На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология История возникновения и развития психологии (практикум)
История возникновения и развития психологии (практикум)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные термины:
Философские: анимизм, гилозоизм, детерминизм, идея целостности / системности, познание, коммуникация, идеализм, системно-функциональный подход, осознание (интроспекция), монады, эмпиризм
Общепсихологические: психология, психика, психические явления, перцепция и апперцепция, бессознательное, психические реакции, психические действия, воля, экспериментальная и дифференциальная психологии.
Научные школы: направления зарубежной психологии (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ и аналитическая психология, гештальт-психология, когнитивная психология, ассоциативная психология, гуманистическая психология и др.), направления развития отечественной психологии (реактология, рефлексология).

Задачи для обучающихся:
1. Систематизируйте теоретические сведения об этапах возникновения и развития психологии как научной отрасли знания.
2. Раскройте эволюцию предмета психологии.
3. Дайте краткую характеристику зарубежных научных школ.
4. Дайте краткую характеристику отечественных научных школ.
Рекомендованная литература для изучения:
Базовые учебники:
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с.
2. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 521 с.
Основная литература:
3. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
Дополнительная литература:
5. Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.
6. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
6 Для студентов и слушателей, обучающихся на базе среднего профессионального образования юридического профиля

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ
1. Перечислите основные периоды становления психологии как науки.
2. Определите вклад следующих философов и ученых в становление психологии как отдельной отрасли научного знания:

- древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Прота-гор, Сократ, Платон, Аристотель);
- мыслители Древнего Востока (Гиппократ);
- мыслители Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Готфрид В. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк);
- ученые XIX в. (Э. Вебер, Ч. Дарвин, В. Вундт, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

3. Определите, что мыслилось предметом психологии на каждом этапе ее становления как науки.
4. Каким образом трактовались следующие принципы в древности и какие изменения в трактовке они претерпели:

- принцип закономерного развития (Гераклит);
- принцип детерминизма (Демокрит);
- принцип организации /системности (Анаксагор)?

5. Перечислите основные современные научные школы в психологии (зарубежные и отечественные).
6. Дайте краткую характеристику учений современный научных школ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ
Задание № 1. Заполните таблицу (см. табл. 3) по содержанию изученной темы.

Таблица 3
История становления психологии как науки


Исторический период

Что изучалось? (Предмет изучения)

Каков результат (продукт) изучения?

Античный период

 

 

Новое Время (расцвет механики)

 

 

XIX    век    (физиология   и   психофо-зиология)

 

 

Научные       школы начала XX века

 

 

Задание  №  2. Используйте  результаты  задания  № 1 для  заполнения информации в таблице 4.

психология история

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.