Лекции и практикум по психологии -
Психодиагностика
|
Диагностика особенностей мыслительных процессов с помощью методики А. Лачинса Порядок работы
- Студенты делятся на две равночисленные группы. Во время выполнения заданий каждый студент должен сидеть за отдельным столом, любое общение и вопросы вслух запрещены.
- Группа 1 выполняет серию заданий, представленных в таблице 12.1.1. Группа 2 выполняет серию заданий, представленных в таблице 12.1.2. В каждой из таблиц представлено по 10 задач, для решения которых необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Суть задач заключается в том, чтобы отмерить заданный объём воды, пользуясь тремя сосудами с заданной ёмкостью. Предполагается, что имеется кран с водой, из которого наполняются рабочие сосуды. Группе 1 в качестве образца показано решение первой задачи. Группа 2 выполняет задание без образца. Во время выполнения своего задания задачи другой группы закрываются листом бумаги.
- Задачи необходимо решать строго последовательно от 1й до 10й, время выполнения задания не ограничено. Решение каждой задачи записывается в рабочей тетради. К пункту 4 можно приступить только после решения всех задач каждым студентом.
Таблица 12.1.1. Задачи теста Лачинса для группы 1.
№
|
1 сосуд
|
2 сосуд
|
3 сосуд
|
Нужно отмерить
|
РЕШЕНИЕ
|
1
|
37
|
21
|
3
|
10
|
37 - 21 - 3 - 3 = 10
|
2
|
37
|
24
|
2
|
9
|
|
3
|
39
|
22
|
2
|
13
|
|
4
|
38
|
25
|
2
|
9
|
|
5
|
29
|
14
|
2
|
11
|
|
6
|
28
|
14
|
2
|
10
|
|
7
|
27
|
12
|
3
|
9
|
|
8
|
30
|
12
|
3
|
15
|
|
9
|
28
|
7
|
5
|
12
|
|
10
|
26
|
10
|
3
|
10
|
|
Таблица 12.1.2. Задачи теста Лачинса для группы 2
№
|
1 сосуд
|
2 сосуд
|
3 сосуд
|
Нужно отмерить
|
РЕШЕНИЕ
|
1
|
26
|
10
|
3
|
10
|
|
2
|
28
|
7
|
5
|
12
|
|
3
|
30
|
12
|
3
|
15
|
|
4
|
27
|
12
|
3
|
9
|
|
5
|
28
|
14
|
2
|
10
|
|
6
|
38
|
25
|
2
|
9
|
|
7
|
29
|
14
|
2
|
11
|
|
8
|
39
|
22
|
2
|
13
|
|
9
|
37
|
24
|
2
|
9
|
|
10
|
37
|
21
|
3
|
10
|
|
- После того, как все выполнили задание, каждый студент оценивает рациональность решения каждой задачи. В таблице 12.1.1 задачи 1-5 имеют единственный способ решения, аналогичный образцу, т.е. такой способ их решения является рациональным. Критерием рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий: от двух до нуля (так, в задаче 10 ничего переливать не нужно, т.к. имеется сосуд требуемого объёмом 10 литров). Рациональность решения задач в таблице 12.1.2 определяется аналогично, но следует учесть, что в этой таблице порядок задач обратный, и, соответственно, с помощью меньшего количества действий могут быть решены первые пять задач.
- На основании индивидуальной оценки рациональности решения задач составляется групповой протокол (табл. 12.1.3), в который вносится число студентов каждой группы, предложивших рациональный способ решения задач 6-10 (группа 1) и 1-5 (группа 2).
Таблица 12.1.2. Групповой протокол выполнения заданий теста Лачинса
№ задачи
|
Условие задачи
|
Количество рациональных решений
|
гр. 1
|
гр.2
|
1 сосуд
|
2 сосуд
|
3 сосуд
|
отмерить
|
гр. 1
|
гр.2
|
6
|
5
|
38
|
25
|
2
|
9
|
|
|
7
|
4
|
29
|
14
|
2
|
11
|
|
|
8
|
3
|
39
|
22
|
2
|
13
|
|
|
9
|
2
|
37
|
24
|
2
|
9
|
|
|
10
|
1
|
37
|
21
|
3
|
10
|
|
|
6. При строгом соблюдении процедуры проведения эксперимента в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых группы 1 под влиянием усвоенного способа решения задач 1-5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип мысленных действий, и многие из них оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. По данным А.Лачинса около 80 % испытуемых переносят заданный стереотип решения на те задачи, которые можно решить более рациональным способом, что является проявлением ригидности мыслительных процессов. 7. В отчёте представить свои результаты выполнения теста Лачинса и сводную таблицу данных, соотнести полученные результаты с результатами самонаблюдения, сформулировать выводы.
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.
|