Понятие личности в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Понятие «личность» используется в различных общественных дисциплинах. В философии оно обозначает человека как субъекта и объекта деятельности в единстве его индивидуальных и социальных характеристик, в социологии личность понимается как совокупность социально значимых качеств человека. В психологии термин «личность» обозначает индивидуальное, неповторимое сочетание свойств, способностей человека, систему мотивов, волевых и эмоциональных качеств, выражающихся в характере и самосознании.

Термин «личность» надо отличать от понятия «человек», которое фиксирует отличие человека от животных и является биосоциальным по своему содержанию. Кроме того, следует различать понятия «личность» и «индивид», последний термин обозначает единичного представителя какого-либо ряда.
Если представить личность в виде иерархии уровней, то ее структура будет такова: нижний уровень – биологический, потом – психический, выше – уровень, связанный со знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения, и самый высокий уровень связан целями и идеалами личности.
Личность – совокупность устойчивых черт, ощущение такой устойчивости является важным условием внутреннего благополучия человека. В то же время следует отметить, что психологические исследования показывают, что примерно половина значимых качеств человека сохраняется с раннего возраста, другие же –изменяются.
В структуру личности входят темперамент, способности, волевые и мотивационные качества, характер, они будут рассмотрены ниже.
Важнейшим структурным элементом личности человека является его самосознание, регулирующее значительную часть процессов внутреннего мира человека и формирующееся на протяжении всей жизни человека.
В психологии существует большое количество теорий личности, среди которых можно выделить следующие.
Теория черт Г. Олпорта и Р. Кеттел исходит из положения, что люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости отдельных независимых черт, описание которых можно получить на основе обработки тестов или жизненных наблюдений над людьми. Исследователи обнаружили, что в языке есть около пяти тысяч слов, описывающих личность. Р. Кеттел выделил среди них 177 наиболее значимых и общих и на этой основе выявил 16 различных личностных черт. В частности, он выделил такие характерные оппозиции, как экстраверт (человек, ориентирующийся при общении на других) и интроверт (человек, ориентирующийся на себя); тревожность – приспособленность и др. Эта теория была положена в основу разработки ряда тестов, в которых выявляются ключевые личностные качества. Недостатком теории черт является невозможность предсказывать поведение людей, так как сходный набор качеств может реализоваться через различные стили поведения.
Сторонники поведенческой теории личности (бихевиоризм), ее иногда называют теорией социального научения, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др. полагают, что главным источником развития личности является среда, личность – продукт научения, ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Поэтому можно по заказу сформировать любой тип личности. Механизмом научения являются различного рода поощрения или наказания, поскольку человек стремится к первым и избегает вторых.
Согласно психоаналитической теории личности З. Фрейда главным источником развития личности является бессознательное. Он выделял три структурных блока личности.
«Ид» – неосознанные сексуальные и агрессивные побуждения, которые функционируют в соответствии с принципом удовольствия. Замена неприемлемых побуждений на социально одобряемые формы поведения названа «сублимацией».
«Эго» – преимущественно осознаваемые познавательные и регулятивные психические процессы, которые функционируют в соответствии с принципом реальности.
«Суперэго» включает высшие моральные ценности и социальные нормы.
Каждый из блоков стремится к преобладанию, поэтому психика – сложная динамическая система. У зрелой личности «эго» и «суперэго» должны быть развиты сильнее, чтобы противостоять бессознательным влечениям. Поскольку это не всегда удается, человек погружается в состояния тревожности, неуверенности, беспокойства. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, личность вырабатывает своеобразные защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализации, проекции, замещения и др., о которых подробнее можно прочесть в учебнике.
Сторонники гуманистической теории личности А. Маслоу, К. Роджерс считают главным источником развития личности врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Структура «Я» включает «идеальное Я» и «реальное Я», они находятся на континууме – от полной гармонии, конгруэнтности (совпадения) до полной дисгармонии, ведущей к неврозам.
Целостная личность четко знает, кто она на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»), она максимально открыта опыту, принимает жизнь «здесь и сейчас», терпима к людям, имеет высокие моральные стандарты.
В отечественной психологии получила развитие деятельностная теория личности, которая представлена в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя активность человека. Она является главным источником развития личности и существует в таких формах, как игра, учеба, труд. Свойства личности формируются в процессе взаимодействия субъекта с миром. Бессознательное проявляется только в автоматических операциях.

Ключевым элементом личности с точки зрения этой теории является мотивационная сфера, включающая потребности, мотивы, установки, цели и определяющая направленность деятельности человека. Другим важнейшим понятием является «личностный смысл», который выражает соотношение целей деятельности (предмет деятельности) и мотивов (побуждений к деятельности). Чем шире и разнообразнее деятельность личности, тем богаче сама личность.
Среди теорий личности следует указать на теорию Э. Эриксона, который предложил теорию формирования и развития личности, проходящей ряд генетически определенных стадий развития. Исследователь выдел восемь жизненных стадий, которые включают определенные личностные кризисы. Преодоление этих кризисов ведет к формированию определенных личностных качеств. Подробнее с этой теорией студент должен ознакомиться по учебнику.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.