На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Гендерное исследование технической одаренности
Гендерное исследование технической одаренности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Исследование технической одаренности, проведенное Ю. А. Шевченко (2007, 2012), позволило сформулировать представление о технической одаренности как сложном многокомпонентном образовании, обуславливающем успешность различных видов технической деятельности и (или) качественно своеобразный результат взаимодействия человека и техники. Основными компонентами технической одаренности являются технический интеллект, креативность, техническая мотивация и ручная ловкость.

Методы исследования
Для сбора данных о проявлениях технической одаренности были использованы следующие методики: «Прогрессивные матрицы Равена» (ч/б), ДДО Е. Н. Климова, TSI (тест структуры интеллекта) Р. Амтхауэра, субтест «Незаконченные фигуры» теста невербальной креативности Э. Торренса, тест Cible-brodeur Э. Клапареда (рус. «Прокалывание мишеней» Е. Антиповой), TMCI («Тест механической понятливости Беннета»), тест «Монтаж-демонтаж», «Глазомерная линейка Леманна», количественная проба (на основе методики «Необычное использование»).

Для изучения индивидуальных свойств был применен комплекс диагностики индивидуально-психологических различий: «Neiro Test», ОСТ В. М. Русалова, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
Для обработки данных использовались различные методы математической статистики: анализ распределений, корреляционный и факторный анализ, определение значимых различий по t-критерию Стьюдента.
Экспериментальная часть исследования проводилась в образовательных учреждениях Перми и Пермского края. Общее число участников исследования составило 307 человек (представителей младшего подросткового возраста – 145, юношеского – 162). Испытуемые отбирались по результатам участия в различных видах технической деятельности, на основе оценки продуктов взаимодействия с объектами техники и мнения экспертов.
Результаты исследования
Исследование гендерных характеристик технической одаренности учащихся осуществлялось по трем направлениям:
• анализ степени выраженности показателей одаренности;
• анализ структуры технической одаренности;
• изучение индивидуальности технически одаренных учащихся.
Степень выраженности показателей технической одаренности
Различия выраженности показателей технической одаренности мальчиков и девочек в подростковом возрасте минимальны. Они касаются лишь показателя общего интеллекта. Обнаружено, что он значимо выше у мальчиков (Т=3,91; p≤0,000). Этот факт не соответствует литературным данным по исследованию общего интеллекта школьников разного пола. Однако выявленные различия касаются выборки технически одаренных учащихся и полностью соответствуют предположению о том, что техническая одаренность в младшем подростковом возрасте в существенной мере использует потенциал общеинтеллектуальных характеристик.
Отличия технической одаренности юношей и девушек выражены в большей степени. Обнаружено, что юноши превосходят девушек по показателям индуктивного мышления (Т=3,29; p≤0,001) и общей креативности как способности не следовать стереотипам (Т=3,45; p≤0,000) и детально разрабатывать новые идеи (Т=3,22; p≤0,001). Технически одаренные юноши заметно превосходят девушек по способности к трансформации образной информации в сло-весную форму (Т=3,46; p≤0,000) и пространственному воображению (Т=2,24; p≤0,026). У девушек более выражены практическое математическое мышление (Т=–4,52; p≤0,000) и способности выносить суждение (Т=–3,35; p≤0,001). Девушки отличаются более высокими показателями склонностей к работе со знаковой информацией (Т=–2,136; p≤0,019), а юноши – к работе с техническими объектами (Т=2,68; p≤0,008). Что свидетельствует о том, что в мотивации технической деятельности юношей большее значение имеет показатель технических склонностей, а для девушек важна более универсальная направленность – склонности к работе со знаковыми образами.

