Условия формирования адаптивной вины в семье
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Цагельская Д.Е.
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Эмоции самосознавания являются специфическом классом эмоциональных реакций. Такие эмоции, как вина, стыд, гордость и смущение, тесно связаны с процессами самосознания и активацией представлений о самости. Они также отличительны тем, что возникают онтогенетически позже, не имеют универсальных экспрессивных признаков, обеспечивают достижение комплексных социальных целей (например, признание в группе). Эволюционный взгляд на эмоции самосознавания постулирует их связь с социальным аспектом самости.

Стыд может возникать при угрозе отвержения группой, негативном социальном внимании, снижении социального статуса. Гордость возникает в ситуации поддерживающей и защищающей репрезентации социальной самости. Эмоции самосознавания могут представлять собой собственно эмоции и чувства и обладают в связи с этим разными характеристиками. Они могут возникать в ответ на определенную ситуацию, иметь ограниченную временную продолжительность, умеренную импрессивность и причины её возникновения осознаны. Чувства более устойчивы и интенсивны, внеситуативны, связаны с основным подструктурами личности и предполагают формирование установки. В данной статье вина будет рассматриваться как чувство, личностная черта.

Вина, как и другие эмоции самосознавания, связана с личностными структурами человека. Эволюционный, конструктивистский и социально-когнитивный подходы указывают на её социально -
психологическую функциональность. В частности можно обозначить пять основных функций: регуляция социальных отношений, поддержка социальных отношений, регуляция негативных эмоций, формирование личной и социальной ответственности, мотивация нравственного и социально-нормативного поведения.
Условия возникновения вины и её компаративный анализ со стыдом реконструируют её сущностные характеристик. Вина возникает при объяснении ситуаций нарушения социального взаимодействия внутренними, нестабильными и контролируемыми причинами. Стыд в большей степени определяется оценкой и конструируемым мнением других людей, а вина - самооценкой, самоосуждением индивида. Основные различия вины и стыда включают акцент на личности (стыд), поведении (вина) и типе нарушенных стандартов (общественные - стыд, личностные - вина).
Сходства вины и стыда, кроме того, позволяют уточнить их содержание - внутренний дискомфорт, воспринимаемая ответственность за действие или бездействие, включенность в субъект-субъектные отношения (социальный контекст эмоций), что подчеркивает социальнопсихологический аспект рассмотрения феноменов.
По интегративной теории контроля-овладения J. Weiss, вина формируется исходя из транслируемой в детстве в отношениях с родителями (или значимыми другими) модели поддержании и укрепления межличностных отношений (Вайсс Дж., 1998). Так как в данном возрастном периоде выживание на психологическом и физиологическом уровнях взаимосвязано с родителями, поддержание с ними отношений имеет высокую значимость для ребенка. В результате отношений с родителями, интерпретации их поведения и реакций у ребенка могут быть сформированы адаптивные или дезадаптивные убеждения о том, как поддерживаются и регулируются отношения между людьми.
В ряде исследований подтверждена эмпирическая связь дезадаптивных форм вины и некоторых психических расстройств, в частности клинической депрессии. Так же вина указывается в качестве симптома депрессии в МКБ-10 и DSM-IV. В авторском магистерском исследовании получены данные, подтверждающие предсказательную силу модели с предикторами дезадаптивной вины по отношению к показателям экзистенциальной исполненности, или ценностно-смысловому измерению психологического благополучия вне зависимости от самоотношения (рассматривавшегося как компенсаторный фактор негативных эффектов дезадаптивной вины). Например, предсказательная сила модели, где предиктором экзистенциальной исполненности была вина ненависти, составила 54,7% (R2=0,547) и 57,8% (R2=0,578) для подвыборок с негативным и позитивным самоотношением.
Выборка исследования состояла из 203 испытуемых (103 женщины и 100 мужчин) в возрасте от 17 до 64 лет. Использованы методики: опросник межличностной вины (IGQ-67) L.O’Connor, J. Berry, J. Weiss, M. Bush и H. Sampson (адаптация Е.В. Белинской), шкала экзистенции C. Orgler (адаптация И.Н. Майниной), тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева.
Результаты авторского исследования, публикации о взаимосвязи вины, психологического благополучия и здоровья указывают на актуальность профилактических мер в виду затрудненности коррекции дезадаптивной вины и её низкой степени осознанности. С учетом того, что вина как устойчивая установка формируется в детстве, в общении с родителями и значимыми другими, особенно важной становится проблематика формирования адаптивной вины именно в семье.
Далее будет проведен компаративный анализ адаптивной и дезадаптивной вины, представлены условия формирования адаптивной вины в семейном микросоциуме.
Вина не является более адаптивной эмоцией, чем стыд. В современной психологии преобладает точка зрения, согласно которой каждая из эмоций самосознавания может иметь разную степень адаптивности.
В психологической литературе часто встречаются характеристики дезадаптивной вины: 1) одновременное возникновение стыда и вины (межличностные отношения регулируются стыдом; вина за поступок переживается при негативной оценке личности в целом); 2) контекстуальная малоадаптивная вина (основана на преувеличенной ответственности за неконтролируемые события, так называемая неуместная атрибуция); 3) генерализированная/хроническая малоадаптивная вина (её возникновение не связано с конкретными ситуациями или частое);
4) малоадаптивная вина как инициирующая негативные последствия;
5) межличностная малоадаптивная вина, основанная на иррациональных убеждениях о поддержании отношений; 6) чрезмерная вина (чрезмерный импрессивный компонент); 7) дезадаптивная вина как не выполняющая адаптивные функции.
С точки зрения J. Weiss, дезадаптивная межличностная вина основана на иррациональных убеждениях о том, что индивид не будет принят, с ним не будут поддерживать отношения, если он будет гордиться своими достижениями; делать что-либо самостоятельно/отдельно; будет уделять внимание своим интересам или иметь позитивный образ собственной самости. Данные убеждения нашли отражения в типах межличностной иррациональной вины, описанных в теории контроля- овладения J. Weiss.
Адаптивная вина выражается в ряде индикаторов (Цагельская Д.Е., 2018). На эмоциональном уровне проявляется как переживание умеренной интенсивности; на когнитивном уровне предполагает интер- нальную, нестабильную, контролируемую и специфическую атрибуцию события (с опорой на оценочно-процессуальную модель эмоций самосознавания J. Tracy и R. Robins). На поведенческом уровне вина сигнализирует об угрозе межличностным отношениям, мотивирует поддержание договоренностей. Адаптивная вина способствует восстановлению отношений, чаще всего обоими участниками межличностных отношений переживание интерпретируется как «справедливое». Адаптивная вина обеспечивает конструктивную модель межличностных отношений, в которой принято проявлять внимание и интерес к другому индивиду, поощрять выражение эмоций.
Вина достаточной степени адаптивности способствует дальнейшей адаптации и психологическому благополучию, гармонизации межличностных отношений. Адаптивная вина - это вина за поступки, временно нарушившие общие правила и договоренности взаимодействия в межличностном общении. Вина индивида по отношению к самому себе с этой точки зрения является дезадаптивной, так как является реакцией на собственную личность, а не свои поступки, образуется связь вины и стыда. Например, вина за собственную нереализованность, интерпретируемая индивидом как «собственно вина», представляет дезадаптивную вину, а в импрессивном компоненте переживания может доминировать стыд. Таким образом, адаптивная вина и дезадаптивная вина имеют ряд специфических особенностей. Конструктивная модель отношений, способствующих формированию адаптивной вины, так же находится на стадии разработки.
Можно указать на два подхода в формировании адаптивной вины: атрибутивный и межличностный. Первый из них связан с когнитивной переоценкой ситуаций, развернутым их анализом и обучением корректной атрибуции. Атрибутивная модель адаптивной вины подразумевает переживание вины в том случае, если причина события является интернальной, нестабильной, контролируемой и специфической. В рамках атрибутивного подхода значимым является отграничение областей контроля и ответственности. Атрибутивный подход и психологическое просвещение могут применяться для коррекции дезадаптивной вины в более взрослом возрасте. Межличностный подход характеризуется концентрацией на способах регуляции и поддержания отношений, соблюдением границ, поощрением самостоятельности и новых интересов, принятием личностных особенностей и поддержкой, поощрением выражения эмоциональных состояний и обсуждением субъективно значимых событий, проявлением внимания и интереса. Построению конструктивных отношений способствует принятие конгруэнтных действий и реакций, индивидуальных особенностей.
Адаптивная вина в семье может быть сформирована при проявлении родителями (значимыми другими) конструктивных способов регуляции поддержания межличностных отношений и при специфической узкой оценке поступков. Условия формирования адаптивной вины в семье: применение атрибутивного и межличностного подходов, метакоммуникация (по поводу общения с ребенком), целенаправленное развитие психологической культуры. Условия формирования адаптивной вины требуют дальнейшей проработки и эмпирической проверки. Выводы данной статьи могут быть применены в психологическом консультировании, тренингах и психологическом просвещении.

Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.