Диагностика личностных особенностей с помощью факторного опросника Р. Кеттелла 16PF Вводные замечания Использование опросника 16PF (16 Personality Factors) позволяет выявить особенности поведения и личности человека, которые проявляются и определяют стиль его деятельности и взаимоотношений в группе, в социуме. Опросник 16PF был построен на основе факторно-аналитического принципа исходя из данных об особенностях личности, полученных путём регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Исследовательская стратегия, используемая при разработке опросника, схематически представлена в табл. 12.2.1.
Р. Кеттеллом созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов, из которых наиболее известной является 16-факторная (L-факторы – эмпирические, Q-факторы – из опросников). На основе этих факторов был создан опросник (существуют различные формы этого опросника с числом вопросов от 105 в формах С и D до 187 в формах А и В). Названия факторов даются в биполярной форме, что облегчает интерпретацию результатов (табл. 12.2.2). По полученным результатам строится профиль личности, что даёт возможность выявить ведущие факторы и оценить их сочетание.
Таблица 12.2.1. Исследовательская стратегия разработки опросника 16PF (по Л.Ф. Бурлачуку)
Исходный материал
|
Процедура анализа
|
18000 терминов, описывающих личность
|
Грамматический и семантический анализ (Олпорт и Олдберг, 1936 г.)
|
4500 наименований черт
|
171 группа синонимов
|
Семантический анализ (Кеттелл, 1946 г.)
|
46 биполярных названий личностных черт
|
Статистический анализ, метод корреляционных плеяд (Кеттелл, 1946, 1957 гг.)
|
16 (12-20) факторов первого порядка
|
Факторный анализ
|
9 факторов второго порядка
|
Факторный анализ
|
5 факторов третьего порядка, т.н. «большая пятёрка»
|
Факторный анализ
|
В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются два показателя, отражающие отношение к тестированию (шкалы валидности): 1) стремление выглядеть в благоприятном свете – шкала MD; 2) стремление выглядеть хуже, чем на самом деле – шкала FB [77]. Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая (>9 сырых баллов), возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:
- испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу);
- испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как они выглядят в глазах окружающих;
- высокая оценка по шкале MD не связана с искажением результатов (например, это характерно для людей, поступающих на религиозную службу).
Если искажение действительно имеет место, то в личностном профиле будет присутствовать тенденция, при которой все первичные факторы, связанные с экстраверсией, будут повышены, а все первичные факторы, связанные с тревожностью, понижены. Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая (>5 сырых баллов), следующие:
- испытуемый стремится подчеркнуть свою психологическую дезадаптированность в целях получения психологической помощи.
- подчеркивание своих неудач и неадекватности может быть вызвано реальной депрессией или другими нарушениями.
Таблица 12.2.2. Названия факторов в модели Р. Кеттелла Фактор Высокие оценки Низкие оценки
А сердечность– отчуждённость |
эмоциональная яркость, естественность и непринуждённость поведения, готовность к сотрудничеству, общительность
|
эмоциональная холодность, скрытость, сдержанность, обособленность.
|
В высокий интеллект–низкий интеллект
|
хороший уровень интеллектуального развития, аналитический ум
|
плохие способности к обучению, интеллектуальная лень, низкий уровень информированности
|
С эмоциональная устойчивость – неустойчивость
|
эмоциональная зрелость, уверенность в себе
|
неумение контролировать свои эмоции
|
Е доминантность– конформность
|
властность, независимость, стремление к лидерству
|
покорность, зависимость, неуверенность в своих силах
|
F беспечность– озабоченность
|
лёгкое восприятие жизни, активность, бодрость
|
озабоченность, осторожность, медлительность
|
G добросовестность– небрежность
|
дисциплинированность, добросовестность, порядочность, любовь к порядку
|
непостоянство, эгоизм, неисполнительность, способность ко лжи
|
Н смелость– робость
|
смелость, решительность, тяга к риску, лёгкость общения
|
робость, нерешительность, застенчивость
|
Фактор Высокие оценки Низкие оценки
I чувствительность– жёсткость
|
мягкость, утончённость, художественное восприятие мира
|
практичность, реалистичность, суровость
|
L подозрительность– доверчивость
|
недоверчивость, раздражительность, завистливость
|
доверчивость, терпимость, уживчивость, покладистость
|
М мечтательность– практичность
|
образное мышление, богатое воображение, непрактичность, безразличность к проблемам
|
практичность, реалистичность, трезвый подход к жизни
|
N проницательность– наивность
|
дипломатичность, проницательность, умение вести себя расчётливо и тонко
|
прямолинейность, непосредственность, наивность
|
О тревожность– жизнерадостность
|
беспокойство, озабоченность, подавленность, склонность к самоупрёкам, отсутствие веры в свои силы
|
жизнерадостность, весёлость, бесстрашие, уверенность в своих успехах
|
Q1 радикализм– консерватизм
|
разнообразные интеллектуальные интересы, склонность к эксперименту, критическое отношение к авторитетам
|
консервативность, склонность к проверенным методам и решениям
|
Q2 самостоятельность– зависимость от группы
|
независимость, самостоятельность, наличие собственной жизненной позиции
|
несамостоятельность, зависимость, конформность
|
Q3 высокий самоконтроль поведения – импульсивность
|
умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планомерность и упорядоченность дейтствий
|
слабая воля, плохой самоконтроль, неумение организовать свою деятельность
|
Q4 напряжённость фрустрирован-ность – расслабленность
|
напряжённость, возбуждение, беспокойство, особенно при возникновении трудностей и препятствий
|
невозмутимость, недовольство любым положением дел, отсутствие стремления к переменам
|
Детские модификации теста Кеттелла – СРQ, HSPQ Р. Кеттеллом были разработаны модификации личностных опросников для детей от 8 до 11 лет (CPQ – Children's Personality Questionnaire) и для подростков от 12 до 16 лет (HSPQ – High School Personality Questionnaire). Количество факторов в этих опросниках соответственно равно 12 и 16. Часть факторов «взрослого» опросника в детских модификациях отсутствует, но в этих версиях опросника имеются личностные факторы, специфические для раннего подросткового и подросткового возрастов (табл. 12.2.3). Таблица 12.2.3. «Детские» факторы в опросниках СРQ, HSPQ Фактор Высокие оценки Низкие оценки
D эмоциональная возбудимость - флегматичность |
Нетерпеливый. Демонстративный. Активный. Высокое самомнение. Бесцеремонный. Повышенная импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы
|
Спокойный. Самокритичный. Постоянный. Тактичный. Эмоциональная уравновешенность и сдержанность
|
J Осторожный индивидуализм– конформизм
|
Высокие оценки характерны для подростков, считающихся разумными, рассудительными и упорными. Они знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы. Они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком
|
Интерес к участию в общих делах. Экспрессивность, деятельность и некритичность
|
Факторы второго порядка В ходе факторизации первичных факторов опросника Р. Кеттелла для взрослых (16 PF) было выделено восемь факторов второго порядка, пять из которых являются значимыми [77]: 1) экстраверсия, 2) тревожность, 3) cortertia, 4) независимость, 5) социопатия.
Факторы «экстраверсия» и «тревожность» дают больше всего информации о личности обследуемого. О сущности других факторов известно намного меньше. Для опросника 16 PF выведены формулы расчета факторов экстраверсии и тревожности второго порядка. В формулы подставляются шкальные значения указанных первичных факторов: Fэ = 7А + 4F +5Н – 3Q2 Fт = –С + 2L + ЗО + 5Q4 Фактор Fэ «Экстраверсия» измеряет «экстраверсию-интро-версию» – качества, открытые К. Юнгом и отражающие направленность личности либо на внешние события, либо на внутренние переживания. Высокие оценки по фактору экстраверсии второго порядка способствуют более успешной адаптации человека в современном обществе, по сравнению с низкими оценками. Фактор Fт «Тревожность» – второго порядка «тревожность-приспособленность» – является основным показателем эмоциональных нарушений в 16 PF. К высокой оценке по фактору тревожности второго порядка всегда следует относиться серьезно. Возможно, конечно, что личность с высокой оценкой просто пытается выглядеть плохо, но это требует проверки. Чаще всего личность, получающая высокую оценку, признает большой дистресс и обеспокоена поиском помощи. Низкая оценка по фактору тревожности второго порядка необязательно является показателем психического здоровья. При низкой тревожности и высоком MD проблема заключается в том, что личность искажает результаты и скрывает от нас реальную картину. Для выявления истинной тревожности в данном случае требуются дополнительные исследования. Фактор «Cortertia» – «жёсткая уравновешенность», «интеллектуальная свобода». Содержание фактора «cortertia» определено недостаточно. Высокие значения фактора соответствуют энергичному, реалистичному поведению, управляемому в большей степени интеллектом, чем чувствами. Для лиц с высокими значениями фактора «cortertia» характерны сообразительность, практичность, интеллектуальная живость, готовность объективно решать жизненные проблемы. Эти лица держатся обособленно, прямолинейны в мышлении и не склонны к фантазиям. Считается, что лица с низкой оценкой по данному фактору в меньшей степени руководствуются интеллектом, и, следовательно, более подвержены влиянию эмоций. Фактор «Независимость» - второго порядка «независимость-покорность» - также не является до конца определенным. В него входят первичные факторы Е, Q2, L, М и Q1. Таким образом, полюс «независимость» содержит поведенческие (Е+(доминантность), (Q2+(самодостаточность)), эмоциональные L+(подозрительность)), мировоззренческие (М+(мечтательность), (Q1+(радикализм)) компоненты независимости. Одновременный подъем оценок по указанным первичным факторам формирует личность, отличающуюся критичностью, самобытностью, фантазией, несгибаемой «прометеевой волей». Повышение оценок по поведенческим компонентам независимости (Е и Q2) позволяет предположить, что с данным человеком будет трудно иметь дело, но не по причине сильной враждебности, а потому что он любит все делать по своему. Фактор «Социопатия». Главными составляющими этого фактора являются первичные факторы G и Q3, иногда в нем встречаются также факторы L и Q2. Р. Кеттелл предпочитал подчеркивать позитивные аспекты комбинации факторов G+ и Q3+, Наиболее известны в этом направлении работы В.