На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Процесс профессионального развития и его понимание в отечественной и зарубежной психологии
Процесс профессионального развития и его понимание в отечественной и зарубежной психологии
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

2.1. Основные подходы к пониманию профессионального развития

Проблема становления профессионала рассматривается в различных психологических исследованиях, которые можно разделить на две большие группы: аналитические и комплексные. В первом случае изучаются отдельные стадии профессионализации вне целостного контекста. Во втором случае весь процесс изучается в целом, в единстве всех действующих факторов и стадий профессионального пути личности.
Рассмотрим оба направления более подробно.

Аналитический подход
Исследования в рамках данного подхода тематически делятся на три группы:
1) исследование допрофессиональной подготовки;
2) исследование психологических проблем профессиональной подготовки;
3) исследование проблем профессиональной деятельности.
Исследование допрофессиональной подготовки
Выделяются два направления: изучение проблем трудового обучения и воспитания и изучение проблем профориентации.
Трудовое обучение и воспитание являются одной из наиболее ранних форм вовлечения ребенка в процесс профессионализации. Оно направлено на подготовку ребенка к труду как основной форме социальной активности, на подготовку к выбору будущей профессии.
На каждом этапе развития ребенка трудовое обучение может осуществляться в различных формах, доступных для него: в форме ролевой игры, в ходе наблюдения за поведением взрослого человека, в процессе подражания и т. д. «Инструментами социализации» на ранних этапах развития являются школы, детские учреждения, семья, на более поздних — техникумы, вузы.
Одним из основных является понятие «готовность к труду» — это система качеств личности, выступающая как одно из проявлений её всестороннего развития, подготовленности к выполнению важнейших социальных функций. Готовность к труду проявляется в активно-положительном отношении к производственной деятельности, в способности активно и быстро овладеть профессией, адаптироваться на производстве, добиваться высоких производственных показателей.
Также важнейшим является понятие «трудоспособность», предложенное Б. Г. Ананьевым. Он полагает, что «общая трудоспособность человека является продуктом его индивидуально-психологического развития в конкретных социальных условиях, а вместе с тем — одной из самых постоянных характеристик человека как субъекта труда и личности» [1, с. 188].
К этапу допрофессиональной подготовки относится также профориентация — «система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор человеком своего трудового пути — определение своего места в жизни» [26, с. 196]. Основными процедурами профориентационной работы являются профконсультирование, профпропаганда, профпросвещение, профподбор и профотбор.
Основные направления исследований в рамках проблематики профориентации связаны с изучением профессиональных интересов и профессиональной направленности, мотивов выбора профессии, содержания профессиональных планов и динамики профессионального самоопределения, разработкой процедур профконсультации, классификации профессий с точки зрения требований к личности [26, с. 11].
Е. А. Климов выделил ряд противоречий, которые приходится решать в ходе профориентационного консультирования: «некоторые расхождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным обстоятельством, как личные профессиональные планы; противоречие между профессиональными планами оптанта, с одной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой; противоречие между профессиональными планами оптанта и планами, вынашиваемыми в отношении его старшими или сверстниками» [15, с. 23-25].
В рамках исследований рассматривались такие понятия, как профпригодность, т. е. соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии; профессиональная направленность, которая характеризуется положительным отношением к определенной профессии и активным желанием трудиться в данной профессии; мотивы выбора — причины, побуждающие человека выбрать ту или иную профессиональную деятельность; одаренность; профессиональное самоопределение личности — профессиональное самосознание, которое связано с динамикой самооценочных суждений, и ряд других.
Исследование психологических проблем профессиональной подготовки
В группе исследований, посвященных проблемам профессиональной подготовки, выделяют несколько направлений. Традиционным направлением является изучение механизмов формирования навыков: произведено детальное описание различных видов навыков (сенсорных, сенсомоторных, интеллектуальных), выявлены факторы, влияющие на эффективность упражнений, проведены исследования по изучению конкретных видов профессиональной деятельности.
Следующее направление связано с формированием профессиональных знаний. Интенсивно изучалось формирование таких образований, как ориентировочная основа действия, образно-концептуальная модель, информационная основа деятельности, оперативный образ, оперативные единицы и т. д.
В рамках данных исследований важное место отводится изучению механизмов формирования индивидуального стиля. В. С. Мерлин, Е. А. Климов, Е. П. Ильина выявили основные функции стиля, показали его влияние на эффективность деятельности и энергозатраты человека, продемонстрировали специфические изменения стиля в зависимости от основных свойств нервной системы, доказали необходимость целенаправленного формирования индивидуального стиля.
В. Д. Шадриков в концепции системогенеза профессиональной деятельности сформулировал психологические закономерности формирования подсистемы ПВК, проанализировал закономерности целеполагания, принятия решения и формирования структуры профессиональных знаний.
Таким образом, в ходе профессиональной подготовки происходит качественный скачок в развитии человека — он становится профессионалом, у него формируется готовность к профессиональной деятельности, структура профессионально важных качеств и система профессиональной деятельности.
Исследование проблем реализации профессиональной деятельности
Последняя группа исследований представителей аналитического подхода связана с изучением периода самостоятельной профессиональной деятельности человека. В данный период жизнедеятельности человека профессиональное становление личности не прекращается, а приобретает иные формы и становится не целью, а средством социального регулирования эффективности профессиональной деятельности.
К данному этапу относятся профессиональная адаптация, профессиональная аттестация, стимулирование и обогащение профессиональной деятельности, повышение профессиональной квалификации, переучивание и ряд других.
Адаптация — это процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т. е. приведение её в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение её основных задач [4, с. 64]. Чаще всего выделяют два вида адаптации: социальную и профессиональную. Под социальной адаптацией понимается вхождение человека в социальную роль, принятие социальных норм, установок того коллектива, в котором приходится учиться или работать. Профессиональная адаптация — это процесс приобщения, приспособления рабочего к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, т. е. активное включение в профессиональную деятельность.
Профаттестация — средство контроля над процессом профессионализации специалиста на различных её этапах. К. К. Платонов выделяет несколько целей: 1) предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию; 2) отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей; 3) своевременно отстранять от работы лиц, оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда; 4) определять, к какому виду труда человек наиболее способен [26, с. 152].
Таким образом, все исследования данного направления решают общие задачи, направленные на создание условий для привлечения личности к труду, подготовки квалифицированных специалистов и обеспечение их нормального функционирования.


Комплексный подход
В отечественной психологии процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение индивидом профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профессиональная успешность и удовлетворенность трудом.
В концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова суть профессионализации заключается в становлении и последующей реализации психологической системы профессиональной деятельности. В ней определены понятия профессиональных способностей и психологической системы деятельности, исследованы системные механизмы формирования структуры профессиональных мотивов и знаний, профессионально важных качеств личности, разработана эффективная модель психологического анализа профессиональной деятельности [39].
В исследованиях Е. А. Климова сформулировано представление о личности профессионала, выявлены основные противоречия профессионального развития и этапы становления субъекта труда, дано понятие индивидуального стиля деятельности, определено понятие профессионального самоопределения. Е. А. Климовым разработана психологическая теория профессиональной консультации и даны практические рекомендации по её реализации, осуществлена классификация видов профессиональной деятельности с учетом содержания её ведущих компонентов [15-17].
В зарубежной психологии в рамках комплексного подхода можно выделить направление «психология карьеры», или «карьерное развитие». Оно берет начало с трудов Ф. Паркинсона и Э. Шпрангера, опирается на исследования Ш. Бюлер и Э. Эриксона, посвященных развитию личности на различных этапах жизненного пути. В этих концепциях используются такие понятия, как профессиональная карьера и типы карьер, карьерное и профессиональное развитие, профессиональная зрелость и профессиональная компетентность.
В данном направлении выделяется типологический подход, суть которого заключается в том, что профессионализация рассматривается как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности, адекватных некоторому устойчивому типу индивидуальности человека. Известным представителем является Дж. Холланд. Он выделил шесть личностных типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистичный — и дал их подробное описание.
В психодинамическом подходе к проблемам профессионализации центральная роль в выборе профессии принадлежит различным видам потребностей. Авторы данного направления опираются на взгляды З. Фрейда, т. е. профессиональная деятельность для них является формой удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря направленности в ту или иную профессиональную область либидозной энергии, а выбор профессии понимается как процесс сублимации.
К комплексному подходу также относится концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Он говорил, что по мере личностного роста происходит эволюция поведения человека в плане профессионального развития, способов постановки, уяснения, изменения и реализации им своих желаний. Развитие человека в профессиональном отношении продолжается в течение всей его жизни и имеет ряд стадий и фаз. Д. Сьюпер сформулировал понятие «уровень профессиональной зрелости», характеризующийся степенью самостоятельности в решении проблем профессионального развития.
Таким образом, в комплексных концепциях были сделаны попытки осмыслить процесс становления профессионала в целом с учетом всего многообразия факторов, действующих на него.

 


2.2. Теории и типологии профессионального самоопределения


Периодизация — деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества. В психологии выделяется несколько подходов к периодизации профессионального становления индивида. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Ш. Бюлер впервые эмпирически продемонстрировала, используя возможности биографического метода, как самоопределяется человек, в том числе и профессионально, на разных этапах жизненного пути. Главной движущей силой развития человека она считала его стремление к самоосуществлению или самоисполнению, т. е. стремление к всесторонней реализации самого себя.
Она считает, что чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление личности. В работах Ш. Бюлер описано 5 основных фаз жизни.
Первая фаза (до 16-20 лет) характеризуется отсутствием у человека семьи и профессиональной деятельности. По мнению автора, на этой фазе самоопределение отсутствует. По этой причине первая фаза выносится автором за пределы жизненного пути.
Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) активизируется общее и профессиональное самоопределение, которое помогает человеку в поиске друзей, выборе профессии и т. д.
В третьей фазе (с 25-30 до 45-50 лет) происходит конкретизация самоопределения, человек начинает ставить перед собой конкретные цели и отслеживать успешность их достижения. Самоопределение на этой фазе способствует тому, что человек обретает семью, находит свое профессиональное призвание.
В четвертой фазе жизни (с 45-50 до 65-70 лет) человек завершает профессиональную деятельность, из его семьи уходят взрослые дети. В конце этого периода завершается самоосуществление личности, исчезает активное самоопределение и постановка целей.
Во время пятой фазы (от 65-70 до смерти) из-за отсутствия самоопределения и профессиональной деятельности человек влачит бесцельное существование. Ш. Бюлер выводит эту фазу также за пределы жизненного пути личности.
В рамках данной концепции сделан акцент на том, что активное самоопределение личности и, в частности, профессиональное самоопределение являются базовыми психологическими инструментами самоосуществления и самореализации человека.
В трудах Т. В. Кудрявцева профессионализация рассматривается как целостный процесс профессионального становления личности и обретения ею социальной зрелости. «Профессиональное становление, — отмечает Т. В. Кудрявцев, — не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения и воспитания в стенах одного из типов профессиональных учреждений. Оно — длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой следующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нередко даже кризисных ситуаций» [18, с. 7].
1. Первая стадия — возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Критерием выступает обоснованный выбор профессии.
2. Вторая стадия — профессиональное обучение, этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности. Критерием данной стадии является профессиональное самоопределение.
3. Третья стадия — процесс вхождения в профессию, т. е. активное овладение ею и нахождение своего особого места в системе производственного коллектива. Критерий этой стадии — достаточно высокие производственные показатели деятельности, определенный уровень развития профессионально значимых качеств и психологический комфорт.
4. Четвертая стадия - полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде [18, с. 2-26]. Уровень реализации характеризуется как степенью овладения операциональной составляющей профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности отношения к делу, а также мерой творчества, мастерства.
Важное место в данной концепции занимают кризисные ситуации, противоречия, которые появляются при переходе от одной стадии к другой. Эти кризисы связаны с несоответствием между ожидаемым успехом действия и его реальным результатом.
В зарубежной психологии наиболее распространенной является пятиступенчатая модель профессионального развития Д. Сьюпера, которая включается в себя следующие стадии: пробуждения, исследования, консолидации, сохранения и спада. Каждая стадия состоит из ряда фаз.
1. Стадия пробуждения (от рождения до 14 лет) делится на фазу фантазии (4-10 лет, доминируют детские потребности, профессиональные роли проигрываются в фантазии), фазу интересов (11-12 лет, формируются профессионально значимые предпочтения), фазу способностей (13-14 лет, появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании, происходит проба своих индивидуальных способностей). На стадии пробуждения Я-концепция ребенка развивается благодаря её идентификации со значимыми взрослыми.
2. Стадия исследования (15-24 года) — индивид пытается опробовать себя в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности. Она включает в себя фазу эксперимента (15-17 лет, осуществляется предварительный профессиональный выбор и его пробы в фантазии), фазу перехода (18-21 год, осуществляется попытка реализовать свою Я-концепцию) и фазу формирования (22-24 года, происходит овладение профессией).
3. Стадия консолидации (25-44 года) — стремление обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию. Она включает фазу пробы (25-30 лет, самоутверждение в рамках выбранной профессии или повторный выбор) и фазу стабилизации (31-44 года, направление всех усилий в единое русло).
4. Стадия сохранения (45-64 года) — профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении, без выходов за рамки найденного профессионального поля.
5. Стадия спада (с 65 лет) — возможен уход из профессиональной деятельности либо частичное участие в ней и наблюдение за профессиональной деятельностью других людей [28, с. 94-95].


В отечественной психологии наиболее известной является периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова. Он выделил десять стадий:
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.
4. Стадия оптации (от лат. optatio — желание, избрание) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. В ситуации «оптанта» может оказаться и взрослый человек, т. е. оптация — это указание на ситуацию выбора профессии.
5. Стадия адепта — это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта — это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала — это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Интернал — это прежде всего опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
8. Стадия мастера, когда работник заметно выделяется на общем фоне. Работник может решать и простые, и самые сложные задачи, которые не всем коллегам по плечу.
9. Стадия авторитета — работник стал «лучшим среди мастеров», мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране).
10. Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста. Работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам [15-17].
Концепцию профессионализма А. К. Марковой можно назвать интегральной, поскольку она охватывает и содержание профессионального становления, и факторы, влияющие на данный процесс как положительно, так и отрицательно. Под профессионалом она понимает «специалиста, овладевшего высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе осуществления труда, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшего свое индивидуальное предназначение, стимулирующего в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающего престиж своей профессии в обществе» [22, с. 48].


А. К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма и расположила их от низшего к высшему:
1. Допрофессионализм: человек работает как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, не достигая в труде высоких результатов, человек находится в процессе овладения профессией.
2. Профессионализм: человек последовательно овладевает качествами профессионала. Он усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, затем приобретает специальность и осуществляет квалифицированный труд.
3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм): человек
из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Происходит выход человека за пределы профессии, за рамки профессиональных требований, своей индивидуальностью он обогащает содержание профессиональной деятельности.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм): человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации в становлении его как профессионала, т. е. деятельность может быть неэффективной или не соответствовать нормам.
5. Постпрофессионализм: «профессионал в прошлом», т. е. человек, дошедший до пенсионного возраста. Этот уровень дает возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей [22, с. 50-64]. Человек на данном этапе может выступать экспертом, наставником, консультантом.
Одной из первых и наиболее популярных психологических теорий выбора профессии была теория «черт и факторов» Ф. Парсонса, которую часто именуют традиционной концепцией. Он считал, что для того, чтобы субъект правильно выбрал профессию, необходимо ясное понимание себя, своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; правильное соотнесение первых двух факторов. Выбор профессии понимался им как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жесткого соответствия между индивидуально-психологическими особенностями человека и требованиями профессии.
Данная теория исходит из ошибочного положения о врожденной профессиональности личности. Также традиционная концепция характеризуется механистическим подходом к рассмотрению профессиональной деятельности. При описании видов труда не учитывались возможности изменения его условий, динамика развития производства, науки и культуры, перспективы появления новых профессий. Игнорировался тот факт, что профессия не является простой суммой заданий, каждое из которых связано с определенной чертой личности. Это привело к отрицанию влияния тренировки качеств, их взаимной компенсации, индивидуального стиля деятельности на её параметры.
Д. Сьюпер в своей концепции рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, представляющий собой один из аспектов общего развития личности. Профессиональная биография человека формируется под воздействием различных факторов, важными являются субъективные факторы. Процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает.
Важное значение в концепции Д. Сьюпера отводится процессу самопонимания личностью себя как профессионала. Этот процесс складывается из формирования адекватной картины профессионального мира, представления о самом себе и соотнесения этих двух образов. Происходит данное соотнесение путем переосмысления самого себя в терминах работы [23, с. 20].
В отечественной психологии выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода. Этот подход, разработанный в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и других исследователей, предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта.
Наиболее перспективным является рассмотрение выбора профессии с позиций теории психологического системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. Выбор профессии рассматривается как сложный комплекс типов и видов принятия решения, среди которых главными являются процессы принятия решения на мотивационно-личностном уровне. Характеристика выбора профессии как процесса принятия решения на мотивационно-личностном уровне определяется следующими параметрами: высокой ответственностью, чрезвычайно большой исходной неопределенностью, недостаточно точной предсказуемостью всех основных последствий решений, отсутствием критериев и способов принятия решения. Мотивационные и личностные составляющие выбора профессии, определяемые В. Д. Шадриковым как основные детерминанты выбора профессии, требуют специального изучения особенностей их влияния на процесс профессионального становления. Данные факторы показывают степень осознанности выбора, степень адекватности выбираемой профессии способностям, интересам, возможностям. Выбор будущей профессии — ответственный шаг, поэтому необходимо учитывать влияние как мотивационных, так и личностных факторов.
Ю. П. Поваренков описывает профессиональное самоопределение с двух сторон — процессуальной и результативной. Процессуально профессиональное самоопределение рассматривается им как самопознание и самооценка субъектом труда своих профессиональных возможностей («что я могу?») и своих профессиональных интересов, притязаний, предпочтений («что я хочу?»), а также как познание и оценка условий и профессиональных требований, существующих на рынке труда в целом или в рамках конкретной профессиональной деятельности («что требуется?»). С результативной стороны профессиональное самоопределение, по мнению автора, — это система знаний, образов, представлений о себе и о профессиональной деятельности, которые и позволяют ответить на сформулированные вопросы, выявить личностный смысл профессиональной деятельности и профессионализации в целом [27, с. 214].
Таким образом, каждый из авторов сделал попытку найти теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Выбор профессии представляет собой не единичное событие во времени, а сложный процесс, длящийся много лет и зависящий от влияния факторов той социальной среды, в которой он протекает.
Сегодня существует большое количество профессиональных типологий — классификаций людей на основе психологических особенностей и характеристик, связанных с профессиональными предпочтениями. Единицей анализа служит субъект как типичный представитель группы людей.
За рубежом наиболее известна типология профессионального самоопределения Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. По его мнению, все существующие профессии можно объединить в основные группы моделей профессиональной среды. Существует склонность личности не только к тем или иным группам, типам специальностей, но и к определенным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится; во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу; в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной среды, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Он выделяет следующие профессиональные типы личности:
1) «реалистический», который характеризуется как мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, предполагает работу с техникой и оборудованием;
2) «интеллектуальный»: человек данного типа профессий ориентирован на труд, не социален, рационален, предпочитает научные профессии;
3) «социальный»: человек обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах, общительный, гуманный, имеет психологическую настроенность на человека;
4) «конвенциальным», предпочитающим четко структурированную деятельность, обладающим такими чертами характера, как ригидность, консерватизм, зависимость;
5) «предпринимательским», характеризующимся тем, что человек данного типа профессии предпочитает руководящие роли, в которых он может проявить свою энергию, энтузиазм, доминантность и предприимчивость;
6) «артистическим» тип: личности свойственна гибкость, оригинальность, независимость решеним, предпочитает занятия творческого характера [31, с. 60].


В России наиболее известна типология профессим, предложенная Е. А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. По его мнению, можно выделить следующие типы профессий
• «человек — живая природа»: представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. У них хорошо развито воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память и высокая наблюдательность;
• «человек — техника и неживая природа»: работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, обладают хорошем коор- динацием движеним, развитым техническим и творческим воображением, умением переключать и концентрировать внимание, наблюдательностью;
• «человек — человек»: предметом интереса являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Личность стремится к общению, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, умеет слушать, учитывать мнение другого;
• «человек — знаковая система»: естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — все это является предметом труда данного типа профессий Человек усидчив, терпелив, обладает хорошем оперативном и механическом памятью, точностью восприятия и логичностью мышления;
• «человек — художественным образ»: предметом труда выступает художественным образ и способы его построения. У представителем данного типа профессим наблюдаются художественные способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, наглядно-образное мышление и творческое воображение.
Е. А. Климов говорил, что нельзя строго распределить по пяти типам большое множество сложных, разноплановых профессий Необходимо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере, поэтому, группируя профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков [17, с. 160-161].
Чем же руководствуется человек, осуществляя свой профессиональный выбор? Какие факторы лежат в основе этого выбора?


Е. А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии:
1) учет желания работать по данной профессии («хочу»);
2) учет своих способностей и возможности освоить данную профессию («могу»);
3) учет потребностей общества, потребностей рынка («надо») [31, с. 25; 30, с. 40].
Это и есть три важнейшие основы — «три кита» — профориентации.
Данный алгоритм профессионального самоопределения личности на основе нашего «хочу», «могу» и «надо» работает в редких случаях. В большинстве же случаев доминирующую роль играет какой-то один определенный фактор. Личность выбирает профессию, не учитывая остального влияния, действия всевозможных факторов, в результате чего выбор не соответствует действительности. Здесь важную роль приобретает профессиональная ориентация личности — специальный комплекс, система мероприятий, направленных на подготовку личности к профессиональному самоопределению, выбору единственного и правильного пути реализации своих знаний, умений и навыков, раскрытию личностного потенциала.


2.3. Детерминанты профессионального самоопределения


Профессиональные планы личности формируются под воздействием множества детерминант, которые принято подразделять на объективные и субъективные. К объективным детерминантам относятся внешние по отношению к личности факторы: семья, ближайшее окружение, экономические факторы и ряд других. К субъективным детерминантам относятся интересы, склонности личности, ценностные ориентации, способности, уровень притязаний и другие.
Объективные детерминанты, определяющие
профессиональное самоопределение личности
Эта группа детерминант является наиболее исследованной в психологии (работы А. К. Марковой, Э. Ф. Зеера и ряд других). Объективные детерминанты можно разделить на две большие группы: макрособытия и микрособытия, которые активируют и запускают процесс профессионального самоопределения.
К макрособытиям следует отнести содержание и изменение экономической политики на уровне государства и региона, изменение политики в области профессионального образования, заинтересованность государства в развитии определенных профессий или регионов страны.
К микрособытиям, оказывающим наиболее сильное влияние на процесс профессионализации, следует отнести влияние семьи. Установлено, что социальное положение родителей влияет на формирование профессиональных планов детей. Дети родителей, имеющих высшее образование, связывают свои планы с поступлением в высшие учебные заведения, в то время как дети родителей из среды рабочих имеют гораздо меньшую тенденцию к получению высшего образования. Социальный статус родителей оказывает влияние и на содержание профессиональных планов. В семьях работников интеллектуального труда получение высшего образования является обязательным требованием и выступает в качестве своеобразной цели [23, с. 27].
Существенное влияние на выбор профессии оказывают и взаимоотношения в семье. Установившийся тип взаимоотношений между родителями и детьми, распределение функций в семье, наличие определенной иерархии, существующая система мер воздействия родителей оказывают влияние на формирование личностных характеристик ребенка, его поведения, в том числе и профессионального. В исследованиях А. Роу отмечается, что ребенок при наличии в семье атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки, четкого распределения функций, преобладания методов поощрения и убеждения выбирает профессию, связанную с работой с людьми. Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной составляющей способствует профориентации детей в сферу искусства. Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводит к тому, что в своей последующей жизни ребенок будет избегать прямых контактов с людьми и выберет работу, связанную с техникой и оборудованием.
Кроме семьи, одним из основных социальных институтов, влияющих на профессиональное самоопределение личности, является школа. В ней формируются интересы учащихся, представление о различных видах труда, профессиональные навыки и умения. Она дает необходимые знания о природе и обществе. В отличие от семьи, где процесс приобщения ребенка к профессиональному миру часто ведется спонтанно, школа осуществляет целенаправленную работу по обучению детей на основе имеющихся учебных планов и программ.
Следующей детерминантой является группа сверстников. Круг друзей представляет собой устойчивое образование регулярно встречающихся лиц. Влияние этого фактора несколько меньше, чем влияние семьи и школы. Воздействие сверстников облегчается тем, что, как правило, круг друзей формируется из индивидуальных интересов, склонностей и предпочтений. Это влияние проявляется в передаче культурных ценностей тех социальных групп, к которым принадлежат друзья, участии в совместных видах деятельности. Нередко встречаются ситуации выбора профессии по примеру товарищей, поэтому анализ ближайшего окружения личности крайне необходим [23, с. 29].


А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внутренних и внешних мотивационных детерминант труда, позволяющих определить основные мотивы выбора тех или иных профессий. К внешним детерминантам относятся:
1) давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи и т. д.), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности и т. д.);
2) притяжение — отталкивание: примеры, подаваемые непосредственным окружением человека, другими людьми; обыденные эталоны социального преуспевания (мода, престиж, предрассудки);
3) инерция: стереотипы имеющихся ролей (семейные, членство в неформальных группах; привычные занятия) [31, с. 25-27].
На выбор профессии также влияет и ряд других объективных детерминант, таких как потребности рынка труда, условия, трудности и требования выбираемой деятельности, значимость продукта труда для общества.
Следует отметить, что объективные детерминанты лишь тогда стимулируют процесс профессионального самоопределения, когда они имеют для человека функциональную или личностную значимость, способствуют достижению его целей или удовлетворению доминирующих потребностей. При этом объективные события могут быть как нормативными, закономерными, так и ненормативными, неожиданными, незапланированными. К первой группе можно отнести окончание школы, поступление в вуз, первичную профессиональную адаптацию и т. д., а ко второй — закрытие предприятия, конфликт с руководителем или коллегами и т. д.


