увлеченность процессом достижения высоких результатов в своей деятельности может угрожать психическому здоровью личности.
Ученые-психологи отмечают, что полноценным субъектом саморазвития личность становится только в юношеском возрасте, в период существенных изменений в самосознании, когда формируется чувство «взрослости», происходит процесс переориентации с детских на взрослые нормы развития (Цукерман Г.А., Мастеров Б.М., 1995). Эти авторы признаком «взрослости» считают то, что подросток начинает ставить перед собой цели, в том числе по самосовершенствованию, самоактуализации, видеть перспективы своего поведения, только тогда его можно считать субъектом собственного развития. При этом у юношей и девушек ещё не сформировано представление о себе, что приводит к проявлению психологических защит и форм деструктивного поведения (Особенности личностного развития одаренных старшеклассников: материалы IV Международной научно-практической конференции «Научная мысль информационного века-2008»).
Одной из форм такого поведения, на наш взгляд, является тревожность, ведь стремление постоянно добиваться успеха мешает правильно оценить его, порождая чувства постоянной напряженности.
Цель. Определить степень личностной тревожности юношей и девушек с различными уровнями самоактуализации.
Материал. Исследование проводилось в марте 2019 г. среди юношей и девушек 16-17 лет (n=56), которые после окончания лицея намерены получать высшее образование.
Методы. Самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана и др. (1995), опросник личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина.
Результаты исследования. По данным теста САТ, 21,4% испытуемых имеют показатели, находящиеся в диапазоне самоактуализации, 64,3% - в диапазоне психической и статистической нормы, 14,3% - низкий уровень самоактуализации. Получено распределение по выраженности личностной тревожности юношей и девушек: 33,9% - высокий уровень тревожности, 53,6% - средний и 12,5% - низкий уровни.
Выявлена положительная корреляционная зависимость между личностной тревожностью (по тесту Спилбергера) и интегральным показателем САТ (r=0,707, p<0,01), а также шкалами: опоры (r=0,717, p<0,01), ориентации во времени (r=0,622, p<0,01), гибкости поведения (r=0,606, p<0,01), самопринятия (r=0,506, p<0,01), контактности (r=0,583, p<0,01), познавательных потребностей (r=0,522, p<0,01).
Полученный результат говорит о том, что присущие юношам и девушкам характеристики (стремление максимально полно реализовать свой внутренний потенциал, способность находиться «здесь и сейчас», ценя каждый момент времени, независимость суждений, стремление к получению новых знаний, расширению круга знакомых) могут приводить к тому, что перед молодежью появляются все новые и новые вопросы, и в силу возрастных особенностей они испытывают перенапряжение, что может способствовать появлению тревожности и ухудшению психического здоровья. Таким образом, те юноши и девушки, которые постоянно стремятся к достижению успеха, реализации своих талантов и способностей, имеют высокий уровень притязаний и испытывают постоянное чувство неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофированной потребности в достижениях, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, отсюда появляются тревожность и перенапряжение.
Проведенное исследование указывает на наличие прямой зависимости между степенью личностной тревожности и самоактуализацией личности в юношеском возрасте. Выводы данного исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов с юношами и девушками.
Так, молодые люди, стремящиеся к полной реализации своих способностей, нуждаются в помощи психолога, так как это видимое благополучие достается им очень высокой ценой и чревато срывами, что способно привести к нарушениям психического здоровья. У таких школьников тревожность порождается из-за постоянного стремления добиваться успеха. Это приводит к гипертрофированной потребности в достижениях, к тому, что эта потребность приобретает ненасыщаемый характер. Следствием этого являются перегрузка, перенапряжение, снижение работоспособности. Задача психолога, на наш взгляд, должна заключатьсяв том, чтобы помочь юношам и девушкам правильно оценивать свои возможности при повышенном стремлении к реализации своих способностей.
Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.