На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Теоретические аспекты организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Теоретические аспекты организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Теоретические аспекты организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Проблема исследования индивидуального стиля относится к числу наиболее важных в психологии профессиональной деятельности
Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога
Все страницы

Категориальный аппарат педагогики и психологии профессиональной деятельности

Понятие профессия является ключевым в психологопедагогической литературе, и существует множество его определений. Приведем близкую нам трактовку данного понятия, данную доктором психологических наук А.К. Марковой: профессия - это «исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества» [34].


Развитию и становлению данной профессии в отечественной психологии посвящены работы М.Р. Битяновой, А.А. Бодалева, В.Л. Бозаджиева, И.В. Вачкова, Л.А. Григоровича, И.Б. Гриншпуна, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Н.у. Заиченко, Н.А. Зиминой, В.Н. Карандашева, Е.А. Климова, Р.В. Овчаровой, Н.С. Пряжникова и др.
Подробную информацию о вкладе каждого ученого в изучение проблемы профессиональной подготовки педагога-психолога можно найти в списке литературы, представленном в Приложении 3.
Согласно распространенной в отечественной психологии классификации профессий доктора психологиче- 
ских наук Е.А. Климова, профессия «педагог-психолог» по объекту труда относится к типу «человек-человек».
В настоящее время педагогов-психологов, как отмечает И.В. Дубровина, называют практическими психологами, психологами-практиками системы образования [39, с. 15].
В литературе отмечается, что сначала появилась профессия психолога. Появление этой профессии было обусловлено научными исследованиями, проводимыми лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии образования (РАО) в период с 1981 по 1989 годы под руководством И.В. Дубровиной. Результат этих исследований - разработка содержания деятельности психологической службы, а в 1989 году - введение должности «психолог» в сфере образования [25].
Должность «педагог-психолог» появилась в 1993 году. Ее возникновение обусловлено необходимостью соотнесения обязанностей должности психолога в соответствии с наименованиями, предусмотренными тарифноквалификационными характеристиками. В связи с этим на основании приказа Минобразования России от 25.01.1993 № 21 психологов (практических психологов) в сфере образования стали относить к категории педагогических работников и переименовали в педагогов-психологов.
Отметим, что в учебном пособии рассматривается организация профессиональной деятельности психолога в сфере образования (педагога-психолога), направления работы которого отличаются от содержания профессиональной деятельности, например, психолога в социальной сфере или психолога, работающего на предприятии. Эти различия в первую очередь проявляются в реализации ими конкретного вида профессиональной деятельности. В соответствии с профессиональным стандартом психолога в сфере образования основным видом его профессиональной деятельности является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Согласно профессиональному стандарту психолога в социальной сфере основной вид его профессиональной деятельности - это предоставление психологических услуг в социальной сфере. Более подробно квалификационные характеристики профессии «педагог-психолог» и трудовые функции данной профессии представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [28], а также в профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога в сфере образования) [40].
Одними из важных понятий учебной дисциплины являются понятия деятельность и профессиональная деятельность.
Деятельность - это особая целостная система, включающая различные компоненты: мотивы, цели, задачи, действия, результат (А.Н. Леонтьев).
Профессиональная деятельность - социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд (Н.С. Пряжников).
Теоретической основой исследования профессиональной деятельности педагога-психолога являются работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Э.Ф. Зеера, Е.П. Ильина,
В.А. Кан-Калика, Е.А. Климова, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, Р.В. Овчаровой, Н.С. Пряжникова, В.А. Сла-стенина, В.Б. Успенского, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шияно- ва и др. Поскольку в рамках данного учебного пособия невозможно раскрыть все теоретические аспекты проблемы исследования профессиональной деятельности педагога- психолога, поэтому в Приложении 3 представлен список литературы для самостоятельного изучения этого вопроса.
Профессиональная деятельность психолого-педагогического направления является интегративной, поскольку включает характеристики как педагогической, так и психологической деятельности.
Педагогическая деятельность педагога-психолога направлена на осуществление процессов обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности, обеспечение условий для становления и развития игровой и учебной деятельности, оказание помощи для повышения эффективности образовательной деятельности, обеспечение оптимальных условий адаптации обучающихся к образовательной деятельности на каждом возрастном этапе, обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе. Такая деятельность ориентирует педагогов-психологов на применение различных педагогических технологий для решения задач обучения и воспитания. Она направлена на передачу педагогических знаний и осуществление контроля за реализацией образовательных программ.
Психологическая деятельность характеризуется направленностью на взаимодействие с субъектами образовательного процесса, в ходе которой осуществляется развитие их психических свойств, познавательных процессов и мотивов деятельности. Эта деятельность предполагает передачу психологических знаний и предупреждение возможных осложнений и трудностей в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень образования.
Таким образом, профессиональная деятельность пе- дагога-психолога предполагает решение педагогических и психологических задач обучения, воспитания и развития личности. Педагог-психолог, работая в образовательной организации дошкольного, общеобразовательного или высшего образования, организует свою профессиональную деятельность в соответствии с задачами, которые ставятся вышестоящими структурными подразделениями перед психологической службой образования.
Психологическая служба - это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных организаций всех типов, образовательные организации для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС- центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие организации, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В настоящее время психологическая служба образования активно развивается. Теоретической основой ее развития являются исследования А.Г. Асмолова, М.Р. Битяно- вой, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной,
С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Б.М. Теплова, Д.Б. Элько- нина и др. Более подробно ознакомиться с вкладом каждого ученого в развитие основных направлений психологической службы можно с помощью списка литературы, который представлен в Приложении 3.
Основная цель психологической службы образования, как отмечает И.В. Дубровина, это создание условий для психологического и психического здоровья обучающихся [39, с. 43].
Здоровье - междисциплинарное понятие, поскольку является предметом изучения не только представителей сферы образования, но и здравоохранения, культуры и социальной сферы. Для работников сферы образования, в частности педагогов и психологов, наибольший интерес представляет психологическое здоровье обучающихся.
Психологическое здоровье является динамическим состоянием «внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [37, с. 35].
По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье составляет «духовное развитие ребенка, его душевный комфорт» [39, с. 42].
Е.Г. Кузьмина отмечает, что психологическое здоровье обучающихся является показателем эффективности деятельности педагога-психолога [31]. Развивая личность в целом (умственно, физически, интеллектуально), педагог- психолог тем самым заботится о психологическом здоровье обучающегося. Составляющими психологического здоровья являются внутренний мир обучающегося, его чувства и переживания, увлечения и интересы, способности и знания, его отношение к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям.
Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной, обусловливает психическое здоровье, представляющее собой «полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза» [39].
Термин психическое здоровье был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году [25, с. 28]. Отметим, что различные научно-теоретические подходы к определению данного понятия подробно рассматриваются И.В. Дубровиной. Ссылаясь на результаты исследования этого автора, дадим определение указанному понятию.
Психическое здоровье - это «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [39]. По мнению И.В. Дубровиной, психическое здоровье характеризуется «высоким уровнем личностного развития», пониманием других и самопознанием, личностной саморегуляцией (умением управлять своим поведением и эмоциональным состоянием), ответственностью за свое развитие [45]. Нарушению психического здоровья, как считает психолог, способствуют соматические заболевания или дефекты физического развития, неблагоприятные факторы и стрессы, воздействующие на психику обучающегося и связанные с социальными условиями.
Критериями психического здоровья, по мнению Е.И. Изотовой, являются следующие: переживание ребенком эмоционального комфорта и благополучия, положительное отношение к действительности и адекватная самооценка [25].
Ученые считают, что понятие «психическое здоровье» синонимично понятию психическое развитие, которое характеризуется развитием психических процессов и имеет медицинскую, социально-психологическую и философскую природу [25; 39].
Психическое развитие - это развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, чувств, эмоций, воли) и психических свойств личности (направленности, качеств, характера, темперамента, способностей) под влиянием процессов обучения и воспитания, проходящее определенные стадии, соответствующие определенному возрастному периоду.
С учетом сказанного отметим, что профессиональная деятельность педагога-психолога должна быть направлена на создание благоприятных условий для психического и психологического здоровья обучающихся. Это, в свою очередь, предполагает реализацию целей, ука-
занных в профессиональном стандарте педагога- психолога:
- «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» [40].
В соответствии с указанными целями профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на решение следующих профессиональных задач:
- учитывать индивидуальные особенности, раскрывать индивидуальные возможности и способности каждого обучающегося;
- создавать психолого-педагогические условия для благоприятной адаптации обучающихся на этапе поступления в первый класс, при переходе в пятый класс, на этапе выбора профильной направленности в процессе непрерывного образования;
- создавать благоприятный психологический климат для личностного развития и эмоционального состояния каждого обучающегося;
- создавать ситуацию успеха не только в учебной деятельности, но и в наиболее значимой деятельности обучающегося;
- проводить профилактику и выявлять причины различных психологических отклонений и нарушений личностного и социального развития обучающихся;
- оказывать своевременную психологическую и педагогическую поддержку как обучающимся, так и их родителям в решении проблем, связанных с образованием, отклонениями в поведении или развитии;
- организовывать эффективное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса;
- осуществлять диагностическую работу, необходимую для изучения субъектов образовательного процесса;
- выстраивать межличностные отношения и работать в группе с представителями различных культур;
- применять психолого-педагогические знания и знание нормативных правовых актов в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений;
- приобщать участников образовательного процесса к психологической культуре.
Решение этих задач связано с реализацией основных направлений профессиональной деятельности педагога- психолога, подробное описание которых будет представлено в параграфе 1.2.
Итак, профессиональная деятельность педагога- психолога предполагает сопровождение образовательного процесса обучающихся. В связи с этим считаем важным рассмотреть такое понятие, как сопровождение.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [5, с. 20].
По мнению И.В. Дубровиной, особенность сопровождения педагогом-психологом образовательного процесса состоит в том, что он «идет рядом» с обучающимися, наблюдая за ходом их психического развития, учитывая их индивидуальные возможности и интересы, поддерживая лишь в случае возникновения каких-либо проблем и затруднений [39].
Вместе с тем сопровождающая деятельность педаго- га-психолога направлена на: изучение познавательных процессов и развитие личности обучающихся посредством организации диагностической работы, на создание социально-психологических условий для успешного психического развития в процессе обучения и воспитания, проведение консультаций и организацию методической помощи педагогам, на создание условий для конструктивного взаимодействия субъектов образования, психологическое развитие обучающихся с ориентацией на зону их ближайшего развития.
По мнению И.В. Дубровиной, профессиональные задачи сопровождающей деятельности педагога-психолога разнообразны. Качество решения этих задач зависит в значительной степени от уровня профессиональной и личностной культуры психолога, его профессиональной компетентности [39]. В связи с этим рассмотрим такое понятие, как профессиональная компетентность.
Проблема формирования профессиональной компетентности педагога-психолога раскрывается работах М.Б. Аржаник, В.Л. Бозаджиева, Н.В. Гаврилец, Н.А. Зиминой, А.П. Кустовой, А.А. Марголис, М.А. Николаевой, Д.С. Ткач, В.Б. Успенского, Е.М. Фещенко, Л.Э. Филатовой, Т.Л. Худяковой и др. [цит. по: 3].
В настоящее время отмечается неоднозначность подходов к определению понятия профессиональная компетентность педагога-психолога. Это выражается в его многочисленных трактовках через такие понятия, как: готовность, способность, совокупность психических процессов и свойств личности будущего специалиста.
Так, по мнению Т.В. Заморской, профессиональная компетентность педагога-психолога представляет собой сложное психологическое образование, которое выступает основой успешной профессиональной деятельности, включающей знания, умения и навыки, профессионально важные качества [цит. по: 3].
Профессиональную компетентность психолога Д.С. Ткач рассматривает как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности», включающей профессионально значимые качества личности [там же].
Профессиональная компетентность педагога- психолога, по мнению Е.М. Фещенко, - это «сложная система взаимосвязанных психических процессов и свойств личности специалиста, обусловленная профессиональными базовыми знаниями и умениями, способностями, проявляющаяся в самостоятельном и качественном выполнении задач профессиональной деятельности» [там же].
М.Б. Аржаник под профессиональной компетентностью будущих психологов понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, отношений и качеств личности, необходимых для качественной профессиональной деятельности» [там же].
Другие определения понятия профессиональная компетентность педагога-психолога можно найти в библиографическом списке [3; 11].
Наряду с вышесказанным отметим также неоднозначность подходов ученых к структуре профессиональной компетентности. Так, рассматривая профессиональную компетентность психолога, В.И. Стенькова в качестве основных ее содержательных элементов предлагает специальную (владение методиками и техниками), персональную (способность к самореализации, постоянному профессиональному росту), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (умение регулировать свою профессиональную деятельность, адекватное представление о своих профессиональных характеристиках) компетенции [цит. по: 3].
А.П. Кустова, изучая профессиональную компетентность психолога, в ее состав включает коммуникативные, эмоционально-волевые, мотивационные, интеллектуальные качества личности и такие профессиональные компетенции, как адаптивность, межличностное понимание, стрессоустойчивость [там же].