Субъективные детерминанты профессионального самоопределения


В отличие от объективных, субъективные детерминанты личности исследованы в психологии значительно меньше, хотя в литературе отмечается, что они тесно связаны с перестройкой структуры и содержания мотивационной сферы личности, которая происходит в процессе профессионализации.
Одной из наиболее мощных детерминант, определяющих выбор профессии, являются интересы личности.
Интерес — это эмоционально окрашенное избирательное стремление к определенным предметам и видам деятельности. Он предполагает активизацию познавательной активности человека, желание более глубоко, подробно и всесторонне ознакомиться с избранным видом деятельности. Интерес проявляется не только во внимании к тем или иным фактам, но и в особой избирательной направленности психических процессов, возникновении чувства удовлетворенности от занятий избранным видом труда или учения. С понятием «интерес» тесно связано понятие «склонности».


Склонность — это сложное психологическое образование, имеющее следующие внешние проявления:
• длительное и устойчивое стремление личности к тому или иному виду деятельности;
• успешность выполнения этой деятельности;
• проявление устойчивого интереса к определенной области знаний;
• стремление к постоянному накоплению знаний [23, с. 30].
Отличие склонностей от интересов заключается в их практической
направленности. Интерес представляет собой направленность на познание каких-либо явлений, склонность — направленность на деятельность. Именно склонности реализуют интересы в конкретной деятельности.
При переходе от одной возрастной группы к другой происходят изменения и в структуре интересов. Эти изменения носят качественный и количественный характер. Количественные изменения заключаются в первоначальном расширении диапазона интересов, а затем в его сокращении, но на новой качественной основе. Качественные изменения заключаются в трансформации содержания интересов, что проявляется в повышении интереса к социально-психологическим аспектам поведения людей, сущности моральных норм и качеств.
Особенностью формирования структуры интересов является соотнесение их с профессиональными намерениями. На практике профессиональные намерения не всегда прямо и непосредственно выходят из познавательных интересов. В таком случае наблюдается отсутствие связи между ними и обоснованным самоопределением, возникает дестабилизация как профессионального плана, так и интересов.
В профессиональном самоопределении важное место принадлежит способностям индивида. Под способностями понимаются индивидуальнопсихологические особенности человека, обусловливающие успешность его деятельности и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам [36, с. 536].
Способности человека — это психологическая основа успешности освоения им любой деятельности. Они проявляются в скорости, прочности и точности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков. Способности могут существовать до деятельности и выступать в качестве возможностей [32, с. 174].
Различают общие и специальные способности. Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении различными видами деятельности, их реализации. Специальные способности — свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.
Таким образом, основной задачей является выявление общих способностей и прогнозирование их развития, определение их места в структуре профессиональных способностей. Необходимо рассмотрение совокупного влияния интересов и способностей на профессиональное самоопределение. Установлено, что развитие интереса к определенному виду труда протекает успешно, если оно подкреплено соответствующими способностями [32, с. 174-176].
Мотивы личности являются основной побудительной силой выбора профессии и стремления к высоким достижениям в ней. В различных психологических исследованиях было показано влияние мотивационно-потребностной сферы личности на различные аспекты её самоопределения. Е. М. Борисова выделяет следующие ведущие группы мотивов: мотивы, связанные с содержанием труда, достижением мастерства в профессии; мотивы, связанные с потребностями общения, оценки престижа; мотивы, связанные с материальными потребностями.
Мотивы профессионального самоопределения можно поделить на внутренние и внешние. В качестве мотивов первой группы выступают желания: разобраться в своих профессиональных предпочтениях, более точно оценить свои возможности, более адекватно соотнести профессиональные возможности и притязания с требованиями выбираемой профессии, уточнить или изменить стратегию профессионального роста и т. д. К внешним мотивам относятся снижение удовлетворенности трудом или нарушение профессионально идентичности [27, с. 216].
В реальной ситуации выбора зачастую решающей детерминантой формирования профессиональных планов является самооценка своих способностей.
Самооценка — это отношение человека к себе, своим возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения [23, с. 39]. Она всегда носит оттенок субъективности и отражает особенности приобретенного личного опыта, степень его осознанности и обобщения. Самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности, т. е. завышенной или заниженной. Установлено, что чем выше уровень развития способностей, тем адекватней самооценка личности, и наоборот.
Самооценка школьников на этапе выбора профессии представляет собой сложное системное образование, в структуре которого выделяют уверенность как проявление общей самооценки личности, самооценку результатов учебной деятельности, самооценку различных интересов. В процессе профессионального самоопределения самооценка играет важную роль в формировании представления о профессии и о себе. Степень адекватности самооценки зависит от объекта оценки, степени знакомства с ним. Исследователи расходятся во мнении о степени адекватности самооценки у старших школьников. Ряд авторов считает, что старшие школьники способны реалистично оценить свои возможности. Другие авторы придерживаются противоположной точки зрения и отмечают отсутствие самооценки, её завышенный или заниженный уровень.
На формирование самооценки большую роль оказывает социальное окружение, в которое включен человек, его успехи в деятельности. В процессе профессионального самоопределения происходит формирование различных образов-эталонов самого себя и профессиональных требований, которые складываются под влиянием оценок и идеалов родителей, друзей, сверстников и самой личности [19].
По мере профессионализации главную роль начинает играть образ «самого Я», который является синтезом оценок окружающих и оценок результатов собственной деятельности.

