На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Подготовка молодежи к браку и семейной жизни как социально-психологическая проблема
Подготовка молодежи к браку и семейной жизни как социально-психологическая проблема
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

2.1. Подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям: сущность, содержание

Важнейшим аспектом нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодежи к семейной жизни. Существует настоятельная необходимость формирования у молодежи системы представлений о нравственно-психологических основах семьи и брака, регуляции поведения в брачно-семейных отношениях.
Подготовка к семейной жизни в широком смысле этого слова предполагает решение ряда задач, большинство из которых непосредственно связано или пересекается с задачами общевоспитательной работы по формированию личности. Основы нравственного формирования личности создают фундамент, на котором строится более узкая, специальная подготовка молодёжи к семейной жизни.

 

Поэтому одной из главных задач подготовки подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям является формирование личности будущего семьянина. Основное внимание уделяется формированию нравственного сознания, развитию нравственных качеств, привычек, воспитанию единства нравственного сознания, поведения и чувств молодёжи, повышению нравственного уровня молодёжи. В более узком смысле речь идёт о том, что для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей молодые люди должны получить определённые знания, умения и навыки в области семейной жизни.
Важная задача подготовки к семейной жизни - формирование у юношей и девушек адекватных установок в области семейно-брачных отношений. Для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей у молодого человека должна быть сформирована система позитивных установок, направленных на создание прочной, счастливой семьи и ответственное выполнение семейных функций (репродуктивной,
воспитательной, экономической и др.). Необходимо в целом утвердить потребность человека в семье, веру в её необходимость и святость; осознание человеком ценности семьи, её роли в обществе и значения для развития личности; формирование и корректировку идеала семейной жизни; сформировать психологическую готовность иметь детей и стремление их правильно воспитать.
Особую задачу в подготовке молодежи к семейной жизни составляет формирование мотивации брака, психологической готовности к
сознательному выбору спутника жизни, уточнению их личностной притягательности. При этом важно обеспечить достаточное информирование, усвоение необходимых сведений в этой области, а также выявление уже существующих представлений о любви, браке, семье, психосексуальные установки, ценностные ориентации современных юношей и девушек.
Одним из направлений подготовки молодежи к семейной жизни выступают также информирование о функциях современной семьи, особенностях становления молодой семьи, формирование ориентировочной основы, практических навыков регуляции, гармонизации семейно-брачных отношений, овладение приемами предотвращения деструктивных конфликтов в общении.
В широком плане цель подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, способного к успешному построению брачно-семейных отношений и их гармонизации, обеспечению устойчивости брака, к выработке установок на ответственное супружество и родительство. Все это предполагает не только достаточное информирование молодежи о важнейших сторонах семейной жизни, но и создание соответствующих смысловых установок, практических навыков общения с людьми противоположного пола, осуществление половой социализации.
Одной из сторон качественной подготовки будущих семьянинов является степень информированности о будущей семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов (Е.Я. Сычева, 1989):
1) хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);
2) социальная самостоятельность - предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;
3) социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям - заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);
4) сексуальная воспитанность - наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;
5) нравственно-психологическая готовность к семейной жизни - заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.).
Среди задач подготовки к семейной жизни в узком смысле слова большинство исследователей называют: формирование правильных
представлений о браке и семейной жизни, обеспечение знакомства учащихся с особенностями психологии представителей противоположного пола, получение определённых знаний о взаимоотношениях представителей различного пола, получение определенных знаний о моральных нормах, регулирующих эти взаимоотношения, корректировку их общения, получение определённых знаний об основах семейной жизни, ведении домашнего хозяйства и т.п., умений и навыков, необходимых в организации семейной жизни.
Наиболее широкий анализ необходимых компонентов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни представлен в исследовании И.В.Гребенникова (1991), который выделяет следующие аспекты такой работы:
1) общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные о социальных ролях супругов и родителей;
2) этический, включающий воспитание в первую очередь таких нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола; дружбы; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; осознание моральных основ брачно-семейных отношений; любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьёй, детьми; культуры интимных чувств; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери;
3) правовой: ознакомление с основами законодательства о браке и семье; важнейшими положениями семейного права; обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;
4) психологический: формирование понятий о личности как уровне развития индивида; особенностях психологии межличностных отношений юношества; психологических основах брака и семейной жизни, умение понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения и др.;
5) физиолого-гигиенический, включающий знание физиологических особенностей мужского и женского организмов; вопросов личной гигиены и др.;
6) педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, путях повышения педагогической культуры родителей, вооружение молодёжи конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей;
7) эстетический, включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности;
8) хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т.д.
Для вступления в брак и создания гармоничных семейно-брачных отношений большое значение имеет наличие у будущих супругов системы
определенных умений и навыков, необходимых в семейной жизни. Попытка классификации основных умений, важных для вступления в брак и организации семейной жизни, была предпринята в исследовании В.Барского (1983), который выделяет следующие группы умений и навыков:
• коммуникативные: устанавливать доброжелательные отношения с родителями мужа, жены, родственниками; выслушать супруга(у), чутко и тонко постигать внутренний мир супруга(и), другого близкого человека; предвидеть результат воздействия на взаимоотношения с супругом(ой); регулировать внутрисемейные отношения;
• организаторские: организовывать многообразные виды деятельности семьи; организовывать отдых семьи, развивать традиции семьи;
• прикладные: принимать гостей, организовывать интересную беседу за столом, оказать помощь в разных видах работы по дому;
• гностические: анализировать свои действия и качества личности, уметь их совершенствовать и перестраивать.
Конечным результатом подготовки к браку и семейной жизни является сформированность готовности к семейно-брачным отношениям. Готовность к организации в будущем самостоятельной семейной жизни - это готовность человека прежде всего к супружеским отношениям, так как несовершенство именно этих отношений в первую очередь дестабилизирует семью. Такая готовность обеспечивается при условии вооружения подрастающего поколения достаточными теоретическими сведениями о нравственных основах отношений между мужчинами и женщинами, а также при условии формирования опыта нравственных отношений между ними, практики нравственного поведения, межполового общения юношей и девушек (Ю.В.Флоровский, 1983; О.Р.Кунц, 1995).
Готовность личности к браку складывается из биологической, социальной и психологической зрелости человека. В частности, социальнопсихологическая, эмоциональная зрелость супругов включает в себя относительную материальную независимость от родительской семьи, свободу от родительского контроля, способность брать на себя семейные и супружеские роли и ответственность за сохранение семьи, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за последствия принимаемых решений, умение адаптироваться к супругу, умение говорить о значимых эмоциях и чувствах с супругом и контролировать их и т.п. (Н.В.Малярова, 1981).
Проблема готовности к созданию семьи занимает одно из значительных мест в исследованиях А.Н.Сизанова (1988), который выделяет следующие условия готовности к семейной жизни:
1) нравственная готовность: предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст, экономическая самостоятельность, здоровье);
2) мотивационная (включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за созданную семью, готовность к рождению и воспитанию детей);
3) психологическая (наличие навыков межличностного общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семью в частности, умение создать моральнопсихологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности);
4) педагогическая (наличие необходимых знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту, сексуальная воспитанность). По мнению А.Н.Сизанова, нравственно-психологическая готовность молодёжи к семейной жизни определяется её социально-психологическими характеристиками, школой первой любви, многими практическими умениями и навыками.
Наряду с созданием общих представлений о брачно-семейных отношениях в русле подготовки к созданию брака следует обеспечить формирование у ребенка системы представлений о себе как человеке определенного пола. Осознание своей половой принадлежности и усвоение соответствующих - мужской или женской - ролей является одним из важнейших стержней формирования личности. Поэтому необходимо формирование у детей эталона настоящего мужчины/настоящей женщины и потребности следовать ему для обеспечения нормальной и эффективной социализации личности (А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов, 1985).
По мнению физиологов Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана (1986; 1988), от своевременности и полноты процесса формирования психологических черт мужественности-женственности, постижения и интернализации половой роли зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе. Отсутствие целенаправленного формирования представлений о мужественности-женственности, представлений о мужчине как муже, отце и женщине как жене, матери может вести к неправильным, нереалистичным ожиданиям, установкам по отношению к своему будущему супругу.
Подготовка к семейной жизни фактически начинается с раннего возраста, когда ребенок в образах семейного и родительского поведения получает первые представления о половых ролях, отношениях мужчины и женщины. Уже на втором году жизни начинается супружеская и родительская социализация, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности. В два-три года ребенок обычно знает свой пол, начинает соотносить свое «Я» с представлениями о людях своего и противоположного пола. Маскулинное и фемининное поведение осуществляется прежде всего как супружеское и родительское в играх в «папу-маму», «дочки-матери». В три-пять лет в подобных детских играх уже отчетливо прослеживается копирование, имитация жизни собственной или других виденных ребенком семей. Организация сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола, является в этом возрасте формой подготовки к будущей семейной жизни, выполнению соответствующих полу социальных ролей.
В младшем школьном возрасте ребенок предпринимает попытки разобраться в семейной ситуации, оценить поведение родителей в целом и их отдельные поступки, т.е. у детей в этом возрасте могут складываться более или менее устойчивые представления, мнения, позиции по отношению к отцу и матери. При этом в случае каких-либо острых конфликтных ситуаций в семье у некоторых детей может сформироваться четко осознаваемое стремление «быть не таким» по отношению к одному из родителей или к обоим сразу. Кроме того, у некоторых детей наблюдается стремление к сближению с родителем одинакового с ними пола, если это желание не реализуется в условиях семьи, дети ищут сближения, дружбы со взрослыми своего пола вне семьи (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988).
В подростковом возрасте организация подготовки к семейной жизни приобретает особую остроту и актуальность. Главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Психическое развитие в этом возрасте имеет свои специфические особенности и сложности, обусловленные социальной ситуацией и половым созреванием подростка. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола - «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины» (Д.В.Колесов, Н.В.Сельверова, 1979). Однако половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности подростка, оно лишь влияет на его физическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, идеалов в этот период во многом определяется сформированными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. В подростковом и юношеском возрасте у человека складываются уже сравнительно прочные представления и навыки в общении с представителями другого пола, представления о своем будущем супруге, о себе, как мужчине или женщине, а также идеальные представления о мужественности-женственности (Т.И.Юферева, 1981; 1987).
Современные идеалы маскулинности и фемининности отличаются достаточной противоречивостью. Фактически происходит ломка традиционной системы полоролевых представлений и соответствующих культурных стереотипов. Жесткие нормативные представления уступают место идее некоего континуума маскулинно-фемининных свойств.
Изменение традиционных полоролевых представлений и стереотипов серьезно влияют на психику и поведение мужчин и женщин. Возникает проблема феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
В нашем обществе мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в широчайшем спектре принципиально сменяемых ролей. Противоречивость, неопределенность ролевых установок может проявляться, например, в том, что женщина ждет от мужчины рыцарского отношения в быту и в то же время не без успеха соперничает с мужчинами в общественнопроизводственной сфере. Это часто способствует возникновению общего психологического дискомфорта, повышенной тревожности. Поэтому психологическая гибкость, относительная свобода от жесткой половой типизации, овладение более широким поведенческим репертуаром являются несомненно адаптивнее, связаны с большим психологическим благополучием, нежели исключительная приверженность к традиционным полоролевым стереотипам.
Жесткая нормативность, поляризация деятельности и установок постепенно заменяются индивидуальной «вариабельностью», зависящей от половой принадлежности, но не сводимой только к ней (И.С.Кон, 1978; 1981; 1991).
Формирование у подрастающего поколения эталонов мужественности/женственности и оптимального отношения к противоположному полу является одним из ключевых моментов подготовки к семейной жизни. При организации воспитательной работы в этом направлении необходимо учитывать половозрастные особенности детей, динамику их психосексуального развития. Эти вопросы решаются в рамках полового воспитания и полового просвещения как составных частей общего нравственного воспитания личности.


2.2. Половое воспитание и половое просвещение


Проблемы полового воспитания решаются на стыке многих областей знания: сексологии, медицины, психологии, социологии, этнографии, этики, педагогики, биологии, физиологии и т.д. Половое воспитание в широком смысле означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида. В более узком смысле половое воспитание понимается как систематическое, сознательно планируемое воздействие на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины), направленное на оптимизацию их личностного развития и деятельности во всех сферах жизни, связанных с отношениями полов (Д,Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988).
Существенной частью полового воспитания является половое просвещение. Оно преследует более скромные цели и задачи. Половое просвещение представляет собой систему способов информирования, распространения знаний о физиологии и психологии пола, психосексуальных процессах и отношениях для ознакомления подрастающего поколения со сферами жизни, касающимися вопросов пола.
Половое просвещение предполагает формирование у учащихся научно обоснованных знаний о поле и половых различиях людей, нормах возрастного анатомо-физиологического развития, гигиены пола, знакомство учащихся с профилактикой венерических заболеваний. Кроме того, это и организованное информирование молодых людей об особенностях и механизмах (физиологических и психологических) половой жизни.
Половое воспитание в узком смысле слова и половое просвещение направлены на гармонизацию психосексуального развития, формирование личности и являются слагаемыми многоаспектного процесса полового воспитания в широком смысле.
В настоящее время в европейских странах реализуются следующие модели полового воспитания, воплощающие соответственные типы моральных установок в отношении к сексуальности.
Пермиссивная (разрешительно-либеральная) модель полового воспитания (принята, например, в Дании). Сексуальность понимается как важная жизненная ценность, воспитание направлено на то, чтобы сексуальность не обрастала чувством вины, «греховности». Молодежь имеет право самостоятельно и независимо формировать и формулировать приемлемые и желательные нравственно-сексуальные нормы. Единственной обязательной нормой является ответственность за характер и последствия разделяемых с другим человеком сексуальных отношений. Моральная обязанность всех членов общества - нести ответственность за рождение нежелательных детей, в связи с этим пропагандируются планирование рождаемости, использование контрацептивов, искусственный же аборт морально осуждается.
Рестриктивное (репрессивное, ограничительно-охранительное) половое воспитание (проводится в большинстве католических стран, в частности, в Италии). Оно направлено прежде всего на осознание представлений о маскулинности и фемининности, семейных ролях, в том числе отцовской и материнской. При этом коренным образом различаются методы и направленность воспитания мальчиков и девочек. Считается нежелательным знакомить детей с признаками и проявлениями пола. Сведения о репродуктивных процессах и функциях преподносятся очень осторожно, их рекомендуется объяснять на примерах растений, а не животных во избежание появления преждевременных представлений о биологической природе воспроизводства человека. Ознакомление с телеснофизиологическими аспектами пола и сексуальности подчинено принципу: лучше «слишком поздно», чем «слишком рано». Большое внимание уделяется формированию способности контролировать и подавлять свои сексуальные потребности во имя более высоких ценностей. Считается, что знания стимулируют интерес к сексуальности, так как молодежь склонна усваивать не сами предостережения, а то, отчего предостерегают.
Третья модель полового воспитания - демократическая - представлена стратегией и тактикой «золотой середины» (имеет место, например, в Польше). Половое воспитание призвано помочь избежать разочарований и причинения ущерба себе и другим в сексуальных отношениях вообще и в семье, облегчить личностное и психосексуальное развитие, смягчить переход ко взрослой жизни, чтобы реализация эмоциональных и сексуальных потребностей не нарушала основные социальные нормы и благополучие других людей. Важным моментом является установление новых норм морали, в том числе и сексуальной, а для этого людям надо помочь освободиться от ложных страхов, ханжеских предубеждений, предрассудков, изживших себя запретов. Этические нормы в сфере сексуальности направлены на достижение равновесия между специфическими требованиями семьи и общества, между удовлетворением сексуальных потребностей и ответственностью за брак и семью. Допустимая сексуальная активность определяется возрастом и соотношением физической, психической, социоморальной зрелости и потребностей. Осуждаются ранние сексуальные отношения, поскольку они могут нарушать интересы и благополучие партнеров и ребенка, родившегося в незрелой связи. Верность партнеров друг другу перестает быть связанной только с верностью в сексуальном плане, требования к женщинам и мужчинам в этом отношении одинаковые. Основной нравственный принцип сексуального поведения в браке или вне брака: морально приемлемы любые типы сексуальных отношений, если они соответствуют установкам и желаниям зрелых и морально ответственных людей, действующих без внешнего и внутреннего давления, принуждения.
Развитие пола как структуры признаков занимает свое место в системе более высокого порядка - личности человека, представляющего собой биосоциальное существо. Соответственно эффективная социализация полового воспитания требует соотнесения его задач, путей и методов с закономерностями психосексуального развития, возрастными особенностями воспитуемых.
В основе психосексуального развития ребенка находится генетическая программа, которая вместе с предусмотренной культурой половой социализацией определенным образом преломляется в сознании. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, является результатом сложного процесса, включающего онтогенез, половую социализацию, развитие самосознания (И.С.Кон, 1978).
Необходимый аспект психосексуального развития - половая (гендерная) социализация (И.С.Кон, 1999). Половая социализация - это процесс, включающий в себя, во-первых, усвоение по мере вхождения в социальную среду опыта, связанного с полом; во-вторых, воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в активной деятельности. Половая социализация имеет двухсторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и усваивает нечто предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что применяет усвоенное и преобразует его в собственные ценностные ориентации и установки (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988). В отличие от узко понимаемого полового воспитания цели и программа половой социализации специально никем не формулируются, и она не предполагает конкретных исполнителей.
Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Теория идентификации, восходящая к взглядам З.Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение. Теория половой (гендерной) типизации Уолтера Мишела придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрируют этот опыт в своем образе «Я». Когнитивно-генетическая теория Лоуренса Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса, особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной идентичности.
Гендерная социализация индивида начинается практически с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его тому, что значит быть мальчиком или девочкой.
Первичная половая идентичность, т.е. осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года он уже осознанно различает пол окружающих его людей, однако часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения своего пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок: мальчики и девочки выбирают разные игры и партнеров в них; проявляются разные интересы, стиль поведения, стихийная половая сегрегация (однополые компании). Половая идентичность основывается, во-первых, на соматических признаках (образ тела), во-вторых, на поведенческих и характерологических свойствах, которые оцениваются по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности (И.С.Кон, 1999).
Американские психологи Э.Маккоби и К.Джеклин перечисляют несколько возможных вариантов объяснения гендерной социализации.
1. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют на энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, поведение же не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет отрицательные меры воздействия.
2. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному «стимулируют» своих родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий одно и то же родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия, причем и требования ребенка и эффективность родительского воздействия изначально неодинаковы для обоих полов.
3. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному:
- родители стремятся научить детей преодолевать то, что они, родители, считают его естественными слабостями. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать или противодействовать агрессивному поведению сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость;
- родители считают поведение, «естественное» для данного пола, неизбежным и не пытаются изменить его; поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которыз девочек наказывают;
- родители по-разному воспринимают поведение мальчиков и девочек, замечая и реагируя преимущественно на такие поступки ребенка, которые кажутся им необычными для его пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).
4. Родительское отношение к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта:
- каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям;
- каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества. Привычные стереотипы господства - подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую же установку скорее к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношениях со старшими детьми;
- родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя.
Но ребенок не является пассивным объектом гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников, и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое (И.С.Кон, 1999).
Исходя из общих задач полового воспитания, выделяют несколько основных его направлений:
• Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.
• Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию
формирования сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований.
• Подготовка к ответственному супружеству как формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.
• Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок.
• Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д. (В.Е.Каган, 1991).
Эти направления являются взаимосвязанными и взаимообусловленными составляющими целостного процесса, начинающегося с первых лет жизни ребенка.


2.3. Роль родительской семьи в подготовке молодежи к семейной жизни


В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.
Проблеме подготовки детей к семейной жизни в родительской семье посвящены многочисленные исследования философов, социологов, педагогов, психологов (И.В.Дубровиной, И.С.Кона, А.С.Красовского, В.Г.Сенько, А.Н.Сизанова, В.А.Сухомлинского, Е.Я.Сычевой, А.Ю.Тавит, В.В.Чечета, Н.В.Яшкевич и др.).
По мнению В.А.Сухомлинского, школа мудрости для каждого человека начинается в семье. «Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог - это мать, это отец... Для того чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребёнка этому ещё с колыбели» - утверждал В.А.Сухомлинский.
Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу (И.В.Дубровина, 1981).
Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы её членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи (Н.В.Яшкевич, 1991).
Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через всё детство будущие мужья и жёны извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены (А.С.Красовский, 1990). Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей. От крепости и устойчивости семейно-брачных отношений зависит полноценное физическое и духовное развитие детей, психическое здоровье самих супругов. В современной малодетной семье отношения между супругами являются основным фактором устойчивости семьи и определяют отношение к детям. Культура супружеских отношений поэтому является главным условием нравственно-полового воспитания детей в семье и подготовки их к будущей семейной жизни.
Благодаря механизму идентификации у мальчиков и девочек в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. С детства у ребенка под влиянием образов отца и матери создается облик будущего супруга. Под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства. Именно в ней закладываются представления об организации хозяйственной деятельности в семье, о «современном мужчине» и «современной женщине».
Формирование репродуктивных ориентаций также происходит в большой степени под влиянием родительской семьи. Проведенные исследования показали наличие прямой связи между потребностью в детях у родителей и потребностью в детях у их взрослых детей. Ориентация современных семей на рождение одного-двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Эта связь проявляется в том, что у выходцев из однодетных семей ориентация на семью слабее, сильнее внесемейные ориентации; у «однодетных» слабее выражены репродуктивные установки и мотивы; фактическое число детей у супругов, которые росли в однодетной семье, меньше, чем у супругов, выросших в многодетной и среднедетной семьях. Таким образом, воспитание ребенка в малодетной семье приводит к тому, что ребенок перенимает от родителей установки на малодетность и малодетный образ жизни (Т.Е.Сафонова, 1981).
Попытка выявления роли родителей в обеспечении благополучия брака детей была предпринята в исследовании А.Ю.Тавит (1989). Автор приходит к выводу, что, исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома, можно говорить об определенных семейных субкультурах (неудачные или удачные семьи). Разные семейные субкультуры по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидания по отношению к партнёру по браку и браку вообще. Всё это вместе составляет базис благополучной семейной жизни. Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимым для супружеского единения образцами поведения. Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного (брачного) поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.
Качества родителей, культура их отношений в семье по-разному наследуются детьми. Многие родители не являются образцом семьянина для своих детей. Результаты исследования, проведённого среди выпускников минских школ, показали, что почти все респонденты (более 80%) из благополучных семей хотели бы быть похожими в будущей семейной жизни на своих родителей. В то же время лишь половина выпускников, выросшая в неблагополучных семьях, считает, что качества их матерей соответствуют эталону жены. А 80% юношей и все девушки не взяли в пример своего отца (А.С.Красовский, 1990). Эти данные свидетельствуют о снижении роли родителей в воспитательном процессе и обострении проблемы неблагополучных семей.
Результаты опроса людей, имеющих собственные семьи, также подтвердили вывод о том, что неблагополучие родительской семьи самым отрицательным образом сказывается на стабильности и прочности брака их детей (Т.И.Дымнова, 1993; А.С.Красовский, 1990; А.Ю.Тавит, 1985; 1989; Б.Ю.Шапиро, 1990). В исследованиях выявлена взаимосвязь между удовлетворённостью браком мужчин и женщин с благополучием родительских семей, в которых они воспитывались. Подавляющее большинство тех, кто оценили свой брак как «удачный», так же оценили и брак своих родителей. Те, кто столкнулись с трудностями в семейной жизни, считают брак своих родителей «относительно хорошим». Такая же связь обнаружилась и в конфликтных ситуациях. Чем больше было конфликтов в родительских семьях, тем чаще они возникали и в семьях детей Установлено, например, что ссоры возникают чаще у тех супругов, родители которых между собой также ссорились очень часто. Причём, во многих случаях совпадают мотивы конфликтов родителей и мотивы конфликтов взрослых детей в собственной семье. Исследователями было также замечено, что развод родителей в несколько раз увеличивает вероятность развода у детей.
Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удаётся (А.С.Красовский, 1990). Однако влияние родительской семьи на ребенка нельзя рассматривать как фатальное, поскольку личность развивается и меняется в процессе всей жизнедеятельности под влиянием различных факторов и обстоятельств (И.С.Кон, 1988).
В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны - излишняя опека, освобождение его от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой - недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, взаимозаботы и чуткости, то блокируется развитие гуманистической направленности личности, что отрицательно скажется впоследствии на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве.
Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении со взрослыми выражена в старшем школьном возрасте, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников (например, проблемы взаимоотношений с представителями противоположного пола). Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности.
Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми - как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека или недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни (Р.Муксинов, 1985).
Несмотря на огромную роль семьи в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и воспитании качеств будущего семьянина, анализ существующей практики свидетельствует о том, что даже в благополучных семьях не всегда раскрываются и далеко не полностью реализуются возможности воспитательного воздействия. Результаты проведённых исследований показывают, что участие большинства родителей в непосредственной подготовке своих детей к семейной жизни незначительные. Так, среди учащихся 10-х классов 86% юношей и 62% девушек не обсуждают со своими родителями вопросы, касающиеся взаимоотношений лиц противоположного пола, а также интересующие старшеклассников проблемы семейной жизни. Каждый четвёртый из всех опрошенных юношей и девушек считает, что у его родителей устаревшие взгляды и представления о взаимоотношениях между полами, каждый пятый школьник отметил, что дружба со сверстником противоположного пола часто является причиной его конфликтов с родителями. Особенно велика доля родителей, которые избегают обсуждения со своими детьми важных для них вопросов полового воспитания, а многие из них просто не умеют и не знают, как вести разговор на эту тему (Л.М.Белич, 1989; А.С.Красовский, 1990).
Современные родители в большей степени, чем раньше, обладают разносторонними, в том числе и педагогическими знаниями, но далеко не все используют их в воспитании детей. Большинство опрошенных родителей не готовы к проведению воспитательной работы с детьми по подготовке их к роли семьянина, не умеют вести работу со старшеклассниками по формированию у них правильных представлений о семейно-брачных отношениях. Это связано, в первую очередь с существованием значительного разрыва между необходимым и реальным уровнем теоретической и практической подготовленности родителей к проведению воспитательной работы по подготовке будущих семьянинов. Особенно большие трудности испытывают матери, воспитывающие детей самостоятельно в неполной семье (В.Г.Сенько, 1988; Е.Я.Сычёва, 1988).
Компетентность некоторой части родителей во многих вопросах педагогики, в том числе подготовки юношей и девушек к браку нередко находится на уровне обывательских представлений. Многие родители неуверенно ориентируются в вопросах гигиены пола и недостаточно вооружены специальными знаниями и педагогическими навыками. Для большинства родителей наиболее трудными оказываются следующие проблемы полового воспитания: приучение детей к трудовому образу жизни и добросовестному выполнению семейных поручений; учет половозрастных особенностей детей; формирование самостоятельности и ответственности за своё поведение; предупреждение неправильного поведения, вредных привычек, раннего интереса к половым вопросам, научения детей прислушиваться к рекомендациям родителей и добросовестно выполнять все их требования; вопросы отношения к дружбе детей разного пола и управление ею (А.И.Кочетов, 1988).
Оставаясь важнейшим фактором социализации подрастающих поколений, современная семья не всегда и не во всем может сформировать определенные установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, то есть подготовить своих детей к выполнению семейных обязанностей. Однако снижение воспитательного потенциала семьи может быть компенсировано общественным воспитанием подрастающих поколений, подготовкой их к семейной жизни. Так как многие матери и отцы не умеют реализовывать воспитательные возможности семьи, затрудняются в осуществлении целенаправленной подготовки школьников к семейной жизни, большинство специалистов сходятся во мнении о том, что необходима специальная разъяснительная работа с родителями, организация педагогического руководства семейным воспитанием, совместная работа школы и семьи в данном направлении. Подготовка детей к будущему супружеству наиболее эффективно осуществляется в том случае, если направляется, координируется опытными педагогами, если родители и учителя в достаточной мере владеют методикой формирования качеств будущего семьянина (А.С.Красовский, 1990).


2.4. Формы и методы организации работы по подготовке будущих семьянинов


Подготовка учащихся к будущей семейной жизни должна проводиться фактически с первых дней пребывания ребёнка в школе, для этого есть все условия, так как общеобразовательная школа располагает богатым материалом для подготовки школьников к созданию семьи и выполнению функций семьянина. Однако именно старший школьный возраст должен быть периодом интенсивной воспитательной работы в указанном направлении: в этот период у юношей и девушек возникает психологическая готовность к формированию осознанного отношения к дружбе и любви, семье и браку, выработке нравственных убеждений и привычек поведения во взаимоотношениях между юношами и девушками. Этот возраст, является периодом интенсивного самоутверждения личности, становления характера на основе воспитания и самовоспитания. В этот период на фоне сложнейших изменений в физической и психологической сферах происходит процесс становления жизненных установок и норм поведения, определяющих социальную позицию личности. Юность - важнейший период формирования отношения к человеку противоположного пола, осознания ценностных норм отношения в семье, во многом определяющий дальнейшие нравственные установки взрослого человека (С.В.Ковалев, 1991; Д.В.Колесов, 1980; 1981; 1982; И.С.Кон, 1982; А.В.Мудрик, 1981; А.Г.Хрипкова, 1981; 1982).
Возрастные особенности старшеклассников представляют собой благоприятную психологическую почву, на которой возможна плодотворная работа по подготовке учащихся к семейной жизни:
1) устремленность в будущее выдвигает в качестве актуальной задачи, наряду с другими проблемами, и проблему будущей семейной жизни;
2) характерный для этого возраста интерес к собственной личности и к личности другого человека содействует привлечению внимания к моральной стороне взаимоотношений между мужем и женой;
3) этому же способствует тот факт, что на данном возрастном этапе в основном завершается процесс полового созревания и возникает стойкий интерес к представителям противоположного пола. С одной стороны, учащиеся этого возраста психологически уже созрели для проведения такой работы, с другой - есть еще время, еще многое можно сделать для их подготовки к будущей семейной жизни (В.Э.Чудновский, 1980).
В настоящее время большое значение приобретает психологическая готовность к семейному взаимодействию, которая включает способность к сотрудничеству, взаимопониманию, терпимость, чуткость и тактичность в общении с близкими людьми. Характер межличностного взаимодействия супругов определяется во многом личностными особенностями каждого, уровнем их личностной зрелости. В успешности супружеского взаимодействия важную роль играет открытость, взаимопонимание, высокий уровень эмпатии, ситуативная адекватность, общность ожиданий и установок, точность невербальной коммуникации. Психологическая подготовленность к семейной жизни также предполагает наличие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями противоположного пола.
Сформированность психологической готовности к семейной жизни является в первую очередь результатом определённого опыта, практики поведения. Этим и определяется особая значимость воспитания культуры межполового общения молодежи (О.Р.Кунц, 1995; Ю.В.Флоровский, 1983).
Эффективному решению задач психологической подготовки старшеклассников к семейной жизни способствует использование методов групповой работы в процессе внеклассной деятельности со школьниками - дискуссий и диспутов, демонстраций и анализа моделей поведения в жизненных ситуациях, сюжетно-ролевых игр и ситуативно-ролевых упражнений на развитие навыков межличностного взаимодействия, психологического практикума и др. Применение активных методов групповой работы позволяет учащимся глубже осознать свои качества и особенности поведения других людей, дает возможность обогатить их жизненный опыт, знания, умения и навыки в сфере организации семейной жизни, стимулирует процессы самовоспитания и самосовершенствования.
Основными задачами групповой работы по подготовке старшеклассников к семейной жизни являются:
1) повышение способности учащихся к более глубокому осознанию жизненных ситуаций, расширению возможностей выбора при столкновениях с проблемами реальной жизни;
2) побуждение юношей и девушек к самоанализу;
3) осознание необходимости открытости и искренности в межличностных взаимодействиях, стремления к осознанию своих чувств, желания делиться ими, развитие восприимчивости к искренним ответным реакциям.
Групповая работа дает юношам и девушкам возможность получить новые социальные навыки - как теоретические, так и практические. В группе педагог может отслеживать отношения сверстников, как они происходят, и при необходимости вмешиваться. Работая в группе, можно на практике выучить техники, показывающие, как подходящим образом включиться в групповую дискуссию, как чувствовать себя уверенно среди других и как сменить скуку, гнев или печаль на что-то более приятное. Также происходит усвоение общих правил вежливости. Кроме того, при помощи групповой работы можно вырабатывать более абстрактные социальные навыки, такие как выражение эмпатии, уважения и беспокойства в отношении других. Возможности коррекции поведения и формирования необходимых для семейной жизни качеств личности, знаний, умений и навыков в условиях группового взаимодействия намного выше, чем у традиционных методов педагогического воздействия (С.В.Ковалёв, 1991).
Одним из эффективных методов групповой работы по подготовке старшеклассников к семейной жизни является организация диспутов и дискуссий, которые могут использоваться как во время учебного процесса, так и при проведении внеклассной воспитательной работы со школьниками.
Тематика дискуссий и диспутов может затрагивать самые различные аспекты межличностных отношений юношества и семейно-брачной жизни. Воздействуя на потребностно-мотивационную сферу школьников, они способствуют активизации интереса учащихся к проблемам брака и семьи. Диспут, дискуссия - эффективный способ убеждения, в процессе которого учащиеся самостоятельно приходят к тому или иному выводу. Диспуты помогают созданию атмосферы заинтересованности и непринужденности, и вместе с тем вдумчивости и серьезности.
Необходимым условием успешного проведения диспута является тщательная подготовка учителя и учащихся к его проведению. Чтобы высказывания участников диспута были убедительными, аргументированными, подтверждались примерами из жизни, высказываниями великих людей, ученых, выдержками из литературных произведений, диспут необходимо заблаговременно и тщательно готовить. Предварительная подготовка учащихся к диспуту обеспечивает их активность, умение строить свои высказывания ярко и убедительно.
Подбор и составление тематики диспутов должен проводиться с учетом возрастных интересов и потребностей старшеклассников (М.И.Вертиховская, 1989). Наибольший воспитательный эффект дают те диспуты, темы которых подбирают сами учащиеся. Старшеклассников волнуют и интересуют вопросы о влиянии дружбы на личность человека, о чести, достоинстве, постоянстве; вопросы, связанные с практикой поведения и общения юношей и девушек, с формированием потребностей и вкусов; вопросы понимания дружбы, любви, счастья, проблемы самовоспитания. Поэтому тематика проводимых диспутов и дискуссий должны касаться именно этих проблем и может выглядеть следующим образом:
> «Как знакомиться, чтобы познакомиться?»
> «Кому принадлежит приоритет в знакомстве, юноше или девушке?»
> «Кто выбирает? Кого выбирают?»
> «От кого может исходить инициатива знакомства?»
> «Может ли девушка быть инициатором знакомства и дальнейших отношений?»
> «Идеал будущего супруга: каков он?»
> «Как сохранить любовь?»
> «Личное ли это дело - личное счастье?»
> «В чем секреты идеального супружества?»
> «В чем смысл семейного счастья?» и т.п.
Особый интерес у старшеклассников вызывают темы, затрагивающие проблемы любви и верности между юношей и девушкой. Поэтому целесообразным будет включение в программу внеклассной воспитательной работы со школьниками проведение диспутов на следующие темы: «Как быть любимым?», «Почему умирает любовь?» и т.п. Приведем примерный перечень вопросов, которые можно предложить юношам и девушкам для обсуждения:
• Что такое любовь?
• Что лучше — любить или быть любимым?
• В каком возрасте можно влюбиться?
• Можно ли полюбить двоих?
• За что можно любить человека?
• Что важнее в любви: физическое притяжение или духовное стремление?
• Первая любовь. Единственная любовь?
• Что можно позволить любимому?
• Можно ли любить вечно?
• Нужна ли верность в любви?
• Что можно простить любимому?
• Что делать, если любовь проходит?
За основу диспута могут быть взяты прочитанные коллективно книги, рассказы, просмотренный кинофильм, наблюдения, впечатления, полученные в семье и в повседневной жизни. Успешному проведению диспутов и дискуссий способствует использование материала из периодической печати - газетных и журнальных статей, которые дают возможность пробудить интерес учащихся, расширить круг их познаний о брачно-семейных отношениях. Умело подобранный материал дает возможность заинтересовать старшеклассников, затронуть их чувства, активизировать самостоятельное мышление, помочь глубже вникнуть в суть того или другого явления семейной жизни и супружеских отношений. В своих рассуждениях учащиеся смогут проанализировать не только поведение героев фильмов или книг, но и обобщить свой личный опыт (В.Г.Хомяков, 1988).
В процессе групповой работы целесообразно использовать как внутригрупповую, так и межгрупповую дискуссию. Внутригрупповая дискуссия представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Межгрупповая дискуссия представляет собой обсуждение какой-нибудь проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводится к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, через осознание себя и рефлексию собственного и чужого опыта (К.Рудестам, 1990).
Атмосфера оживленного обмена мыслями, столкновение разных взглядов в процессе дискуссии заставляют старшеклассников не только осмыслять и защищать свою точку зрения, но и доказывать ошибочность мнения оппонентов или соглашаться с доводами товарищей и пересматривать свое поведение. И в том, и в другом случае диспут содействует становлению личности, заставляет учащихся над многим задуматься, проанализировать свои поступки, дать им правильную оценку, что, в свою очередь, окажет несомненную помощь старшеклассникам в их будущей взрослой жизни.
Обсуждение вопросов, волнующих старшеклассников, анализ поведения конкретных людей, своих одноклассников, литературных героев, их взглядов, чувств, характера, вызывают у учащихся огромный интерес, желание выслушать мнение и доводы товарищей, которые думают по- другому. Диспуты воспитывают активность, инициативу и самостоятельность суждений учащихся, способствуют самопознанию старшеклассников и вызывают желание совершенствовать свои качества, стимулируют самовоспитание. Умело организованные диспуты обогащают учащихся духовно, приучают их глубоко и всесторонне оценивать нравственные проблемы, мотивы поведения своих сверстников, сопоставлять свои взгляды и поведение с мыслями и поступками окружающих людей, героев литературных произведений. Кроме того, участие в диспутах способствует развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учит умению спорить и проверять правильность своих взглядов и суждений.
Эффективным методом групповой работы, который успешно может использоваться педагогами в процессе внеклассной работы со старшеклассниками с целью воспитания у них качеств семьянина и подготовке к будущей семейной жизни, является изучение и анализ проблемных ситуаций и задач. Использование проблемных нравственноэтических ситуаций, психолого-педагогических задач способствует развитию интереса учащихся к проблемам семейно-брачных отношений. Поначалу такие ситуации могут носить репродуктивный характер, а потом постепенно должны превращаться в частично-поисковые и проблемные задания (Л.И.Маленкова, 1987).
Типичные жизненные ситуации и способы их решения, задачи на размышление и выработку способности осмысливать поступки и их причины вызывают огромный интерес у старшеклассников, который необходимо использовать и поддерживать в работе по подготовке учащихся к семейнобрачной жизни. В старших классах для изучения и обсуждения могут предлагаться различные ситуации и задачи, например:
> «Шесть семей хорошо живут, но причины этих устойчивых браков, этических взаимоотношений разные. Какие?».
> «Четверо юношей во взаимоотношениях со своими любимыми очень приветливые, тактичные, внимательные. Ведут себя по-рыцарски. Какие возможные причины такого поведения?».
> «Задумайтесь, почему письмо Татьяны Лариной, ее признание, открытость и честность, ее стремление к отношениям с тем, кто взволновал ее сердце не вызывает осуждения ни у столичного франта, ни у тех, кого уже более ста лет не перестают волновать эти чудесные по силе строчки. Ей сочувствуют, ее жалеют вместе с автором («Татьяна, бедная Татьяна...»), но никто не осудил и не осуждает. Почему?».
> «Он бросил её, забыл, а ещё совсем недавно присягал, что любит, требовал от неё доказательств. Кто виноват, девушка или юноша?» (М.И.Вертиховская, 1989).
В процессе обсуждения проблемных ситуаций, поиске оптимального варианта решения задач сталкиваются различные точки зрения старшеклассников, возникают острые заинтересованные споры, что способствует формированию творческого мышления школьников, которое является необходимым для успешной воспитательной деятельности по подготовке юношей и девушек к семейной жизни.
Повышению результативности работы по формированию качеств семьянина способствует использование специальных средств и методических приёмов, которые помогают создать особую атмосферу в группе. Используемые средства могут быть чрезвычайно разнообразными. Чтобы при всех отличиях и индивидуальности старшеклассников влияние на них было достаточно продуктивным, каналы организуемого воздействия на школьников должны быть разными. Поэтому необходимо обращение к музыке, песенному искусству, живописи, поэзии, художественной литературе, так как это расширяет кругозор учащихся, повышает их социальный и эстетический интерес, обогащает свободное время.
Важнейшей целью подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни является накопление подрастающим поколением аналогов ролевых взаимоотношений в семье, поскольку в современном браке на первый план все больше выходят личностные, психологические характеристики мужа и жены, которые определяют стабильность семьи. В связи с этим проблемы семьи и брака необходимо рассматривать в контексте будущих семейных отношений.
Высокой эффективностью в этом отношении обладают такие формы организации групповой работы по подготовке старшеклассников к семейной жизни как практические упражнения и задания, сюжетно-ролевые игры и ситуационно-ролевые упражнения. Практические упражнения и задания способствуют изменению поведения учащихся, обогащая их некоторой совокупностью умений и навыков, ранее не освоенных в силу каких-то обстоятельств. Педагог получает возможность создавать ситуацию таким образом, чтобы учащиеся вынуждены были приобщаться к определённым поведенческим нормам. Такого рода упражнения организовываются как через разовые задания (например, «Как я готовил чай для мамы и что из этого вышло»), так и через недельные и более длительные задания (например, «С чего начинается моё утро»), через специально организуемые ситуационные упражнения (например, по теме «Этикет»). Упражнения способствуют освобождению учеников от зажатости, боязни быть смешным и неловким, становятся опорой для воспроизведения поведения в домашней среде, на улице, в свободном общении и т.п.