Л.Э. Филатова определяет следующие компоненты профессиональной компетентности практического психолога:
1) мотивационно-ценностный (качества личности, значимые для профессиональной деятельности психолога: эмпатийность, рефлексивность, толерантность, интернальность);
2) операциональный (умение устанавливать и поддерживать контакт, умение осуществлять управление своими невербальными проявлениями, умение слушать и др.) [там же].


Наряду с указанными элементами профессиональной компетентности педагога-психолога учеными отмечаются такие, как направленность, ценностные ориентации, мотивы, потребности, культура общения, способности, отношения и др. Как отмечает В.Б. Успенский, профессиональная компетентность педагога- психолога проявляется в умении организовывать диагностическую, консультативную и другие виды работы в соответствии с уровнем его квалификации и умении отказаться от выполнения тех видов работ, в которых он «не чувствует себя полностью компетентным» [51, с. 86].
Итак, несмотря на разнообразие подходов ученых к изучению профессиональной компетентности педагога- психолога, можно отметить единство их мнений, которое выражается в определении инвариантных элементов профессиональной компетентности. К ним относятся знания, умения, навыки и качества личности.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога-психолога представляет собой совокупность знаний, умений, способов практической деятельности и профессионально важных качеств личности, определяющих готовность педагога-психолога к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
С учетом сказанного отметим, что наряду с рассмотренными выше понятиями учебной дисциплины «Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления» не менее важным является понятие профессионально важные качества.
Исследованию профессионально важных качеств практического психолога посвящены научные труды М.Р. Битяновой, А.А. Бодалева, В.Л. Бозаджиева, И.В. Вачкова, Н.В. Гаврилец, Л.А. Григорович, А.А. Деркача, В.И. Долговой, И.В. Дубровиной, Е.И. Изотовой, В.Н. Ка- рандашев, Е.А. Климова, Е.В. Мельник, Р.В. Овчаровой, Л.А. Плужниковой, Н.С. Пряжникова, В.Б. Успенского, А.П. Чернявской, В.К. Шаяхметовой и др. Для более подробного ознакомления с научными исследованиями этих авторов рекомендуем обратиться к списку литературы, представленному в Приложении 3.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова качество определяется как «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других».
В психолого-педагогической литературе отмечается разнообразие подходов ученых к определению понятия профессионально важных качеств педагога-психолога. Различия в содержании этого понятия обусловлены спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов к реализации соответствующих видов профессиональной деятельности.
Различные подходы к определению указанного понятия можно найти в психолого-педагогической литературе [3; 11; 34; 41]. В данном учебном пособии при определении профессионально важных качеств будем придерживаться определения Н.С. Пряжникова, который под профессиональными важными качествами понимает качества, «необходимые для успешного выполнения данной трудовой деятельности» [цит. по: 3].
В психолого-педагогической литературе отмечается также разнообразие подходов к составу профессионально важных качеств педагога-психолога.


Доктор психологических наук В.И. Долгова профессионально важные качества педагога-психолога классифицирует по шести блокам:
1) эмоциональный: эмпатия, эмоциональная устойчивость, способность адаптироваться к новым условиям, самостоятельность решений и действий;
2) коммуникативный: коммуникативность, лидерство, этика поведения, общая культура, внешняя культура;
3) когнитивный: знание микротехник психопрофилактики, умения и навыки профилактической работы, способность к накоплению и обновлению опыта, способность к творческому применению опыта, культура мышления и речи;
4) мотивационный: гуманность, авторитетность, работоспособность;
5) практический: направленность, организованность и собранность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, инициативность;
6) рефлексивный: способность к саморегуляции, способность к самооценке, справедливость и честность [18].


