Олимпиада по психологии для студентов
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Внутривузовскии тур
Олимпиада по психологии

Группа А

Задание 1. Вопрос по общей психологии

Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый «У» - самый темный.
Назовите феномен, о котором идет речь в примере.
Опишите его сущность. Приведите свой пример, характеризующий, тот же феномен.
ОТВЕТ: 1) Описано свойство (закономерность) перцептивных процессов (ощущения и восприятия) - синестезия.
2) Это явление, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду с характерными для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. В данном примере описано известная форма синестезии - «цветной слух»
3) Назван свой пример того же свойства.

Критерии оценки:
• Правильный ответ на 1 вопрос - 1 балл
• Ответ на второй вопрос 1 -2 балла (если названа форма синестезии)
• Приведен правильный пример - 1 балл.
Итого: max 5 баллов

Задание 2. Вопрос по социальной психологии

Известно, что политические структуры личности развиваются в онтогенезе неравномерно. Так, в возрасте 11-12 лет происходит быстрое развитие политических представлений. Напротив, в 16-18 лет прогресс идет гораздо скромнее. При этом из возрастной психологии известно, что мышление 11-летних конкретно, персонализованно. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенному, формальнологическому мышлению.
Чем можно объяснить такой факт, что в начальной школе и впервые годы средней школы дети более «правильно» политизированы, чем 16-18 летние школьники? Кто из психологов анализировал эту проблему?
ОТВЕТ: Согласно теории генезиса политического сознания Дж. Адельсона, развитие политических взглядов в процессе политической социализации происходит неравномерно. В период отрочества, когда мышление конкретно и персонифицировано, легче воспринимается личность конкретного политика, подчинение которому не обсуждается и авторитет которого является непререкаемым. Когда говорят о законе — видят перед собой полицейского, преступника, суд. Упомянут о правительстве — представляют себе президента, министра или мэра. Для детей этого возраста естественно подчинение закону, правительству, судебным органам, которые ребенок не может представить, как неправильные или бесчестные. Чем старше становятся дети, тем более критичны они по отношению к власти, уже осознаваемыми становятся такие политические мотивы, как конкуренция интересов, корысть, привилегии и т.п. Однако у юношей гораздо шире распространено стремление к реальной взрослой перспективе, чем к юношеским идеалам. «Идеализм» встречается гораздо реже, чем осмотрительность, осторожность, скептицизм и трезвость.
Критерии оценки:
• Упоминание теории генезиса политического сознания Дж. Адельсона - 1балл;
• Изложение сути этой теории - 2 балла.;
• Употребление ключевых понятий «политическая социализация», «политические представления» - за каждое понятие 1 балл.
Итого: max5 баллов.

Задание 3. Вопрос по возрастной психологии

Л.С. Выготский в своем исследовании предлагал ребенку отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются только оттенком серых прямоугольников, наклеенных на крышке, - один из них светлосерый, а другой темносерый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником. Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттенках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадывает и выигрывает, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабатывается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделяется ребенком.
После серии неудач взрослый производит решающее действие: он кладет на глазах у ребенка орех в чашку, закрывает ее крышкой и пальцем указывает на темносерый прямоугольник. Игра продолжается. Уже при следующей попытке ребенок выбирает чашку правильно и говорит: «Орешек там, где темное пятно». С этого момента он уже не делает ошибок и постоянно выигрывает.
1. Объясните психологический смысл действий экспериментатора (Л.С. Выготского)?
2. Какими понятиями можно обозначить описанную в эксперименте закономерность, опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского?
3. Как можно использовать закономерность, о которой идет речь, в воспитании детей? (Приведите пример)
ОТВЕТ:
Взрослый с помощью указательного жеста направил внимание ребенка на научный признак и таким образом организовал внимание ребенка. Затем ребенок сам стал направлять свое внимание на этот темно-серый прямоугольник (признак). Указательный жест взрослого трансформировался в собственный приказ ребенка к самому себе: «Смотри на пятнышко и выбирай то, которое темнее».
Произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.
Описанный эксперимент - простая и прозрачная модель того, что постоянно происходит в воспитании ребенка. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и пр. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

Критерии оценки:
• Правильное объяснение эксперимента (формирование знака, присвоенного ребенком) - 2 балла;
• Правильно названое понятие процесса (интериоризация) - 2 балла;
• Правильный пример - 1 балл.

Задание 4. Педагогическая психология

1) Установите правильное соответствие между подходом к проблеме соотношения обучения и развития и его авторами.
2) Проанализируйте роль обучения в психическом развитии ребенка в каждом из приведенных определений.
3) Какую авторскую позицию вы разделяете? Приведите несколько аргументов из известных психолого-педагогических теорий, систем обучения и современной практики образования в защиту своей позиции.


п/п

Подходы к проблеме соотношения обучения и развития

Авторы

1.

Обучение и есть развитие

Л.С. Выготский

2.

Обучение - это только внешнее условие созревания, развития

У. Джеймс,                 Д. Уотсон,
Э. Торндайк

3.

Развитие не зависит от обучения

В. Штерн, А. Геззел, З. Фрейд

4.

Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования

Ж. Пиаже

ОТВЕТ
1

) Установление соответствия


п/п

Подходы к проблеме соотношения обучения и развития

Авторы

1.

Обучение и есть развитие

У. Джеймс,                 Д. Уотсон,
Э. Торндайк

2.

Обучение - это только внешнее условие созревания, развития

В. Штерн, А. Геззел, З. Фрейд

3.

Развитие не зависит от обучения

Ж. Пиаже

4.

Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования

Л.С. Выготский

2) Анализ роли обучения в развитии ребенка с позиции различных подходов
• Обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Уотсон). Предполагалось, что любое обучение является развивающим. Каждый шаг обучения считался и шагом развития.
• Обучение - это только внешнее условие созревания, развития. (В. Штерн, А. Геззел, З. Фрейд). Развитие создает возможности - обучение их реализует. Согласно данной позиции детей можно и нужно учить лишь тому, к чему у них созрели определенные способности.
• Развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже). Развитие ребенка есть следствие внутреннего спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. Соответственно развивающего обучения быть не может.
• Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский). Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Обучение забегает вперед развитию, стимулирует его, ведет за собой.
3) Например, согласие с 4 подходом Л.С. Выготского. Приводится теория о двух уровнях психического развития ребенка (уровне актуального развития и зоне ближайшего развития). Приводятся примеры развития идеи Л.С. Выготского у современных отечественных авторов - показатели развития ученика в процессе обучения. В системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова - теоретическое мышление; теория проблемного обучения - творческое мышление, познавательная активность учеников, познавательная мотивация. В современной практике образования обучение направлено на развитие компетенций учащихся.

Критерии оценки:
• за правильный ответ на 1 вопрос - 2 балла;
• за правильный ответ на 2 вопрос - 1 балл;
• за правильный ответ на 3 вопрос - 2 балла.
Итого максимальная оценка - 5 баллов.

ВНУТРИВУЗОВСКИЙ ТУР
ОЛИМПИАДА ПО ПСИХОЛОГИИ

Группа Б

Задание 1. Вопрос по общей психологии

Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не слышал звонка по окончании урока.
1) Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?
2) Какая теория объясняет действие данного механизма? Назовите автора. ОТВЕТ:
Теория А.А. Ухтомского о доминантном очаге возбуждения как механизме внимания («учение о доминанте»): господствующий очаг возбуждения (доминанта), вызванный сильной концентрацией внимания, направленной на объяснение теоремы, тормозит работу других нервных центров в коре головного мозга, в частности тех, которые связаны с восприятием сигнала звонка с урока. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счёт чего возбуждение ещё больше усиливается.
Критерии оценки:
• Правильно назван механизм (доминанта) - 1 балл;
• Названы автор и свойства доминанты - 2 балла;
• Дано объяснение механизма - 2 балла.

Задание 2. Вопрос по возрастной психологии

Чтобы проследить, как складывается интеллект в онтогенезе, Ж. Пиаже предлагал детям задания научного характера, которые получили названия «задачи Пиаже». В одной из таких задач детям предлагалась задача со стаканами воды. Сначала они сравнивали количество воды в двух стаканах и устанавливали, что оно одинаково. Затем взрослый переливал воду из одного стакана в сосуд более широкий и низкий. Экспериментатор обращает внимание ребенка на эти преобразования: «Посмотри, что я делаю». После переливания повторяют вопрос: «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?» Ребенок обычно отвечает, что жидкости стало меньше.
1) Дайте определение указанному феномену по терминологии Ж. Пиаже?
2) Охарактеризуйте сущность этого феномена?
3) Укажите возраст, в котором он проявляется.
ОТВЕТ:
Ошибка ребенка объясняется тем, что ребенок судит о количестве воды по высоте столба воды в сосуде. Дети не могут представить себе количество воды отдельно от ее уровня. Пиаже утверждал, что дети младше 7 лет не способны к построению логического рассуждения. У дошкольника отсутствует понимание сохранения свойств предмета при его перцептивном преобразовании. Он «центрирован» на настоящем моменте и не в состоянии одновременно думать о том, как предметы выглядели раньше; не видит, что произведенное действие в принципе обратимо (вода опять может быть перелита в одинаковые стаканы); сфокусировавшись на одном аспекте (различии в высоте уровней жидкости), не может принять во внимание сразу два параметра (высоту и ширину стакана).
Опровергнуть утверждение Ж. Пиаже можно при обучении детей научным знаниям,
применяя эталон, мерку, модель, ориентировочную основу действия.
Критерии оценки:
• Правильно назван феномен - эгоцентрическое мышление - 1 балл;
• Дано определение и характеристика сущности феномена - 2 балла;
• Определены возрастные границы (до 6-7 лет) и дано объяснение - 2 балла.

Задание 3. Вопрос по социальной психологии

В 1909 году Ч. Кули обосновал понятие первичной и вторичной группы. Первичная группа - это группа, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. К ней он относит, прежде всего, семью, близких друзей.
1) Какую группу Ч. Кули называет вторичной?
2) Какую социальную функцию она выполняет?
3) Почему настоящее время называют временем вторичных групп?
ОТВЕТ:
1) Вторичная группа — это группа, которая организована для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами.
2) Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная — на цель. Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные задачи для реализации цели группы.
3) Приоритет деловых целей.

Критерии оценки:
• За правильный ответ на первый вопрос - 1 балл;
• За правильный ответ на второй вопрос - 2 балла;
• За правильный ответ на 3 вопрос - 2 балла.
Итого - 5 баллов.

Задание 4. Вопрос по педагогической психологии

1) Определите вид учебного мотива исходя из следующих характеристик поведения учащихся в каждом примере?
2) Сформулируйте критерий, по которому можно классифицировать приведенные учебные мотивы?
3) Распределите номера приведенных мотивов на группы в соответствии с выделенным вами критерием?
4) Какие учебные мотивы, на ваш взгляд, необходимо развивать учителям и родителям у современных школьников и почему?
критерием отношения мотива к процессу и содержанию учебной деятельности.
3) Внешние мотивы: 2, 4, 5, 6, 8. Внутренние мотивы: 1, 3, 7.
4) Внутренние мотивы, т.к. они способствуют развитию личности, познавательных способностей, творческой активности и успешному дальнейшему самоопределению школьников.


п/п

Характеристика поведения ученика

Вид         учебного
мотива

1.

Школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому предмету

 

2.

Во время выполнения контрольной работы и после нее обязательно сверяет свой результат с результатами одноклассников

 

3.

Проявляет интерес к анализу собственных ошибок

 

4.

Решает трудную задачу, чтобы показать, что он не хуже других

 

5.

Учится потому, что заставляют взрослые

 

6.

Учится ради одобрения родителей

 

7.

Справившись с задачей, ищет другой способ ее решения

 

8.

Испытывает         удовольствие         от       оказания                            помощи
одноклассникам в выполнении учебного задания

 

ОТВ]

ЕТЫ:
1) Определение вида мотива

 


п/п

Характеристика поведения ученика

Вид              учебного
мотива

1.

Школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому предмету

Познавательный
мотив

2.

Во время выполнения контрольной работы и после нее обязательно сверяет свой результат с результатами одноклассников

Мотив        получения
высокой отметки

3.

Проявляет интерес к анализу собственных ошибок

Мотив саморазвития

4.

Решает трудную задачу, чтобы показать, что он не хуже других

Мотив             статуса,
престижа

5.

Учится потому, что заставляют взрослые

Мотив         избегания
наказания

6.

Учится ради одобрения родителей

Мотив        получения
похвалы, одобрения

7.

Справившись с задачей, ищет другой способ ее решения

Познавательный
мотив

8.

Испытывает удовольствие                от       оказания                                                         помощи
одноклассникам в выполнении учебного задания

Мотив общения

Критерии оценки:
• за правильный ответ на 1 вопрос - 2 балла;
• за правильный ответ на 2 вопрос - 1 балл;
• за правильный ответ на 3 вопрос - 1 балл;
• за правильный ответ на 4 вопрос - 1 балл.
Итого максимальная оценка - 5 баллов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.