Лекция. Личность в общении
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Лекция. Личность в общении
Виды и формы общения
Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы

Роль общения в жизни людей.

Общение и его функции.    Казалось бы, смысл понятия «общение» ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает; а бывает и так, что и в самой науке термин употребляется в различных значениях. Это относится и к понятию «общение». Общение – сложный  процесс, который  является предметом изучения в целой группе наук:  психологии, социологии, философии, этнографии, лингвистике и семиотике, педагогике и других. Каждая наука предлагает свой угол зрения и соответственно свое понимание общения. История культуры выработало многообразие форм общения (см. рисунок «Мир общения»).

Общение человека с другими индивидами также многогранно. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может проявиться ярче других, скрывая остальные. В процессе общения мы можем передавать друг другу информацию (информационная, или коммуникативная сторона общения); взаимодействовать, т.е. обмениваться действиями,  с другими людьми (интерактивная сторона); познавать их (перцептивная сторона) и испытывать переживания, возникающие в ходе общения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие основные его функции.

1.Формирующая. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека и становления его как личности. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного новорожденного в того, кем является сейчас. Окружающие взрослые не только научили нас говорить, читать, писать, правильно вести себя. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого переходят во внутренний план. Например, вначале взрослый направляет внимание ребенка на тот или иной предмет, а потом ребенок сам научается управлять своим вниманием. Желание дошкольника услышать похвалу от взрослых, прежде всего родителей, заставляет его совершать определенные поступки, а значит развиваться. Для подростков характерно стремление завоевать авторитет, занять свою нишу среди одноклассников и друзей. Сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится самопознание.

Таким образом, общение – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Воспитывается ли ребенок в полной семье, есть ли у него заботливая бабушка, братья и сестры, как много и кто его друзья, учителя – все это определяет воспитательный потенциал его круга общения.

1.     Прагматическая. Реализуется  в процессе совместной деятельности (игры, учебной, производственной, научной и др.) В данном случае общение, т.е. установление контакта между людьми, необходимое средство обеспечения эффективности деятельности.

2.     Функция подтверждения. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Приветствия, обращения по имени, различные знаки внимания – указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит и хорошего самочувствия. Особенно значимо это для людей пожилого возраста, которые чаще могут ощущать себя одинокими. Можно сказать, что общение с другими людьми как бы отсрочивает старость.

3.     Функция проявления и поддержания  межличностных отношений. Отношения к другим людям (симпатия или антипатия, любовь, ненависть, презрение и др.) не только проявляются в тех или иных ситуациях общения, но и формируются в них в зависимости от того, как складывается или организовано общение. 

4.           Внутриличностная функция. Благодаря «диалогу» с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки.

 


Виды и формы общения. Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

Преобладавшее ранее  прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным.

Многообразие общения может быть охарактеризовано и по иным основаниям. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и принуждения к определенным действиям или решениям. Можно назвать целую группу сфер деятельности и ситуаций, в которых использование императива оправдано. Например, военные уставные отношения или работа в экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах. Применение императива неуместно и неэтично в сферах интимно-личностных  и супружеских, детско-родительских и педагогических отношенийМанипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Символом такого типа общения в деловой сфере стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Манипуляция используется также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. Человек, выбравший эту форму общения как основную для себя, особенно в сфере отношений с друзьями, родителями,   в итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Разрушаются близкие, доверительные отношения, формируются стереотипные формы поведения.   Как отмечает Э. Шостром, один из критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к себе и другим.

Императивная и манипулятивная формы общения по сути являются разновидностями монологического общения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника.

Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическое общение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека.

Запомните основные правила диалогического (гуманистического) общения:

1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.

3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.

4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.

5.     Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты

 

Средства общения. Любое общение  между людьми осуществляется по  двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»).

Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная,  размеренная манера речи.

Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств.  Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы».

К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга.  Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания.

Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать

1. Не прерывайте собеседника.

2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него.

3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.

4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.

5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное.

6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно.

7. Не отвлекайтесь.

8.     Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации.

9.     Не «монополизируйте» разговор.

 

Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2.Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). 3. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 4. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 5. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 6. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств.

 

1. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик?

2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

4.     Л. С. Выготский отмечал, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого советского психолога?

5.     Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми?

6.     В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

7.     Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

8.     Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию.

 


Взаимодействие с окружающими людьми

Сложность общения требует для его понимания вычленения отдельных  сторон. Конечно же, в реальном общении каждая из этих сторон редко существует изолированно от других.

Восприятие людьми друг друга.     В процессе восприятия  и понимания  другого человека важная роль принадлежит  социально-психологической наблюдательности. Эта характеристика вбирает в себя некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности. Немногие люди могут «читать человека, как книгу», но можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей.

На глубину, объективность и скорость познания другого человека влияют пол, возраст,  национальный образ жизни, социальный интеллект, психические состояния и состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, у женщин выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника. Подростки и юноши обращают внимание в первую очередь на физические данные и экспрессивные характеристики, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением фотографии одного и того же лица давались разные установки («это преступник», «это герой») - характеристики лица на фотографии были полярными. Также экспериментально установлено, что  уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе лица склонны приписывать другим холодность в общении.

Существует ряд механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека и себя в процессе общения. Ведущее место среди них принадлежит механизму интерпретации (соотнесения) личного опыта познания людей с воспринимаемым человеком.  Идентификация – еще один способ познания другого человека, при котором предположение о  внутреннем состоянии этого человека основывается на попытке поставить себя на его место. Особое личностное значение имеет в старшем подростковом и юношеском возрасте. Эмпатия – достижение понимания внутреннего состояния другого через эмоциональный отклик, сопереживание или сочувствие другому. Способность к эмпатии  - важное профессиональное качество психолога, педагога, социального работника. Как особую форму познания другого человека можно назвать аттракцию. В этом случае более глубокое понимание другого человека и принятие его позиции возникает благодаря положительным чувствам (от простой симпатии до чувству любви) к нему.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Это способность человека представить себе, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше у человека содержательного и доверительного общения, тем лучше у него развивается  способность к рефлексии.

У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения. Способы приписывания другим людям причин поведения иначе называют  каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.

На результаты восприятия  другого человека влияют и его характеристики как объекта восприятия. С этой точки зрения выявлены различные «эффекты». Например, эффект ореола («розовые очки») при формировании первого впечатления: общее благоприятное впечатление о человеке способствует  позитивным оценкам неизвестных его качеств и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление – отрицательным. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны: последняя, т.е. новая информация о человеке, оказывается наиболее значимой для формирования мнения о нем. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, наши собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – недостатки. Нередко проекция выступает как механизм защиты для человека. Поэтому неграмотный человек чрезмерно внимателен к ошибкам других, трус радуется неудачам смелых, а излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.

Нередко, воспринимая другого человека, мы используем стереотипы – привычные нам взгляды и штампы. Например, «носит очки – умный», «блондинка – легкомысленна», «все бухгалтеры – педанты», «итальянцы – экспрессивны» и т.д. Существуют физиогномические, профессиональные, национальные и этнические и иные стереотипы. Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и пр. Именно на стереотипности восприятия людей построена  физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. С одной стороны, стереотип как «прибор грубой настройки» позволяет человеку «экономить» психологические ресурсы.  Но в конечном итоге стереотипы приводят к упрощенному познанию другого человека и нередко – к возникновению предубеждений. Один из известных стереотипов обнаруживает себя в эффекте Пигмалиона: человек проявляет по отношению к нам такое поведение, какое мы от него ожидаем, осознанно или, чаще, неосознанно провоцируя его на это. В то же время, при всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах в определенной степени подготавливают нас к столкновению с чужой культурой, снижают культурный шок, позволяют избежать поступков, которые неадекватно (не так, как их воспринимаем мы) могут быть восприняты представителями другой культуры.

В процессе межкультурной коммуникации особо  следует отличать стереотип от предрассудка. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и др.

Способы взаимодействия.      В многообразии человеческого взаимодействия можно выделить следующие его типы: кооперацию и конкуренцию, согласие и конфликт, приспособление и оппозицию.  В различных типах  взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий  пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта  или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм). Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии. Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого  поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.

Условия эффективности  убеждающего воздействия

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития собеседника.

2. Соответствовать его индивидуальным особенностям.

3. Убеждение должно быть последовательным. Логичным, максимально доказательным.

4. Содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

5. Целесообразно анализировать факты, одинаково известные собеседникам. Это даст возможность избежать сомнений как в истинности факта, так и в характере общего вывода.

6. Убеждая других, важно самому глубоко верить в то, что сообщаешь.

Следует помнить, что методика эффективного убеждения в сочетании с изоляцией сектантов в группе единомышленников  в ряде случаев недобросовестно применяется  руководителями религиозных сект. Также принципы убеждения и иные способы воздействия иногда спекулятивно используются в рекламе. Насколько можно противостоять нежелательному убеждению? В одном из экспериментов группа ученых обучала семиклассников реагировать на рекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой  фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака?!». Школьники также участвовали в ролевой игре, в которой игрок, которого обозвали «желторотым» за то, что он отказался от сигареты, должен отвечать фразой: «Я был бы желторотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление». Такая методика повышения сопротивляемости людей недобросовестному убеждению получила название «вакцинации». В любом случае не будьте просто слушателями, включайте критическое мышление!

Ролевое взаимодействие. Понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театре и в психологии. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий или сложившимся взаимоотношениям и др.). С ролями не следует путать маски, под которыми понимается набор выражения лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношения к собеседнику.

Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например,  Иванов Петя - сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Одни роли даны нам от рождения и обусловлены полом, местом рождения, социальным происхождением и иными характеристиками. Другие – приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение – ролевой конфликт - и ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то из них. Например, Иванов Петя как ученик школы должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, в это же время их дворовая команда играет в футбол с соседней. Как быть?  В подобных ситуациях мы должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Иванов Петя после поздней игры в футбол хочет спать, но социальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на урок он пришел вовремя. В общении с другими людьми всегда важно учитывать их ожидания от нас как партнеров по общению. Однако в некоторых случаях общающиеся люди по-разному понимают, что человек обязан делать в данной социальной роли. Это может привести к конфликтам между людьми. Так, значительная часть недоразумений по поводу поведения в школе связана с несовпадением ролевых ожиданий в отношении друг друга у учителей и учеников. Бывают также ситуации, когда мы приписываем другим определенные роли, на самом деле ими не принимаемые, и соответственно ожидаем от них поведения, к которому они  в данное время не склонны. Нередко это бывает в так называемых lave store, отношениях учитель-ученик и др.  В развитии данной ситуации возможны разные сценарии: от открытого конфликта до постепенного принятия и демонстрации человеком ожидаемого поведения (вспомним эффект Пигмалиона).

Выводы: 1.Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. 2. К механизмам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и социальная рефлексия других людей, эмпатия. 3.При формировании мнения о другом человеке следует весьма осторожно использовать стереотипы. 4. Для эффектного общения человеку важно осознавать, как он воспринимается и оценивается другими людьми. 5.Взаимодействие людей можно охарактеризовать по типам и используемым способам воздействия друг на друга. 6. Окружающие возлагают на каждого человека определенные социальные роли и в той или иной форме контролируют их исполнение. 7. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении друг друга приводит к непониманию и конфликтам между людьми.

 

1. Какие особенности личности влияют на процесс восприятия и познания ею другого человека? Приведите свои примеры.

2.Назовите известные Вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

3. Что такое «стереотипы» общения? Каким образом можно уменьшить влияние стереотипов при восприятии других людей?

4. В чем заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях с другими людьми?

5. Что означает термин «каузальная атрибуция»?

6.В чем сходство и чем отличаются заражение и внушение как способы воздействия людей друг на друга в процессе общения?

7.     О чем свидетельствует эксперимент, проведенный психологом А.А. Бодалевым?

8.     При каких условиях убеждение как способ воздействия наиболее эффективно?

9.     Приведите примеры использования убеждений как средства манипуляций другими людьми? Как  противостоять недобросовестным убеждениям?

10.                       Почему моду можно рассматривать как  один из способов влияния людей друга? Как Вы относитесь к моде?

11.                        Какие социальные роли приходится Вам исполнять в жизни?

12.                        Что такое «ролевой конфликт» и как его предупредить?

13.             Как могут проявлять себя стереотипы и предрассудки в межнациональном взаимодействии?

 


Общение в малых группах

Основным микроэлементом общества многие психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы,  от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека и эмоциональный климат всего коллектива. Что же такое малая группа?

Виды групп. Как только несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. Представьте себе хотя бы пассажиров в купе поезда. Иногда люди еще и двух слов не сказали друг другу, а контакт уже возник. Либо это зарождающаяся симпатия, либо антипатия, либо одобрение, либо осуждение. Всегда найдется и человек, который возьмет на себя функции лидера, инициатора общения. И как ни кратковременно существование этой группы, именно она на этот период, а нередко – и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу.  Группа пассажиров в купе поезда – реальная (существующая в действительности), кратковременная и неформальная (возникшая стихийно, официально не оформленная) группа. Каждый человек входит не только в такие, но и более постоянные группы: он член семьи, класса, спортивной команды или кружка художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определенной деятельности, называются формальными. Нередко они имеют структуру, заданную тем или иным документом. Но под этой внешней структурой всегда скрывается  и структура неформальная: связи, возникающие на основе симпатии и антипатии между людьми. Даже если взять группу из казалось бы двух совершенно одинаковых людей – близнецов – она будет иметь определенную структуру, распределение ролей и определенные отношения между членами группы. И в том, что близнецы часто вырастают похожими только внешне и абсолютно разными по характеру, «повинна» и их малая семейная группа, а также все иные, в которые они входят по мере взросления и выполняют там разные роли.

Различаются группы и по количеству членов. Нижний предел ясен – не менее 2-х человек.  Максимальная численность – 30-40 человек.  Школьный класс можно считать малой группой, ведь одноклассники  объединены общей деятельность и имеют возможность непосредственного контакта. Между ними возникают определенные отношения. Хотя внутри такой многочисленной группы неизбежно, под влиянием взаимных симпатий и антипатий, появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: на фоне общения со многими одноклассниками, у каждого есть круг ближайшего общения, есть своя микросреда. С этой точки зрения любой член группы занимает в ней определенное положение, для каждого складывается своя неповторимая ситуация взаимоотношений с окружающими. При этом  в малой группе часто формальные статусы и роли ( староста, отличник, сын профессора и т.д.) не принимаются в расчет, а личный статус, отражающий степень популярности и авторитетности человека, оказывается гораздо важнее.

Может случиться, что человек фактически живет и действует в группе, которую не считает своей. Он «тянется» к иной группе, в которой  черпает нормы, ценности и установки своего поведения. Например, ему интересны только приятели из спортивного клуба либо он вообще подражает героям какого-то молодежного телесериала. Такая группа (реальная или условная, т. е. не существующая в действительности) для данного человека является референтной (эталонной). Зная референтную группу человека, можно многое объяснить в его поведении.

Группы и коллективы. Низший уровень развития группы – это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Группа пассажиров в купе поезда – яркий пример такой группы. Высшей формой объединения людей является коллектив, создающий наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Коллектив – это не просто хорошо организованная группа, в которой  имеется система ответственной зависимости, органы самоуправления. В конце концов и в банде может быть четкая организация. Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества, и все члены группы разделяют ее ценности, т.е. проявляется ценностно-ориентационное единство, и воспринимают ее как референтную для себя.   Межличностные отношения в таких группах приобретают характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьезные трудности не выбивают коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность по отношению друг к другу.

Развитие группы в коллектив – очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. В своем развитии группа, например школьный класс, закономерно проходит ряд этапов. Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу, притиркой друг к другу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.  На втором этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных членов группы проявляются все отчетливее. Происходит борьба за лидерство, и формируется актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Очень важным для развития группы на этом этапе является наличие перспективной цели и мотивации успеха, которые помогают выдвигать средние и ближайшие цели и последовательно их достигать. Третий этап отличает  высокий уровень сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Все большее число членов группы участвует в планировании и принятии решений. Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается к дружной семье, в которой все проблемы жизнедеятельности решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого ее члена.

Лидерство и руководство. Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства. Руководитель «представляет» формальную  структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает «сама жизнь». Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти.

Феномены руководства и лидерства связаны с понятиями «власть» и «влияние». Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Это отношения, при которых человек вынуждает других действовать определенным образом. Власть подразумевает санкции: негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то) или позитивные (вознаграждение). Влияние более тесно связано с лидерством. В своей деятельности руководитель и лидер, осознанно или неосознанно, могут использовать различные виды власти. Харазматическая власть построена на исключительных качествах личности. Традиционная власть основывается на распространенном убеждении, что люди должны подчиняться тем, кто занимает более высокие должности. Власть страха (в том числе страх оказаться несостоятельным в глазах членов своей организации), при этом заглушается творчество и энтузиазм. Власть вознаграждения построена на наличии у руководителя ресурсов, которые он может использовать для удовлетворения тех или иных потребностей подчиненных. Экспертная власть основана на убеждении подчиненных в том, что руководитель имеет больше опыта, более образован, умен. Информационная власть предполагает позицию лидера, имеющего доступ к ценной для группы информации, как центра коммуникаций. Власть убеждения построена на умении логически доказывать правоту своих действий и требований.

Почему именно этот человек становится лидером? С одной стороны, лидеру, как правило, присущи психологические качества: уверенности в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, социально-психологическая компетентность, организаторские способности.  Биологические и психоаналитические подходы к решению проблемы власти и подчинения указывают на генетическую и психологическую предрасположенность некоторых людей к власти. С другой стороны, в разных группах – разные требования к лидеру, который обладает важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят, «какова группа, таков и лидер»  В третьих,  в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем и задач.

Целесообразно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Чаще руководитель и лидер имеют различную целевую ориентацию: руководитель всецело направлен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в ряде случаев такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии  в коллективе нескольких неформальных групп, каждая из них может сформировать свои правила и нормы, и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидером неформальной группы, выражающим и формирующим ее мнение.

Отличный  специалист, назначенный на руководящую должность, не всегда справляется с новым кругом обязанностей. Если человек хорошо умеет сам делать какую-то работу, это еще  не означает, что он также умеет организовать работу других людей и принять на себя ответственность за них. Именно это отражает знаменитый Принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». Руководителю важно освоить основы менеджмента – теории и практики управления.

Исследования в менеджменте трех основных стилей управления: авторитарного (посредством приказов, не подлежащих обсуждению),. демократического (посредством коллективного обсуждения и принятия решений) и попустительского (полное доверие и делегирование функций подчиненным) – привели в конце концов к разработке теорий ситуативного лидерства, которые допускают применение того или иного способа влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации.

Основные умения и способности руководителя:

1. Искусство быть равным.

2. Искусство быть лидером.

3. Искусство разрешать конфликты.

4. Искусство обрабатывать информацию.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения.

6. Искусство распределять ресурсы в организации.

7. Дар предпринимателя (способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений).

8.     Искусство самоанализа.

.

Выводы: 1. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. 2. Группы различаются по способу возникновения, длительности существования, количеству членов, значению для человека и другим основаниям. 3. Группа закономерно проходит в своем развитии ряд этапов. Высшей формой объединения является коллектив. 4. Системообразующим признаком коллектива выступает наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и многих людей. Эта деятельность является главным фактором, определяющим характер взаимоотношений членов группы. 5. Важными характеристиками структуры группы являются феномены  руководства и лидерства, связанные с властью и влиянием на других людей. 6. Выдвижение в той или иной ситуации конкретного человека в лидеры определяется как его личными качествами, так и особенностями взаимоотношений в группе, ее целями, ценностями и нормами. 7. Для успешной деятельности руководителю важно освоить основы менеджмента.

 

1.Какое объединение людей можно назвать малой группой?

2. Членами каких групп Вы являетесь? Определите виды каждой из этих групп.

3. Как, используя «эффект ореола», можно влиять на формирование положительных межличностных взаимоотношений во вновь созданной группе, например отряде в летнем оздоровительном лагере?

4. Семья – это формальная или неформальная группа? Обоснуйте свой ответ.

5. Как Вы думаете, почему иногда для подростка свой класс перестает быть привлекательным и он сопоставляет свое поведение совсем с другой группой? Как называется такая группа?

6.     В чем отличие руководителя и лидера? Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?

7.     Охарактеризуйте понятия «влияние» и «власть». Приведите примеры использования разных видов власти в руководстве группами, членами которых Вы являетесь.

8.       Что такое формальная и неформальная структуры группы? Всегда ли человек как член группы занимает одинаковое положение в этих структурах?

9.     Какие качества и умения присущи успешному руководителю?

Почему один и тот же человек в одной группе может стать лидером, а в другой нет?

 


Социальная ориентация личности

«Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» - писал Л. Фейербах. И действительно, в общении с другими людьми у человека появляются и формируются особенные черты.

Эгоизм и альтруизм. Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Такой человек в общении ищет выгоды для себя, с трудом адаптируется в коллективе, члены которого так или иначе распознают ориентацию человека лишь на удовлетворение собственных потребностей и добывание благ жизни исключительно для себя. Биологическая предпосылка эгоизма – своеобразное защитное проявление инстинкта самосохранения, усиленное неправильным воспитанием.

Альтруизм противоположен эгоизму и предполагает добровольную помощь человека другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами. Причину желания помогать людям американские социальные психологи объясняют эмпатией (сопереживанием), присущей человеку, а также стремлением преодолеть собственное негативное состояние, которое вызывает вид горя или страданий других людей. Иногда   приверженцами зарубежных социобиологических теорий высказывается точка зрения о том, что хотя большинству людей кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он часто имеет место в скрытом виде.  Альтруистское поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Так, проявляя альтруизм к детям, люди помогают сохранению человеческого генофонда. Кроме того, помогая кому-то сегодня, мы небезосновательно полагаем, что это  услуга нам будет возвращена позднее.  Авторы других, так называемых культурных теорий утверждают, что социальная эволюция оказывает более значительное влияние на человеческий альтруизм, нежели биологическая.  Нормы альтруизма: социальная ответственность (помощь тем, кто в ней нуждается) и взаимная ответственность (помощь тем, кто нам помог) – обязательные условия успешного  взаимодействия человека с другими людьми.

Когда люди более склонны оказывать помощь? Когда видят, что это делают и другие. Когда не спешат и не поглощены своими мыслями. Имеет значение и  состояние человека, его настроение. Так, совершив какой-либо проступок, люди чаще проявляют желание оказать помощь, явно надеясь тем самым облегчить чувство вины. Опечаленные взрослые люди также склонны к оказанию помощи.  И наконец, существует потрясающее явление «хорошее настроение – хорошие поступки»: счастливые люди готовы прийти на помощь.

Индивидуализм и коллективизм.   Коллективист – это человек, который воспринимает и переживает интересы малой группы, в которую он включен, как самые ценные и значимые для себя.

На формирование этого качества оказывают  влияние особенности культуры. Кросс-культуральные психологи приводят в качестве примера стран, для которых в целом характерна коллективистская культура, Китай, Японию, а стран, в культуре которых преобладает индивидуализм, - Великобританию и США.  Так, буквально с момента рождения родители и школа в коллективистских культурах  предпочитают воспитывать  у детей ценности коллективизма и взаимопомощи, направлять или даже предопределять их выбор, в индивидуалистских – воспитывают в детях независимость. Каждая культурная традиция предполагает определенные преимущества и «плату» за них. В конкурентом индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих, их поведение более спонтанно. Но в качестве расплаты за это – больше случаев одиночества, разводов, убийств и стрессовых расстройств. Можно сказать, что в коллективистских культурах вместо независимости личность приобретает взаимозависимость.

В то же время внутри каждой культуры возможны значительные индивидуальные различия.  В наибольшей степени благоприятствует формированию коллективизма как качества личности принадлежность человека к коллективу. Однако  нельзя путать подлинный коллективизм с выражением группового эгоизма.   Настоящий коллективизм проявляется в ситуации, когда  человек, защищая высшие интересы группы, может противостоять даже давлению  собственной группы, члены которой  по тем или иным причинам могут ошибаться в оценке значимых событий.  Такое поведение, получившее название «коллективистское самоопределение»  противоположно феномену «огруппления» мышления. Данный феномен заключается в том, что члены группы, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения и избежать разногласий, отказываются от объективного и всестороннего рассмотрения вопроса и принимают предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы, какую-то идею или план. Способствуют этому дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и авторитарный лидер. Возникает иллюзия единомыслия, не имеющая ничего общего с ценностно-ориентационным единством коллектива.   Не забывайте: «Истина рождается в споре друзей».

Конформизм и нонконформизм. Лучше всего о конформности сказал Андерсен в сказке «Новое платье короля». Изменение поведения в результате реального или воображаемого давления группы называется конформизмом. Обратите внимание, что конформизм состоит не просто в том, что кто-то действует так же, как все, но в том, что он поддается влиянию всеобщего действия и ведет себя не так, как делал бы в одиночку. Конформизм может проявляться в двух формах: уступчивость (ведем себя так, как принято, не соглашаясь с тем, что делаем) и одобрение (верим в то, что вынуждает нас делать группа).

В социальной психологии известно несколько классических экспериментов конформизма. Один из них провел   Аш, который предложил группам из 7 человек оценивать «на глазок», какой из трех сравниваемых отрезков соответствует  по длине эталонному. Аш позволял участникам эксперимента вначале слышать суждения других членов экспериментальной группы, а затем высказывать собственное мнение. «Хитрость» заключалась в том, что 6 «подсадных» участников эксперимента единодушно давали неверный ответ. В такой ситуации испытуемые, которые высказывали свое мнение последними в группе, в 37 % случаев соглашались с группой, не доверяя собственным глазам. Обратите внимание: в этом эксперименте не было явных ни поощрения за «командную игру», ни наказаний за индивидуализм. Эксперимент Милграма был более «жестоким». Два человека приглашались в психологическую лабораторию Йельского университета якобы для исследования. Как наказания ударом тока влияют на результаты запоминания? Один зачитывал слова и мог переключать «генератор тока», другой,  «подсадное» лицо, запоминал слова. Всякий раз, когда «ученик» давал неверный ответ, экспериментатор требовал от «учителя» усилить удар тока. И всякий раз «ученик» все больше и больше стонал от «боли» (на самом деле, конечно, никакого удара тока не было). Милграм получил обескураживающие результаты: «во имя науки», под влиянием авторитета экспериментатора и  известного университета 63% участников эксперимента – «учителей»  готовы были дойти до максимальной отметки силы удара током, несмотря на протесты «учеников».

Эти и другие эксперименты раскрывают две основные причины конформизма: стремление человека быть принятым группой, получить ее одобрение (нормативное влияние) и желание быть точным в ситуации, когда человек чувствует себя недостаточно компетентным при решении объективно или субъективно трудного задания (информационное влияние).

Конформизм – явление универсальное, в то же время социализация в разных культурах, индивидуальные особенности предполагают разную степень социальной обусловленности поведения. Так, в экспериментах Снайдера многие студенты, услышав, что окружающие излагают мнения, идентичные их собственным, изменяли свою позицию только для того, чтобы поддержать ощущение собственной неповторимости, т.е. проявляли нонконформизм.

Нам не нравится слишком отличаться от группы, но мы не хотим и выглядеть в точности, как все. Поэтому наше поведение в значительной степени защищено от абсолютного социального влияния  нашим чувством собственной неповторимости и индивидуальности. В группе мы лучше всего осознаем, чем отличаемся от других.

Фактическую альтернативу конформизму составляет коллективизм, при котором согласие с позицией группы возникаем в результате совпадения устремлений личности с целями коллектива. Иногда к такому согласию с группой человек приходит через внутреннюю борьбу, в которой побеждает осознание важности общей задачи.

Выводы: 1.В общении с другими людьми человек проявляет ряд особенных качеств и форм поведения. 2. Альтруизм – разновидность общественного поведения и черта личности, которая проявляется в готовности человека добровольно помогать другим, даже с теми или иными возможными издержками для себя. Альтруизм  противоположен эгоизму. 3.Коллективизм – особое качество и форма поведения, присущие людям, объединенным в коллектив и разделяющим  его цели и ценности.  Коллективизм противоположен индивидуализму и является альтернативой конформизму. 4. Конформизм – разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. 5. В значительной степени социальная ориентация личности определяется особенностями культуры, в рамках которой осуществлялось воспитание человека.

 

1. Какие существуют подходы к объяснению альтруизма и эгоизма?

2. Какие условия и личностные характеристики способствуют проявлению альтруизма?

3.     Что такое коллективизм и индивидуализм?  Как влияют особенности воспитания на формирование этих качеств личности?

4.     Всегда ли принятие мнения группы является проявлением коллективизма? Обоснуйте свой ответ.

5.      Как Вы считаете, следование моде – это проявление конформизма или нонконформизма?  Обоснуйте  свою  позицию.

6.     Какие черты конформного поведения описаны Андерсеном в сказке «Новое платье короля»?

7.     Как Вы думаете, в каких ситуациях и при каких условиях конформизм может рассматриваться как социально желательное явление?

8.     Чем отличается коллективизм от конформизма?

 


Конфликтное и бесконфликтное поведение

Будучи людьми с разными потребностями, вкусами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Но обязательно ли они должны приводить к ссоре и, тем более, к скандалу  ? Английский поэт Г. Тейлор писал: «Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которую нельзя избежать». Конфликт может быть позитивным и негативным в зависимости от того, как мы его разрешим. Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.

Типы межличностных конфликтов. Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта – конфликтная ситуация. В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект  – то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например,  какая-либо престижная вещь), так и идеальным ( правила поведения, статус в группе и т.д.). Конфликтная ситуация может существовать задолго до  возникновения конфликта, никак не  проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают  поэт, музыкант и футболист, - один телевизор. Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один – вечер поэзии, другой – концерт, третий – футбол – и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцендентом.

В зависимости от того порождена ли конфликтная ситуация объективными обстоятельствами или создана намеренно,  возник ли инцидент случайно или инициативно, можно говорить о разных типах конфликтов. Конфликты, происходящие из-за конкретных объектов, некоторые исследователи называют деловыми. Затянувшийся деловой конфликт может перейти в эмоциональный, т.е. основанный исключительно на чувствах антипатии и враждебности участников конфликта по отношению друг к другу. По количеству лиц, участвующих в конфликте, можно выделить диадические, локальные (вовлечена некоторая часть группы),  всеобщие (вовлечены все взаимодействующие люди) и межгрупповые конфликты. Конфликты могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненными в конкретной группе) и горизонтальными (между равноправными членами коллектива). С точки зрения осознания участниками конфликтной ситуации   конфликт характеризуют как адекватно или неадекватно понятый, а также как ложный (объективная конфликтная ситуация отсутствует и отношения ошибочно воспринимаются людьми как конфликтные). В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации различают производственно-организационные (из-за проблем в организации совместной деятельности), межличностные (определяемые особенностями взаимоотношений: нет взаимопонимания, психологическая несовместимость и т.д.) и личностные (имеющие в основе особенности личности, их внутренние переживания, обиды или разочарования) конфликты. По критерию «целесообразность – нецелесообразность возникновения конфликта» определяют неизбежные, необходимые, вынужденные и функционально неоправданные конфликты.

Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития находится  конфликт в настоящий момент. Первый этап – напряжение и дискомфорт во взаимоотношениях людей, второй – инцидент, актуализация конфликтной ситуации, третий – осознание  людьми взаимоотношений конфликта, четвертый – развитие конфликтных отношений и действий, пятый – завершение конфликта, установление новых взаимоотношений между участвовавшими в конфликте (в том числе возможен их полный разрыв). С этих позиций конфликт можно характеризовать как кратковременный, длительный или затяжной (зашедший в тупик); а также – как управляемый или неуправляемый. По результату специалисты различают мобилизующие и дезорганизующие, а также стабилизирующие (направлены на устранение поведения, отклоняющегося от принятых в группе норм), конструктивные (способствующие развитию группы) и деструктивные (приводящие к углублению проблемы) конфликты.

Классифицировать конфликты можно и по другим основаниям. Правильное понимание конфликта – обязательное условие для его эффективного разрешения как непосредственно участниками конфликта, так и посредниками (друзьями, руководителями, специалистами – конфликтолагами и  др.).

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Как было  отмечено,  конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. …

Выделяют несколько основных стилей поведения людей в конфликтных ситуациях. Уклонение (уход, избегание): действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему.  Для человека, использующего этот стиль поведения, прежде всего важно сохранить взаимоотношения, что в ряде жизненных ситуаций целесообразно. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова. Приспособление (уступка): также выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен человеку в силу его индивидуально-психологичесих особенностей, а также проявляться во взаимоотношениях «подчиненный – руководитель». Целесообразен, когда исход дела не существенен для данного человека, но весьма значим для другого, а также – на этапе поиска путей разрешения другой, более сложной  конфликтной ситуации. Конкуренция (противоборство): действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы (с использованием принуждения, психологических средств давления). Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях. Если используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе. Компромисс: действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия».   Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта. Сотрудничество: предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Пути разрешения конфликтов. Участники конфликта могут  как самостоятельно предпринимать соответствующие действия по  разрешению конфликта, так и обратиться за помощью к «постороннему» человеку – посреднику, который поможет организовать диалог между ними. В любом случае  для конструктивного разрешения конфликта важны следующие условия: 1) адекватность восприятия конфликта, 2) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон, 3) создание климата взаимного доверия и сотрудничества, 3) совместный поиск взаимных интересов, альтернативных способов выхода из конфликта и решения по разрешению конфликта.

Часто   в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем  действия и намерения как свои, так и другого человека, нашего оппонента. К типичным искажениям восприятия конфликта относятся: «иллюзия собственного благородства» (кажется, что истина и справедливость полностью на нашей стороне), «поиск соломинки в глазу другого» (замечаем  недостатки прежде всего у нашего оппонента, но не у себя), «двойная этика» ( одинаковые поступки свои и оппонента оцениваем по-разному), «все ясно» (чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных). Может иметь место так называемое самоподтвеждающееся допущение: приписывая другому враждебные намерения, мы своим поведением невольно действительно толкаем его к такому поведению. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем, не пуская их «на самотек».

Чем точнее определение основных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Последовательность совместных действий, направленных на преодоление конфликта, предполагает несколько этапов: 1)определение основной проблемы, 2)определение вторичных причин конфликта, 3) поиск возможных способов разрешения конфликта, 4) принятие общего решения о выходе из конфликта, 5) реализация намеченного плана, 6) оценка эффективности предпринятых усилий. Большинство конфликтов имеет несколько причин, и этот факт делает возможным взаимовыгодные решения. Ключ к получению взаимовыигрышного решения проблемы состоит в том, чтобы удовлетворить важное для человека желание, а взамен добиться уступок в других, не очень важных для него, вопросах

Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Обмен такими чувствами, даже негативного характера, на этапе изучения конфликта целесообразен. При этом рекомендуется использовать тип «я-высказываний»: «я обиделся». «я рассердился» и т.д. При этом «нападайте» на проблему, а не на личность. Это, к примеру,  значит, что высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» должно быть перефразировано примерно так: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение».  Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами». При обсуждении конфликта следует избегать угроз, вранья, хладнокровной отповеди. Польский психолог Е. Мелибруда отмечал, что «подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого». Вместе с тем обязательное условие разговора – максимально возможный спокойный тон высказываний, точность и продуманность фраз.

Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов

1.Эмпатия.

2.Доброжелательность.

3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).

4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы).

5. Инициативность ( способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими  «идти вперед», а не только реагировать на их  действия),

6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).

7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

9. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).

10. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.

11. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

Посредник выполняет важнейшие функции косвенного управления ходом конфликта. Посредничество включает пять основных этапов. Первый  - организация опосредования конфликта. Предполагает инициирование и индивидуальную подготовку (мотивирование, объяснение основных условий эффективного разрешения конфликта и пр.) участников конфликта к предстоящему взаимодействию, а также поиск удобного (лучше на нейтральной территории) места для их встречи. Второй этап – мотивация и установление отношений между участниками разрешения конфликта в начале их встречи и формулирование правил поведения на всех стадиях совместной работы. Третий этап – монологическое опосредование конфликта – в организации поочередного высказывания участниками конфликта своих позиций, взглядов, чувств, отношений, оказание помощи им в этом проясняющими вопросами. Диалогическое опосредование конфликта – четвертый этап посредничества, главной задачей которого является постепенный перевод общения участников конфликта в прямой, непосредственный диалог и помощь при затруднениях в этом разговоре. Заключительный этап  - подведение итогов конфликта. Предполагает совместный с участниками процесса краткий обзор конфликтной ситуации, обобщение достигнутых договоренностей и формулирование (даже в письменном виде) взаимного соглашения, фиксирующего основные результаты разрешения конфликта. В основе стратегии разрешения конфликта методом посредничества  лежит методика эффективного общения.

Выводы: 1. Межличностные конфликты можно охарактеризовать по разным основаниям. 2. Правильное понимание конфликта важно для выбора адекватной стратегии и тактики поведения в конфликте и его разрешения. 3. В зависимости от того, чьи интересы и как отстаивают участники конфликта, выделяют пять типовых стилей поведения: уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. 4. Эффективность того или иного стиля поведения определяется его соответствием особенностям ситуации и индивидуальным характеристикам человека. 5. Конфликт в своем развитии проходит ряд этапов. 6. Конструктивное разрешение конфликтов, непосредственно участниками конфликта или с помощью посредника, предполагает использование методики эффективного общения. 7.  Не существует универсальных и чудодейственных способов разрешения конфликтов. Очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации.

1. Что такое конфликт, каковы его основные структурные компоненты?

2. По каким основаниям возможна классификация межличностных конфликтов?

3. Вспомните какой-либо конфликт, в который Вы были вовлечены, и опишите его.

4. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения людей в конфликтной ситуации, как уклонение, приспособление, компромисс.

5. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения людей в конфликтной ситуации, как компромисс, конкуренция, сотрудничество.

6. Почему целесообразно в различных ситуациях использовать разные стили поведения, а не один, казалось бы проверенный годами?

7. Каковы основные стадии развития взаимоотношений в ходе конфликта?

9.     Что мешает и что помогает адекватному восприятию конфликта?

10.                       Опора на какие правила, использование каких приемов способствуют открытому и эффективному общению участников разрешения конфликта?

11.                       Каковы основные этапы совместных действий участников конфликта по его разрешению?

12.                       Когда, на Ваш взгляд, целесообразно прибегать для разрешения конфликта к помощи посредника?

13. Австралийские психологи Х. Корнелиус и Ш. Дэйр определили конфликт как «нераскрытую возможность». Как вы понимаете данное определение?

13.                       Какие качества личности способствуют бесконфликтному общению и конструктивному разрешению конфликтов. Как Вы думаете, какие из этих качеств присущи Вам?

14. Каковы основные требования к действиям посредников при разрешении конфликта?

 


Культура общения

Философы на протяжении многих лет рассуждали о нормах общения и взаимоотношений между людьми. И из всех этих рассуждений была выведено «золотое» правило этики общения: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Эту заповедь проповедуют тысячелетиями: Конфуций выдвинул ее в Китае, Лао-Цзы завещал ее в Ханьской долине, Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга, Иисус провозгласил ее среди холмов Иудеи. Вам следует научиться пользоваться ею, если хотите одобрения со стороны тех, с кем общаетесь, хотите признания своих достоинств и достижения целей.

Этикет. Этикет – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения встречаются в литературных текстах древнего Шумера. Но первый трактат о поведении был издан лишь в Средние века, в 1204 году, испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На его основе были составлены многие книги по этикету. Петр Первый повелел создать книгу об этикете. Такая книга «Юности честной зеркало, или Показания к житейскому обхождению» была издана и неоднократно перепечатывалось, в том числе совсем недавно, в конце прошлого века, но уже как забавное подарочное издание.

Многие из правил этикета, выработанных человечеством в течение не одного века, мы используем почти автоматически, не задумываясь. Этикет – это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, поклониться, похлопать по плечу, обняться и т.д. Все эти действия выражают наше отношение к людям, с которыми мы встретились, т.е. имеют этикетное значение.  Взаимное расположение в торжественной или траурной церемонии, место за столом нередко получают этикетное значение и передают информацию об отношениях между людьми.  Некоторые нормы этикета отражены во фразеологизмах: «преклонить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной» и т.д. В то же время этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов разными знаками. Правила поведения людей изменялись с изменением условий жизни общества, конкретной социальной среды, поэтому этикет – явление историческое. Например, в древности у некоторых народов человеку, принесшему дурную весть, отрубали голову: поступить по-другому было неприлично. В Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде от знания этикета, выполнения его правил нередко зависела не только карьера, но и жизнь человека. Этикет подчинен сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. Нарушение этикета могло привести к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Общение «обслуживает» разные сферы жизни.  Соответственно формировались наряду с общими и специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Помимо повседневного этикета возник еще и деловой, служебный этикет. Правила делового этикета могут закрепляться в виде делового или дипломатического протокола, существовать как общепринятые нормы социального поведения, этикетных требований. В любом случае они являются результатом длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.  И главное из таких правил – уважение к личности делового партнера. Служебный этикет включает в себя две группы правил: регулирующие отношения между членами коллектива «по горизонтали» и правила взаимоотношений между руководителем и подчиненным. Деловой этикет предъявляет довольно жесткие требования к отбору деловыми партнерами средств общения, а также особенностям используемого  языка, манере речи и другим характеристикам.

В конкретном коллективе могут складываться свои эталоны поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, которые определяют корпоративную культуру и фирменный стиль данной организации. Соответственно формируется этикет данной  конкретной группы или общности. Так, практически во всех странах психологи, объединяясь в общественные организации по профессиональному признаку, разрабатывают свои этические кодексы. Например, в Германии, независимо от возможных юридических действий, нарушения  Профессионального кодекса этики для психологов рассматриваются судом чести Германской ассоциации профессиональных психологов. Человеку, приходящему в новый коллектив, следует быть внимательным к нормам и традициям, сложившимся в данной общности и конкретной организации.

Можно также говорить об особом этикете телефонного разговора, делового письма, электронного или факсового общения и т.д. Этикет представляет собой целый каталог форм поведения и конкретных фраз на все случаи жизни. При многих затруднениях в общении можно рассчитывать на помощь этикета. 

Ритуалы и обычаи. В обыденном сознании «ритуал» чаще всего имеет религиозную или магическую окраску. Но это не обязательно. Социальный ритуалисторически сложившаяся форма поведения людей. Ее отличают следующие черты: упорядоченность действий, их стандартизированный набор и символический  (выражающий в стилизованной форме определенные ценности или проблемы) характер; повторяемость, при этом слова и действия от ритуала к ритуалу практически не изменяются; содержание ритуала часто не поддается рациональному объяснению и не приводит к какому-то видимому полезному результату.

Социальные ритуалы выполняют ряд функций: коммуникативную, мировоззренческую, социализации, укрепления сплоченности группы, социального контроля, преодоления человеком тревожности и повышения уверенности в себе в трудных и кризисных ситуациях. Участие в ритуале дает человеку чувство принадлежности к группе: социальной, половозрастной, этнической, профессиональной.

Ритуал как форма поведения отличается от обычая, обряда, церемониала, также представляющих собой  традиционные устойчивые формы поведения. Церемония – более детализированная последовательность действий, которая может включать в себя несколько ритуалов. Ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные. Церемония всегда носит коллективный характер. Например, известные чайные церемонии (китайская, японская, английская, русская) включают в себя ряд разнообразных ритуалов. Так, японская чайная церемония включает до сотни различных правил, даже путь к чайному домику представляет собой особый ритуал. Отличительными чертами обряда выступают его массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением ребенка, свадьбой, вступлением в другую социальную или возрастную группу, смертью.

Фотография: ритуал  памяти у вечного огня.

Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале. Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Многие обычаи остаются неизменными на протяжении веков и таким образом обеспечивают культурную и социальную стабильность общества. Это реализация традиции в повседневной жизни. Обычаи обязательно соответствуют образу жизни общества и в разных культурах приобретает  различные содержание и смысл. Примером может быть обычай заключения брака, который у разных народов имеет разные формы. Славянская девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной мужу и не иметь право самой принимать решение. В других культурах продажа невесты считается нормой. У многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключали договор о браке еще совсем маленьких детей.

Светское общение в значительной степени ритуалистично, включает в себя ряд формальных процедур. Недаром в средневековье при королевских дворах Парижа, Лондона и других появились специальные люди – церемониймейстеры, которые должны были знать и разбираться во всех тонкостях придворных ритуалов.

В Беларуси сохранились отголоски  множества древних, восходящих к языческим временам, ритуалов и обрядов: «Масленіца», «Купалле», «Дажынкі», «Коляды» и другие.

Белорусские национальные традиции общения. Самобытность белорусского народа – результат многовекового развития. После каждого из многочисленных нашествий завоевателей белорусы начинали строить жизнь почти заново – поднимая свою землю из разрухи, возрождали свой народ из пепла. По этой причине упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов. По мнению этнопсихологов ( Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько и др.) белорусам также присущи надежность, трудолюбие, скромность, совестливость, уважение к старшим и сослуживцам, верность в дружбе. Также отмечают, что в многонациональных коллективах  белорусы, как правило, не проявляют склонность к образованию земляческих и национальных микрогрупп, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет значения. Конфликтные ситуации в таких коллективах с участием белорусов возникают довольно редко, так как они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на подтрунивание. Белорусы горды. Их гордость проявляется в отношении к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной гордости не позволяет им пройти мимо несправедливости, унижения другого человека

Многовековая общинность наложила отпечаток на характер взаимоотношений  между людьми. В Беларуси редко увидишь шумные сцены на людях. Высока взаимопомощь между людьми, с древних времен сохранены обычаи «талакі» и «сябрыны». Даже в деловой этикет вошли традиции доверия. Множество решений принимается на совете. Праздники чаще всего проводятся всей семьей или всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет – белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля.

Основные правила межкультурного общения

К. Ситарам, Р. Когделл

1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не устанавливает мировых стандартов.

2. Относиться к культуре другого народа  с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной.

3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе  собственных ценностей.

4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.

5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

6. Общаясь с представителями другой религии, пытаясь понимать и уважать  эту религию.

7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.

8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.

9. Не демонстрировать отвращения  к непривычным запахам, если  те могут восприниматься как приятные людьми других культур.

10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.

11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего.

12. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы  имели монополию на все аспекты.

13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов.

14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой.

Выводы:1. «Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам» - главное этическое правило человеческого общения. 2. Этикет – это совокупность правил, посредством которых общество регулирует поведение человека. 3. Этикет – система условных знаков, выражающих отношение людей друг к другу. 4. Этикет – явление конкретно-историческое. 5. Помимо  повседневного этикета как совокупности общих правил поведения, можно выделить этикет, определяющий требования к поведению и общению в конкретных сферах взаимоотношений людей и даже конкретных группах. 6. Своеобразными способами социального регулирования поведения людей являются ритуалы, обычаи и обряды. 7. Ритуалы, церемониалы, обычаи и обряды – традиционные устойчивые формы поведения.8. Национальные особенности общения белорусского народа отражают его самобытность и являются результатом многовекового развития. 8. Следует понимать культурную основу особенностей поведения и общения представителей других народов и с уважением относится к этим особенностям.

1. Какова главная этическая ценность, определяющая этикет в сфере межличностного общения?

2. Какова история возникновения этикета? В чем выражается конкретно-исторический характер этикета?

3. Ознакомившись  со следующим отрывком из книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», покажите на примерах условный и конкретно-исторический характер этикетных знаков.

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник! Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь,  костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.  В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.

В Европе цвет  траура – черный, В Китае – белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В  гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским – ширма не позволяла войти прямо, это связано  с представлением о том, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям,  черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую  перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается  картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин  доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме  китайца, хозяин ему дарит этот предмет – того требует  вежливость. Мать меня учила, что в гостях  ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит  ломать голову над тем или иным обычаем: если есть  чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

4.         Какие стороны взаимоотношений между людьми регулирует деловой, служебный этикет?

5.         Что такое  «корпоративная культура», «фирменный стиль»?

6.          Каковы особенности и функции ритуалов?

7.         В чем сходство и различия ритуалов, церемониала, обычая и обряда?

8.         Какие ритуалы, обряды и обычаи белорусского народа вам известны?

9.          Каковы особенности национального характера и  межличностного поведения белорусов?

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.