Этот образ обособляется от других оценочных эталонов, становится все более устойчивым и автономным.
А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили следующие внутренние мотивационные детерминанты:
1) собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда, процесс труда, результаты труда;
2) условия труда: физические, территориально-географические, организационные условия, социальные условия;
3) возможности для реализации внепрофессиональных целей: общественной работы, желаемого общественного положения, создания материального благополучия, отдыха и развлечений, сохранения и укрепления здоровья, общения.
Выделение данных факторов позволяет личности лучше понять, чем именно определяется её конкретный профессиональный выбор [31, с. 25-27].


Е. А. Климов выделяет и более конкретные детерминанты выбора профессии, которые предполагают учет:
1) своих интересов и склонностей. В таком случае активность будет направлена на ту деятельность, к которой человек более склонен, нежели к другим. Деятельность будет изучена подробно, глубоко и всесторонне;
2) способностей: способности, таланты старшеклассника необходимо рассматривать как в учебной, так и во внеучебной деятельности, применительно ко всем общественно ценным видам активности;
3) престижности выбираемой профессии: востребованность, возможность карьерного роста, оплачиваемость выбираемой профессии играют важную роль при профессиональном самоопределении. Личность стремится самоактуализировать себя, раскрыть все свои возможности,
т. е. стать тем, кем она может стать;
4) информированности о ней: личностные представления должны соответствовать действительности, не должны быть искаженными, неполными, односторонними. Личность должна быть хорошо ознакомлена с предметом труда, условиями и задачами выбираемой трудовой деятельности;
5) позиции родителей: родители могут предоставлять ребенку полную свободу выбора, требуя от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Но есть случаи, когда родители не согласны с выбором ребенка, когда они предлагают пересмотреть планы и остановиться на другой профессии;
6) позиции одноклассников, друзей, сверстников: дружеские отношения старшеклассников очень крепки, влияние их на выбор профессии не исключено. Именно эти позиции могут стать решающими при профессиональном самоопределении личности;
7) потребностей производства (рынка): деятельность должна иметь значимость для общества, поэтому при профессиональном самоопределении необходимо учитывать потребности рынка в данной профессии;
8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей — с учетом ЛПП. ЛПП считается удачной, если строится с учетом всех перечисленных факторов [31, с. 25].
Эти факторы выбора профессии представлены в виде восьмиугольника, и при оценке ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами.

профессиональная перспектива

Рис. 1. «Восьмиугольник основных факторов выбора» по Е. А. Климову

Мы видим, что личность сталкивается с серьезной проблемой профессионального становления. В этот момент на нее оказывает влияние множество различных детерминант, как объективных, так и субъективных. К решению данного вопроса человек должен подходить осознанно, учитывать не только интересы общества, семьи и своего окружения, но и свои способности, желания, возможности, т. е. учитывать совокупное влияние всех мотивов выбора профессии.

Источник: Чемякина, Анна Вадимовна. Психология профессионального развития личности : учебно-методическое пособие / А. В. Чемякина, А. И. Калачева ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2021. — 56 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.