Занятие. Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста Вводные замечания При обсуждении результатов применения той или иной психодиагностической методики, как правило, не анализируется содержание эксперимента, в ходе которого получены эти данные, в том числе, проводилась ли эта методика отдельно или в составе пакета методик. В последнем случае немаловажно, какие методики и в каком количестве составляли психодиагностический пакет, каков порядок методик, какова общая продолжительность психодиагностического эксперимента и т.д. Ряд авторов (В.Н. Дружинин, А.Н. Поддьяков) отмечает, что при проведении психодиагностического эксперимента сама процедура тестирования, в частности, вид деятельности, предшествующий выполнению теста, может существенно повлиять на результат исследования.
Особенно это касается тестов, диагностирующих когнитивную сферу и способности человека: насколько переключение с одного вида интеллектуальной деятельности на другой скажется на эффективности второго вида деятельности. Например, при переходе от дивергентного мышления к конвергентному, возможно, индивиду потребуется перестройка мыслительных процессов, что может сказаться на результате эксперимента. Объект исследования: результат выполнения теста Равена выборкой испытуемых (студентов вуза). Предмет исследования: влияние процедуры психодиагностического эксперимента (предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность) на результат выполнения теста Ра-вена испытуемыми. Цель исследования: изучить особенности влияния процедуры психодиагностического эксперимента на результат выполнения теста Равена студентами. Гипотеза: У студентов, которые перед выполнением теста ППМ Равена выполняли задание «Закончи рисунок» теста Торренса, по сравнению с их однокурсниками, выполнявшими ППМ Равена без предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность результат выполнения ППМ Равена окажется ниже, а время, затраченное на выполнение ППМ Равена, будет больше. Порядок работы 1. Подберите выборку студентов (30–40 человек одного направления подготовки и курса обучения) и обследуйте её с помощью методики СПМ Д. Равена (см. занятие 10.2). У каждого испытуемого зафиксируйте время выполнения теста. Сводная таблица результатов обследования должна иметь вид табл. 4.1.1. 2. Разбейте выборку на две подгруппы (ЭГ – экспериментальная группа и КГ – контрольная группа) таким образом, чтобы между ЭГ и КГ не существовало статистически значимых различий по результату и времени выполнения теста СПМ Равена. Для проверки статистической значимости различий используйте критерий Манна-Уитни (см. приложение 1 к занятию 4.1). Распределение студентов по полу в ЭГ и КГ также не должно иметь статистически значимых различий. Проверка производится с помощью углового преобразования Фишера (см. приложение 2 к занятию 4.1). 3. Через 2–4 недели после первичного обследования проведите повторное обследование студентов ЭГ, в ходе которого сначала предложите испытуемым выполнить тест «Закончи рисунок» Е.П. Торренса (см. занятие 11.2), а затем тест ППМ Д.Равена (приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Закончи рисунок» проводится с ограничением времени 10 минут. Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д.Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.1. Таблица 4.1.1. Сводная таблица результатов первичного обследования
№ 1 2
|
ФИО
|
пол
|
курс
|
учебная группа
|
Результаты выполнения ППМ Равена
|
Время выполнения теста
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В тот же период проведите повторное обследование студентов КГ, в ходе которого предложите испытуемым выполнить тест ППМ Д. Равена (см. приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д. Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.2. Таблица 4.1.2. Сводная таблица результатов повторного обследования
№ 1 2
|
ФИО
|
Пол
|
Курс
|
Учебная группа
|
Группа в эксперименте (ЭГ или КГ)
|
Результаты выполнения ППМ Равена
|
Время выполнения теста
|
I
|
II
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Проведите сопоставление результатов и времени выполнения ППМ Д. Равена у студентов ЭГ и КГ. Сделайте выводы о влиянии на результативность и время выполнения интеллектуального теста предшествующего выполнения заданий на дивергентную продуктивность. Приложения к занятию 4.1 1. Статистический критерий Манна-Уитни
Критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака. Данные должны быть измерены по порядковой или интервальной шкале. Выборки должны быть несвязными. Объёмы выборок ni и п2 могут не совпадать. Порядок вычисления критерия f/Манна-Уитни:
Рис. 4.1.1. Ось значимости для критерия Манна-Уитни
Таблица 4.1.3. Критические значения U-критерия Манна-Уитни для уровней статистической значимости р = 0,05 и р = 0,01 и объёмов сопоставляемых выборок 2 ≤ щ≤ 20, 3 ≤ п2 ≤ 20
р = 0,05
|
|
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
3
|
-
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
-
|
0
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
0
|
1
|
2
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
0
|
2
|
3
|
5
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
0
|
2
|
4
|
6
|
8
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
1
|
3
|
5
|
8
|
10
|
13
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
1
|
4
|
6
|
9
|
12
|
15
|
18
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
1
|
4
|
7
|
11
|
14
|
17
|
20
|
24
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
1
|
5
|
8
|
12
|
16
|
19
|
23
|
27
|
31
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
2
|
5
|
9
|
13
|
17
|
21
|
26
|
30
|
34
|
38
|
42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
2
|
6
|
10
|
15
|
19
|
24
|
28
|
33
|
37
|
42
|
47
|
51
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
3
|
7
|
11
|
16
|
21
|
26
|
31
|
36
|
41
|
46
|
51
|
56
|
61
|
|
|
|
|
|
|
15
|
3
|
7
|
12
|
18
|
23
|
28
|
33
|
39
|
44
|
50
|
55
|
61
|
66
|
72
|
|
|
|
|
|
16
|
3
|
8
|
14
|
19
|
25
|
30
|
36
|
42
|
48
|
54
|
60
|
65
|
71
|
77
|
83
|
|
|
|
|
17
|
3
|
9
|
15
|
20
|
26
|
33
|
39
|
45
|
51
|
57
|
64
|
70
|
77
|
83
|
89
|
96
|
|
|
|
18
|
4
|
9
|
16
|
22
|
28
|
35
|
41
|
48
|
55
|
61
|
68
|
75
|
82
|
88
|
95
|
102
|
109
|
|
|
19
|
4
|
10
|
17
|
23
|
30
|
37
|
44
|
51
|
58
|
65
|
72
|
80
|
87
|
94
|
101
|
109
|
116
|
123
|
|
20
|
4
|
11
|
18
|
25
|
32
|
39
|
47
|
54
|
62
|
69
|
77
|
84
|
92
|
100
|
107
|
115
|
123
|
130
|
138
|
р = 0,01
|
^2 ^
|
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
5
|
-
|
-
|
0
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
-
|
-
|
1
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
-
|
0
|
1
|
3
|
4
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
-
|
0
|
2
|
4
|
6
|
7
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
-
|
1
|
3
|
5
|
7
|
9
|
11
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
-
|
1
|
3
|
6
|
8
|
11
|
13
|
16
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
-
|
1
|
4
|
7
|
9
|
12
|
15
|
18
|
22
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
-
|
2
|
5
|
8
|
11
|
14
|
17
|
21
|
24
|
28
|
31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
0
|
2
|
5
|
9
|
12
|
16
|
20
|
23
|
27
|
31
|
35
|
39
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
0
|
2
|
6
|
10
|
13
|
17
|
22
|
26
|
30
|
34
|
38
|
43
|
47
|
|
|
|
|
|
|
15
|
0
|
3
|
7
|
11
|
15
|
19
|
24
|
28
|
33
|
37
|
42
|
47
|
51
|
56
|
|
|
|
|
|
16
|
0
|
3
|
7
|
12
|
16
|
21
|
26
|
31
|
36
|
41
|
46
|
51
|
56
|
61
|
66
|
|
|
|
|
17
|
0
|
4
|
8
|
13
|
18
|
23
|
28
|
33
|
38
|
44
|
49
|
55
|
60
|
66
|
71
|
77
|
|
|
|
18
|
0
|
4
|
9
|
14
|
19
|
24
|
30
|
36
|
41
|
47
|
53
|
59
|
65
|
70
|
76
|
82
|
88
|
|
|
19
|
1
|
4
|
9
|
15
|
20
|
26
|
32
|
38
|
44
|
50
|
56
|
63
|
69
|
75
|
82
|
88
|
94
|
101
|
|
20
|
1
|
5
|
10
|
16
|
22
|
28
|
34
|
40
|
47
|
53
|
60
|
67
|
73
|
80
|
87
|
93
|
100
|
107
|
114
|
2. Критерий j* – угловое преобразование Фишера Критерий ф* предназначен для оценки различий между процентными долями двух выборок по частоте встречаемости определённых значений признака, которые могут определяться как количественно (результат выполнения теста, превышающий определённый балл), так и качественно (выбор определённого пункта анкеты, категория респондентов и т.п.). Обозначим объёмы сопоставляемых выборок n и n2, а число испытуемых в каждой выборке, показавших интересующий нас результат, соответственно nх и n2 . Условия применения критерия ф*:
Таблица 4.1.4. Нижние границы объёмов сопоставляемых выборок
n1 |
n2
|
2
|
≥ 30
|
3
|
≥7
|
4
|
≥5
|
5
|
≥5
|
Таблица 4.1.5. Уровни статистической значимости значений критерия (р* - углового преобразования Фишера
р=
|
Последний десятичный знак
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0,00
|
2,91
|
2,81
|
2,70
|
2,62
|
2,55
|
2,49
|
2,44
|
2,39
|
2,35
|
|
0,01
|
2,31
|
2,28
|
2,25
|
2,22
|
2,19
|
2,16
|
2,14
|
2,11
|
2,09
|
2,07
|
0,02
|
2,05
|
2,03
|
2,01
|
1,99
|
1,97
|
1,96
|
1,94
|
1,92
|
1,91
|
1,89
|
0,03
|
1,88
|
1,86
|
1,85
|
1,84
|
1,82
|
1,81
|
1,80
|
1,79
|
1,77
|
1,76
|
0,04
|
1,75
|
1,74
|
1,73
|
1,72
|
1,71
|
1,70
|
1,68
|
1,67
|
1,66
|
1,65
|
0,05
|
1,64
|
1,64
|
1,63
|
1,62
|
1,61
|
1,60
|
1,59
|
1,58
|
1,57
|
1,56
|
0,06
|
1,56
|
1,55
|
1,54
|
1,53
|
1,52
|
1,52
|
1,51
|
1,50
|
1,49
|
1,48
|
0,07
|
1,48
|
1,47
|
1,46
|
1,46
|
1,45
|
1,44
|
1,43
|
1,43
|
1,42
|
1,41
|
0,08
|
1,41
|
1,40
|
1,39
|
1,39
|
1,38
|
1,37
|
1,37
|
1,36
|
1,36
|
1,35
|
0,09
|
1,34
|
1,34
|
1,33
|
1,32
|
1,32
|
1,31
|
1,31
|
1,30
|
1,30
|
1,29
|
0,10
|
1,29
|
|
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |