В задачи деятельности служб социальной помощи входит следующее: выявление потребностей детей и подростков, их семей и оказание социально-педагогической помощи в разных видах и формах; комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально неблагополучных семей и детей; реабилитация несовершеннолетних, входящих в группу риска, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала и общей культуры. Объекты деятельности служб - дети и подростки, семьи, детские общественные организации и объединения. Функции комплекса территориальных служб: диагностико-прогностическая, функция обеспечения социальных гарантий, социальной защиты, социальной адаптации ребенка в социуме, обеспечения социальных связей ребенка с социальными институтами. Условия организации деятельности служб - это содружество детей и взрослых как основа педагогического общения, партнерство (детям и подросткам надо дать возможность попробовать свои силы), координация деятельности социальных институтов, прогнозирование развития конкретного микросоциума.
Структура деятельности комплекса:
• служба информации, анализа и прогнозирования выявляет, обобщает информацию о детях и подростках, их семьях, изучает демографическую ситуацию, организовывает телефоны доверия, обобщает и распространяет инновационные эффективные формы и методы социально-педагогической деятельности; • служба социально-педагогической деятельности содействует созданию условий для работы клубов по месту жительства, развитию и деятельности детских и подростковых организаций и объединений, оказывает психолого-педагогическую помощь нуждающимся детям, подросткам и их семьям, осуществляет социальный патронаж семей, имеющих неблагополучные условия; • служба социальной реабилитации и профилактической работы осуществляет индивидуальную работу по предупреждению и избавлению от вредных привычек, помощь в социальной реабилитации детям семей-беженцев, детям Чернобыльской зоны, детям-ин- валидам, воспитанникам школ-интернатов, участвует в профилактической работе, проводимой органами внутренних дел; • служба консультативных услуг организует проведение консультаций по медико-социальным, психолого-педагогическим, юридическим вопросам; • служба трудовой и коммерческой деятельности оказывает помощь в благоустройстве микрорайона, улиц, в ремонте спортивных и игровых площадок, содействует подросткам в трудоустройстве.
Инфоцентр по своей структуре представляет клуб. В инфоцентре организовывают свою работу пресс-центр, «телефон доверия». Цель и направления деятельности пресс-центра: работа над выпуском газеты для подростков, публикация подростковых репортажей, стихов, рисунков, фотоматериалов. Одной из форм организации кризисной интервенции является «телефон доверия». Служба «Телефон доверия» предназначена для экстренной, анонимной психологической помощи и эмоциональной поддержки по телефону разным возрастным и социальным категориям граждан. «Телефон доверия» организуется с целью утверждения гармоничных отношений между людьми, снижения психологического дискомфорта и агрессивности. Кабинет психологической разгрузки предназначен для того, чтобы в нем люди встречались в непринужденной обстановке, располагающей к эстетическому созерцанию и философскому раздумью.
Биржа труда организовывает временную занятость подростков. Задачами биржи труда являются содействие занятости подростков (в ремонтных бригадах, в бригадах по озеленению улиц и т.д.), создание банка данных о занятости подростков.
Центр «Мое увлечение» создается на основе добровольности, общих творческих интересов. Направления его деятельности - техническое, естественнонаучное, художественное, спортивно-оздоровительное, коллективно-собирательское. Деятельность центра семейного досуга может быть сориентирована на организацию совместной творческой деятельности детей и родителей в их свободное время. Задачи центра - это развитие творческого потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей выбора занятий детям и родителям, приобщение семьи к социокультурным ценностям. Главные социальные функции клуба общения - создание среды для общения, организация досуга. Структура заседаний клуба общения может быть такой: начало (встреча членов клуба, обмен новостями), чайная церемония, во время которой идет обмен интересующей всех участников информацией (например, о спектаклях, выставках, вышедших книгах). В конце заседания, если необходимо, распределяются задания к следующей встрече. Детский орден милосердия (ДОМ) объединяет в своих рядах детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей и их друзей и сверстников. Особого внимания со стороны ДОМа требуют дети, обучающиеся на дому, в специальных интернатах. Предметом деятельности ордена является адаптация детей с социальными и физическими отклонениями к среде сверстников и через это - к обществу. Экологическая программа SOS предусматривает работу службы по охране и изучению окружающей среды. Конкурсы, проводимые в рамках данной программы - «Немые охранники» (на лучший эскиз природоохранительного знака), «Око» (заметка об экологической проблеме города или района), «Красная тетрадь» (в нее записываются названия редких растений и животных какой-либо местности), «Братья наши меньшие» (о животных), «Памятники родной природы» (фотографии озера, речки, леса, дерева и описание их истории).
Вопросы к семинарскому занятию
1. Каким образом специалисты служб выявляют потребности детей и подростков, семей в различных видах социальной помощи? 2. Как службы оказывают содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала и общей культуры?
Задания к семинарскому занятию
3. Расскажите о реабилитации в комплексе территориальных служб подростков, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. 4. Проведите деловую игру: «Консультация по телефону доверия». 5. Составьте план одного заседания клуба общения.
Вопросы для самоконтроля
1 . Кто имеет право обращаться в службы? 2. Как службы могут помочь ребенку адаптироваться в социуме при резкой смене социальной среды? 3. Проанализируйте структуру деятельности комплекса служб социальной помощи. 4. По каким направлениям могут осуществляться виды деятельности пресс-центра? 5. Каким образом службы отстаивают и защищают права детей-инвалидов?
Проблемные вопросы и задания
1. Как служба «Телефон доверия» помогает абонентам актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния? 2. Докажите, что Детский орден милосердия -это создание стабилизированной социальной среды для определенного контингента детей.
Задания по УИРС, НИРС
1. Методом индивидуальных бесед с социальным педагогом и психологом службы «Телефон доверия» выясните основные причины звонков клиентов, проанализируйте возможные варианты помощи абонентам. 2. Подготовьте выступление на тему «Анализ причин и источников повышенного социально-психического напряжения детей и подростков, их родителей», исходя из материалов, полученных в Городском Центре социально-психологической помощи детям и подросткам.
Рекомендуемая литература
1. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986. 2. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1991. 3. Григорьев А.Д. Становление и развитие социальной работы на Беларуси. - Минск, 2000. 4. Кабуш В .Т. Система гуманистического воспитания школьников. - Минск, 2000. 5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. 6. Социальная работа с детьми и семьей. - Минск, 2000. 7. Фоменок Г.А. Организация работы социального приюта в составе социально-педагогических центров // Сацыяльна-педагагшная работа. - 2003. - № 3. - С. 96-104. 8. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996.
Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с. |