Психодиагностика как наука.
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психодиагностика как наука.
Анкета Маудсли
Опросный лист для родителей (эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада)
T-группы
Анкета для родителей (выявление трудностей в воспитании ребенка)
Все страницы

План
1. Понятие психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими науками.
3. Сущность психологической диагностики.
4. Значение психологической диагностики.
5. Задачи психологической диагностики.

"Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить."

К.Д.Ушинский

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание". Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов",  "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая  включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием  ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым  был обоснован термин "психодиагностики". Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" (Ананьев Б.Г., 1968)
В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: "психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.
Известны следущие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

Связь психодиагностики с другими науками.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.
Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.
Педагог-психолог должен знать:

  1. что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
  2. какими методами можно пользоваться;
  3. как обрабатывать полученные данные;
  4. где можно использовать результаты (по принципу "не навреди");
  5. как разработать коррекционную работу с детьми.

"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны", - справедливо утверждал К.Д.Ушинский.
Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:

  1. Бурлачук Л.Д., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Диагностика и коррекция психического развития./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
  3. Диагностический компонент. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 1999.
  4. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре./ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.,1998.
  5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.
  6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – М.,1987.
  7. Кухарев Н.В., Решетько В.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.
  8. Лаак Я.Г. Психодиагностика: проблема содержания и методов. – Воронеж, 1996.
  9. Определение функциональной готовности детей к обучению в школе. Л. 1981.
  10. Педагогическая диагностика. М.,1999.-672 с.
  11. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995.
  12. Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
  14. Райгородский Д.Я. Оценка степени готовности к обучению в школе.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.- М., 2001.
  16. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта.- М., 2000. – Сборник упражнений и головоломок с целью научения ребят самостоятельно и творчески мыслить.
  17. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Х.Л. Семенович. – М., - 1998.
  18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.-85 с.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Значение психологической диагностики.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

  1. Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.
  2. Без диагностических методов нельзя следить за развивающим эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.
  3. Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.
  4. Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.
  5. Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.
  6. Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.
  7. Без диагностики нет максимального и эффективного использования  индивидуальных возможностей ребенка.
  8. Без диагностики нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.
  9. Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.
  10. В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о качествах личности.

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

  1. психолого-педагогического консультирования;
  2. в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;
  3. в форме сочувствия, сопереживания.

Значение психологической диагностики состоит :

  1. в разработке игровых тренингов в системе взаимных контактов в среде "человек-человек" (субъект-субъект)
  2. в предупреждении профориентационных ошибок. Так известный артист Юрий Никулин описывает эпизод, как его обследовали педологи. "Меня продержали очень долго. И они пришли к выводу, что способности мои очень ограничены…"
  3. в помощи озадаченным людям, не умеющим найти выход в той или иной жизненной ситуации;
  4. в психологической помощи педагогам. "Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками ни моральными сентенциями ни системой наказаний и поощрений." (К.Д.Ушинский)
  5. в корректировке стилей отношения педагога к детям. Учителя проявляют к учащимся симпатию, безразличие, антипатию. Между тем важно, чтобы к детям так относились педагоги, как А.С. Макаренко, который в каждом ребенке видел красавчика (и в Задорове, и в Карабанове, и в Чоботе). К сожалению, некоторые воспитатели детских садов так говорят о ребенке:"Внешний вид у него отвратительный, вечно испачкается, грязнуля". Вывод: опиши своего ученика, и я скажу, как ты к нему относишься. "Ах ты мой беленький",- говорит ворониха ворону.
  6. в обобщении уровней педагогического мастерства, находок, новых технологий, методов и приемов обучения.
  7. В психологической помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров.
  8. В принятии социального заказа и переработке его в психологическую задачу для работы с клиентами.
  9. В определении главной проблемы при сложившихся условиях.
  10. В определении наиболее эффективных способов решения психологических задач.
  11. В систематизации результатов психологической помощи в работе с клиентом.
  12. В создании системы психодиагностических, терапевтических, коррекционных, консультационно-просветительных основ и условий для продуктивного труда клиентов.
  13. В выявлении причинно-следственных связей и мер по оптимизации деятельности.
  14. Во влиянии на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей.
  15. В изучении, выдаче рекомендаций персоналу и иным клиентам по совершенствованию жизнедеятельности, коррекции межличностных отношений в социальной среды.
  16. В организации психотерапевтической, коррекционной, консультационной, и развивающей работы с персоналом и другими клиентами.
  17. В интерпретации результатов, выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности.
  18. В организации социально-психологической работы и личном участии в проведении адаптационных мероприятий.
  19. В выявлении социально дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности.
  20. В совершенствовании профессиональных качеств персонала, обеспечивающих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда.
  21. В психологическом сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений.
  22. В развитии общих способностей личности и их акмеологической культуры.
  23. В помощи клиентам в их творческой самореализации.
  24. В формулировании позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования.
  25. В проведении аттестации  педагогических кадров.

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.
К ним относятся:
1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.
3. Качество питания.
4. Развивающая среда.
5. Обеспечение права выбора программы.
6. Состояние делопроизводства.
7. Наличие оборудованных площадок для игр.
8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.
9. Степень открытости дошкольного учреждения.

Задачами психодиагностики являются:

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.

Задачи психологической службы:

  1. формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
  2. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
  3. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  4. психолого-педагогическое изучение детей;
  5. профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
  6. социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом  или умственном развитии;
  7. оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  8. консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

  1. адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  2. обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов к школе;
  3. определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  4. подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
  5. проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
  6. предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  7. создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми. педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса "психологическая диагностика" проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.