Стрессорное воздействие
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Лабораторная работа
Цель работы: углубить знания о стрессорном воздействии на организм человека, изучить причины и условия стресса, механизмы компенсации стрессорного воздействия.


Ход работы:


Задание 1. Определение величины стрессовой нагрузки


Дж. Холмс оценивал силу влияния различных событий по 100-балльной шкале. Наиболее серьезные события, например, смерть любимого человека, получили 100 баллов, развод - 73, заключение в тюрьму - 63, увольнение с работы - 47, поездка в отпуск - 13, получение водительских прав - 11 и т.д. Люди, которые за год набирали более 200 баллов, значительно чаще заболевали той или иной формой ишемической болезни сердца.
В опроснике Холмса сначала пометьте те события жизни, которые имели место за последние 12 месяцев. Затем оцените значимость каждого события по 100-балльной шкале. Ноль баллов ставьте в случае, если оно не вызвало у вас никаких негативных переживаний, оставило вас равнодушным и не потребовало затраты душевных и физических сил. 100 баллов - если событие вызывало сильнейшее душевной волнение, эмоциональное потрясение, потребовало мобилизации всех сил и возможностей. Промежуточное значение (от 0 до 100 баллов) нужно приписывать событиям в зависимости от той силы эмоционального воздействия, которое они на вас оказали.


ОПРОСНИК ДЖ. ХОЛМСА

 

Жизненные события и изменения

Самооценка

1

Увольнение с работы или его угроза

 

2

Уход на пенсию

 

3

Перемена места работы

 

4

Изменение в уровне ответственности на работе

 

5

Конфликты с начальством

 

6

Конфликты       с       сослуживцами        или
подчиненными

 

7

Ухудшение условий труда

 

8

Материальные затруднения

 

9

Длительная серьезная болезнь какого- либо члена семьи

 

10

Вступление в брак

 

11

Отделение от семьи из-за семейных проблем

 

12

Переезд, смена места жительства

 

13

Появление в доме нового члена семьи

 

14

Уход из дома сына или дочери

 

15

Изменение в работе у жены (у мужа)

 

16

Изменения в отношениях с друзьями

 

17

Изменения           в          отношениях           с
родственниками

 

18

Смерть мужа (жены)

 

19

Смерть близкого родственника

 

20

Развод или супружеский разрыв

 

21

Ссоры с мужем (женой)

 

22

Принятие важных решений, связанных с будущим

 

23

Смерть близкого друга

 

24

Изменение личных привычек

 

25

Другие изменения, обстоятельства

 

Оценка результатов:


Если вы набрали более 200 баллов, значит за минувший год многое пришлось испытать, и чтобы справиться со стрессовой нагрузкой, найти в себе силы, попытайтесь максимально оздоровить свой образ жизни, научиться самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и настроение.
Если вы набрали от 120 до 200 баллов, стрессовая нагрузка не превышает норму, хотя предстоит борьба с факторами риска.
Если вы набрали менее 120 баллов, то ваша жизнь относительно спокойная, хотя это не освобождает вас от забот о профилактике.


Задание 2. Определение уровня социальной поддержки


Известно, что люди легче переносят стрессовые ситуации, если у них есть эмоциональная и социальная поддержка. Обычно она реализуется в таких межличностных связях, как брак, в отношениях с близкими друзьями и родственниками, в посещении церкви, в участии в неформальных и формальных общественных группах, организациях. Социальная поддержка создает ощущение получаемой любви, защиты, одобрения, признания в социальной группе, поддерживает эмоциональный комфорт, равновесие.


Определите уровень социальной поддержки по анкете «Риск одиночества»:
1. Имеется ли спутник жизни?
Вдовец (а) - 1, разведен (а) - 2, не имел (а) - 3, да - 4.
2. Довольны ли вы взаимоотношениями на работе?
Нет - 1, скорее нет - 2, скорее да - 3, да - 4.
3. Удовлетворены ли вы отношениями в семье?
Нет - 1, скорее нет - 2, скорее да - 3, да - 4.
4. Довольны ли вы своими детьми?
Нет - 1, скорее нет - 2, скорее да - 3, да - 4.
5. Считаете ли вы, что у вас есть серьезные трудности с детьми?
Да - 1, скорее да - 2, скорее нет - 3, нет - 4.
6. Как влияют семейные взаимоотношения на ваше настроение?
Ухудшают - 1, пожалуй, ухудшают - 2, пожалуй,
улучшают - 3, улучшают - 4.
7. Часто ли семейные отношения портят вам настроение?
Очень часто - 1, часто - 2, редко - 3, почти никогда - 4.


Оценка результатов:
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
Сумма 25-28 баллов свидетельствует, что ваша социальная поддержка надежна и способна помочь сохранению душевного равновесия в различных жизненных ситуациях.
Сумма 13-24 балла не дает таких гарантий.
Сумма менее 13 баллов означает явную недостаточность поддержки. В таком неблагополучном случае, очевидно, необходимо критически отнестись к своему образу жизни, характеру, постарайтесь исключить риск одиночества.


Задание 3. Определение риска коронарного поведения


Стресс и поведение человека - главные виновники повышенной заболеваемости инфарктом миокарда. Можно выделить общие закономерности поведения людей в состоянии стресса, одновременно существуют и индивидуальные различия в реагировании на стресс, так как все люди ведут себя в стрессовых ситуациях по-разному. Выделяют два типа «коронарного поведения»: А и Б.
Людей типа А отличают напористость, агрессивность, честолюбие, стремление во что бы то ни стало доводить начатое дело до конца, постоянная спешка, они могут производить впечатление людей с железной волей или могут носить маску мягкости и добродушия, сквозь которую все равно просматривается внутреннее напряжение. Поведение типа А является фактором риска таких заболеваний, как инфаркт миокарда, стенокардия, атеросклероз.
В противоположность им люди типа Б спокойны и неторопливы. Они более открыты, они не смотрят вечно на часы, их в меньшей степени заботят собственные достижения, они избегают соперничества и даже речь у них более плавная и ровная.
Многие современные специалисты предлагают отказаться от идеализации деловых качеств лиц с поведением А и рекомендуют им изменить свое поведение, приблизить его к типу Б. Они отмечают, что поведение типа Б не отражается на суммарной эффективности и продуктивной деятельности и не свидетельствует о бездеятельности и лени. Положительной особенностью типа Б является способность работать психологически более экономно, в соответствии со своими реальными возможностями, что и обеспечивает сохранение здоровья. Это люди, способные и к работе, и к отдыху, умеющие чередовать напряжение с расслаблением, восстановлением сил.
При этом людей типа Б следует отличать от людей с недостаточной требовательностью к себе и недостаточной целеустремленностью.
Определите свой тип «коронарного поведения» по адаптированному опроснику Д. Джекинса:
1. По вашему мнению вы загружены работой как другие:
больше - 1; примерно также - 2.
2. Ваша повседневная жизнь наполнена:
делами и проблемами, которые необходимо решить - 1; такими же делами, как и у большинства людей - 2; делами, не требующими внимания и напряжения - 3.
3. Когда вы взволнованы или чем-нибудь озабочены:
немедленно принимаю меры, чтобы решить проблему - 1; прежде разрабатываю тщательный план - 2;
4. Едите ли вы быстрее других:
обычно заканчиваю есть первым - 1; несколько быстрее, чем другие - 2; так же, как и все - 3; медленнее других - 4.
5. Часто ли вы делаете несколько дел сразу?
да, если возможно - 1;
делаю два дела сразу только в цейтноте - 2; почти никогда не берусь за два дела сразу - 3.
6. Возникает ли у вас желание поторопить человека, долго высказывающего свою мысль («ближе к делу»):
часто - 1; иногда - 2; почти никогда - 3.
7. Когда играете в игры (домино, шашки, волейбол и др.):
все силы напрягаю для выигрыша 1; стараюсь, но не прилагаю особых усилий - 2; это развлечение, выигрыш не важен - 3.
8. Насколько активным вы себя представляете?
хочу быть первым, лучшим, подстегиваю себя - 1; иногда склонен подстегивать себя, нравится быть лучшим - 2;
обычно не склонен напрягаться, воспринимаю вещи такими, какие есть - 3;
никогда не напрягаюсь, легко смотрю на вещи - 4.
9. Как ваша жена (муж, лучший друг, подруга) расценивают вашу активность?
следовало бы уменьшить активность, слишком энергичен
- 1;
средне, но большую часть времени я занят делом - 2; слишком медлителен, можно быть и поэнергичней - 3.
10. Считают ли знающие вас люди, что вы слишком серьезно относитесь к своей работе?
да - 1;
вероятно - 2; пожалуй, нет - 3; нет - 4.
11. Считают ли хорошо знающие вас люди, что вы способны сделать многое в короткий срок?
да - 1;
вероятно - 2; пожалуй, нет - 3; нет - 4.
12. Считают ли хорошо знающие вас люди, что вы легко раздражаетесь?
да - 1;
вероятно - 2; пожалуй, нет - 3; нет - 4.
13. Считают ли люди, знающие вас хорошо, что вы склонны многое делать в спешке?
да - 1;
вероятно - 2; пожалуй, нет - 3; нет - 4.
14. Бывает ли, что во время отпуска невозможно отвлечься от мыслей о своей работе?
да, часто - 1; да, изредка - 2; нет, никогда - 3.
15. Часто ли вы приходите на работу до начала рабочего дня или задерживаетесь с делами после работы?
раз в неделю или чаще - 1; реже чем раз в неделю - 2; почти никогда - 3; на моей работе это невозможно -4.
16. Как по сравнению с другими вы относитесь к жизни в целом?
гораздо серьезнее - 1; серьезнее - 2; так же, как и другие - 3; несколько менее серьезно - 4.


Оценка результатов:
Если вы набрали от 15 до 30 баллов, то ваше поведение можно отнести к типу А. В таком случае вы подвержены воздействию стресса. У вас чрезмерно напряженный ритм жизни. Вы предъявляете к себе слишком высокие требования и не даете себе расслабиться, рискуете не рассчитать свои силы: привычка жить на пределе возможностей таит в себе опасность срыва и раннего ухудшения здоровья.
Если вы набрали от 30 до 42 баллов, то у вас промежуточный тип коронарного поведения, сочетающий в себе черты типов А и Б. Может быть, временами вы бываете чересчур напряжены. Старайтесь в свободное время отдыхать и запасаться хорошим настроением. В этом вам поможет приобретение навыков психической саморегуляции.
Если вы набрали от 42 до 56 баллов, то ваше поведение относится к типу Б. Характер у вас мягкий, уравновешенный. Вероятно, вы умеете отвлекаться от неприятных мыслей, хорошо ладите с людьми, вас спасает чувство юмора и чувство меры или вы хорошо умеете снимать нервное напряжение. Важно только не наносить ущерб здоровью.
Источник: Физиология стресса: учебно-методическое пособие / сост. Ш.В. Куулар, У.В. Доржу, С.К. Сарыг. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. - 89 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.