На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Изучение внимания методом наблюдения
Изучение внимания методом наблюдения
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Раздел 1. Изучение внимания методом наблюдения

1.1. Наблюдение за способами активизации внимания учащихся на уроке
Данная работа предназначена для психологического наблюдения за методическими приемами, используемыми учителем для привлечения различных видов внимания учеников в процессе учебной деятельности.
Целью наблюдения является составление характеристики работы учителя по организации внимания на уроке.
Под вниманием понимается процесс направленности и сосредоточения сознания на реальных или идеальных значимых объектах, который обеспечивает повышение сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Для описания феноменологии внимания необходимо перечислить признаки, или критерии внимания:

 

 


1. Ясность и отчетливость содержания сознания, находящихся в поле внимания.
2. Повышенное или улучшенное качество продукта «внимательного» действия (перцептивного, умственного, моторного) по сравнению с «невнимательным».
3. Запоминание материала, находившегося в поле внимания.
4. Наличие внешних реакций — моторных, вегетативных, обеспечивающих условия лучшего восприятия сигнала, к которым относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
5. Избирательность, выражающаяся в возможности активно воспринимать только часть поступающей информации и выполнять только одно дело, в запоминании только части воспринятых впечатлений, в установке органов чувств и реагировании только на ограниченный круг внешних сигналов.
Обычно выделяют три вида внимания — непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным вниманием, так как оно возникает и поддерживается не за счет стоящих перед человеком целей, а за счет ряда внешних по отношению к деятельности факторов. Непроизвольное привлечение внимания зависит, во-первых, от характера и качества раздражителя, который должен быть относительно сильным, интенсивным, новым, необычным, внезапным; во-вторых, от внутреннего состояния человека и прежде всего oт имеющихся у него потребностей; в-третьих, от общей направленности личности — прошлого опыта, интересов, различных установок и т.д.
Произвольное внимание управляется сознательной целью и тесно связано с волей человека, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Чаще всего произвольное внимание сопровождается внутренним чувством напряжения или усилия, которое возникает из-за попытки субъекта преодолеть конкурирующие мотивы в широком смысле слова (посторонние по отношению к деятельности желания и интересы, сложность или «зашумленность» предлагаемого сигнала и пр.). Произвольное внимание формируется постепенно и первоначально выступает у ребенка как внешняя, организуемая взрослым реакция на его речевую инструкцию. Затем по мере овладения своим поведением ребенок становится способным сосредоточивать внимание, основываясь на собственных речевых инструкциях.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но в отличие от произвольного внимания не сопровождается ощущением волевого усилия, так как выполняемая деятельность полностью отвечает интересам и состоянию субъекта. В результате послепроизвольное внимание обеспечивается возможностью длительного сосредоточения, интенсивностью умственной деятельности и высокой производительностью труда.
В процессе урока практиканты наблюдают за возможными способами активизации всех видов внимания у учащихся. Наблюдение ведется по стандартизированной методике, данные фиксируются в специальном протоколе, образец которого представлен ниже, затем анализируются, интерпретируются и составляется письменный отчет с психолого-педагогическими рекомендациями для более эффективной работы педагога по привлечению внимания детей к материалу урока.
При наблюдении за ходом урока студенты должны видеть, на что направлены действия учителя, для активизации какого вида внимания производятся данные действия и к какому эффекту, к какой реакции учащихся они приводят. Для этого все действия учителя и ответные реакции учащихся фиксируются в заранее заготовленном протоколе наблюдений, либо сначала недидактическая часть урока конспектируется в рабочей тетради, а затем при анализе результатов заносится в протокол.

