На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологические аспекты формирования и развития гениальной личности
Социально-психологические аспекты формирования и развития гениальной личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

(Е. Н. Холопдович)
Феномен гениальности волновал человечество с античных времен. Ему посвящены работы философов (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Г. В. Лейбниц. И. Кант, А. Шопенгауэр, М. А. Бердяев, В. В. Розанов, И. И. Лапшин, Л. Шестов и др.), психиатров (Н. Баженов, II. Зиновьев, В. Гирш, Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Э.-А. Мор- селли и др.), психологов (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В. 11. Гончаренко, В.Л. Дранков. И.А. Рыбников, Г. В. Сегалин. Ф. Гальтон. Г.-Ю. Айзенк. Д. К. Сай- моитон, Э. Торранс. К. Тэйлор, 3. Фрейд, Л. Холл и др.), поэтов и художников.

На протяжении всей истории мировой культуры гениальности приписывалась то наследственная (биологическая), то социальная природа. Нельзя забывать и о социокультурном значении гения. Гении устанавливают нравы и обычаи, через них бытие говорит с человеком, являет ему истину. Например, Г. Гадамер и Ф. Шлеермахер полагали, что истина задана в мире, гений же посредством метода «вчувствования и интерпретации» делает ее понятной и доступной людям. М. Хайдегер акцентировал свое внимание не на творце, а на самом творении, в нем заключается истина, гений — посредник, через которого вещает бытие. Он подчеркивал важность самой идеи, заложенной в произведении гения, которая со временем становятся частью повседневности. Ж.-П. Сартр также отдавал первенство произведению гения, так как именно в нем творец выражает себя. Произведение же отчуждается от автора и начинает жить собственной жизнью, становясь частью культуры [21].

Важно отметить, что гениальность по своей сущности макромасштабна. Если обычный талант остается в сфере своей деятельности, то гениальность выходил на более высокий уровень. Она задает координаты в сфере развития культуры и человечества. Гений несет духовный заряд, приводящий к коренному сдвигу в восприятии обществом идей и мира в целом. Гении задают тот духовный вектор, который ведет человечество вперед и развивает культуру. Произведения гениев открывают новые пути прогресса науки и искусства, дают начало новым взглядам на мир. превосходя своей глубиной другие творения. Личность гения многогранна. Но нельзя забывать, что гении были живыми людьми, которым присущи определенные свойства характера, тип поведения и т.д. Ничто человеческое не было чуждо гениям, и, как правило, в личном общении это были очень сложные и далекие от идеала люди. Но именно в своем творчестве, в его продуктах они были великими.
Хотелось бы отметить, что в проведенном нами исследовании феномена гениальности и были выделены факторы ее формирования, среди которых наряду с личностными особенностями гения (упорство, трудолюбие, целостность, целеустремленность, особая ценностная направленность, одержимость своей идеей. необыкновенная работоспособность) большое значение отводится наличию стимулирующей среды и присутствию в детском возрасте условий для развития и реализации способностей будущего гения |18|. Поясним данные положения. Появление и развитие гениальной личности непосредственно связаны, во-первых, с состоянием культуры и вкладом общества в интеллектуальные ресурсы своей страны. Чем богаче культура, тем больше возможностей она предоставляет для развития личности. Во-вторых, с уровнем поддержки и поощрения обществом творческой деятельности. Проведенный анализ показал, что появлению гениев в разных областях культуры предшествует культивирование интеллектуального слоя общества, накапливающего в своих недрах интеллектуальный, нравственный и творческий багаж для появления гениальных личностей, выдающиеся свершения которых выдвигают страну на уровень новых достижений и открытий. Гений является продуктом общества, но ему дано уловить новые ориентиры, поставить и попытаться разрешить назревшие проблемы современности, предвидеть будущее. В-третьих, близкое социальное окружение непосредственно влияет на становление будущего гения как личности и как творца. В качестве примера выдвигаемого нами положения хотелось бы рассмотреть особенности жизненного пути и творчества гения русской словесности Н. В. Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809, умер 21 февраля 1852 г. Вся его биография укладывается во временной отрезок первой половины XIX в., который был подготовлен предшествующим развитием России, реформами Петра 1. Привнесение в общество достижений европейской культуры во многом обозначило развитие науки и искусства в конце XVIII—XIX в. Причем скорость этих изменений и их огромность поражает. Во-первых, необходимо отметить, что происходит секуляризация культуры. Во-вторых, отличительной чертой этого времени, но мнению исследователей, является то, что Запад становится важнейшим ориентиром как в государственном устройстве, так и в умах и настроениях людей |7]. Передовые люди XVIII в. были воспитаны на идеях Просвещения. Это была эпоха дворцовых переворотов, масонских лож и мечтаний о свободе. Если отцы не шли дальше усвоения галантных манер и поверхностного знакомства с идеями Ж.-Ж. Руссо и Вольтера, то у последующих поколений, людей уже XIX в., эти идеи имеют свою дальнейшую разработку и осмысление. Мысли о свободе под влиянием войны 1812 г. трансформируются в переживание о судьбах отечества, горячее желание принести ему пользу, избавить от тяжелых недугов прошедших эпох (крепостного права, отсутствия личной свободы и равенства всех сословий и т.п.). По мнению В. О. Ключевского, восстание декабристов было естественным следствием перечисленных выше особенностей российского культурно-исторического развития. Он назвал его последним дворцовым переворотом, когда гвардия по установившейся традиции пыталась повлиять на правящую династию и принять в России конституцию [ 17].
Если в XVIII столетии главными представителями науки и искусства являются европейцы, то постепенно, к XIX в. на новой почве воспитывается отечественная плеяда ученых и общественных деятелей: М. В. Ломоносов, В. И. Татищев, Н.И. Новиков, А. 11. Радищев и др. В 1724 г. открывается Санкт-Петербургский университет. В том же году указом Петра 1 основывается Российская академия наук. В начале XIX в. правительство направляет свои усилия на развитие просвещения. Открываются приходские школы и уездные училища, гимназии. Источниками высшего образования становятся университеты. Открываются университеты в Москве. Дерите, Харькове. Также в начале века основывается Царскосельский лицей, из стен которого вышли выдающиеся представители культуры XIX столетия. Активно развивается наука. Появляется исторический труд Н.М. Карамзина «История государства Российского», который впервые знакомит общество с историей отечества с древних времен. Получают мировую известность работы русских математиков В. Я. Буняковского. М.В. Остроградского. Н.И. Лобачевского, русского физиков В.В. Петрова. П.Н. Шиллинга, Б. С. Якоби, химика Н. И. Зинина. Музыкальное творчество принимает новый ракурс с появлением гениального русских композитора М.И. Глинки, давшего толчок к стремительному развитию русской музыкальной культуры. В области изобразительного искусства появляются имена, прославившие русскую художественную школу, — Ф. С. Рокотов, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, Д. Г. Левицкий, К.П. Брюллов, А. А. Иванов.
В экономическом состоянии России рассматриваемого периода происходит замедление бурного роста конца XVIII в. и начинается стагнация, связанная с феодальным ведением хозяйства (крепостное право, слабо развитая промышленность, отсутствие цивилизованных путей сообщения). Назревает острая необходимость денежной реформы в стране. Экономика империи в 10-е г. XIX в. значительно ослаблена условиями Тильзитского мира, а также последствиями разорения страны Отечественной войной 1812 г. Император Александр 1, разочаровавшийся в реформах первой половины своего царствования, оставляет империю своему преемнику с большим количеством неразрешенных вопросов.
Следующее царствование отличается от предыдущего ростом бюрократического чиновничества, состав которого определялся принадлежностью к военному ведомству, усилением централизации управления. Под влиянием восстания декабристов царствование императора Николая 1 начинается с реформ в области управления, кодификации законов, судов, финансов, улучшения быта крепостных крестьян. Особенность их состояла в том, что проведение реформ было возложено на бюрократический аппарат и самим самодержцем виделось без участия общественных сил, что приводит к резкой оппозиции со стороны образованного общества. Николай обладал завидной энергией и любовью к дисциплине, и эти свои качества он перенес на управление страной. Единственное, что должно было оставаться незыблемым, по его мнению, это самодержавная власть монарха, которой Николай придавал особое сакральное значение. Революционные события в Европе и восстание декабристов, открывшее его царствование, привели власть к мысли о необходимости пресечения революционных настроений в обществе. Была создана централизованная полиция, контролировавшая общественные настроения в частности и общество в целом, ужесточена цензура [6].
Культурное общество того времени характеризуется ростом самосознания, демократических настроений, появлением различных философских и общественных течений. Образованные слои населения остро чувствовали необходимость осмысления пройденного пути России начиная с реформ Петра. Появляются «Философические письма» 11. Я. Чаадаева, кружок славянофилов (И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков) и западников (11.В. Станкевич, Н.П. Огарев,
А. И. Герцен), что говорит о бурном развитии общественной мысли России того времени. И следует отметить, что общественная мысль развивалась более быстрыми темпами, чем государственная.
I Качало XIX в., культурная эпоха Александра 1. была названа Бердяевым «русским Ренессансом». Эго был очень короткий период, в начале которого «стоял чарующий гений Пушкина», вобравший в себя «радость творчества». Он был сменен «литературой торя и страдания», берущей свое начало у Гоголя и продолженной Достоевским и Толстым 16. с. 543]. Главным и, наверное, единственным общественным рупором рассматриваемой эпохи становится литература. Именно в этот период она все более принимает общественный характер. В ее недрах зарождается литературная критика в лице В. Г. Белинского, журналистика. Читающей публики становится все больше. Увеличивается количество библиотек. Растет число газет и журналов.
Именно на этот период времени приходится личностное и профессиональное формирование будущего властителя дум русского общества 40-х гг. XIX в. И. В. Гоголя, русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного гения русской словесности. Гоголь был выходцем из семьи мелкопоместных дворян Гоголей-Яновских, имевших небольшое имение Васильевка недалеко от Полтавы. Сведения о происхождении предков Гоголя противоречивы, хотя большинство исследователей сходятся на том, что это были представители как польской шляхты, украинское казачество, так и представители духовенства. По преданиям, прадед Гоголя был выходцем из Польши и имел духовное звание. Дед, Афанасий Гоголь, окончил духовную семинарию, получил хорошее образование, владел пятью языками (латинским, греческим, польским, немецким, русским), в документах он числится в чине майора и имеет дворянское звание [9]. Бабушка, Т.С. Гоголь-Яновская. происходила из знатной семьи 'Ганских, служивших еще у Петра I, отличалась большим вкусом и прекрасно рисовала (от нее, по всей видимости, Гоголь унаследовал талант художника). Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отличался «кристальной честностью, оригинальностью ума и даром слова» |8. с. 31]. Вышел в отставку в чине коллежского асессора. Пользовался большим доверием и уважением Д. П. Трощинского, известного вельможи екатерининского времени и предводителя местного дворянства, при котором отец Гоголя служил секретарем. Трощинский оказывал покровительство семье Гоголей-Яновских. В его доме в имении Кибинцы собирался весь цвет полтавского дворянства, давались балы, инструментальные концерты, ставились спектакли как на малороссийские пьесы, так и произведения русской и французской драматургии. Автором значительного количества пьес был В. А. Гоголь-Яновский.
Маленький Никоша (имя, принятое в домашнем обиходе), естественно, не принимал участия в этих мероприятиях, но был наслышан о них со слов родителей. С произведениями отца он был хорошо знаком и, став известным писателем, имел намерение их опубликовать. Мать будущего писателя, Мария Ивановна Гоголь, происходила из довольно знатной семьи Косяровских, находившихся в родстве с Д. П. Трощннским. Она отличалась изяществом и красотой, была женщина добрая и глубоко религиозная. Мать обожала своего единственного сына и. что немаловажно, всегда верила в его гениальность и на протяжении всей жизни поддерживала его во всем. Как полагают психоаналитики, именно слепое обожание матерями своих сыновей является немаловажным фактором в развитии их гениальности в будущем 119].
Детство Гоголя проходило в условиях обожания и любви и окутано всевозможными преданиями, связанными с его рождением. Родители его были люди очень религиозные и свято верили в Божественное освящение как своего брака, так и рождения долгожданного сына. Из воспоминаний матери можно сделать вывод о том, что Никоша рано овладел грамотой и был с детства литературно одарен, писал стихи.
По достижении необходимого возраста он был отдан в гимназию высших наук князя А. А. Безбородко в городе Нежине. Целью гимназии было дать малороссийским дворянам надлежащее воспитание, знание языков и сведения в различных науках. Срок обучения в гимназии — девять лет — был разбит на разряды, по три класса в каждом. Аттестаты, выдававшиеся гимназией, соответствовали аттестатам университета и освобождали их обладателей от испытаний для производства в высшие чины. Обучение в гимназии для молодого Гоголя было трудным, гак как основным контингентом учебного заведения были дети представителей знатных фамилий, коей Гоголь-Яновский не обладал. Внешне очень невзрачный, по воспоминаниям одноклассников, постоянно больной, «золотушный», неопрятный ребенок не вызывал симпатий окружающих и являлся объектом постоянных насмешек. Адаптация в гимназии проходила очень тяжело, что следует из писем Гоголя к родителям. Но чувство юмора и особая способность подмечать в людях разнообразные их качества, сатирический ум. а также неординарные поступки привели к тому, что одноклассники оставили его в покое. Первые жизненные неудачи выковали характер будущего гения: скрытный, терпеливый, упорный в достижении поставленной цели, неконфортный. К гимназическим годам относятся первые опыты Гоголя в живописи, актерском мастерстве, издательском деле и, конечно же, в литературном творчестве. Гоголь ищет себя, отдается различным склонностям. но уже в этот период в его письмах появляется мысль о необходимости принести пользу отечеству и прославиться: «Испытуюсвои силы для поднятия труда важного, благородного: на пользу отечеству, для счастия граждан, для блага жизни подобных» 112. с. 13]. Интересно, что. находясь в гимназии, Гоголь не был оторван от общественной жизни России. Именно в этот период он знакомится с произведениями мировой и русской литературы (Ломоносовым, Тредиаковским, Державиным и, конечно же, Пушкиным, его «Евгением Онегиным», Шиллером, Гёте и др.). Не осталось незамеченным гимназистами восстание декабристов, хотя и в своеобразной форме. На данный период времени приходится проверка гимназии по доносу благонамеренной части преподавателей, приведшая к закрытию театра в гимназии и увольнению талантливых и любимых преподавателей (образ одного из них, Белоусова, будет трансформирован и выведен в качестве одного из персонажей второго тома «Мертвых душ»). Всех учеников вызывали на допросы к «проверяющим», как следует из воспоминаний учеников и отчетах о проверке. Не избег этой участи и Гоголь, о чем пишет в своей работе Н. Молева [20]. Сложность данного периода в жизни Гоголя определяется и потерей горячо любимого и уважаемого отца, удар был настолько значительным, что молодой Гоголь имеет мысли о самоубийстве.
Гоголь не был блестящим учеником и окончил гимназию в 12-м чине. На протяжении последних лет учебы все его мысли заняты поездкой в Петербург и дальнейшем поприщем. По окончании гимназии будущий писатель приезжает в столицу, которая разочаровывает его. «...русские в свою очередь объиностранились и сделались ни тем ни другим... все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их» 112, с. 25]. Не будущих ли своих героев, Поприщиных и Башмачкиных, описывает Гоголь в письме матери? По приезде он пробует себя в нескольких видах деятельности, пытается поступить в актёры, служит в департаменте уделов, пробует себя в преподавательской деятельности (преподаватель в Патриотическом институте, в Санкт-Петербургском университете), берет уроки живописи в Академии художеств. Но ни одно из представленных поприщ не увлекает его с такой силой, как литература. Первый дебют в литературе Гоголя был неудачен. Его поэма в стихах «Ганс Кюхельгарден» (поэма построена в стилевой манере романтизма) встречена критикой очень холодно. Молодой поэт выкупает все экземпляры, изданные им на свои средства, и сжигает.
Постепенно Гоголь входит в известный круг литературных деятелей —
B. А. Жуковского, П.А. Плетнева, А.С. Пушкина. Печатает критические статьи в «Северных цветах», журнале, издаваемом А. А. Дельвигом, в «Отечественных записках» и др. Известность молодому писателю приносят повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для их написания Гоголь собирает малороссийские предания среди своих родственников и знакомых. Известно, что Гоголь гордился своими предками и живо интересовался историей Малороссии. Это показывает, что на начальном этапе своего творчества он отталкивается от своих корней, что в совокупности с талантом приносит ему известность. По мнению Пушкина, в современной литературе он не знал ничего лучше «Вечеров па хуторе близ Диканъки». «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе Tie образумился», — Пушкин, из письма 1831 г. (8. с. 124]. Этот период, 1829-1831 гг., А. Белый назвал периодом украинских повестей, или «гиперболизмом воспевания» [5].
Известность Гоголя становится шире и шире с выходом каждой последующей его работы. Он знакомится с С.Т. Аксаковым и всем его семейством, дружбу с которыми он пронесет через всю жизнь, В. Г. Белинским, критические работы которого Гоголь ставит на должную высоту, М.С. Щепкиным, М. 11. Погодиным,
C. П. Шевыревым, А. И. Тургеневым, П.В. Анненковым. В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях Гоголя (“Арабески” и “Миргород”)», появившейся в «Телескопе» в 1835 г., пишет о Гоголе как о поэте «в высочайшей степени», о таланте «необыкновенном, сильном и высоком» [3]. Истоки творчества писателя данного периода берут свое начало не только в народном творчестве, но и мировой литературе, в частности, в работах В. Скотта, Тика и др. По мнению литературоведов (Е. Е. Дмитриева), Гоголю была небезызвестна книга, вышедшая в 1826 г. в переводе общества любомудров (С. Г1. Шевырев, В.II. Титов, Н.А. Мельгунов), Вакенродера «Сердечные излияния отшельника, любителя изящного» [ 13]. В России эта книга вышла под заглавием «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Тиком». Эта книга явилась своего рода манифестом искусства как религии. Занятие искусством приравнивается в ней к служению Богу. Художник в своем служении должен стать отшельником, удалиться от света и предаться священному искусству. Эта мысль была близка Гоголю на протяжении всего его творчества и воплощалась им в различных вариациях в жизни. Интересно, что период с 1832 но 1835 г. в творческой биографии Гоголя проходит под тем же лозунгом, что явствует из его публицистических работ и писем. Исследователи по-разному определяют данный период. Например, В. В. Зеньковский именует его периодом эстетического романтизма или эстетической антропологии 115]. В. В. Гиппиус — периодом эстетики и индивидуализма [10]. Е. Е. Дмитриева указывает на то, что Гоголь периода «Вечеров...» — романтический «иронист», воплощающий в своем творчестве единство трагического и комического 113]. Этот период, но мнению литературоведов, тяготеет к эстетике немецкого романтизма, поэзии Пушкина, начало которого положено «Гансом Кюхельгарденом». Эстетизм Гоголя — вера в исключительно положительную эстетическую силу искусства, способную влиять на читателя. Задача искусства — делать человека лучше, будить в нем добро, стремление к красоте. Большое значение для писателя в этот период имеет также тема злых сил, воздействующих на человека. зародившаяся в нем еще в гимназические годы. То же отношение к творчеству останется у него до конца дней, частично трансформируясь по мере изменения его мировоззрения.
В период 1836-1839 гг. эстетический гуманизм в творчестве писателя переходит в эстетический морализм [5]. Этот период неразрывно связан с предыдущим, так как Гоголь для себя формулирует новую творческую задачу, которая выражена в стремлении показать отрицательное в человеке и обществе и силой смеха добиться моральных изменений в душе читателя. Этой задаче были подчинены «Петербургские повести», «Ревизор» и первый гом «Мертвых душ». Вера его в свою новую эстетическую доктрину настолько велика, что довольно успешная постановка «Ревизора» воспринимается автором как провал. Как истинный романтик, он ожидает непременного единения общества в стремлении стать лучше после постановки пьесы, каковой не происходит.
В 40-е гг. XIX в. авторитет Гоголя возрастает настолько, что М.Н. Катков, вспоминая это время, писал, что над всем парит великий Гоголь. Многие издатели хотят заручиться его поддержкой или напечатать новые его творения. Славянофилы считают его поборником старых традиций, западники — обличителем существующей действительности. Его мнения пересказываются из уст в уста. Знакомством с ним гордятся и стремятся попасть в дом Аксаковых, где часто бывает писатель. Начиная новый журнал «Москвитянин», М.П. Погодин, используя свое близкое знакомство с Гоголем, требует от него статью в журнал, понимая, что с выходом его статьи или повести можно заручиться большой подпиской. Собрание сочинений Гоголя, выпущенное автором в 1842 г., расходится моментально, хотя и не приносит дохода самому Гоголю. «Мертвые души» читаются в списках задолго до начала издания в обеих столицах.
В 1841 г. в статье «Русская литература в 1840 году» В. Г. Белинский указывает на прямую преемственность Гоголя как главы литературы после смерти Пушкина. Он пишет о том, что именно с Гоголя начались русский роман и русская повесть. «Верность натуре в творениях Гоголя вытекает из его великой творческой силы, знаменует в нем глубокое проникновение в сущность жизни, верный такт, всеобъемлющее чувство действительности» |4|. «Мертвые души» он называет «капитальнейшим» произведением русской литературы, а «Тараса Бульбу» — великой эпопей жизни целого народа. Критика неоднозначно встречает выход романа «Мертвые души». Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, обвиняя Гоголя в незнании русском грамматики, писали о том, что это «вздор, пошлость и пустяки» и сравнивали автора с Полем де Коком. О. И. Сенковский, признав остроумие автора, в целом отзывался о поэме как «стиль его грязен, картины зловонны». Н. А. Полевой называл роман грубой карикатурой, «неопрятной гостиницей», «клеветой на Россию». К. С. Аксаков и С. ГГ Шевырев сравнивали Гоголя по силе его таланта с Гомером и Шекспиром [8]. В. Г. Белинский писал, что «“Мертвые души” творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столь же истинное, сколь и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни», и в то же время неодобрительно отзывался о .лирических отступлениях как не идущих к описанию русской жизни и обедняющих роман [4]. Отклики паевой роман Гоголь собирает с большим интересом. Работой своей он был недоволен, считал выход первого тома преждевременным. Все же знакомые писателя торопили его с выходом второго тома «Мертвых душ».
Во внутренней жизни Гоголя в эти годы готовится серьезный переворот. В 1836 г. писатель покидает Россию и надолго поселяется в Европе. 1837 г. знаменуется смертью А. С. Пушкина. Гоголя преследует ощущение глубины потери и одиночества на литературном Олимпе. Писатель, несомненно, осознает ответственность, возложенную на него обществом и литературной средой. В 1839 г. умирает близкий Гоголю человек. Иосиф Виельгорскмй. утрату которого он переживает очень тяжело. «Клянусь, непостижимо странна судьба всего хорошего у нас в России! Едва только оно успеет показаться — и тот же час смерть! Безжалостная неумолимая смерть! Я пи во что теперь не верю и. если встречаю что прекрасное, тотчас же жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него мне несет запахом могилы» (12, с. 126]. В 1840 г. с писателем происходит серьезный личностный кризис, приводящий к глубоким мировоззренческим изменениям в его сознании, наложивший свой отпечаток на его творчество. Эстетизм все более уступает место морализаторству, который, в свою очередь, подпитывается религиозными переживаниями и выкристаллизовывается в идею особой миссии Гоголя как писателя. Пересматривается направленность и значение для самого автора выполняемого им труда. «Мертвые души», изначально задуманные как забавный анекдот о приключениях «прохиндея средней руки» и рисующие картины «пошлости русской жизни», выливаются в эпопею, значение которой — показать лучшее в русском человеке и раскрыть скрытые возможности России. В этот период в душе Гоголя нарастают религиозные настроения. Он проходит, по мнению В. В. Зеньковского. первую стадию «мистической жизни», сопровождающуюся религиозным восторгом, чувством радости, ощущением своего избранничества, творческого воодушевления. Зенысовский называет эту стадию «стоянием перед Богом» [ 15].
К 1845 г. ощутимые изменения происходят не только в мировосприятии и мировоззрении Гоголя, но и в его внешнем облике. Душевное и физическое здоровье писателя в этот период идет на спад. 1845 г. он встречает с чувством приближающейся смерти. Ощущение близкой смерти у Гоголя настолько велико, что он причащается и пишет духовное завещание. Именно в этот период Гоголь впервые сжигает наброски ко второму тому «Мертвых душ». В письмах Гоголь описывает свое состояние как «время скорби и уныния» 119, с. 50]. Но духовные и творческие силы и новые представления о задачах своих как писателя позволяю т Гоголю преодолеть личностный кризис. В июле 1846 г. писатель обращается к Плетневу с просьбой срочно начать печатать новое его творение — книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». О ней он отзывается так: «Единственная дельная книга... Нельзя сказать человеку: “Делаешь не так” — и не показать прежде, как нужно» 112, с. 333]. В своей книге Гоголь хочет показать, «как нужно» правильно жить всей России. Писатель торопит с изданием. Обращается к друзьям присылать ему все критики и отзывы о себе и своем творчестве. Намеревается послать «Выбранные места из переписки с друзьями» всем членам царской семьи, полученное же денежное вспоможение отдать нуждающимся по пути в Иерусалим. Планирует печатать четвертое издание «Ревизора» в пользу неимущих.
Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» построена в соответствии с теми знаниями и представлениями, которые имел автор в силу своего характера, воспитания, образования. В ней представлен практический проект выполнения заповедей Христа в повседневной жизни современного общества. Автор размышляет на волнующие его темы: значение веры в жизни человека, отношение к своему долгу, призыв к активному «деланию»: каждый на своем месте должен добросовестно выполнять свое дело — в этом затог процветания государс тва, об ответственности каждого за вину другого (эта идея в дальнейшем будет разработана в романах Ф. М. Достоевского). Гоголь высказывает свои соображения о судьбе России, о невозможности для нее западного пути, о современном состоянии государства, каждого его сословия, положении и значении женщины в современном обществе и т.д. Эти идеи основываются на религиозном понимании жизни и на консервативных традициях. В книге соседствуют очень меткие замечания о русской жизни вообще и внутренней жизни каждого отдельного человека и в то же время парадоксальные, иногда приводящие в недоумение советы об устройстве современного ему российского общества. Он видел внутренним своим зрением, что в жизни твори тся много зла. и прозревает, что силой это зло не искоренить. И, как впоследствии Толстой и Достоевский, он выстраивает свою доктрину, где звучат вечные нравственные законы в совокупности с законами и нравами Российской империи. Как человек одновременно практического ума и романтической души, он соединяет их в попытке привить современникам христианскую братскую любовь на почве жесткой социальной действительности. И таким образом ставит перед читателями невыполнимую задачу.
Выход в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» буквально взрывает русское общество. Со всех сторон сыплются на Гоголя упреки, обвинения в чрезмерной гордыне, морализаторстве, заискивании перед власть имущими, смене литературного пути. Его обвиняют в отходе от натуральной школы, основателем которой он провозглашен Белинским, славянофилы обижены в той же мере, что и западники, его называют Тартюфом, поборником обскурантизма. Белинский объявляет Гоголя сумасшедшим. Церковь также недовольна этим изданием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отзывается о книге двояко, пишет, что она «издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределенны, движутся по направлению сердечного вдохновения, неясного, безотчетного, душевного, а не духовного... Книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение, тут между многими правильными мыслями много неправильных» [12. с. 582]. Даже С. Г. Аксаков пишет ему гневное письмо, в котором обвиняет автора «в сатанинской гордости», в забвении «всякой человеческой скромности» (2. с. 192]. Интересен отзыв II.Я. Чаадаевао книге: «Недостатки книги Гоголя принадлежат не ему, а тем, которые превозносят его до безумия, которые преклоняются перед ним. как перед высшим проявлением самобытного русского ума, которые налагают на него чуть ли не всемирное значение (имеются в виду славянофилы. — Прим. Е.Х.)» [8. с. 405]. Новое направление, принятое Гоголем, он видит результатом невозможности выполнить «невыполнимого урока, ему заданного современными причудами... Бог знает, куда заведут его друзья, как вынесет он бремя их гордых ожиданий, неразумных внушений и неумеренных похвал!» [8. с. 405]. И только небольшой круг близких знакомых Гоголя — А. О. Смирнова, семья Виельгорских, II. А. Вяземский, В. А. Жуковский. Н. I I. Шереметьева. И. С. Аксаков — относится к изданию положительно и поздравляет автора. Таким образом, общество не готово принять нового Гоголя. Он неудобен, непонятен. Он расходится с демократическими идеями, все более нарастающими в русском обществе того времени. Уже в XX в. исследователи напишут, что талант Гоголя иссяк к этому периоду и что вершиной его творчества является «Ревизор» (Синявский (Абрам Терц)), что Гоголя постигла серьезная душевная болезнь (3. М. Агеева, В. Ф. Чиж) [22].[ 11 ]. 124]. Да и вообще, в дальнейший период нашей истории не принято было изучать духовную прозу Гоголя. И только Л. II. Толстой в 1887 г. напишет об этой книге и ее авторе: «...сильное впечатление у меня было... при перечитывании в 3-й раз в моей жизни переписки Гоголя... вся переписка (если исключить немногое частное) полна самых существенных, глубоких мыслей. Великий мастер своего дела увидал возможность лучшего делания, увидал недостатки своих работ, и указа.;! на них, и доказал искренность своего убеждения, и показал хоть не образцы, но программу того, что можно и должно делать, и толпа... загоготала, и 35 лет лежит под спудом в высшей степени трогательное и значительное житие и поучения подвижника нашего цеха, нашего русского Паскаля. То г понял несвойственное место, которое в его сознании занимала наука, а этот — искусство. Но того поняли, выделив то истинное и вечное, которое было в нем, а нашего смешали в грязью, там он и лежит, а мы-то над ним проделываем 30 лет ту самую работу, бессмысленность которой он так ясно показал и словами и делами» [ 16, с. 367].
Сам Гоголь очень сильно переживал непонимание публики. Но он был твердо уверен, что не только в России, но и в Европе наступило именно то время, когда нужна такая книга, когда необходимо вспомнить о Боге. И символическое значение имеет то. ч то заканчивает свою книгу Гоголь главой «Светлое воскресение» [11]. Он говорит в ней о том. что весь XIX в. проникнут идеями гуманизма, любовью к человечеству. Но нет, все это поверхностно, все это ложь. «Все человечество готов он обнять, как брата, а брата не обнимет!..» Есть два препятствия. Первое — гордость чистотой своей. «Стоит приглядеться, каким рыцарем благородства выступает у нас теперь вся к. как беспощадно и резко судит о другом... Все разом и вдруг им позабыто: позабыто, что, может быть, затем именно окружили его презренные и подлые люди, чтобы, взглянувши на них, взглянул он на себя и поискал бы в себе того же самого, чего испугался в других». Второе — гордость ума. «Все вынес человек века: вынес название плута и подлеца; какое хочешь дай ему название, он снесет его — и только не снесет название дурака... Поразительно: в то время, когда уже было начали думать люди, что образованием выгнали злобу из мира, злоба другой дорогой, с другого конца входит в мир — дорогой ума и на крыльях журнальных листов: как все погубляющая саранча, нападает на сердца людей повсюду. И уже одна чистая злоба воцарилась вместо ума... И непонятной тоской уже загорелась земля; черствей и черствей становится жизнь; все мельчает и мелет, и возрастает только в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста» [ 11. с. 174]. И призывает Гоголь хотя бы в день Светлого Воскресения вспомнить людям, что они люди. Он хотел сказать: «Люди, опомнитесь! Отриньте все грехи своп, будьте братьями». Он, как и всегда, хотел невозможного. Но Гоголь первый, кто посмел сказать об этом. В этом и состояла заслуга его гения, он осмелился поставить и сделал попытку разрешить эти вопросы, понимая их вечную необходимость. Без Гоголя не было бы ни Достоевского, ни Толстого. Именно в его прозе берут свое начало идеи, впоследствии с такой силой разработанные этими гениями русской словесности: виновность каждого за вину другого, значение и сила красоты как Божественного начала, непротивление злу силою. Именно Гоголь задает высокий нравственный и духовный идеал всей русской литературе.
Разочарование в способности своей как писателя донести людям великие идеи христианства приводят Гоголя к мысли оставить творчество. Со свойственной ему чертой все преувеличивать Гоголь начинает сомневаться во всем: в своем таланте, предназначении как писателя... Да и силу своей веры он все чаще ставит под сомнение. Если раньше присутствовал религиозный восторг, ощущение близости Бога, снискание его милости, теперь же нет веры. Есть вера ума, но нет веры в сердце. Еще в 1846 г. в его письмах появляются жалобы на душевную черствость [ 12]. Для поддержания в себе религиозных чувств он совершает паломничество в Иерусалим. Но оно не приноси! ему долгожданного облегчения. В конце апреля 1848 г., после длительного отсутствия, Гоголь возвращается на родину. По возвращении писатель приходит к мысли о необходимости вернуться к работе над вторым томом «Мертвых душ».
Период 1850-1852 гг. назван исследователями переходом к натурализму в творчестве Гоголя (В.В. Гиппиус) [10]. Именно в этот период писатель стремится описывать жизнь наиболее реалистично и правдоподобно. Окружающие его люди говорят о стабилизации его душевного и физического состояния. Но из писем писателя можно предположить, что дух его находится в постоянном смятении. Он не находит того душевного подъема, силы и энергии, которые давали ему вдохновение. Он постоянно размышляет о предназначении поэта, об искусстве. Строит планы возможных путешествий по России, по его результатам планирует написать книгу о ее географии, племенах, ландшафтах, природе, нравах. отличительных особенностях и характере русского народа. Продолжает работать над «Мертвыми душами». В 1852 г. он сообщает Л. И. Арнольдн, что поэма практически готова. Задача ее: «Прозрачно отразить жизнь в ее высшем достоинстве» [ 12, с. 492].
Последние годы жизни Гоголь работает над редактированием второго издания своего полного собрания сочинений, вторым томом «Мёртвых душ» и «Размышлением о Божественной литургии*. Характерно, что для многих исследователей две работы содержат в себе антиномию. Характер одной из них связан с социальным предназначением человека, другой же — с его божественной сущностью. Именно две эти особенности человеческой природы мучительно стремился соединить Гоголь.
Последние годы жизни литературная критика, да и все литературное сообщество видит в Гоголе маститого писателя, снисходительно относясь к его странностям. Смерть же Гоголя выливается гоже в своего рода антиномию. Похороны сопровождаются большим стечением народа, различных званий и чинов, на них присутствует даже губернатор Москвы Закревский, на Никитской улице «стечение народа в течение двух дней было невероятное» [8, с. 569]. Но в то же время в Петербурге было дано распоряжение, запрещающее выпускать какие-либо общественные некрологи или комментарии по поводу смерти Н. В. Гоголя. И И.С. Тургенев за невинный некролог, в котором он называет Гоголя великим человеком, был посажен на месяц под арест и сослан на жительство в деревню за нарушение цензурного распоряжения.
В заключение можно констатировать, что на ранних этапах своего творчества Гоголь отталкивается от малороссийской старины, в преданиях которой проходило его детство и формирование его личности. В последующие годы идет осмысление окружающей действительности, воплощающееся в его творчестве конца 30-х гг., эстетическим фундаментом которого становится романтическая традиция мировой культуры начала XIX в. Проходя через кризисы и религиозные искания в 1840-е гг., писатель осмысляет жизнь на новом уровне, на уровне бытия. Но в силу своего воспитания, характера, в силу тех нравственных регуляторов, которыми он руководствуется в жизни (идея пользы), он возвращается к социальной действительности, к попытке придать ей разумное объяснение и к ее переустройству, которое он сводит к соединению существующих нравов с христианскими заповедями. Этот процесс был для Гоголя болезненным и мучительным. В результате воедино сливаются идеал пользы (как сделать), христианские добродетели и братская любовь. Происходит уход от идей гуманизма прежней эпохи к христианской традиции. Им движет желание примирить всех и вся. Он мучительно ищет ответа на поставленные вопросы, и какое-то время ему кажется, что решение найдено. И, как человек практический, он объявляет о нем своим читателям. Но общественное мнение и литературная критика не захотели услышать Гоголя. Произошло то, о чем он сам писал: «Ничему и ни во что он (современный человек) не верит, только верит в ум свой, чего не видит его ум, того для него нет. Во что не верит он сам, все для него ложь» [11, с. 174].
Выводы
Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что гений вплетен в систему общественных отношении своей страны. Он воспитывается в том обществе, к которому принадлежит по праву рождения. Общество влияет на первичную социализацию будущего гения, на становление его идентичности. Его социализация проходит в различных социальных группах, как в малых (семья, учебные коллективы, оппонентский круг и референтная группа), так и больших (малая родина, страна, народ). Гений впитывает культуру своей страны, мировую культуру. Вырастая и становясь частью нравственной элиты своей страны, он. в свою очередь, оказывает влияние на общество и становится его рупором и провозвестником нового. Но парадокс заключается в том, что, как только гений начинает высказывать мысли, несогласные с общепринятыми или несвойственные для него самого, с точки зрения обывателя он становится изгоем, его провозглашают сумасшедшим.
Генин являются своего рода интерпретаторами событий жизни своих современников с позиции вечных ценностей. «Придерживаясь абсолютных нравственных норм и ценностей, переносимых через исторические времена, такие люди дают интерпретацию и моральную оценку происходящих событий и общественных явлений» [ 14, с. 14]. Обладая духовными способностями, они прозревают будущее и ставят перед собой и обществом нравственные задачи, позволяющие человеку оставаться человеком. Являясь своего рода «нравственной элитой», они влияют на механизмы формирования нравственного сознания значительной части общества.
Также мы можем констатировать тот факт, что уровень культуры в обществе, ее богатство, накопление интеллектуальных ресурсов в стране — важные детерминанты появления гения. Гений и общество чаще всего выступают в противовес друг другу. Но гении вскрывают те несовершенства, которые существуют в обществе, и ищут новые пути развития. Поэтому необходимо создавать окружающие условия, психологические пространства в обществе, где возможно формирование будущих гениев.
Список литературы
1. Агеева З.М. Душевная болезнь Гоголя. Журнал «Самиздат». 2011.
2. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем: Со включением всей переписки с 1832 по 1852 год. - М: ЛИБРОКОМ, 2011.
3. Белинский В.Г. О Русской повести и повестях Гоголя,
4. Белинский В. Г. Русская литература в 1840 году.
5. Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. — М„ Л.: ОГИЗ, Государственное изд-во художественной литературы, 1934.
6. Бердяев II. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. — Харьков: Фолио; М.: ACT, 2002.
7. Большаков В. ГГ, Володина Т. В., Выжлецова И. Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии / Под ред. В. П. Большакова. — Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
8. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. — М.: Московский рабочий, 1990.
9. Виноградов И. А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научнокритическое издание. В 3 т. Т. 1. — М.: НМЛ И РАН, 2011.
10. Гиппиус В. В. В. Гиппиус. Гоголь; В. Зеньковский. Н. В. Гоголь (Судьбы. Оценки. Воспоминания. ХIХ-ХХ вв.). — СПб.: Logos, 1994. — С. 11-188.
11. Гоголь II. В. Духовная проза. Критика. Публицистика. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева. И. А. Виноградова. Т. 6. — М.: Русская книга, 1994.
12. Гоголь II.В. Письма. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. Т. 9. — М.: Русская книга, 1994.
13. Дмитриев Е.Е. I I. В. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. — М.: И МЛ И РАН, 2011.
14. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования. Психологический журнал. 2010. Т. 31. №2. — С. 5-19.
15. Зеньковский В.В.В. Гиппиус. Гоголь; В. Зеньковский. Н.В Гоголь (Судьбы. Оценки. Воспоминания. XIX-XX вв.). — СПб.: Logos. 1994. — С. 191-335.
16. Золотусский И. Толстой читает выбранные места из переписки с друзьями. Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей но материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Под ред. Ю. В. Манна. - М.: IIМЛII РАН. 2003. - С. 366- 376.
17. Ключевский В. О. Русская история от древности до нового времени. — М.: Эксмо, 2008.
18. Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. — М.: Ин-т психологии РАН, 2013.
19. Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и его собственных писем. В 2 г. — СПб.: Тип. А. Якобсона, 1856.
20. Молева Н. Гоголь в Москве, или Нераскрытые тайны старого дома. — М.: ACT; Олимп: Астрель, 2008.
21. Нассонов М.С. Онтологическое основание гениальности. Автореферат диссертации на степень... какд. философ, наук. — Пермь, 2009.
22. Синявский А. (Абрам Терц). В тени Гоголя. — М.; Воронеж, 2009.
23. Соловьев С.М. Учебная книга по русской истории,
24. Чиж В. Ф. Болезнь Н. В. Гоголя. — М.: Республика. 2001.

Источник: Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. — М.; СПб,: Нестор-История, 2017. — 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.