На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников в связи с отношениями в семье
Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников в связи с отношениями в семье
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Глухова Н.В.
Научный руководитель: Таллибулина М.Т., к.психол.н., доцент

Введение
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень развития интеллекта и личности ребёнка, желание и умение учиться, уверенность в себе. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, основанной на ведущей деятельности, этот возраст охватывает период с 6-7 до 10-11 лет.


Период младшего школьного возраста является сензитивным для формирования и развития таких психологических феноменов, как эмоциональный интеллект и творческое мышление. Именно в этом возрасте происходит активное формирование таких умений, как осуществление рефлексии, совершенствование своего самопознания, учёт потребностей и чувств, умение занимать позицию партнёра. В этот возрастной период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания, полны желания создать свой собственный творческий продукт.
Немаловажную роль в процессе развития эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников играет их семейное окружение. Семья является основным институтом воспитания, источником и связующим звеном передачи социального опыта, эмоциональных и деловых отношений между людьми. То, что ребёнок приобретает под влиянием семьи, сохраняется и применяется им на протяжении всей его жизни (Масасина, Суханова, 2019).
Исходя из вышеизложенного, целью исследования является изучение характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников с их отношениями в семье. Объектом исследования выступили эмоциональный интеллект, творческое мышление и отношения в семье. Предметом исследования являются особенности развития эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников в связи с отношениями в семье.
Метод
Для достижения поставленной цели был осуществлён анализ литературных источников по теме исследования. Данный метод позволил определить имеющиеся трактовки изучаемых феноменов, выявить компоненты и особенности развития эмоционального интеллекта и творческого мышления младших школьников, а также познакомиться с подходами к связи между формированием этих явлений и отношениями в семье.
Результаты
Изучение эмоционального интеллекта и творческого мышления в психологической науке началось сравнительно недавно. Так, первые исследования творческого мышления относятся ко второй половине XX века, эмоционального интеллекта - к окончанию этого столетия, 1990 году. В настоящее время, как за рубежом, так и в России активно развиваются исследования этих феноменов.
Среди исследователей эмоционального интеллекта особенно известны представители зарубежной психологии (Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулмен). Среди отечественных исследователей, которые изучают этот феномен, можно выделить таких учёных, как И.Н. Андреева, А.П. Лобанов, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская и др.
В числе зарубежных исследователей творческого мышления можно назвать Дж. Гилфорда, Л. Кронбаха, Е.П. Торренса, Г.С. Альтшуллера, Р.Б. Шапиро и др., в числе отечественных - Я.А. Пономарева, А.Б. Коваленко, Н.В. Кочелаеву, Е.Л. Яковлеву и пр. В связи с этим, в науке существует значительное количество подходов к определению понятий и выделению компонентов эмоционального интеллекта и творческого мышления. В рамках настоящей работы предлагается рассмотреть некоторые из них.
Первыми, кому удалось дать научное определение эмоционального интеллекта, являются зарубежные учёные Джон Мейер и Питер Сэловей. Авторы понимают под ним некую структуру, в которую включены способности отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышлений и действий (Mayer, Salovey, 1997).
В отечественной науке впервые сформулировала определение эмоционального интеллекта Г.Г. Гарскова. Она характеризует этот феномен как способность понимать отношения индивида, представленные в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (Наймушина, 2020).
В своей модели эмоционального интеллекта, который рассматривается в рамках способностей, Дж. Мейер и П. Сэловей выделяют 4 компонента, расположенные в иерархии, где каждый компонент относится как к собственным эмоциям индивида, так и к эмоциям других людей. К их числу относятся такие способности, как:
1. Воспринимать, оценивать и выражать эмоции (или идентифицировать эмоции).
2. Использовать эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности.
3. Понимать и анализировать свои и чужие эмоции.
4. Сознательно управлять эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений (Mayer, Salovey, 1997).
Согласно концепции авторов, эмоциональный интеллект позволяет обрабатывать информацию, которая заключается в эмоциях человека: раскрывать содержание эмоций, их связи друг с другом, применять эмоциональную информацию как основополагающую при обдумывании и принятии решения.
Как уже было обозначено выше, младший школьный возраст является сензитивным периодом не только для формирования эмоционального интеллекта, но и творческого мышления. Я.А. Пономарев определяет творческое мышление, как такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения какой- либо задачи, то есть процесс создания новых идей (Пономарев, 2008).
И.Н. Лукьянова и Л.А. Безбородова конкретизируют творческое мышление как продуктивное мышление, характерное для решения нестандартных задач (Лукьянова, Безбородова, 2020). Его развитие приводит к качественной перестройке восприятия и памяти школьников, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы.
Главным фактором развития творческого мышления является накопление опыта. Творческая активность ребенка напрямую зависит от полноты его прошлого опыта. Это приводит к самому важному выводу - для того чтобы развить творческое мышление ребёнка, необходимо в первую очередь позаботиться о развитии круга его интересов, создании базы сенсорного опыта.
По мнению Ж. Годфруа, среди особенностей, или составляющих, творческого мышления можно выделить:
• способность генерировать огромное количество идей в определённую единицу времени (быстрота). Стоит отметить, что эта особенность подразумевает не качество идей, а их количество;
• гибкость - характеризует способность выражать самые разнообразные идеи. Здесь речь идёт уже не о количестве идей, а о различии между одной идеей и другой;
• оригинальность - подразумевает способность порождать новые нестандартные идеи, то есть идеи, которые расходятся с общепринятыми;
• законченность, предполагающая способность улучшать свой «продукт», придавая ему законченный вид (Годфруа, 2012).
Стоит отметить, что к числу важнейших условий развития творческого мышления и эмоционального интеллекта младших школьников относятся семейные отношения, которые включают тип семейного воспитания, тип детско-родительских отношений и роль ребёнка в семье (Дружинин, 2000; Семина, 2020).
Эту точку зрения также поддерживают Р.М. Грановская, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская и В.К. Загвоздкин. Исследователи отмечают, что отношения ребёнка с семьёй являются одним из важнейших факторов формирования и организации его эмоционального интеллекта (Белопольская, 2021). И.Н. Андреева связывает уровень взаимоотношений между членами семьи с социальными предпосылками развития эмоционального интеллекта личности (Андреева, 2007).
Многие исследователи отмечают также роль семьи и в развитии творческого мышления ребёнка (И.В. Дубровина, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн и др.). Таким образом, наука подтверждает тот факт, что дети с низким уровнем творческого мышления чаще воспитываются в неблагополучных или неблагоприятных по стилю воспитания семьях (Борзенкова, 2001).
Стоит отметить, что большинство теоретических и эмпирических исследований указывает на роль семьи в целом. Этот факт позволяет подчеркнуть актуальность нашего исследования, направленного на изучение эмоционального интеллекта и творческого мышления обучающихся младшего школьного возраста в зависимости от отношений в семье.


Заключение
Таким образом, анализ литературных источников показал, что изучение таких относительно новых понятий, как эмоциональный интеллект, творческое мышление и семейные отношения в настоящее время только набирает обороты. Особо стоит отметить, что изучение эмоционального интеллекта и творческого мышления обучающихся младшего школьного возраста в совокупности с их отношениями в семейной системе, является малоизученной научной областью, поскольку в науке представлено недостаточное количество исследований по этой тематике. В связи с этим в дальнейшем мы планируем организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление тех особенностей семейных взаимоотношений младшего школьника с родителями, оказывающих непосредственное влияние на формирование его эмоционального интеллекта и творческого мышления. Полученные результаты исследования позволят нам сформулировать рекомендации, которые могут быть учтены в процессе воспитания и организации взаимодействия родителей и их детей младшего школьного возраста.
Библиографический список
1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.
2. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383.
3. Борзенкова И.В. Особенности развития креативности младших школьников в зависимости от влияния микросреды: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 20 с.
4. Годфруа Ж. Психология. М.: Мир, 2012. 772 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд., расш. и доп. СПб.: Питер, 2000. 359 с.
6. Лукьянова И.Н., Безбородова Л.А. Развитие творческих способностей младших школьников // Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII научно-практической конференции (г. Москва, 24 октября 2019 г.) / под общ. ред. Т.В. Зотовой. М.: МПГУ, 2020. С. 69-74.
7. Масасина Е.В., Суханова Н.П. Семья и семейные отношения как условие
формирования гармоничного развития личности в современном мире // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В.Б. Голофаста:
материалы Всероссийской научной конференции (г. Санкт-Петербург, 28-31 марта 2019 г.). СПб.: Реноме, 2019. С. 198-202.
8. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 4. С. 63-69.
9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2008. 304 с.
10. Семина Р.Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 286-288.
11. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / edited by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997. P. 3-31.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.