Образ внутреннего мира: я и другой
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Деменева А. Е. старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного университета; г. Пермь, Россия

ОБРАЗ ВНУТРЕННЕГО МИРА: Я И ДРУГОЙ

Человек всегда стремился познать духовность в качестве реального бытия. К проявлениям духовности всегда относилась потребность и способность человека познавать мир и самого себя. Одним из понятий, обозначающих внутреннюю, духовную, субъективную составляющую человеческого бытия, является понятие внутреннего мира. Метафора «внутренний мир» широко используется в обыденном языке. Помимо этого, метафора внутреннего мира используется и в научных областях: в первую очередь, в среде гуманитарных наук, в литературе, искусстве – в тех дисциплинах, объектом которых является человек. Понятие внутреннего мира применяется и в психологии, когда рассматриваются проблемы изучения целостного психического, репрезентация субъективного содержания психики, эмоций и других психических явлений.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время в отечественной психологии проблема изучения внутреннего мира мало исследована эмпирически (работы Т.Н.Березиной [3], Н.А.Шиленковой, М.С.Шевелевой), возможно вследствие того, что наработанной методологической базы исследования такого интегрального образования, как внутренний мир. Чаще изучается не внутренний мир как целое, а его отдельные составляющие: внутреннее пространство и время, внутренняя речь (Т.Н.Березина, 2001; Нартова-Бочавер С. К., 2001; К.А.Абульханова, 1991, 2001 и др.), из которых он затем реконструируется. Наиболее часто изучается восприятие отдельных сторон и явлений психической жизни. Так, например, существует ряд современных исследований, посвященных проблемам восприятия собственной психической реальности и психической реальности Другого (Фирулева Е.В., 2002; Шевелева М.С., 2002; Бергфельд А.Ю., 2002; Шиленкова Н.А., 2003 и др.). Данные работы выполнены в рамках подхода «Психология познания в области психологии», разрабатываемого Е.В.Левченко [4].
Т.Н.Березина говорит о том, что внутренний мир человека - категория сложная, плохо поддающаяся определению [3]. В.Д.Шадриков [5] определяет внутренний мир как человеческую душу (в ее научном понимании), таким образом возвращаясь к античным истокам психологической науки, к самому первому определению предмета психологии. Интересным представляется изучение образа внутреннего мира, представленного в обыденном сознании. Люди часто употребляют термин «внутренний мир». Чем именно наполняется это понятие – задача эмпирического исследования. В современной науке наиболее изучены образы, являющиеся результатом познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия и представления. Интерес исследователей вызывает «Я-образ» личности (И.С.Кон, 1978, 1984; А.А.Реан, 1999, 2001; В.В.Столин, 1986; Е.Т.Соколова, 1994 и др.); представление о человеке и восприятие человека человеком (Б.Г.Ананьев, 1935; Г.М.Андреева, 1980, 1997; А.А.Бодалев, 1965, 1982; А.А.Реан, 1990 и др.). А.А.Гостев подчеркивает недостаточную изученность и обобщенность феноменологии образных явлений в связи с актуализацией духовного опыта личности, изучение которого имеет особое значение для изучения самопознания и формирования мировоззрения. Поэтому анализ феноменологии субъективной репрезентации человеком самого себя и мира (на индивидуальном и типологическом уровне), в частности, феноменологии, отражающей глубинные пространства внутреннего мира, представляется актуальной и теоретически значимой проблемой психологической науки [2]. Нами было проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению феноменологии образа внутреннего мира (собственного и чужого). Объектом исследования явился образ внутреннего мира человека; предметом -содержательные особенности образа собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого (близко- и малознакомого человека) у студентов.
Выборка составила 150 человек от 18 до 26 лет.
Цель исследования состояла в изучении особенностей актуализируемого содержания образа внутреннего мира в трех познавательных ситуациях (свой внутренний мир, внутренний мир близко знакомого Другого и внутренний мир малознакомого Другого), а также влиянии на него таких личностных свойств, как алекситимия и эмпатия. В качестве основного метода была использована методика свободного самоотчета. Полученные методом свободного описания данные обрабатывались методом контент-анализа. При анализе законченных смысловых высказываний, являющихся эмпирическими индикаторами категорий, были выделены десять категорий контент-анализа текстов самоотчетов: 1) метафора; 2) характеристики внутреннего мира как целого; 3) эмоциональные явления; 4) когнитивная сфера; 5) конативная сфера; 6) индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; 7) мотивационная сфера; 8) психофизиологические и психические состояния; 9) внешние явления; 10) система мировоззрения.
Образ внутреннего мира обладает характеристикой целостности / фрагментарности: «метафора» и «характеристики внутреннего мира как целого» представляют собой стратегию целостного описания внутреннего мира. Стратегия фрагментарного описания выражается в рядоположном перечислении различных элементов внутреннего мира. Были получены различия в описаниях собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого.
Так, чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (1 ранг). Таким образом, сам себя субъект воспринимает как Чувствующего, Переживающего. При описании внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на его (человека) индивидуальные характеристики (1 ранг). Близко знакомый Другой предстает как Личность, Индивидуальность.
При описании внутреннего мира мало знакомого человека упоминается когнитивная сфера: мысли, образы, речь, другие познавательные процессы (1 ранг). Малознакомый Другой видится как познающий: Мыслящий, Говорящий и т.д. Общей тенденцией является также частое обращение к метафоре – стремление схематизировать, наглядно показать внутренний мир.
В исследовании данные, полученные при изучении описаний внутреннего мира, были соотнесены с показателями эмпатии (которая может служить «помощником» в восприятии внутреннего мира Другого).
Результаты показали, что эмпатия не оказывает существенного влияния на образ внутреннего мира Другого и его формирование. Для лиц с высокими показателями эмпатии выявлено лишь единственное статистически значимое различие: более частое употребление метафоры при описании собственного внутреннего мира. В описаниях внутреннего мира Другого различий между группами с разным уровнем эмпатических способностей выделено не было.
Возможно, причиной может служить особенность самого объекта познания – внутреннего мира. Такое целостное интегральное образование, как внутренний мир, и его образ мало подвержены влиянию таких факторов, как уровень эмпатии; воспринимать и отображать внутренний мир (и свой, и Другого) могут и эмпатийные, и малоэмпатийные лица. Такое восприятие не носит оттенка «вчувствования», а предполагает, в основном, отражение внутреннего мира в целом как особого интегрального образования, субъективной реальности человека.
Оказалось интересным соотнесение этого факта с данными по алекситимии. Наличие алекситимических черт у носителя внутреннего мира традиционно означает неспособность, затруднения в осознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний. Предполагалось, что наличие алекситимических черт должно отразиться и на описаниях внутреннего мира: вызвать затруднения в экспликации или «бедность» описаний.
Однако результаты статистического анализа показали, что лица с высоким уровнем алекситимии статистически превосходят лиц с низким уровнем по частоте вербальных указаний на некоторые элементы внутреннего мира. При описании собственного внутреннего мира это - поведение и деятельность; индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; мотивационная сфера. При отображении внутреннего мира близко знакомого человека это - индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира. При обращении к внутреннему миру мало знакомого человека это такие элементы, как индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; когнитивная сфера; мотивационная сфера и внешние явления. Это означает, что алекситимия, проявляясь в основном в эмоциональной сфере, наоборот, помогает субъекту лучше описывать целостный, интегральный феномен внутреннего мира. Таким образом, внутренний мир как целостный феномен можно назвать многомерным психическим образованием, включающим в себя и интегрирующим различные аспекты функционирования психической жизни субъекта; отображающим связи внутреннего мира с внешним; представленным определенным образом в сознании. Образ внутреннего мира обладает характеристиками целостности и структурности. В его составе выделяется «ядро», состоящее из «пограничных» элементов: поведения и деятельности субъекта и значимых объектов внешнего мира.

Список литературы
1. Бовина И.Б., Драгульская Л.Ю. Представления студентов о науке и ученом // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – с.73-85.
2. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М.: Институт психологии РАН, 2001. 184 с.
3. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: «ПЕР СЭ», 2001. 319 с.
4. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.14. СПб., Изд-во СпбГУ, 1995. с.42-49.
5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М: «Логос», 2006. 392 с.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.