Основные термины: Эмоции: эмоциональные состояния: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Воля: волевые действия, волевой акт, принятие решения, волевое усилие, волевые качества личности. Способности: общие и специальные способности, задатки, одаренность, талант, задержка психического развития.
Задачи для обучающихся:
1. Систематизируйте теоретические сведения об эмоциональных и волевых психических процессах. 2. Составьте общее представление о способностях человека, их психологической природе и возможностях развития. 3. Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний об особенностях протекания эмоциональных и волевых процессов в практической деятельности юриста. 4. Примените информацию об эмоциональных и волевых психических процессах для решения практико-ориентированных психологических задач.
Рекомендованная литература для изучения:
Базовые учебники: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4. Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983. 5. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 6. Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 7. Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 8. Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971. 9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – С. 241-266, 282-296, 338, 415-436. 10. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 11. Корнеев. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. – Ленинград, 1971. 12. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000. 13. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986. 14. Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001. 15. Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007.
Контрольные вопросы по изученной теме:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ 1. Что такое «эмоция»? 2. Какими функциями обладают эмоции? 3. Перечислите 10 базовых эмоций. 4. Раскройте суть основных теорий эмоций:
- эволюционная теория Ч. Дарвина; - психологическая теория Джеймса-Ланге; - психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей; - когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера; - теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; - информационная теория В.П. Симонова.
5. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты эмоций. 6. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции? 7. Раскройте значение следующих терминов: эмоциональные свойства, эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная вязкость реакции, эмоциональная ригидность и эмоциональное огрубление. 8. Назовите основные характеристики следующих эмоциональных состояний: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс. 9. В чем суть теории стресса Г. Селье? 10. Какие виды чувств вам известны? В чем их проявление? 11. Дайте определения следующим понятиям: «воля», «волевой акт», «волевое усилие», «принятие решения», «волевые качества личности»? 12. Каковы основные функции воли? 13. Опишите структуру волевого акта. 14. В чем отличие волевого действия от импульсивных и привычных действий? 15. Раскройте суть существующих теорий воли. 16. Какова психологическая природа способностей? 17. Раскройте взаимосвязь:
- умственной активности личности и способностей; - способности и деятельности; - способности и знаний, умений, навыков; - задатков и способностей.
18. Что такое общие и специальные способности? 19. Какова структура способностей? 20. Опишите уровни развития способностей.
Практические задания по изученному тематическому разделу:
Задание № 1. Составьте словесную паутину к следующей теме: «Эмоция и ее компоненты». Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу «Теории эмоций» (см. табл. 10). Таблица 10 Теории эмоций
Наименование теории
|
Автор теории
|
Суть теории
|
Каков вклад теории в развитие науки?
|
Эволюционная теория
|
Ч. Дарвин
|
|
|
Психологическая теория
|
У. Джемс, К. Ланге
|
|
|
Психоаналитическая теория
|
З. Фрейд
|
|
|
Когнитивно-физиологическая
|
С. Шехтер
|
|
|
Теория когнитивного диссонанса
|
Л. Фестингер
|
|
|
Информационная теория
|
В.П. Симонов
|
|
|
Задание № 3. Заполните сравнительную таблицу «Характеристика эмоциональных состояний» (см. табл. 11). Характеристика эмоциональных состояний
Эмоциональное состояние |
Трактовка |
Симптомы / формы проявления |
Таблица 11
Задание № 4. Охарактеризуйте эмоции человека по картинке:
Рис. 4. Примеры эмоций, переживаемых человеком Задание № 5. Проведите самообследование уровня вашего эмоционального благополучия14 (см. приложение 1, Методика «Ориентировочная шкала эмоционального благополучия»). Согласны ли вы с результатами самообследования? Составьте 3-5 мероприятий по улучшению вашего эмоционального благополучия. Задание № 6. Прочитайте главу 17 «Воля»15 и составьте краткий конспект по следующему плану: 1. Основные признаки воли как психологического явления. 2. Первичные волевые качества личности. 3. Вторичные и третичные волевые качества личности. Ориентировочная шкала эмоционального благополучия 4. Волевая регуляция поведения. Задание № 7. Заполните сравнительную таблицу «Теории воли» (см. табл. 12).
Таблица 12 Теории воли
Наименование теории
|
Автор теории
|
Суть теории
|
Каков вклад теории в развитие науки?
|
Физиологическая теория
|
И.П. Павлов
|
|
|
Активизирующая теория
|
П. К. Анохин
|
|
|
Психоаналитические теории
|
З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм
|
|
|
Задание № 8. Составьте письменные аннотации (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о способностях, а именно: 1. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. 3. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Задание № 9. Используйте информацию следующих источников для составления рекомендаций о том, как юристу вести себя в работе с человеком, проявляющим признаки: а) агрессии; б) стресса. Источники информации: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 19. 2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – Глава 20 (Техника и приемы общения). 3. Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007. 4. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |