На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Предмет, задачи и методы общей психологии
Предмет, задачи и методы общей психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Предмет, задачи и методы общей психологии (практикум)
Содержание
Предмет психологии. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факторы. Формы существования психологического знания. Психология в системе наук. Структура общей психологии. Общая психология как раздел психологической науки. Задачи общей психологии. Методологические основы психологии. Классификация методов исследования.
Основные термины и понятия: психология, психика, предмет психологии, психические процессы, психические состояния, психические свойства, житейская психология, научная психология, задачи психологии, этапы ее развития, структура психологии, общая методология психологии, специальная методология психологии, частная методология психологии, метод, методика, методики.

Задания для самоконтроля
1. Назовите составляющие понятия психология и дайте его дословный перевод.
2. Что понимается в современной психологии под психикой?
3. Что изучает психология, или иначе, что является ее предметом?
4. Что понимается под психическими процессами?
5. Дав определение психическим процессам, назовите их виды и приведите примеры каждого из них.
6. Скажите, почему познавательные психические процессы называются познавательными, а эмоционально-волевые — эмоционально-волевыми?
7. Дайте определение психическим состояниям и психическим свойствам и укажите, чем они отличаются друг от друга?
8. Одно и то же психическое явление может быть (рассматриваться) и психическим процессом, и психическим состоянием, и психическим свойством. Приведете примеры этого.
9. Кратко сформулируйте основное отличие житейской психологии от научной или наоборот.
10. У психологии есть два вида задач как у науки и как у учебного предмета (дисциплины). Кратко сформулируйте основные задачи психологии как науки и как дисциплины.
11. Известно, что психология в своем развитии прошла четыре этапа. Что было основной причиной этого?
12. Укажите границы каждого этапа развития психологии и ее предмет как науки на каждом из них.
13. Перечислите основные компоненты структуры общей психологии.
14. Кратко передайте суть общей методологии отечественной психологии.
15. В сжатой форме изложите суть принципов составляющих специальную методологию психологии.
16. Что понимается под частной методологией психологии?

Упражнения
1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.
а) Предметом психологии является ... и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях.
б) Психология - это наука о отражении реальности в деятельности индивида.
в) Основным предметом психологии является деятельность.
г) Психология изучает процессы состояния свойства человека,
а также закономерности его формирования как активного ... деятельности и общения.
д) Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах... жизни человека и животное.
2. С какими из следующих высказываний можно согласиться, а с какими нельзя и почему?
а) Единственным источником познания психического является самонаблюдение.
б) О человеке судят не по тому, что он говорит о себе или думает, а по его делам.
в) Психическая деятельность человека всегда проявляется в его действиях, высказываниях, отношениях и т. д.
г) Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, потому что она всегда остается вне пределов нашего опыта.
е) Чужая душа - потемки. У души нет тайн, которых бы не выдавало поведение человека.
3. Прочитайте нижеследующий текст и ответьте на вопрос: «К какой из групп наук Ф. Энгельс относил психологию?»
Ф. Энгельс выделил три группы наук:
науки о неживой природе (материи);
науки о живой природе (материи), в которую входит организм человека и физиологическая деятельность мозга;
науки об обществе, общественном сознании и сознании отдельного
человека.
Ответьте на вопросы:
а) В каком году появилось понятие психология как название отдельной
отрасли человеческих знаний и в связи с чем?
б) Когда оно стало общеупотребительным?
в) Когда психология становится самостоятельной наукой и выходит из состава философии?
г) В каком году началось развитие экспериментальной психологии и
в связи с чем?
Дополните:
а) методология - это
б) принцип - это ..., а принципы психологии это
в) метод - это
г) методы психологического исследования - это
д) методики психологического исследования - это
е) основным достоинством метода наблюдения и основным требованием к нему является ..., а основным недостатком
ж)из основного недостатка наблюдения вытекают следующие трудности
з) основное достоинство лабораторного эксперимента - это
и) это достоинство лабораторного эксперимента позволяет исследователю
По нижеследующим определениям групп методов сбоку напишите название каждой из них.
а) Методы влияния на психические явления с целью изменения в соответствии с поставленными задачами.
б) Методы, определяющие способ организации психологического исследования.
в) Методы статистической обработки первичной информации.
г) Методы получения первичного материала об изучаемом явлении (вопросе).
д) Методы объяснения статистически обработанных данных, их сравнение с уже установленными фактами.
Вместо точек вставьте пропущенные слова.
а) Из группы эмпирических методов основными методами психологии являются метод ... и метод
б) Любая система объективного научного знания может быть использована в качестве познания действительности.
в) Метод - это определенным образом упорядоченная ... для достижения поставленной цели.
г) Наблюдение становится методом исследования только тогда, когда
оно не ограничивается регистрацией психических ..., а также их научно объясняет.
д) Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет принцип единства сознания и ...

Литература
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для студ. - М: Академический проект: Фонд Мир, 2003. - 496 с.
2. Аксючиц И.В. Общая психология: пособие. - Минск: БГПУ, 2006. - 72 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Че Ро, 1998. 336 с.
4. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр «Владею», 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
6. Психология личности: хрестоматия. В 2 т. / под ред. А.В. Райгородского. -Самара: БАХРАХ, 1999. - Т. 2. -544 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика 1989. -Т. 2.-С. 103-122,236-240.
Источник: Общая психология практикум / Т.П. Березовская, A.M. Гадилия, 028   В.И. Гурина и др.; под ред. Ю.А. Коломейцева, Л.С. Янчук. - Минск БГПУ,2010.-76с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.