Нормана, которые привели к выделению 5 факторов «большой пятёрки»: экстраверсия, нейротизм (тревожность), независимость, социопатия (добросовестность), интеллектуальная свобода. Пять факторов второго порядка также не всегда воспроизводились в исследованиях. По мнению Г. Айзенка, это связано с тем, что в «большой пятёрке» смешаны факторы второго (сговорчивость, добросовестность, интеллектуальная свобода) и третьго порядка. Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого, третьего уровня: экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан EPI (Eysenck Personality Inventory), а для всех трёх -EPQ (Eysenck Personality Questionnaire). При интерпретации результата Г.Айзенк связывал рассматриваемые характеристики с особенностями темперамента, имеющими психофизиологическую основу. В нашей стране адаптация опросника была осуществлена в институте Бехтерева, его дальнейшая модификация была осуществлена В.М.Русаловым в ИП РАН. В настоящем пособии мы будем ссылаться на методическую разработку А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовой, входящую в состав профессионального психологического инструментария, выпущенного ГП ИМАТОН [77].
Порядок работы
- Выполните задание опросника Кеттелла 16PF, форма А.
- Обработайте собственные результаты, постройте профиль.
- Проанализируйте профиль по нижеследующему плану.
- Отчёт должен включать: – титульный лист по образцу (см. Приложение 1); – оглавление (автоматическое);
– часть 1. История создания опросника 16PF (1–1,5 с.); – часть 2. Описание факторов и их сочетаний в виде таблицы (табл. 12.2.4); – часть 3. собственный профиль и его анализ в соответствии с планом; – заключение (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с самонаблюдением); – список литературы, оформленный по ГОСТ (Приложение 3).
Таблица 12.2.4. Форма описания факторов и их сочетаний
Фактор
|
Содержание, +, –
|
Значение + и – для успешности учебной деятельности. Сочетание с другими факторами, значимое для учебы
|
А
|
|
|
В
|
|
|
…
|
|
|
План анализа профиля Нижеследующий план анализа разработан в соответствии с [77]. – Провести анализ шкал валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB). От полученных результатов зависит последующая интерпретация полученного профиля. – Провести анализ факторов второго порядка, прежде всего, фактора тревожности и фактора экстраверсии. Вторичные факторы обобщенно отражают информацию, содержащуюся в первичных факторах. Фактор тревожности второго порядка является наиболее точным указанием на психопатологию. Если оценка по нему завышена, это будет проявляться в оценках нескольких факторов первого порядка. – Провести описание первичных факторов, набравших самые высокие и самые низкие оценки в порядке уменьшения их отклонения от нормы. Оценки интерпретируются как можно точнее, полезно указывать, откуда выводится каждое интерпретирующее утверждение. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов, являющихся главными в интерпретации. – Сформулировать гипотезу о характере проблемы, определяющую направление, в котором будет интерпретироваться полученный личностный профиль. В данной работе проблемной областью является учебная деятельность. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение выдвинутых гипотез в контексте целостной картины полученного личностного профиля. В случае неподтверждения эти гипотезы отклоняются. – Данные, полученные в ходе анализа личностного профиля, сопоставить с дополнительной информацией о человеке, после чего сформулировать специальный психологический диагноз или заключение. В действительности, человека не так легко отнести к какой-либо психологической категории, поэтому часто нельзя дать заключение в виде диагноза. В таких случаях дается описание основной личностной проблематики. – Высказанные по результатам 16 PF гипотезы об обследуемом сопоставить с данными других тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга. В случае расхождения данных делаются соответствующие выводы. В сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой проблеме. – Полученный результат сопоставить с результатом самонаблюдения. Таким образом, процесс интерпретации результатов личностного опросника заключается в соотнесении оценок по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого. Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |