На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Характеристики эмоционального интеллекта руководителей образовательных учреждений с разным уровнем тревожности
Характеристики эмоционального интеллекта руководителей образовательных учреждений с разным уровнем тревожности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Миронова С.Г., Филинкова Е.К.
Миронова С. Г. - аспирант, Филинкова Е. Б. - канд. пс. н., доцент кафедры социальной психологии; Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
В последние годы наблюдается возросший интерес к личности руководителя образовательного учреждения. Между тем, до сих пор отсутствуют такие исследования, которые бы рассматривали социально-психологические и эмоциональные характеристики личности как совокупность специфических качеств руководителя образовательного учреждения.

Высокий уровень социально-психологической компетентности в общении позволяет руководителю не только понимать собственные и чужие эмоции, успешно управлять ими, но и также способствуют умению вызывать определенные чувства у себя и у окружающих людей. Данные качества способствуют формированию сдержанного и корректного поведения в стрессовых ситуациях, которыми так богата школьная жизнь. Высокая практическая значимость и актуальность данной проблемы обусловила цель нашего исследования: изучение особенностей личности руководителя образовательного учреждения. Предметом исследования являлось изучение характеристик эмоционального интеллекта руководителей с разным уровнем тревожности.
Цель исследования была конкретизирована в задачах исследования: а) измерить уровень эмоционального интеллекта у руководителей образовательных учреждений;
б) выявить взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и характеристиками эмоционального интеллекта;
в) проследить взаимосвязь эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью личности руководителя образовательного учреждения. г) сравнить две группы с низкой и высокой тревожностью у руководителей образовательных учреждений с применением критерия Фишера.
В исследовании принимали участие 101 руководитель образовательных учреждений московской области (директора школ и заместители директора школы по учебно-воспитательной работе), возраст от 26 до 60 лет. Данное исследование проводилось в рамках комплексного исследования психологических факторов управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, проводимого в МГОУ [1].
В качестве психодиагностических методик использовались:
а) Авторская анкета, изучающая психологические факторы принятия решений руководителем образовательного учреждения.
б) Опросник ЭмИн Д.В. Люсина.
в) Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
г) Диагностика склонности к стрессам Дж. Джексона
В целом по группе отмечается средний уровень выраженности эмоционального интеллекта у руководителей образовательных учреждений. Самый высокий уровень выраженности среди показателей эмоционального интеллекта обнаружен по переменной «контроль экспрессии» – 37% респондентов продемонстрировали высокие способности контролировать проявление своих эмоций, 43% обладают средними способностями и 21% - низкими способностями держать под контролем внешние проявления своего эмоционального состояния. Самый низкий уровень выраженности среди характеристик эмоционального интеллекта – в понимании чужих эмоций, наибольшая группа (38%) респондентов проявила малую способность понимать других, средняя выраженность способностей у трети (34%) опрошенных, остальные члены группы отличаются высокой способностью распознавать эмоции окружающих (29%). В способности к пониманию своих эмоций лишь 23% опрошенных имеют низкие значения, 46% респондентов продемонстрировали средние показатели к осознанию своих эмоций, их распознаванию и идентификации и 32% обладают высокими способностями понимания собственных эмоций. Приблизительно в равной пропорции оказались разделены все руководители по способности управлять чужими и своими эмоциями. Таким образом, результаты показали, что руководители школ способны контролировать внешние проявления своих эмоций, но при этом не могут в должной мере понимать эмоциональное состояние другого человека, а также с трудом проявляют чуткость к его внутреннему состоянию.
Изучение личностной тревожности показало, что основная часть (60%) руководителей школ обладают средним уровнем выраженности личностной тревожности, 35% опрошенных характеризуется высокой тревожностью и всего 5% респондентов имеют низкие показатели личностной тревожности. Это означает, что подавляющее число педагогов-руководителей стараются проявлять выдержку и спокойствие в большинстве жизненных ситуаций. При этом третья часть группы – это руководители, которые склонны переживать даже по мелочам, часто ставя под сомнения большинство своих личностных и профессиональных начинаний.
Анализ стрессоустойчивости выявил, что подавляющее число руководителей образовательных учреждений обладают средней выраженностью устойчивости к стрессу (61%), при этом третья часть группы (39%) обладает низкой стрессоустойчивостью, высокий уровень противостояния стрессу не выявлен. Данные результаты свидетельствуют о том, что современные педагоги-руководители с трудом справляются с нестандартными жизненными ситуациями и многие не владеют знаниями по способам выхода из стрессовых ситуаций.
Корреляционный анализ обнаружил 9 достоверных взаимосвязей характеристик эмоционального интеллекта с другими особенностями личности руководителя образовательного учреждения. Все переменные, отражающие эмоциональный интеллект руководителя, тесно связаны с личностной тревожностью и стрессоустойчивостью. Высокую значимость для умения понимать и управлять как собственными, так и чужими эмоциями, оказалось, имеет тревожность личности. Общая закономерность такова: высокий эмоциональный интеллект взаимосвязан с низким уровнем личностной тревожности, все пять переменных 88 эмоционального интеллекта обнаружили статистически достоверные корреляционные связи с уровнем личностной тревожности. Умение управлять и понимать как свои, так и чужие эмоции также имеют тесные корреляционные связи на достоверном уровне со стрессоустойчивостью личности руководителя образовательного учреждения. Замечено, чем выше уровень переменных эмоционального интеллекта, тем ниже стрессоустойчивость личности руководителя. Умение контролировать свои внешние эмоциональные проявления со стрессоустойчивостью связаны лишь на уровне тенденций. В результате сравнительного анализа двух групп руководителей школ с разным уровнем тревожности обнаружено, что в группе с низкой тревожностью наблюдается высокая выраженность переменных эмоционального интеллекта, в группе с высокой тревожностью зависимость обратная. Эмпирические значения критерия Фишера в четырех переменных из пяти (управление и понимание как своими и чужими эмоциями) являются значимыми. Значимых различий по переменной «контроль экспрессии» не выявлено. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у руководителей-педагогов с низкой тревожностью наблюдается высокая выраженность переменных эмоционального интеллекта, в группе с высокой тревожностью – эмоциональный интеллект мало выражен. На контроль внешних проявлений своих эмоций уровень тревожности у руководителей образовательных учреждений не влияет.

Список литературы
Филинкова Е.Б., Миронова С.Г. Особенности социально-психологических и эмоциональных характеристик личности руководителя образовательного учреждения / Вестник МГОУ, №1. 2010

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.