Методика Лачинса
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Диагностика особенностей мыслительных процессов с помощью методики А. Лачинса
Порядок работы

  1. Студенты делятся на две равночисленные группы. Во время выполнения заданий каждый студент должен сидеть за отдельным столом, любое общение и вопросы вслух запрещены.
  2. Группа 1 выполняет серию заданий, представленных в таблице 12.1.1. Группа 2 выполняет серию заданий, представленных в таблице 12.1.2. В каждой из таблиц представлено по 10 задач, для решения которых необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Суть задач заключается в том, чтобы отмерить заданный объём воды, пользуясь тремя сосудами с заданной ёмкостью. Предполагается, что имеется кран с водой, из которого наполняются рабочие сосуды. Группе 1 в качестве образца показано решение первой задачи. Группа 2 выполняет задание без образца. Во время выполнения своего задания задачи другой группы закрываются листом бумаги.
  3. Задачи необходимо решать строго последовательно от 1й до 10й, время выполнения задания не ограничено. Решение каждой задачи записывается в рабочей тетради. К пункту 4 можно приступить только после решения всех задач каждым студентом.

Таблица 12.1.1. Задачи теста Лачинса для группы 1.

1 сосуд

2 сосуд

3 сосуд

Нужно отмерить

РЕШЕНИЕ

1

37

21

3

10

37 - 21 - 3 - 3 = 10

2

37

24

2

9

 

3

39

22

2

13

 

4

38

25

2

9

 

5

29

14

2

11

 

6

28

14

2

10

 

7

27

12

3

9

 

8

30

12

3

15

 

9

28

7

5

12

 

10

26

10

3

10

 

Таблица 12.1.2. Задачи теста Лачинса для группы 2

1 сосуд

2 сосуд

3 сосуд

Нужно отмерить

РЕШЕНИЕ

1

26

10

3

10

 

2

28

7

5

12

 

3

30

12

3

15

 

4

27

12

3

9

 

5

28

14

2

10

 

6

38

25

2

9

 

7

29

14

2

11

 

8

39

22

2

13

 

9

37

24

2

9

 

10

37

21

3

10

 

 

  1. После того, как все выполнили задание, каждый студент оценивает рациональность решения каждой задачи. В таблице 12.1.1 задачи 1-5 имеют единственный способ решения, аналогичный образцу, т.е. такой способ их решения является рациональным. Критерием рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий: от двух до нуля (так, в задаче 10 ничего переливать не нужно, т.к. имеется сосуд требуемого объёмом 10 литров). Рациональность решения задач в таблице 12.1.2 определяется аналогично, но следует учесть, что в этой таблице порядок задач обратный, и, соответственно, с помощью меньшего количества действий могут быть решены первые пять задач.
  2. На основании индивидуальной оценки рациональности решения задач составляется групповой протокол (табл. 12.1.3), в который вносится число студентов каждой группы, предложивших рациональный способ решения задач 6-10 (группа 1) и 1-5 (группа 2).

Таблица 12.1.2. Групповой протокол выполнения заданий теста Лачинса

№ задачи

Условие задачи

Количество
рациональных
решений

гр. 1

гр.2

1 сосуд

2 сосуд

3 сосуд

отмерить

гр. 1

гр.2

6

5

38

25

2

9

 

 

7

4

29

14

2

11

 

 

8

3

39

22

2

13

 

 

9

2

37

24

2

9

 

 

10

1

37

21

3

10

 

 

6. При строгом соблюдении процедуры проведения эксперимента в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых группы 1 под влиянием усвоенного способа решения задач 1-5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип мысленных действий, и многие из них оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. По данным А.Лачинса около 80 % испытуемых переносят заданный стереотип решения на те задачи, которые можно решить более рациональным способом, что является проявлением ригидности мыслительных процессов.
7. В отчёте представить свои результаты выполнения теста Лачинса и сводную таблицу данных, соотнести полученные результаты с результатами самонаблюдения, сформулировать выводы.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.