Шиляева И. Ф. доцент, кандидат философских наук, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, кафедра практической психологии, г. Уфа, Россия КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Изменения, происходящие в мире, не могут не оказать влияния на исследование проблемы культуры общения и на расстановку в ней новых акцентов.
Культура общения - важная составная часть общей культуры личности, выступающая связующим звеном между динамичными и относительно устойчивыми компонентами структуры культуры личности. Среди различных подходов к пониманию культуры общения личности наибольший интерес для нас представляют следующие: 1) следование установленным в обществе нормам взаимоотношений [7]; 2) способность владеть эмоциями по отношению к окружающим [3]; 3) совокупность знаний, умений и навыков личности в области средств общения и законов межличностного взаимодействия [8]; 4) морально-нравственная направленность отношений личности [1]; 5) качественный уровень форм, средств и способов общения [4] и др. Культура общения личности - явление многоаспектное. С нашей точки зрения целесообразно рассмотрение его в соответствии со следующим категориальным рядом: культура - культура личности - общение - культура общения - культура общения личности. Мы делаем попытку дать собственное определение и характеризуем культуру общения личности как качественный уровень форм и способов диалогического взаимодействия человека с другими людьми, являющийся результатом, с одной стороны, социализации, а с другой -саморазвития личности. Культура общения личности как сложное явление общественной жизни имеет собственную логику развития и детерминируется многими причинами, факторами и условиями. Определяющим фактором развития культуры общения в современном мире выступает информатизация общества, обусловливающая формирование новой культуры общения личности, адекватной возникающему информационному обществу. Формы общения, еще вчера казавшиеся незыблемыми и устоявшимися, резко изменились. Процесс непосредственного общения все больше уступает место опосредованному. Революционный технический скачок в области компьютеризации привел к тому, что появилось «компьютерное общение» - принципиально новая форма связи людей без личного присутствия в режиме диалога. Важной особенностью формирования культуры общения личности является то, что оно происходит в контексте виртуализации и «киберпространства». С одной стороны, это способствует развитию культуры общения личности, раздвигая границы реального мира, преодолевая время и пространство, а с другой - это своеобразный «уход» личности в виртуальный мир, который может создать иллюзию жизни и привести к социальному отчуждению. Интернет – одна из отличительных черт современной культуры – перевернул привычные представления об общении. С каждым днем все более очевидно, что это самостоятельный мир, живущий по своим законам, мир, в котором, как в зеркале, отражаются все достоинства и недостатки современного общества. Уже можно с уверенностью говорить о возникновении особой Интернет-культуры, или виртуальной культуры, определяющей основные тенденции развития общения в современной социокультурной ситуации [5]. В качестве таких важнейших направлений развития общения под влиянием Интернета выступают следующие: – развитие и расширение связей между людьми, нахождение новых оснований и причин для вступления в общение; – появление новой формы общения – компьютерного общения с неявными субъектами и влияние на традиционные формы общения личности; – компенсация неудовлетворенных потребностей в общении и стремление к самовыражению в реальных контактах активным включением в процесс компьютерного общения; – рост интерактивности общения; – изменения в словарном запасе и структуре языка; – перенос новообразований, возникших в процессе общения с компьютером, в условия традиционного общения личности. Общение посредством Интернета характеризуются таким особенностями, как: 1) наличие неявных субъектов; 2) возможность обратной связи; 3) интерактивность; 4) опосредованность; 5) своеобразие протекания процессов межличностного восприятия. Эти особенности компьютерного общения дают повод некоторым исследователям утверждать, что Интернет формирует диалогическое пространство. «Бесконечное количество возможностей поиска и выбора, - по мнению В.Е.Иванова, – обеспечивает каждому пользователю Интернета равноправное и полноценное общение, при котором достигается взаимопонимание мотивов и целей собеседников, т.е. подлинный диалог» [2]. Однако нам думается, что названные характеристики еще не свидетельствуют о диалогичности такого взаимодействия. Действительно, Интернет с его особыми возможностями обратной связи с воспринимающей стороной в корне изменил процессы общения. Открытость, массовость, интерактивность, интимность – понятия, характеризующие новое качество общения личности. Мы полагаем, что в данном случае в ситуации компьютерного общения возникает иллюзия подлинного диалога. Общение с компьютером способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Но на самом деле это, скорее всего, псевдодиалог, т.е. воображаемый, кажущийся диалог. Отсутствие границ, цензуры и ограничений, анонимность в ситуации компьютерного общения только создают ощущение подлинного диалога, поскольку здесь возможно проявление таких негативных последствий, как: 1) отсутствие реальной картины личности, эффект сокрытия или презентация ложных сведений; 2) снижение уровня ответственности; 3) «удвоение мира»; 4) рассмотрение компьютера как образца для подражания; 5) «информационное заражение личности машинным видением мира»; 6) стирание индивидуальных различий людей; 7) повышение социальной отчужденности и одиночества. Современное общество предъявляет к культуре общения личности новые требования, которые предполагают: переосмысление целей общения; усвоение новых форм и этикета общения; интенсификацию изучения иностранных языков; развитие критичности мышления; овладение знаниями и умениями в использовании современных интерактивных технологий; приоритетность принципа диалогичности, предполагающего свободу и открытость личности в процессе общения, равноправие и взаимопонимание собеседников. Личность должна учиться жить в обоих мирах. Компьютер – всего лишь новый мощный «соблазнитель», в противовес которому должны стать традиции, поддерживающие культуру, нормы и ценности, существующие в каждом обществе.
Список литературы 1. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 117с. 2. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 54. 3. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. – Ташкент: Узбекистан, 1985.– 192с. 4. Попов И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – Томск, 1987. – 18с. 5. Родионов А.А. Интернет: сущность и социальные функции (социологический подход): Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Саратов, 2000. 6. Соколов Э.В. Урбанизация и общение // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. – Л.: Наука, 1982. – С.73–100. 7. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192с.
Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.
|