Программа учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков)
1. Вид практики, направленность (тип), способ и форы ее проведения
1.1. Вид практики: учебная 1.2. Тип практики: по получению первичных профессиональных умений и навыков. 1.3. Способ проведения - стационарная/выездная, дискретная. 1.4. Форма проведения: получение первичных профессиональных умений и навыков при организации оздоровительно-досуговой деятельности детей в летний период.
Практика носит учебный характер и включает следующие виды деятельности студентов:
включение в педагогическую деятельность по реализации утвержденного плана учебно-воспитательной работы лагеря, отряда, смены, объединения; - организация жизнедеятельности детей, проведение разнообразных воспитательных дел, включая общелагерные; - изучение психолого-педагогических особенностей детей и создание условий для формирования детского коллектива; - налаживание контактов с родителями, использование различных форм взаимодействия в воспитании ребенка; - знакомство с основными документами нормативно-правового и локального характера (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка и др.) по вопросам образования и воспитания детей и руководство ими в процессе практической деятельности. В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра и представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на получение первичных профессиональных умений и навыков. Цели учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков): - ознакомление с важнейшими видами практической психолого- педагогической и социально-педагогической, воспитательной, оздоровительно-досуговой и творческой деятельности с детьми в условиях временного летнего загородного, пришкольного, профильного лагеря, смены, площадки; - обеспечение соединения теории и методики воспитания с опытом организации оздоровительно-досуговой деятельности детей, формирование умения проектировать и реализовывать воспитательный процесс в летний оздоровительный период, осуществлять руководство временным детским коллективом. Задачи: - ознакомление с условиями деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) или пришкольной площадки, материальным обеспечением педагогического процесса в летний оздоровительный период; - ознакомление с системой планирования и организации педагогической деятельности, особенностями работы педагогического совета в летний оздоровительный период; - овладение умениями и навыками воспитательной деятельности вожатого, воспитателя, руководителя кружка, студии, секции в условиях ДОЛ или пришкольной площадки; - овладение методикой организации воспитательной, оздоровительно- досуговой и творческой деятельности детей разных возрастных групп во временном детском коллективе в процессе самостоятельной работы в условиях ДОЛ, пришкольной площадки; - овладение технологией подготовки и проведения отрядных дел, занятий по дополнительному образованию, индивидуальных бесед с родителями; - осуществление культурно-просветительной деятельности в различных её формах.
2. Перечень планируемых результатов обучения при прихождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
С учетом специфики ОП по профилю «Начальное образование» в ходе учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) студент приобретает опыт осуществления педагогической профессиональной деятельности, предусмотренной ФГОС ВО, а также опыт решения следующих профессиональных задач педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. В ходе практики студент продолжает овладевать следующими компетенциями: ОПК-1 - готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; ОПК-4 - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру; ГЖ-3 - способностью руководить исследовательской работой обучающихся; ПК-5 - способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; ГЖ-6 - готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; ПК-7 - способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии.
3. Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) входит в раздел «Б.2. Учебная и производственная практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Для успешного прохождения студентами данного вида практики используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин основной, базовой и вариативной части программы, таких как «Психология», «Педагогика», «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Организация досуговой деятельности в начальной школе» и др. Прохождение практики является необходимой основой для последующего изучения курсов «Методика воспитания младших школьников», «Управление образовательными системами», курсов по выбору, других видов производственной практики. Знания и умения, формируемые в процессе прохождения практики, будут использоваться в дальнейшем при освоении профессии учителя.
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в зачетных неделях либо в академических или астрономических часах
Общая трудоемкость учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) составляет 6 зачетных единиц (216 часов) и длится 4 недели.