Образец протокола стандартизированного наблюдения

Факторы, активизирующие внимание учащихся

Отметка об использовании данного фактора учителем (количество и интенсивность)

Описание конкретного педагогического приема или действия (слов) учителя

Реакция учеников на действия (слова) учителя

Примечания

1. Непроизвольное внимание
А. Внешние факторы (характеристики раздражителя):  - новизна,
- интенсивность,
-неожиданность,
- необычность,
Б. Внутренние факторы:
- личностная значимость,
- эмоции,
- потребности,
- интересы,
- практическая деятельность

Здесь отмечается следующее:
-на каком этапе урока использовался прием,
-обращается ли учитель ко всему классу или к отдельным ученикам,
-оценка адекватности и эффективности приема,
-другие замечания

2. Произвольное внимание:
- разные формы мотивации,
- внешние средства (словесные инструкции),
- другие внешние (невер-бальные) средства,
- интериоризация (перевод внешних средств во внутренние), в том числе обучение самоинструктированию,
- практическая  деятельность,
- организация рабочего места,
- создание установок
(специальные предупреж-дения о характере предстоящей работы)

3. Послепроизвольное внимание
- повышение различных форм мотивации,
- повышение заинтересованности,
- повышение эмоциональной окрашенности,
- творческие задания

После заполнения протокола практикантам следует описать таблицу словесно (причем действия и слова учителя интерпретируются с точки зрения их соответствия психологическим факторам, используемым при организации внимания, а реакции учеников описываются в соответствии с понятием критериев внимательности) и проанализировать результаты наблюдения, для чего необходимо осветить следующие вопросы:

1. К какому виду внимания учитель апеллирует чаще всего?
2. Какие факторы, активизирующие внимание, преимущественно используются учителем?
3. На каких этапах урока учитель обращается к тем или иным видам внимания учащихся?
4. Соответствуют ли требования учителя по организации внимания возрасту и статусу учеников?
5. Какова реакция детей на используемые учителем приемы организации внимания учащихся на конкретном уроке?
6. Соответствует ли реакция детей поставленной учителем задаче?
7. Каковы наиболее эффективные приемы организации внимания, используемые учителем?
8. В процессе организации внимания учащихся обращается ли учитель ко всему классу одновременно или предпочитает индивидуальные замечания  отдельным учащимся?
9. Есть ли различия в работе учителя с отдельными учениками? Если есть, то какие и с чем они связаны (успеваемость, здоровье, эмоциональные состояния, личные отношения и пр.)?
10. Насколько учитель заинтересован в организации внимания учащихся? Используются ли им необычные приемы? Насколько творчески подходит учитель к данной проблеме?
11. На что следует обратить внимание учителю в работе с конкретным классом или с отдельными учащимися? Какие приемы остались неиспользованными?

В письменном отчете по данной работе должны быть представлены краткое теоретическое введение, формальные характеристики наблюдаемого учебного процесса (класс, возраст учащихся, преподаваемая дисциплина, краткие данные об учителе - примерный возраст, стаж педагогической деятельности), таблица наблюдений, ее словесное описание вместе с анализом деятельности учителя по активизации внимания учащихся, выводы (записи в рабочей тетради представляются в виде приложения).

1.2.Оценка свойств внимания по данным наблюдения

Данная работа предназначена для формирования навыков наблюдения за внешними проявлениями внимания учащихся на уроках. Целью является составление характеристики свойств внимания отдельного ученика. В процессе работы практиканты наблюдают за одним-двумя учащимися, фиксируют все их проявления внимания в рабочей тетради, анализируют их и составляют общую характеристику протекания процессов внимания у данного субъекта.

К свойствам внимания относят концентрацию, устойчивость, колебания, распределение и переключаемость.
Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, которая выражается в помехоустойчивости основной деятельности.
Колебания внимания представляют собой естественные изменения концентрации внимания, которая попеременно самопроизвольно то усиливается, то ослабляется. Период колебания зависит от физиологических особенностей организма, от характера выполняемой задачи, от сложности воспринимаемого объекта, от эмоционального состояния субъекта, от его мотивации и пр.
Устойчивость внимания — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
Под распределением внимания понимается способность человека удерживать в фокусе внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это свойство позволяет субъекту выполнять сразу несколько действий.
Переключение внимания определяется скоростью перехода от одной деятельности к другой.
В ходе наблюдения за проявлениями свойств внимания ученика необходимо конспектировать весь ход урока, фиксируя характеристики учебной ситуации, задания учителя, поведенческие реакции ученика и оценки по пятибалльной шкале выраженности каждого свойства внимания.
Далее необходимо заполнить таблицу, образец которой представлен ниже.

Описание учебной ситуации

Внешние
поведенческие
реакции
ученика

Наблюдаемое
свойство
внимания
в данной
ситуации

Особенности
наблюдаемого
свойства

Используемый
критерий
внимательности и его
проявления

Оценка
развития
данного
свойства
по пятибалльной шкале

Выполнение
самостоятельной работы учеником

Ищет в учебнике нужную
информацию,
одновременно
записывает
что-то в тетрадь и разговаривает с соседкой

Распределение внимания

Одновременное выполнение трех
действий в течение 7 минут:
- два действия (разговор и письмо) автоматические и не требуют сосредоточения на себе внимания,
- действие поиска информации является главным и требует специальных внешних средств
(указывающие жесты - пальцем водит по тексту)

1. Поведенческий критерий:
-  мимика сосредоточения
(сдвинутые брови, расширенные глаза, приоткрытый рот), пальцем левой руки
водит по тексту в учебнике, поза напряженная,
корпус тела нависает над партой.
2. Продуктивный критерий:
быстрое и правильное выполнение задания

Уровень развития данного
свойства высокий, можно оценить пятью баллами

После заполнения таблицы следует описать ее словесно, затем составить характеристику  ученика, анализируя особенности его внимания.
При составлении характеристики необходимо сосредоточиться на следующих пунктах:

а) оценка уровня развития свойств внимания по данным наблюдения:

- сила и длительность концентрации внимания;
- временные характеристики периодов колебания внимания и причины временного снижения интенсивности внимания;
- сколько времени субъект может удерживать внимание без отвлечения;
- сколько действий могут быть выполнены одновременно и какова степень их автоматизации;
- скорость и легкость переключения внимания, в каких случаях переключение происходит легче, в каких — сложнее;

б) особенности проявления внимания в процессе всего наблюдения:

- каков преобладающий вид внимания у данного субъекта в течение урока (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный);
- каковы наиболее заметные критерии внимательности у данного субъекта;
- насколько выражены внешние приспособительные движения при проявлении внимательности;
- наблюдалось ли в деятельности учащегося отвлечение внимания от выполняемых заданий, с чем это было связано;
- может ли учащийся самостоятельно возвращаться к работе после отвлечения или учителю постоянно приходится организовывать его внимание;
- есть ли необходимость внешнего контроля за процессом деятельности учащегося со стороны учителя или учащийся способен к самоконтролю собственных действий;
- какова форма самоконтролирующих действий (использование внешних стимулов для организации своего внимания - указывающие жесты, загибание пальцев, отстукивание ритма, самоинструкции и самоприказы, произносимые громко, шепотом, про себя и др.);
- сколько наблюдалось в процессе всего урока «ошибок по невниманию»;
- связаны ли особенности внимания с преподаваемой дисциплиной, с данным конкретным учителем, или они проявляются в любой ситуации, на любом  уроке;

в) психолого-педагогические рекомендации по организации внимания субъекта и по развитию его свойств

В письменном отчете по данной работе должны быть представлены краткое теоретическое введение, формальные характеристики учащегося (класс, возраст, пол учащегося, преподаваемая дисциплина), таблица наблюдений, ее словесное описание, характеристика особенностей внимания учащегося, психолого-педагогические рекомендации для организации и развития внимания учащегося, выводы (записи в рабочей тетради представляются в виде приложения).
Литература: Мусина И.А. Психология в заданиях к психологической практике. – Дубна, 1998.

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» / Сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. –   53 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.