Большим воспитательным потенциалом обладает метод сюжетноролевых игр и ситуационно-ролевых упражнений, которые могут применяться при изучении практически любых проблем межличностных отношений юношества и семейно-брачной жизни в процессе работы по подготовке старшеклассников к выполнению в будущем функций семьянина. Ролевую игру можно описать как «ситуацию, в которой кого-либо просят взять на себя роль (вести себя определенным образом), нехарактерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке» (J.Mann, 1956). Другими словами, ролевая игра - это попытка получить опыт другого поведения. Ролевая игра дает возможность увидеть или смоделировать более успешные формы поведения, проработать их в безопасной обстановке и получить одобрение и положительную обратную связь от сверстников. Но самое важное - это то, что старшеклассники могут посмотреть на свое поведение и поведение других с новой точки зрения.
Задачи, решаемые педагогом посредством организации ролевой игры:
1) предоставление юношам и девушкам возможности увидеть, как их поведение влияет на окружающих;
2) предоставление возможности активно попытаться изменить свое поведение;
3) предоставление возможности применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным;
4) побуждение к работе, обеспечение подкрепления, поддержки их усилий и обратной связи со стороны сверстников;
5) предоставление старшеклассникам возможности испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи;
6) предоставление возможности исполнять различные роли для того, чтобы юноши и девушки учились по-новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения (Р.Смид, 1999).
Психологические игры и упражнения необходимы для объективации, выявления и выражения отдельных слагаемых личности будущего семьянина, предоставления так необходимой старшеклассникам сторонней и непредвзятой информации к размышлению о себе и других и, наконец, для создания двух важнейших составляющих эффективного преподавания - необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации учащихся. (Примерный перечень сюжетно-ролевых игр и ситуационно-ролевых упражнений, которые могут быть использованы при подготовке старшеклассников к семейной жизни, приведен в Приложении).
Особым средством в практике подготовки будущих семьянинов является использование педагогами различных методов социальнопсихологического исследования для изучения личности старшеклассников: тестов, опросников, анкет, интервью. Усвоение основ семейных отношений, далёких и абстрактных в этом возрасте, требует совершенно особого уровня включенности учащихся в изучаемый материал. Достоинство социально-психологических методов обучения заключается в том, что они не являются внешними для личности учащегося - изучение личности старшеклассников является необходимым основанием их подготовки к семейной жизни и, кроме того, отвечает их острой потребности в самопознании. Самостоятельно работая с предъявленным тестовым материалом, индивидуально отвечая на пункты анкеты или опросника, юноши и девушки изнутри, непредвзято и ненавязчиво, осваивают реальности семейной жизни, постигая себя и человеческие взаимоотношения, собственную личность и группу сверстников. Методы социально - психологического исследования носят не только диагностический, но и воспитательный характер, так как многие вопросы анкет, опросников, тестов подсказывают тот или иной вариант поведения в межличностных отношениях. (Примерный перечень анкет, опросников и тестов, которые могут быть использованы при подготовке старшеклассников к семейной жизни, приведен в Приложении).
В организации внеклассной деятельности по подготовке учащихся к семейной жизни могут также широко использоваться массовые формы работы: вечера, конкурсы, турниры и др. Содержание этих мероприятий может включать доступные и увлекательные сведения о культуре межличностных отношений юношей и девушек, любви и браке, семейнобрачных отношениях, интересные данные о семейной жизни замечательных людей: писателей, поэтов, художников и др.
Большой популярностью среди педагогов и школьников пользуются такие формы организации внеклассной работы по подготовке школьников к семейной жизни, как вечера. Особую группу составляют тематические вечера, которые могут посвящаться отдельным аспектам взаимоотношений юношей и девушек, определенной области семейно-брачной жизни.
Примером может служить организация лирического вечера для юношей- старшеклассников на тему «Любовью дорожить умейте», цель которого - воспитание чувств, рыцарского отношения к женщине, формирование у девушек осознания своего предназначения на земле. В процессе внеклассного мероприятия ребятам предлагаются конкурсы на лучшее чтение стихотворений и исполнение песен о любви, турнир будущих мужей, инсценировка фрагментов произведений о любви и браке
(М.И.Вертиховская, 1989).
Наряду с тематическими вечерами большим воспитательным потенциалом обладают вечера-конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, юноши!». Примером организации такого мероприятия может служить конкурс молодых хозяек для старшеклассниц. В конкурсе девушкам могут быть предложены следующие задания: а) заштопать детские колготки; б) связать шарф; в )составить из отдельных компонентов гардероб для женщины с учетом ее возраста; г) определить семена цветочных и огородных растений; д) досказать народную сказку; е) правильно и быстро почистить и нарезать овощи и т.п. Главная задача конкурса заключается не в том, чтобы выявить победителя, а в том, чтобы способствовать формированию у участников и зрителей необходимых и важных для семейной жизни хозяйственно-бытовых умений и навыков (А.А.Соболевская, 1989).
Таким образом, использование активных методов обучения в процессе организации групповой работы со старшеклассниками при подготовке их к будущей семейной жизни способствует развитию и оттачиванию навыков межличностного взаимодействия, развитию личности юношей и девушек посредством углубления осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. В процессе групповой работы участники могут исследовать свои стили общения и экспериментировать с их вариантами, налаживая с другими отношения, включающие обратные связи. Работа в группе дает возможность выработать необходимые коммуникативные навыки, включающие умение описывать поведение, передавать свои чувства, навыки рефлексивного и нерефлексивного слушания, предоставления обратной связи и конфронтации. Успешность овладения этими навыками способствует повышению культуры межличностных отношений юношей и девушек, накоплению школьниками аналогов межличностного взаимодействия в семье.
Использование активных методов групповой работы в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни будет способствовать более эффективной подготовке подрастающего поколения к браку и обеспечению стабильности семейно-брачных отношений в будущем.

Источник: Погодина, Е.К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. - 94 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.