На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Общение: содержание, цели, средства и виды
Общение: содержание, цели, средства и виды
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. В едином процессе общения выделяют стороны:
– коммуникативную (обмен информацией общающихся);
– интерактивную (взаимодействие общающихся);
– перцептивную (восприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. В общении ни один из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, а каждый является активным субъектом этого процесса, каждый из партнеров определяет динамику и содержание процесса общения.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis – словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и др.

Правила эффективного общения
Для того чтобы общение имело позитивный характер, надо знать и выполнять определенные правила. Первое правило эффективного общения: говорите на языке партнера. Язык сообщения должен быть понятен всем субъектам общения. Следующее правило эффективного общения можно обозначить как подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему. Это правило не просто «техника общения», а один из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия, так как потребность в уважении, признании и принятии относится к главным, базовым потребностям личности. Конкретная реализация этого правила осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. Третье правило эффективного общения: подчеркивайте общность с партнером. Это может быть общность интересов, целей, задач, позиций. Эффективный вид этой техники общения – подчеркивание профессиональной общности. Прямо противоположное, неэффективное поведение – подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести. Следующее важное правило – проявление интереса к проблемам партнера. Ваш интерес к проблемам партнера должен быть явным. Противоположное поведение – пренебрежение проблемами партнера. Такой ошибки достаточно, чтобы конструктивное общение не состоялось.
В процессе общения постепенно может создаваться напряжение, оно может присутствовать и изначально. Рассмотрим группу техник, называемых техниками выравнивания напряжения.
Очень часто снижению напряжения способствует уже то, что партнер по общению получил возможность высказать, вербализовать все свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали.
Следующая техника – вербализация эмоционального состояния. У этой техники есть два подвида:
1) вербализация (выраженность словами) своего эмоционального состояния помогает человеку не аккумулировать в себе негативные эмоции, а выражать их; с другой стороны, такая вербализация подсказывает партнеру, какое действие оказывают его слова.
Например: «То, что вы сейчас сказали, очень меня расстроило. Даже не знаю, что делать дальше»;
2) вербализация состояния партнера может быть выражена сходным образом: «Кажется, вы сейчас напряжены».
Важная техника – предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Когда напряжение в общении достигает своего апогея, эффективным приемом является перевод разговора с абстрактного уровня на конкретные предложения, которые можно обсуждать. С этим правилом связано родственное ему обращение к фактам в дискуссии, в полемике.
Техника «позиция "на равных" одновременно связана с подчеркиванием значимости партнера, проявлением уважения к нему. Ее неконструктивная противоположность, позиция «над», всегда ведет к нагнетанию напряжения. Превосходство одного партнера по общению над другим может осуществляться по различным направлениям: превосходство по компетентности, по стажу или опытности, по профессионально-ролевым позициям.
Следующее правило относится к так называемому активному слушанию. Под активным слушанием понимается простое положение: гораздо эффективнее для общения не просто пассивно слушать, а вербальным и невербальным образом проявлять свою заинтересованность в разговоре, доказывать, что ваши мысли не витают где-то далеко. Кроме того, функция активного слушания – еще и показать партнеру, что собеседник понимает партнера по общению и правильно интерпретирует его мысли.


Все техники объединяет одна общая закономерность. Любой прием предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования «здесь и сейчас». Есть правила, которые, конечно, нельзя менять, они как бы являются универсальными, например, проявление уважения к партнеру по общению. Но все-таки важно помнить, что идентичных ситуаций не бывает. Сколько бы техник общения мы не знали, важно, прежде всего, помнить, что общение – особое, тонкое мастерство, которому человек учится всю жизнь.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.