Р.В. Овчарова к профессионально важным качествам педагога-психолога относит умственные способности, проницательность, рассудительность, любезность, тактичность, добросовестность, доброжелательность, внимательность, наблюдательность, терпеливость, настойчивость, оптимизм, самообладание, умение быть сильным, энергичным, смелым, эмпатийным, эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойным [35].
В профессиограмме психолога, разработанной Е.С. Романовой, к профессионально важным качествам педагога-психолога относятся следующие: ответствен
ность, терпимость, интерес и уважение к другому человеку, стремление к самопознанию, саморазвитие, разносторонность, любознательность и обучаемость, воспитанность, склонность к сопереживанию, инициативность, целеустремленность, настойчивость, интуиция, умение прогнозировать события, находчивость, умение хранить тайну, творческое начало, эрудированность [47].
Важными качествами практического психолога В.Н. Карандашев считает доброжелательность, ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность, умение слушать и понять другого человека, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию [цит. по: 2].
По мнению Л.А. Григорович, согласно требованиям, предъявляемым к профессиям «человек-человек», профессионально важными качествами педагога-психолога являются: умение устанавливать контакты с людьми, чуткость и внимательность, развитая речь, уравновешенность, умение влиять на других людей, коммуникабельность, доброжелательность, саморегуляция, эмоциональная устойчивость, адаптивность, произвольность поведения, эмпатичность, отзывчивость, собранность, пунктуальность [15, с. 38].
И.В. Вачков определяет такие качества, необходимые в работе практическому психологу, как желание помочь, открытость, гибкость, терпимость, эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта, энтузиазм, оптимизм, вера в способности обучающихся, уравновешенность, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, высокий уровень развития интеллекта [11].
Е.И. Изотова в состав профессионально важных качеств включает: способность к совместной деятельности, имеющей отношение к образованию детей; коммуникативность, стрессоустойчивость, гибкость в процессе общения, высокую регуляцию поведения, способность к самоконтролю, выраженную образную речь, толерантность, психическое здоровье, физическую и личностную привлекательность, эмпатийность, эмоциональную чувствительность, способность к сопереживанию, сочувствию, личностную активность, личностно-эмоциональную стабильность, адекватную личностную самооценку и способность к рефлексии [25].
М.Р. Битянова профессионально готовым специалистом считает педагога-психолога, обладающего следующими профессионально важными качествами: развитая мотивация помощи, высокая профессиональная и личностная самооценка, организованность, наблюдательность, эмпатия и др. [5, с. 292].
В результате изучения профессионально важных качеств кандидат психологических наук В.К. Шаяхметова определяет следующий состав инвариантных профессиональных качеств педагога-психолога: эмпатия, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, коммуникативность, лидерство, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, общая культура, стремление к профессиональному росту, работоспособность, оптимистичность, гуманность, организованность, ответственность, инициативность, направленность, способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность, способность к творческому применению профессионального опыта, знаний, умений и навыков в основных направлениях деятельности педагога-психолога [19].
К числу профессионально важных качеств личности практического психолога А.Ю. Качимская относит следующие: умение аналитически мыслить, внимательность, тактичность, уравновешенность, принципиальность, самокритичность, наблюдательность, развитую память, творческое воображение, лаконичность, ответственность, коммуникабельность [27].
Итак, сопоставляя различный состав профессионально важных качеств педагога-психолога, отметим, что при отнесении того или иного качества к личности педа- гога-психолога учеными учитывается не только его важность в работе педагога-психолога, но и степень его проявления.
Следует сказать, что такие качества личности, как: гуманизм, ответственность, справедливость, готовность понять и прийти на помощь, социальная адаптирован- ность - являются профессионально важными качествами и для представителей других профессий. Однако их развитие является особо важным именно у педагога-психолога в осуществлении профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Для организации деятельности психологопедагогического направления необходимо также развитие таких качеств, как способность понять и принять другого человека, способность к сопереживанию (эмпатия) и анализу, наблюдательность, общительность, любознательность, творчество, умение управлять собой, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость.
Именно эти качества, по мнению ученых, определяют продуктивность и успешность профессиональной деятельности педагога-психолога.
Сформированность профессионально важных качеств у педагога-психолога способствует достижению им уровня профессионализма и становлению его личности как профессионала.
Под профессионализмом А.К. Маркова понимает «совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда» [34].
По мнению В.Б. Успенского, профессионализм педа- гога-психолога заключается не в овладении всеми видами деятельности на разных уровнях их реализации, а в выполнении в полном объеме тех видов работ, в которых он не компетентен и недостаточно хорошо осведомлен после получения соответствующей профессиональной подготовки [51, с. 86].


К общим признакам профессионализма Н.В. Кузьмина относит следующие:
1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объектах и средствах труда;
2) владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;
3) овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществить процесс деятельности и получать искомые результаты [цит. по: 15].


Профессионализм, отмечает Е.А. Климов, представляет собой, оптимальную производительность труда и наличие личностных компонентов, таких, как внутреннее отношение человека к труду и состояние его психических качеств [29].


По мнению Е.И. Изотовой, достижение профессионализма определяется профессиональной пригодностью и характеризуется:
1) профессиональной подготовкой (базовое психологическое образование и профессиональный опыт);
2) профессиональным ростом (профессиональная рефлексия и сотрудничество) [25].


Таким образом, под профессионализмом личности ученые понимают качественную характеристику субъекта труда, которая отражает высокий уровень развития их профессионально важных и личностно-деловых качеств. Это один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в котором определяется несколько этапов его становления. Рассмотрим эти этапы.


По мнению Е.А. Климова, профессиональное развитие человека происходит в период от 16-23 лет до пенсионного возраста и включает следующие стадии:
1) стадия оптации (12-17 лет), направленная на подготовку к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года), предполагающая овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста), ориентированная на вхождение в систему межличностных отношений и дальнейшее развитие субъекта профессиональной деятельности [29].
Профессиональное становление А.К. Маркова не соотносит с возрастными границами, но также определяет несколько периодов:
1) допрофессионализм (стадия новичка, на которой осуществление профессиональной деятельности происходит без достижения высоких и творческих результатов);
2) профессионализм (стадия специалиста, на которой происходит последовательное овладение качествами профессионала, адаптация к профессии, самоактуализация, свободное владение профессией в форме мастерства);
3) суперпрофессионализм (стадия универсала, на которой профессиональная деятельность осуществляется в ее расцвете (акме), в ее высоких достижениях и творческих успехах, происходит свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий);
4) непрофессионализм (стадия псевдопофессиона- лизма, когда выполнение задач осуществляется по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности);
5) послепрофессионализм (стадия наставника и эксперта, предполагающая информирование и консультирование будущих специалистов по освоению профессиональной деятельности) [34].


По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональное становление охватывает период жизни человека от 35 до 40 лет, в течение которого меняется отношение к профессии и уровень выполнения профессиональной деятельности [24]. В профессиональном становлении личности Э.Ф. Зеер выделяет семь стадий:
1) аморфная оптация (0-12 лет): зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетноролевых игр и учебных предметов;
2) оптация (12-16 лет): формирование профессиональных намерений и выбор профессии;
3) профессиональная подготовка (16-23 лет): поступление в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз) и получение конкретной профессии;
4) профессиональная адаптация (18-25 лет): освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда, развитие профессионально важных качеств личности;
5) первичная профессионализация: освоение профессии и стабилизация профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности;
6) вторичная профессионализация: повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда, становление профессионала, высококвалифицированная деятельность;
7) профессиональное мастерство: проявление творческой и социальной активности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности, вершина (акме) профессионального развития [24].


Кудрявцев Т.В. выделил четыре стадии профессионального становления:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полная реализация личности в профессиональном труде [цит. по: 24].


Под мастерством учеными понимается квалифицированное выполнение трудовой деятельности, обеспечивающее высокий уровень реализации профессиональных задач [29; 34; 51]. Переход на стадию мастерства повышает
уровень профессиональной активности личности, что обусловливает не только ее качество, но и творческое исполнение [24].
Итак, профессиональное становление субъекта предполагает развитие его как профессионала.
Профессионал - это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию и повышающий ее престиж в обществе [34].


По мнению А.К. Марковой, профессионал обладает следующими характеристиками:
1) профессиональным самосознанием;
2) индивидуальным стилем деятельности и общения;
3) творческим потенциалом [там же].


По мнению В.Н. Дружинина, профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач [44].
И.В. Вачков определяет следующие качества психо- лога-профессионала: наличие систематизированных психологических знаний, владение методами научного познания, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, соответствие поведения профессионально-этическим нормам, способность к саморазвитию, профессиональная рефлексия [11].
Таким образом, профессионал - это компетентный специалист с хорошо выраженными профессионально важными качествами и сформированными профессиональными компетенциями, проявляющий индивидуальный стиль деятельности.


Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
1. Разнообразие категориального аппарата педагогики и психологии профессиональной деятельности обусловлено существованием разных подходов ученых к изучению профессиональной деятельности педагога- психолога;
2. Рассмотренные выше основные понятия педагогики и психологии профессиональной деятельности позволяют получить общее представление о профессиональной деятельности педагога-психолога;
3. Сформированность профессионально важных качеств способствует успешному осуществлению педагогом- психологом профессиональной деятельности и определяет его профессионализм;
4. Качество организации педагогом-психологом деятельности психолого-педагогического направления обусловлено его профессионализмом и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем вызвано появление профессии педагог- психолог?
2. Что является целью психологической службы образования?
3. Соотнесите понятия психическое здоровье и психологическое здоровье.
4. Перечислите профессионально важные качества педагога-психолога.
5. Назовите этапы профессионального становления педагога-психолога.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.