Эмоции и чувства. Воля и способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные термины:
Эмоции: эмоциональные состояния: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс.
Чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства.
Воля: волевые действия, волевой акт, принятие решения, волевое усилие, волевые качества личности.
Способности: общие и специальные способности, задатки, одаренность, талант, задержка психического развития.

Задачи для обучающихся:

1. Систематизируйте теоретические сведения об эмоциональных и волевых психических процессах.
2. Составьте общее представление о способностях человека, их психологической природе и возможностях развития.
3. Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний об особенностях протекания эмоциональных и волевых процессов в практической деятельности юриста.
4. Примените информацию об эмоциональных и волевых психических процессах для решения практико-ориентированных психологических задач.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,
2010. – 432с.
Основная литература:
2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
Дополнительная литература:
4. Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.
5. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
6. Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.
7. Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.
8. Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971.
9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – С. 241-266, 282-296, 338, 415-436.
10. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
11. Корнеев. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. – Ленинград, 1971.
12. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000.
13. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986.
14. Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001.
15. Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007.

Контрольные вопросы по изученной теме:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ
1. Что такое «эмоция»?
2. Какими функциями обладают эмоции?
3. Перечислите 10 базовых эмоций.
4. Раскройте суть основных теорий эмоций:

- эволюционная теория Ч. Дарвина;
- психологическая теория Джеймса-Ланге;
- психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей;
- когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера;
- теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера;
- информационная теория В.П. Симонова.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты эмоций.
6. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
7. Раскройте значение следующих терминов: эмоциональные свойства, эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная вязкость реакции, эмоциональная ригидность и эмоциональное огрубление.
8. Назовите основные характеристики следующих эмоциональных состояний: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс.
9. В чем суть теории стресса Г. Селье?
10. Какие виды чувств вам известны? В чем их проявление?
11. Дайте определения следующим понятиям: «воля», «волевой акт», «волевое усилие», «принятие решения», «волевые качества личности»?
12. Каковы основные функции воли?
13. Опишите структуру волевого акта.
14. В чем отличие волевого действия от импульсивных и привычных действий?
15. Раскройте суть существующих теорий воли.
16. Какова психологическая природа способностей?
17. Раскройте взаимосвязь:

- умственной активности личности и способностей;
- способности и деятельности;
- способности и знаний, умений, навыков;
- задатков и способностей.

18. Что такое общие и специальные способности?
19. Какова структура способностей?
20. Опишите уровни развития способностей.

Практические задания по изученному тематическому разделу:

Задание № 1. Составьте словесную паутину к следующей теме: «Эмоция и ее компоненты».
Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу «Теории эмоций» (см. табл. 10).
Таблица 10
Теории эмоций

Наименование теории

Автор теории

Суть теории

Каков вклад теории в развитие науки?

Эволюционная теория

Ч. Дарвин

 

 

Психологическая теория

У. Джемс, К. Ланге

 

 

Психоаналитическая теория

З. Фрейд

 

 

Когнитивно-физиологическая

С. Шехтер

 

 

Теория когнитивного диссонанса

Л. Фестингер

 

 

Информационная теория

В.П. Симонов

 

 

Задание № 3. Заполните сравнительную таблицу «Характеристика эмоциональных состояний» (см. табл. 11).

Характеристика эмоциональных состояний

Эмоциональное состояние Трактовка Симптомы / формы проявления

Таблица 11

Задание № 4. Охарактеризуйте эмоции человека по картинке:

эмоции

Рис. 4. Примеры эмоций, переживаемых человеком

Задание № 5. Проведите самообследование уровня вашего эмоционального благополучия14 (см. приложение 1, Методика «Ориентировочная шкала эмоционального благополучия»). Согласны ли вы с результатами самообследования? Составьте 3-5 мероприятий по улучшению вашего эмоционального благополучия.
Задание № 6. Прочитайте главу 17 «Воля»15 и составьте краткий конспект по следующему плану:
1. Основные признаки воли как психологического явления.
2. Первичные волевые качества личности.
3. Вторичные и третичные волевые качества личности.
Ориентировочная шкала эмоционального благополучия
4. Волевая регуляция поведения.
Задание № 7. Заполните сравнительную таблицу «Теории воли» (см. табл. 12).

Таблица 12
Теории воли

Наименование теории

Автор теории

Суть теории

Каков вклад теории в развитие науки?

Физиологическая теория

И.П. Павлов

 

 

Активизирующая теория

П. К. Анохин

 

 

Психоаналитические теории

З. Фрейд, К.Г. Юнг,
А. Адлер, К. Хорни,
Э. Фромм

 

 


Задание № 8. Составьте письменные аннотации (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о способностях, а именно:
1. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
3. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

Задание № 9. Используйте информацию следующих источников для составления рекомендаций о том, как юристу вести себя в работе с человеком, проявляющим признаки: а) агрессии; б) стресса.
Источники информации:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 19.
2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – Глава 20 (Техника и приемы общения).
3. Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007.
4. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986.
Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.