Психология семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
( лекция)

Семья ячейка, малая социальная группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По данным переписи населения 88,4 процента всего населения живут в семьях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.

1. ФУНКЦИИ:
Функции семьи сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов.

Воспитательная в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (пище, жилище и т.п.) содействует сохранению здоровья. В ходе выполнения семьей этих функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная удовлетворение потребностей в симпатии, любви, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, сохранение психического здоровья.
Функция духовного, культурного удовлетворения удовлетворение потребностей в организованном, совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении,
Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может в полной мере обслуживать себя, самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. С ухудшением экономического состояния государства эта функция приобретает определяющее значению по отношению к таким членам семьи.
Сексуально-эротическая удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Обеспечивает биологическое воспроизведение потомства.

Современная семья в большей степени чем советская выполняет
функцию приумножения и передачи собственности по наследству.
На разных этапах жизнедеятельности семьи актуализированы те или иные функции. В случае нарушения функций нарушается жизнедеятельность и семья переход в категорию конфликтных.

2. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Структура семьи это число, состав и совокупность взаимоотношений между ее членами.
§ Полная неполная
§ Количество детей,
§ Сколько поколений проживает вместе
§ Имеются ли родственники 1 рода вовне (бабушки и дедушки совместно проживающие)

Анализ структуры отвечает на такие вопросы каким образом в семье реализуются те или иные функции кто осуществляет руководство, кто выполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Варианты: руководство в руках одного члена семьи, равное участие. Обязанности в руках одного члена или распределены обязанности.
Семья чаще всего ориентировано на равноправное распределение
обязанностей, а так же равное участие ее членов в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи это такие особенности которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Так, например если на одного члена семьи ложатся все хозяйственно-бытовые обязанности это может выступить в качестве нарушении структуры взаимоотношений, поскольку препятствует выполнению удовлетворения других потребностей из-за утраты физических сил и неравномерного распределения времени.

3. ДИНАМИКА СЕМЬИ

Э. К. Васильева выделяет 5 жизненных стадий семейного цикла:
1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с момента на
чала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента , когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями или хотя бы один ребенок не имеет семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми имеющими собственные семьи.
2 и 3 стадии несколько искусственны, поскольку не вносят качественного изменения в жизнедеятельность семьи.

4. Образ жизни семьи
5. Семейная идеология или образ мысли семьи Это понятие шире
«ценностных ориентаций». Что в семье позволительно, что нет.

НОРМАЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ СЕМЬИ, НОРМАЛЬНОЕ СУПРУЖЕСТВО
Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, в следствии чего выполняется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. А. Н. Обозова считает что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Семьи, согласно теории семейной системной психотерапии, выполняют свои функции с помощью определенных механизмов, структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи что, как когда и в какой последовательности они должны делать вступая во взаимоотношения друг с другом. Повторяющиеся взаимодействия устанавливают определенные стандарты, а стандарты устанавливают с кем и когда вступать во взаимодействие. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит альтернативный характер. Если потребности семьи в рамках сложившейся структуры не могут быть удовлетворены, то предпринимаются усилия для поиска альтернативных вариантов выполнения ролей.
В нормально функционирующих семьях отмечается тенденция повышения аффекта в межличностных отношениях (большая эмоциональность), большая спонтанность, члены семьи охотно делятся информацией, не формируют роли "козлов отпущения". Нормально функционирующая семья – та функции которой соответствуют нормам самой семьи и нормам общества.
Известный специалист Вирджиния Сатир так характеризует здоровую (зрелую) семью: Для атмосферы зрелых семей характерна естественность, честность, любовь.
Внешнее проявление: из движения свободны, выражение лица умиротворенное, они смотрят друг на друга а не сквозь, и не на пол. Они искренни в отношениях друг с другом. Дети выглядят непосредственными и дружелюбными, и все члены семьи относятся к друг другу с уважением, как к полноценным личностям. Каждый член семьи знает, что он может быть услышанным. Если в семье сейчас не до того, он знает, что это изза нехватке времени, а не в недостатке любви. Члены семьи чувствуют себя в ней настолько свободно, что не стесняются говорить о своих чувствах. Как поступают в проблемной и зрелой семье , если ребенок разбил чашку?
Зр.: "Джонни , ты разбил чашку. Ты не порезался? Сам все уберешь, возьми веник и тряпку, вытри лужу и вынеси осколки! Я дам тебе стакан". Позже родители как он держит чашку, научат рациональному пользованию ею.
В проблемной: получасовая лекция, шлепки, слезы, уединение в комнате. В зрелой семье родители лидеры, вдохновители, но лидеры авторитеты.
В зрелой семье знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителями возникло непонимание, что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родителя знают, что если у тебя высокая самооценка, только тогда ты сможешь успешно научиться чему-нибудь. На поведение детей реагируют так, что бы можно было не унизить их достоинство

 

МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

В результате исследования мотивов вступления в брак дисфункциональных семей удалось выявить следующие: бегство от родителей, мотив долженствования (из чувства долга), одиночество, следование традиции (инициатива родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив бегства от родителей пассивный протест против власти родителей.
Долженствование беременность партнерши или чувство вины, которое сопровождало половую близость.
Одиночество встречается у людей переехавших на новое место жительства, у возрастных, одиночество часто является следствие экзистенциональной пустоты.

Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались следующие проблемы:
1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж и жена будут напоминать отца или мать.
2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо того, чтобы чтото самостоятельно решать, обращались за помощью к родителям.
3. Утрата иллюзий (синдром утопий Ледерер, Джексон). Супруги считали, что женились по любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывались важнее реальных сексуальных отношений(проблема пациентов с истерическими расстройствами)
4. Переживание растерянности Почему мы живем вместе ? Потому что хотим этого или потому что обязаны.
5. Супружеская измена и угроза развода один из наиболее частых
поводов обращения к психотерапевту.
6. Гражданский брак или попытка избежать ответственности юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский брак или пробный. "Не обязательно покупать корову, чтоб пить молоко". Отказ от семьи как формы регуляции отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно Джей Хейли говорит, что наличие свекров и тестей отличают человека от животных: для многих важным в семейной жизни является связь поколений, соблюдения семейных традиций.
7. Среди представителей сексуальных меньшинств наоборот преобладают требования узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Выбор партнера
2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга сквозь розовые очки. Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Многие свойства супруга, которые в начале как бы не замечались воспринимаются гипертрофированно.
3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие кто и каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многие повторяемые правила становятся автоматическими. В результате некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся неэффективными.
4. Стабильность/изменяемость. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.
5. Фаза экзистенциональной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы решение вопроса о том, был ли брак подлинным и желанным и гармоничным или случайным.
Возрастные этапы вступления в ту или иную фазу могут быть разными. Это зависит и от традиций, религии, культуры.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В это период завершается ( если была добрачная связь) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация. Значительные усилия на данном этапе прилагаются для обзаведения совместным имуществом , жильем. Складываются отношения с родственниками. Этот период так же важен для осознания и демонстрации взаимной любви, так как после рождения детей времени у супругов на демонстрацию любви станет меньше. На этом этапе после первого года жизни приходится первый пик разводов. Причина: неподготовленность к супружеской жизни, бытовые условия, вмешательство родственников.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. В отличии от советской семьи, когда все можно было просчитать и предвидеть, зная долю ответственности которую брало на себя государство: низкую но регулярную зарплату, пенсию, дома отдыха, пионерские лагеря бесплатное здравоохранение и образование , у современной семьи данный этап происходит более психологически травматично, в ситуации отсутствия уверенности в завтрашнем дне. В АиФе рассказывалось о парадоксальной ситуации, когда "новые русские", обучающие своих детей в западных европейских университетах хотят платить за весь срок обучения, что совершенно непонятно европейцам. В то время как наши соотечественники, обладающие сегодня солидным капиталом, хотят быть уверены что дети образование не получат вне зависимости от их места жизни или состояния. Основная задача семьи
на данном этапе воспитательная функция. Типичное семейное состояние женщины по хозяйству ( если это не деловые дамы) , мужчины в поисках заработка. Этап длительный, для него характерны различные семейные нарушение, также в этот период снижается удовлетворение семейной жизнью и одновременно учитывая общий быт, детей состояние сознание несвободы.
К основным источникам нарушения жизнедеятельности семьи относятся:
§ перегрузка супругов,
§ перенапряжение из сил ( дети, карьера, необходимость крупных материальных вложений). Необходимость перестройки духовных и
эмоциональных отношений. В этот период уходит острота любви, ситуация привыкания. Именно в этот период наблюдается наибольшее количество измен супружеских, сексуальной дисгармонии.

Завершающие этап жизнедеятельности семьи. Семья прекращает воспитательную функцию. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает восстановительную функцию семьи, отдых приобретает все более важно значение. Актуализируются проблемы здоровья. Появляются новые роли бабушек и дедушек. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей актуализируют проблемы в признании, любви и уважении, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особо видную роль.

НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с проблемами и жизненными трудностями: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социал. кризисы и т.п.)
Психологи выделяют две категории трудностей с которыми сталкивается семьи:
§ нормативные стрессоры: трудности встречающиеся в обычных
условиях кризисные этапы семьи, связанные через различные этапы прохождения жизненного цикла, а также возникающих когда что-то нарушает обычную жизнь семьи (иллюзии, длительные разлуки смерть, развод) и связанные с социальными факторами (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия). Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям: нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; а с другой умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, возрастание сопротивление трудностям.
Как уже отмечалось выше, нормативные стрессоры переживают все семьи. На первом этапе жизни сложности взаимного приспособления, конфликты возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы;
на втором этапе задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого хозяйства. Сочетание трудностей приводит к семейным кризисам.
По мнению чешских ученых (Plzack 1973, Kratochvil 1985) описали
два критических периода жизни семьи.
Первый из них наблюдается между 3 и 7 годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4 и 6 года ми.
Второй кризис назревает между 17 и 25 годами.
В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности, Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, и как результат увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения. во втором случае нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущения пустоты жизни.
Выявление кризисных периодов жизни семьи может иметь немаловажное значение в преодолении кризисных проявлений.
Трудности, обуславливаемые неблагоприятными вариантами жизненного цикла (развод, смерть, внебрачный ребенок, длительная разлука). Признаки нарушения: функциональная пустота, т.е. ситуации когда одна из ролей необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется, а также трудности адаптации к самому факту.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.