На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Технологии повышения эффективности управления и контроля качества социальных услуг в социальной работе
Технологии повышения эффективности управления и контроля качества социальных услуг в социальной работе
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

План:
1 Понятия «эффективность», «эффективность управления» и их содержание.
2 Критерии и показатели эффективности управления.
3 Пути повышения эффективности управления в социальных учреждениях.

Цель изучения темы: изучение темы позволяет познакомиться с понятием «эффективности управления» и базовыми направлениями повышения эффективности управления в организациях.

1 Понятия «эффективность», «эффективность управления» и их содержание


Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, иначе говоря, способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя – прибыли. Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.
В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них.
Различают три вида общей эффективности в управлении:
целевую, экономическую и технологическую.
Целевая эффективность несет в себе степень соответствия или несоответствия системы ее целевому назначению.
Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.
Технологическая эффективность отражает соотношение объемов продукции к степени затраченных ресурсов [52, c. 103–104]. В социальном управлении мы можем представить эффективность как степень удовлетворения спроса населения
(потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды. В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с целью выявления динамики роста или падения эффективности, и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно
управленческой.
В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления организацией не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные
сравнения параметров управляемого объекта (организации) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния организации.
Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.
Выражение эффективности управления можно трансформировать в следующие показатели для последующего измерения: эффективность труда управленцев; эффективность управленческой деятельности аппарата управления; эффективность выработки и реализации конкретного управленческого решения; эффективность иерархии управления; эффективность методов управления; эффективность инноваций в управлении;

Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3-х составляющих:
1. Эффективность деятельности работников управления
2. Эффективность деятельности подразделений (органов) управления
3. Эффективность системы управления в целом.

2 Критерии и показатели эффективности управления


Критерий – это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель – это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.
Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности организаций.
Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:
1) вырабатываются цели оценки;
2) обосновываются критерии оценки;
3) определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
4) вырабатываются требования к критериям оценки;
5) выбираются методы расчета критериев;
6) проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:
Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.
Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную же величину – эффективность. Т.о., эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами.
Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.
Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.
Выделяют следующие виды оценки эффективности
управления:
По цели оценки:
– определение состояния и направлений развития системы управления;
– определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения;
– по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты;
– по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого;
– по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов;
– по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления
по критериям оценки: количественная и качественная
по методам оценки:
– экспертная;
– балльная;
– коэффициентная;
– экстраполяционная;
– эвристическая;
– сравнительная;
– балансовая;
– системная и др [51, c. 14–16].
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).

3 Технологии повышения эффективности управления в социальных учреждениях


Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом. Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:
1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон (SWOT-анализ), разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
6. Разработка системы подбора, обучения, оценкии перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
Рассмотрим более детально некоторые из путей повышения эффективности непосредственно работы менеджеров:
1. Развитие знаний, навыков и качеств руководителя (система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства).
2. Развитый механизм продвижения по службе руководящего состава (мотивация).
3. Активная поддержка новаторства в организации.
4. Делегирование (поручение выполнения определенных задач подчиненным).
Таким образом, эффективность управления – сложная управленческая категория, изучение которой предполагает учет различныхфакторов,прямоиликосвенновлияющихнауправленческий процесс. Эффективность управления зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности учреждения ресурсами, системы коммуникаций в организации, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой категория «эффективность управления»?
2. Какие разновидности эффективности выделяют в системе управления?
3. Что содержит в себе понятие «критерий»?
4. Какие действия содержит в себе алгоритм оценки эффективности управления?
5. Какие подходы применяются при оценке эффективности управления?
6. Перечислите известные пути повышения эффективности управления организацией?
7. Опишите наиболее распространенные способы повышения качества работы руководителя в организации?

Задания к семинарскому занятию по теме:
1. Используя учебно-методическое пособие, рекомендуемую литературу по теме и информационные ресурсы в сети Интернет, подготовьтесь к обсуждению теоретических вопросов согласно плану к теме 11.
2. Используя литературу и информационные ресурсы, подготовьте устный научный доклад длиной 5-7 минут о критериях эффективности и методах их оценки в конкретном учреждении социальной работы (это может быть центр социального обслуживания или центр социальной реабилитации и т.д.). Доклад должен включать в себя ответы на следующие вопросы: Чем занимается учреждение? Какие показатели эффективности работы учреждения используются? Какие методы применяются для оценки этих показателей? На примере ЦСО: показатель эффективности - уровень удовлетворенности клиентов действиями по решению социальных проблем их жизнедеятельности, метод его оценки - отсутствие заявлений и жалоб на работу ЦСО.

Основная литература по теме:
1. Комаров Е.И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие / Е.И. Комаров, Н.Н. Стрельникова, И.В. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2014. – 304 с.

Дополнительная литература по теме:
1. Дубенский Ю.П. Управление социальной работой: курс лекций / Ю.П. Дубенский, Е.И. Сергиенко. – Омск: ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 2015. – 354 c.
2. Комаров Е.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Комаров, А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
3. Романычев И.С. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий. – М.: Дашков и К, 2018. – 184 с.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра–М, 2009. – 536 с.
5. Холостова Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Е.И. Комарова, О.Г. Прохорова. – М.: Юрайт, 2014. – 425 с.
6. Холостова Е.И. Управление в социальной работе: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Е.И. Комарова, О.Г. Прохорова. – М.: Дашков и К, 2014. – 300 с.
Источник: Звонок А.А. Управление в социальной работе : учебно-методическое пособие / А.А. Звонок; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: Книта, 2019. – 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.