5. Содержание практики
№ п/ п
|
Разделы (этапы) практики
|
Недели
|
Общая трудоемкость
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
|
Формы текущего контроля
|
зачетные единицы
|
часы
|
1
|
Подготови- тельный этап
|
За один-два месяца до начала практики
|
0,5
|
18 часов
|
Учеба по программе «Школа подготовки вожатых». Подготовка учебно-методических материалов по организации и проведению воспитательной работы в условиях временного детского коллектива
|
Зачет по результатам освоения программы
|
Организа- ционное собрание
|
0,05
|
2 часа
|
Знакомство с программой практики, получение устных рекомендаций руководителя практики, прохождение инструктажа по технике безопасности при работе в летний оздоровительный период
|
Индивидуальное задание на практику; дневник практиканта; путевка; договор на практику; рабочий график проведения практики в профильной организации
|
2
|
Производствен-ный этап
|
1-3 недели
|
3,95
|
142 часа
|
Организация педагогического процесса по выполнению воспитательной работы с детьми в условиях временного детского коллектива
|
Дневник
|
0,5
|
18 часов
|
Сбор, обработка и анализ информации по реализации
|
|
|
|
|
|
|
программы практики
|
|
3
|
Обработка и анализ полученной информации
|
4-я неделя
|
0,5
|
18 часов
|
Обработка и оформление результатов практики, подготовка отчетной документации по практике
|
Письменный отчет
|
4
|
Подготовка отчета по практике
|
Сентябрь
|
0,5
|
18 часов
|
Представление отчетной документации руководителю практики, участие в итоговой конференции
|
Выступление на итоговой конференции
|
Итого
|
6
|
216
|
|
|
6. Формы отчетности по практике
В период прохождения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) руководителем практики от кафедры проводятся консультации для студентов как на базе практики, так и по электронной почте или сотовому телефону. Текущий контроль осуществляется в форме посещения базы практики и общения руководителя практики от кафедры с руководителями баз практик. Промежуточный контроль по выполнению программы производственной практики с выставлением оценочных баллов в ведомости и зачетной книжке студента проводится на итоговой конференции. За неделю до конференции студент представляет на кафедру следующую ОТЧЕТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ: 1) индивидуальное задание на практику, согласованное двумя руководителями; 2) рабочий график (план) проведения практики в профильной организации, согласованный двумя руководителями; 3) дневник вожатого (Приложение 1); 4) аналитический отчет по итогам практики; 5) характеристика руководителя практики от организации с рекомендуемой отметкой; 6) самоанализ одного из воспитательных дел с приложением сценария и плана подготовки; 7) материалы научно-исследовательской работы (психолого- педагогическая характеристика на воспитанника); 8) портфолио. Защита отчета по практике организуется в процессе итоговой конференции по практике, которая проводится не позднее, чем через 10 дней после ее окончания и на которой присутствуют студенты, групповые руководители практикой, преподаватели выпускающей кафедры.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код и формулировка компетенции |
Этапы формирования компетенции
|
ОПК-1 -готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
|
Знает
|
роль педагога в обществе и государстве, его значение для развития, воспитания и обучения подрастающих поколений; специфику педагогической деятельности, ее структуру, принципы и методы
|
Умеет
|
осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в интересах человека, общества, государства
|
Владеет
|
потребностью в осуществлении профессионально-педагогической деятельности
|
ОПК-4 - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
|
Знает
|
нормативно-правовые акты, применяемые в сфере образования, «Закон об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты педагога, основные положения международных правовых документов в сфере образования, механизмы их применения
|
Умеет
|
оперативно находить нужную информацию в нормативно-правовых актах, рекомендательных документах, грамотно ее использовать, анализировать конкретные ситуации, используя документы, принимать решения при возникновении спорных ситуаций
|
Владеет
|
навыками применения правовых знаний в профессиональной деятельности
|
ПК-3 - способностью руководить исследовательской работой обучающихся
|
Знает
|
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
|
Умеет
|
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
|
Владеет
|
способами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
|
ПК-5-способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-
|
Знает
|
сущность процессов социализации и профессионального самоопределения; специфику осуществления педагогического сопровождения в условиях образовательной организации
|
Умеет
|
осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального
|
исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
|
|
самоопределения обучающихся на различных уровнях общего образования
|
Владеет
|
методами и средствами осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся в условиях общеобразовательной организации
|
ПК-6 - готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
|
Знает
|
способы организации сотрудничества и взаимодействия участников образовательного процесса, основные методы сплочения коллектива
|
Умеет
|
осуществлять организацию сотрудничества и взаимодействия обучающихся; самостоятельно оценивать эффективность собственной педагогической деятельности с точки зрения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса
|
Владеет
|
способами взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса
|
ПК-7 - способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
|
Знает
|
психолого-педагогические основы общения и сотрудничества; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения
|
Умеет
|
организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся
|
Владеет
|
способами организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; традиционными методами осуществления организации сотрудничества и взаимодействия обучающихся; методиками стимуляции активности и инициативности; методиками выявления и развития творческих способностей обучающихся
|
7.2. Показатели и критерии оценования компетенций на различных этапах их формирования, шкалы оценивания
№
|
Результат (освоенные компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы текущего контроля
|
|
ОПК-1
|
Знает роль педагога в обществе и государстве, его значение для развития, воспитания и обучения подрастающих поколений; специфику педагогической деятельности, ее структуру, принципы и методы. Умеет осуществлять профессионально-
|
участие в итоговой конференции с результатами своей профессиональной деятельности
|
|
|
педагогическую деятельность в интересах человека, общества, государства. Владеет потребностью в осуществлении профессионально-педагогической деятельности
|
|
2
|
ОПК-4
|
Знает нормативно-правовые акты, применяемые в сфере образования, «Закон об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты педагога, основные положения международных правовых документов в сфере образования, механизмы их применения. Умеет оперативно находить нужную информацию в нормативно-правовых актах, рекомендательных документах, грамотно ее использовать, анализировать конкретные ситуации, используя документы, принимать решения при возникновении спорных ситуаций. Владеет навыками применения правовых знаний в профессиональной деятельности
|
- составление психолого- педагогического заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) о проблемах личностного и социального развития обучающихся; - оформление протоколов психолого- педагогической диагностики, заключения и отчета по результатам практики
|
3
|
ПК-3
|
Знает задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Умеет решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Владеет способами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
|
- конспект воспитательного мероприятия; - портфолио студента- практиканта
|
4
|
ПК-5
|
Знает сущность процессов социализации и профессионального самоопределения; специфику осуществления педагогического сопровождения в условиях образовательной организации. Умеет осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и
|
- конспект воспитательного мероприятия; ~ дневник вожатого
|
|
|
профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях общего образования. Владеет методами и средствами осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся в условиях общеобразовательной организации
|
|
5
|
ПК-6
|
Знает способы организации сотрудничества и взаимодействия участников образовательного процесса, основные методы сплочения коллектива. Умеет осуществлять организацию сотрудничества и взаимодействия обучающихся; самостоятельно оценивать эффективность собственной педагогической деятельности с точки зрения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владеет способами взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса
|
- конспект воспитательного мероприятия; - портфолио студента- практиканта; - дневник вожатого
|
6
|
ПК-7
|
Знает психолого-педагогические основы общения и сотрудничества; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения. Умеет организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Владеет способами организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; традиционными методами осуществления организации сотрудничества и взаимодействия обучающихся; методиками стимуляции активности и инициативности; методиками выявления и развития творческих способностей обучающихся
|
конспект воспитательного мероприятия; -портфолио студента-практиканта; - дневник вожатого
|
По итогам учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков выставляется дифференцированный зачет по балльной системе:
№
|
Оцениваемый вид деятельности
|
Кол-во баллов
|
1
|
Аналитический отчет по итогам производственной летней педагогической практики
|
0-15 баллов
|
2
|
Характеристика на студента о прохождении производственной летней педагогической практики
|
0-10 баллов
|
3
|
Дневник
|
0-20 баллов
|
4
|
Воспитательное мероприятие (зачетное)
|
0-15 баллов
|
5
|
Портфолио студента-практиканта
|
0-20 баллов
|
6
|
Материалы научно-исследовательской работы (психолого-педагогическая характеристика на воспитанника или отряд)
|
0-15 баллов
|
7
|
Участие в итоговой конференции
|
0-5 баллов
|
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и(или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Памятка по составлению аналитического отчета об учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков 1. Выполнение индивидуального плана педагогической практики. Что не проведено? Почему? Что проведено помимо запланированной работы? 2. Какие личные цели ставили Вы перед собой в период практики? Сумели ли их реализовать? 3. Какие документы, регламентирующие деятельность вожатого (воспитателя), были изучены, проанализированы? На что особо обратили внимание в процессе анализа? Почему? 4. Испытывали ли Вы затруднения в процессе планирования воспитательно-оздоровительной работы? Сформулируйте свои затруднения. Как Вы их преодолевали? 5. Какие виды деятельности наблюдали у более опытных коллег, сокурсников? Цели, которые преследовались при наблюдении. Основные выводы, сделанные в процессе анализа посещенных видов деятельности. 6. Какие методы и методики были использованы Вами в процессе изучения личности воспитанника? Чем был обоснован выбор данных методов и методик? Что в процессе изучения личности Вам удавалось в большей степени? Какие ошибки Вами допускались? В чем причины допущенных ошибок? Какие меры вы предпринимали, чтобы устранить эти ошибки? 7. Какие воспитательные мероприятия были Вами проведены? Каковы их цели? Сумели ли Вы решить поставленные цели и задачи? Если нет, то почему? 8. Проводилась ли Вами работа по изготовлению наглядных дидактических пособий? Каких? Были ли они использованы в педагогическом процессе? Каковы результаты использования? 9. Какие умения и навыки приобрели на педагогической практике? Благодаря чему? 10. Как складывались Ваши взаимоотношения с учащимися (воспитанниками) и педагогическим коллективом? Удалось ли Вам установить контакт, добиться взаимопонимания? Каким образом? Были ли на практике конфликтные ситуации? Как Вы их разрешали? 11. Что в процессе практики доставило наибольшее удовольствие? Почему? 12. С какими проблемами, трудностями столкнулись? Удалось ли Вам с ними справиться? С чьей помощью? Если нет, то что помешало это сделать? 13. Ваши общие впечатления о педагогической практике. Степень удовлетворенности ее ходом и результатами. Ее значение в Вашем становлении как учителя начальных классов. 14. Ваши замечания, советы, рекомендации по организации и проведению педагогической практики.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности
ХАРАКТЕРИСТИКА воспитанника
(фамилия, имя) 1. Общие сведения о воспитаннике. - Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие возрастным особенностям. - Краткий словесный портрет (описание внешности). - Условия семейного воспитания ученика: состав и социальное положение семьи, ее культурно-бытовые условия; устойчивость семьи (если ссорятся, то каковы главные причины ссор, главный источник конфликтов, главная конфликтующая сторона). - Положение ученика в семье, отношение семьи к нему, наличие режима, контроля, забота о воспитании ребенка; кто из членов семьи систематически занимается его воспитанием, характер распоряжений, отдаваемых ученику (тон, количество), соотношение запретов и разрешающих действий, характер и количество наказаний, применяемых к ученику. - Кто из семьи и почему пользуется у ученика большим, а кто наименьшим авторитетом и влиянием? Что в современном состоянии семьи, учитывая положение учащегося в ней, является наиболее благоприятным для него или травмирующим? - Какие психические травмы и в каком возрасте перенес ученик, какое влияние они оказали на его развитие? 2. Особенности общих свойств и качеств личности воспитанника. - Направленность личности (личная, общественная, деловая), интересы, их виды, глубина, широта, устойчивость и действенность. - Профессиональные интересы и намерения ученика, мечты и идеалы (любимые герои кино, литературы, конкретные живые люди), взгляды, убеждения, единство сознания и поведения. - Нравственная воспитанность ученика. Уровень сформированности моральных качеств: принципиальности, патриотизма, чуткости, ответственности, стремления к новому, оптимизма и др. Проявление отрицательных качеств: эгоизма, грубости, жадности, агрессивности и др. - Уровень притязаний. Характерная оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, товарищей, отношение к самовоспитанию в различных видах деятельности. - Тип нервной системы и темперамент. Черты силы - слабости, уравновешенности - неуравновешенности, подвижности - инертности, лабильности, динамичности нервных процессов. Проявление свойств темперамента: сензитивность, активность, реактивность, экстравертированность и т.д. - Характер. Черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, к общественным обязанностям, к труду: прилежание, добросовестность, исполнительность, чувство долга и т.д. - Черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам и окружающим людям: доброта, чуткость, отзывчивость, общительность, внушаемость и т.д. - Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, скромность, застенчивость, гордость, тщеславие и т.д. - Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, небрежность и т.д. - Способности. Наиболее выделяющиеся способности ученика: математические, литературные, музыкальные, организаторские и т.д. III Особенности психических процессов и их соответствие возрасту. Отсутствие отклонений в зрительных, слуховых и других восприятиях. Скорость и точность зрительных восприятий. Устойчивость внимания при его длительном напряжении, способность к распределению и переключению его. Степень отвлекаемости ее причины. Наблюдательность. Психомоторные особенности. Типичный темп работы и возможности его ускорения. Богатство двигательных навыков, легкость их усвоения. Устойчивость навыков. Особенности памяти. Продуктивность механической и смысловой памяти. Преобладающий способ запоминания. Тип памяти. Особенности мышления. Степень развития абстрактного мышления, сообразительности, любознательности и любопытства, творческого мышления, критичности, самостоятельности, гибкости, глубины мышления. Особенности воображения. Степень развития устной и письменной речи. Богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи. Эмоционально-волевые особенности. Преобладающее настроение ученика. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний, степень эмоциональной возбудимости: вспыльчивость, раздражительность, впечатлительность. Умение сдерживать эмоциональные переживания, изменять их в напряженной обстановке, при неудачах. Уровень развития волевых качеств: целеустремленности, терпеливости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки и самообладания. Проявление страха и бесстрашия. Степень проявления напряженности и растерянности. IV. Общая характеристрка деятельности, взаимоотношение ученика с группой. 1. Позигщя воспитанника в коллективе. - Роль и место коллектива в жизни ученика. - Пользуется ли авторитетом, имеет ли друзей в группе? Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль? Общительность и понимание других людей. Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе: списыванию, подсказыванию, круговой поруке и т.д. Отношение к выполняемым поручениям. Входит ли в состав актива группы? 2. Другие виды деятельности. - Увлечения технической деятельностью, спортом, искусством; игры и развлечения. Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни воспитанника. - Есть ли друзья по месту жительства, что в них привлекает ученика, что объединяет? 3. Основные педагогические задачи в воспитании и пути их решения. 7.4. Методические материалы, лпределяющию процедуры оцениванив знаний, умений, навыков Аналитический отчет по итогам учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков. Критерии оценивания: • Полнота (разносторонний анализ деятельности студентов в период прохождения практики в детском оздоровительном лагере (0-5 баллов); • Умение аналитически оценивать собственную деятельность (0-4 балла); • Наличие предложений по усовершенствованию процесса воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря (0-3 баллов); • Наличие предложений по содержанию и механизму организации прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков студентами факультета (0-3 балла). Максимальное количество баллов -15. Характеристика на студента о прохождении практики. Критерии оценивания: • Отметка «отлично» - 10 баллов; • Отметка «хорошо» - 7 баллов; • Отметка «удовлетворительно» - 5 баллов. Максимальное количество баллов - 10. Дневник. Критерии оценивания: • Регулярность и систематичность заполнения дневника (0-5 баллов); • Содержательность (0-5 баллов); • Наличие анализа каждого рабочего дня (0-5 баллов); • Построение работы на диагностической основе (осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку) (0-5 баллов). Максимальное количество баллов - 20. Воспитательное мероприятие (зачетное). Критерии оценивания: • Соответствие содержания воспитательного мероприятия его целям и задачам (0-5 баллов); • Самостоятельность, творчество студента в процессе разработки воспитательного мероприятия (0-5 баллов); • Максимальная вовлеченность воспитанников в коллективное творческое дело (указать, какие задания были предложены микрогруппам в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия) (0-5 баллов). Максимальное количество баллов - 15. Портфолио студента-практиканта. Критерии оценивания: • Содержание портфолио: материалы, подтверждающие полноту содержания профессиональной деятельности студента, представленные в дневнике и в плане работы; результативность (благодарность, отзывы администрации, отзывы родителей, грамоты и т.д.). Максимальное количество баллов - 20. Материалы научно-исследовательской работы (психолого- педагогическая характеристика на воспитанника или отряд). Критерии оценивания: • Использование разнообразных исследовательских методик (наблюдение, анкетирование, беседа и др.) (0-5 баллов); • Прогностичность (рекомендации для дальнейшего педагогического сопровождения ребенка взрослым) (0-5 баллов); • Полнота раскрытия основных пунктов психолого-педагогической характеристики воспитанника, отряда (0-5 баллов). Максимальное количество баллов - 15. Участие в итоговой конференции. Критерии оценивания: • Устное выступление по определенной теме (0-3 балла); • Графическое представление результатов практики (плакат, стенгазета) (0-2 балла). • Максимальное количество баллов - 5. Система перевода баллов в отметки: 86-100-отлично 71-85 -хорошо 55-70 - удовлетворительно 35-54 - допуск к итоговой аттестации меньше 35 - неудовлетворительно. Примечание. Если сумма набранных баллов составляет менее 35 баллов, выставляется неудовлетворительная отметка в ведомость. И решается вопрос об отчислении студента или повторном прохождении практики.
8. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики
Основная литература 1. Приказ Минобразования РФ от 13,07.2001 N 2688 (ред. от 28.06.2002) «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» [Электронный ресурс]: Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс». 2. Кульневич, СВ. Воспитательная работа в современной школе: воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов вузов, слушателей ИПК / СВ. Кульневич, Т.П. Лакоценина.— Ростов н/Д: Учитель, 2000. - 192 с. Дополнительная литература 1. Каникулы: игра, воспитание: о педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / под ред. О. С. Газмана. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с. 2. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02.- Педагогика) / А.П. Панфилова; под ред. В.А. Сластенина; И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 368 с. 3. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02.- Педагогика) / А.П. Панфилова; под ред. В.А. Сластенина; И.А. Колесниковой . - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
9. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
В период учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков активно используются технологии исследовательской деятельности, связанные с самостоятельным пополнением знаний, выполнением исследовательских заданий; проектные, связанные с участием студентов в реальном педагогическом процессе, информационно-коммуникационные технологии, в том числе доступ в Интернет; игровые технологии.
10. Материально-техническая база, необходимая для проведения практики
Базами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков могут быть государственные, муниципальные, негосударственные образовательные, социальные, оздоровительные учреждения, организации: загородные летние детские лагеря, городские пришкольные площадки дневного пребывания, санаторно-оздоровительные группы, профильные отряды. Закрепленные базы практики должны обладать необходимым кадровым потенциалом, материально-техническим обеспечением.
11. Особенности организации и проведения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особенности организации и проведения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) отражены в Положении об организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в ТОГУ (Приказ №020/262 от 04.08.2015 г.). При определении мест учебной практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отражённые в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учётом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций. Источник: Митина, Г. В. Организация учебной и производственной практик при подготовке педагогов начального общего образования: учеб.-метод, пособие / Г. В. Митина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017.-128 с. |