Структура технической одаренности

Гендерная специфика структуры технической одаренности также характеризуется рядом особенностей. Анализ взаимосвязей показателей технической одаренности подростков позволил выявить центральные компоненты, имеющие наибольшее количество связей и образующие ядро одаренности. Это показатели ручной умелости, механической понятливости и способности трансформировать образную информацию в словесную форму. Последние показатели можно рассматривать как компоненты технического мышления. В выборке мальчиков ядро одаренности обогащается показателем общего интеллекта. У девочек – склонностью к работе со знаковыми образами. Интересно, что ядро технической одаренности в юношеском возрасте также образуют показатели ручной умелости и механической понятливости, обогащаемые в выборке юношей творческой технической продуктивностью, в выборке девушек – индуктивным мышлением. Таким образом, ядро технической одаренности, формируясь в младшем подростковом возрасте, стабилизируется в возрасте юношеском и образует единство ручной умелости и технической понятливости. Помимо гендерно-независимой подструктуры обнаружены особенности технической одаренности, формирующиеся у представителей разного пола.
Анализируя факторные структуры технической одаренности подростков разного пола, можно отметить сходство их общей конфигурации. Выделяются основные факторы, характеризующие проявления общей креативности, технического и пространственного интеллекта, мотивации технической деятельности. Однако у мальчиков проявления пространственного интеллекта и креативности объединены, отражая способность к техническому творчеству, оперированию многомерными образами. У девочек показатели пространственного интеллекта объединяются с показателем склонности к работе со знаковыми образами. Характеристики креативности, входящие в самостоятельный фактор, противопоставляются способности к абстрагированию и являются основой для творчества, связанного с оперированием конкретными материальными образами. Некоторые различия наблюдаются и в характеристике мотивационной подструктуры одаренности. У мальчиков все ее показатели объединились в одном факторе, в том числе склонности к технике и художественная направленность. У девочек показатели мотивационной сферы расходятся по разным факторам, причем техническая и художественная направленность противоречат друг другу. Любопытно, что именно художественная направленность девочек тесно взаимосвязана с технической креативностью. То есть девочки рассматривают работу с техническими объектами прежде всего с позиций технической эстетики. Для мальчиков работа с техническими объектами является самостоятельной ценностью.
В юношеском возрасте выделенные структуры технической одаренности также демонстрируют сходство в общих ключевых аспектах. Однако гендерная специфика содержания факторов в юношеском возрасте выражена значительнее. У юношей выделены самостоятельные факторы, характеризующие техническую и общую креативность, технический интеллект. Выделена подструктура, в рамках которой противопоставлены интеллектуальные и «ловкостные» проявления технической одаренности. Что может свидетельствовать о существовании разных ее типов. Самостоятельное структурное образование создают показатели пространственного интеллекта, объединяясь с противоположным им по вектору показателем склонности к работе со знаковыми образами. Таким образом, у юношей, как и у мальчиков-подростков, пространственные способности не демонстрируют поддержку работы с абстрактными объектами.
Содержание факторов технической одаренности девушек наименее однородно. Четыре из шести выделенных композиций объединяют показатели общего и технического интеллекта с показателями общей и технической креативности. Показатели ручной умелости и тонко-двигательной координации в единстве со склонностями к работе со знаковыми образами противоположны по модальности с общеинтеллектуальными показателями. Точно так же показатели глазомера и практического математического мышления противопоставлены характеристике механической понятливости. Таким образом, «ручной» и «интеллектуальный» типы технической одаренности девушек характеризуются более сложной феноменологией, менее четкой специализацией предпосылок к конкретной или абстрактности деятельности, чем у юношей.
Индивидуальность технически одаренных учащихся
У подростков-мальчиков детерминантами показателей технической одаренности являются сила нервной системы (детерминирует почти треть всего симптомокомплекса) и уравновешенность нервных процессов, а у девочек – слабость, обеспечивающая чувствительность нервной системы. Причем, если у мальчиков особенности нервной системы детерминируют практически все показатели одаренности (интеллект, креативность, ручная ловкость и мотивация), то у девочек только первые два. Показатель подвижности – инертности нервных процессов обуславливает проявления ручной умелости подростков обоего пола, но с противоположной направленностью. Так, ручную умелость чаще демонстрируют девочки, характеризующиеся инертной нервной системой, обеспечивающей способность продолжительно работать над проблемой, не меняя объекта. Для одаренных мальчиков, наоборот, характерна быстрота перехода одного нервного процесса в другой, легкость в переключении реакции на раздражители.
В юношеском возрасте наибольшее значение в детерминации технической одаренности имеют подвижность и уравновешенность нервных процессов. При этом у юношей обнаружены связи как с подвижностью, так и с инертностью нервных процессов, а у девушек – только с подвижностью. В отношениях с уравновешенностью нервных процессов наблюдается другая картина. Для юношей важна уравновешенность, а для девушек – как уравновешенность, так и неуравновешенность нервных процессов. Таким образом, наличие столь разных природных детерминант технической одаренности может свидетельствовать о существовании различных стилей технической деятельности. У юношей стилевые различия будут проявляться в связи с показателями подвижности – инертности, а у девушек – уравновешенности – неуравновешенности нервной системы.
Для мужской выборки (в целом), по сравнению с женской, характерны более тесные связи технической одаренности с показателями природных свойств индивидуальности (нейро- и психодинамики). Причем в подростковом возрасте наибольшее число значимых связей образует показатель силы нервной системы, а в юношеском – подвижности нервных процессов.
Обнаружена гендерная специфика в личностном опосредовании технической одаренности подростков. Обнаружены связи одаренности мальчиков с высокой интеллектуальной культурой (фактор В), уравновешенностью, спокойствием, удовлетворенностью, постоянством (фактор D). Одаренность девочек обусловлена иным набором личностных характеристик: эмоциональной устойчивостью, работоспособностью (фактор С), отсутствием склонности к фрустрации, спокойствием (фактор Q4). Интересно, что в обеих группах выявлены связи одаренности с фактором F по Р. Кеттеллу, но с различной направленностью. Одаренные мальчики экспрессивны, жизнерадостны, беспечны (фактор +F), а одаренные девочки осторожны, тревожны, рассудительны (фактор –F).
Техническая одаренность юношей более тесно связана с позитивными свойствами личности: эмоциональной устойчивостью, добросовестностью, ответственностью, предприимчивостью и активностью. Для девушек характерно большее число значимых взаимосвязей с показателями тревожности, беспокойства, фрустрированности и неуверенности в себе (факторы О и Q4). Это можно объяснить влиянием гендерных стереотипов. Учитывая, что взаимодействие с техникой традиционно считается «мужским занятием», осознание самими девушками проявления их технической одаренности может отражаться в развертывании негативных личностных программ. Девушки кажутся себе «не такими», «неправильными», «странными», поскольку их интересы и поведение не укладываются в рамки традиционных представлений о поведении девочек и девушек, что, в свою очередь, резко снижает их самооценку, формирует напряженность в отношении с окружающими.
Интересны различия в характере детерминации направленности на техническую деятельность. У юношей технические склонности обусловлены доминантностью, независимостью, способностью активно защищать свои интересы (фактор Е), жесткостью, самоуверенностью, рационализмом (фактор I). Проявление технических склонностей у девушек главным образом взаимосвязано с уровнем интеллектуальной культуры, личностными свойствами, обеспечивающими высокую обучаемость (фактор B).
Различия в проявлениях индивидуальности одаренных учащихся разного пола, выявленные в результате гендерного исследования технической одаренности, позволяют более целенаправленно организовать систему психологической поддержки одаренных мальчиков – юношей и девочек – девушек. В частности для последних одной из важнейших задач коррекционной и развивающей работы будет работа над формированием уверенности в себе и снятие тревожности и напряженности.
Таким образом, изучение гендерных особенностей технической одаренности учащихся позволило сделать некоторые выводы:
1. Половые различия в выраженности показателей технической одаренности подростков минимальны и увеличиваются к юношескому возрасту. Юноши превосходят девушек в показателях общего интеллекта, креативности и технических склонностей. У юношей преобладает направленность на технические объекты, у девушек – на знаковые образы.
2. Ядро технической одаренности, включающее ручную умелость и механическую понятливость, формируется уже в подростковом возрасте, закрепляется у юношей и не зависит от пола учащихся. В подростковом возрасте в ядро входит также способность трансформировать образную информацию в словесную форму, что составляет возрастную характеристику технической одаренности. Обнаружены гендерные проявления одаренности. Ядро одаренности обогащается в мужской выборке за счет связей с общим интеллектом у подростков и технической креативностью у юношей. В женской выборке – за счет связей с направленностью на знаковые образы (подростки) и общим интеллектом (девушки).
3. Гендерные особенности, не затрагивая общую конфигурацию структуры технической одаренности, отражаются в некоторых особенностях содержания ее подструктур. В частности, пространственный интеллект и креативность мальчиков-подростков образуют единый фактор, девочек – разные. Для мальчиков работа с техническими объектами является самостоятельной ценностью, девочки больше направлены на эстетику технических объектов.
4. Выделены «ручной» и «интеллектуальный» типы технической одаренности, наиболее ярко проявляющиеся в юношеском возрасте вне зависимости от пола респондентов. Однако у девушек они характеризуются более сложной конфигурацией, менее четкой специализацией предпосылок к конкретной или абстрактности деятельности, чем у юношей.
5. Для мужской выборки в целом, по сравнению с женской, характерны более тесные связи технической одаренности с показателями природных свойств индивидуальности (нейро- и психодинамики). Причем в подростковом возрасте наибольшее число значимых связей образует показатель силы – слабости нервной системы, а в юношеском – подвижности – инертности нервных процессов.
6. Разную роль в детерминации технической одаренности юношей и девушек играют свойства нейродинамического уровня индивидуальности, что обеспечивает возможность формирования индивидуальных стилей технической деятельности. У юношей стилевые различия будут проявляться в связи с показателями подвижности – инертности, а у девушек – уравновешенности – неуравновешенности нервной системы.
7. Свойства личности с возрастом играют большую роль в опосредовании технической одаренности учащихся. Однако у юношей одаренность сопряжена с более позитивными особенностями личности, а у девушек возможно развитие неадаптивных личностных проявлений.

Выводы по разделу

1. Проведение гендерных исследований различных видов одаренности показало правомерность такой постановки вопроса.
2. Выявлены некоторые отличия одаренных мальчиков-юношей от девочек-девушек в степени выраженности показателей одаренности. Причем в развитии педагогической и технической одаренности обнаружены различные тенденции.
С возрастом количество различий в проявлениях пе-дагогической одаренности уменьшается, технической одаренности – увеличивается.
3. Гендерная специфика специальной одаренности проявляется не столько в общей структуре одаренности, сколько в содержании ее подструктур.
4. Обнаружены как одинаковые, гендерно-независимые, так и специфические в зависимости от пола, то есть гендерно-зависимые связи одаренности с индивидуальными свойствами учащихся. Причем, в отдельных возрастах существуют прямо противоположные связи одаренности с индивидуальностью. Что и составляет «гендерное лицо» индивидуальности одаренного ребенка, подростка и юноши.
Проверьте ваши знания: вопросы по разделу
1. Назовите подходы к определению понятия «гендер».
2. В чем состоит специфика гендерных исследований?
3. Какие исследования гендерных характеристик способностей Вам известны?
4. В чем заключается разноплановость и противоречивость гендерных исследований способностей?
5. В чем специфика связи интеллекта и креативности у юношей и девушек?
6. Какие компоненты общих способностей выше развиты у девушек?
7. Какие компоненты общих способностей выше развиты у юношей?
8. В чем отличие места общих способностей в структуре индивидуальности юношей и девушек?
9. Назовите специфические характеристики специальных (предметно-педагогических) способностей учителей физической культуры – мужчин.
10. Назовите специфические характеристики специальных (предметно-педагогических) способностей учителей физической культуры – женщин.
11. Назовите компоненты педагогической одаренности школьников.
12. Чем отличаются проявления педагогической одаренности мальчиков-юношей и девочек-девушек?
13. В чем отличия структуры педагогической одаренности школьников разного пола?
14. Перечислите детерминанты педагогической одаренности девочек (девушек).
15. Назовите детерминанты педагогической одаренности мальчиков (юношей).
16. Что является ядром музыкальной одаренности школьников?
17. Чем отличается структура музыкальной одаренности мальчиков и девочек?
18. Дайте характеристику индивидуальности музыкально одаренных школьников разного пола.
19. Назовите основные структурные компоненты технической одаренности школьников.
20. Чем отличается техническая одаренность мальчиков и девочек?

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проведите сравнительный анализ гендерных исследований одаренности: педагогической, музыкальной, технической. Найдите в них общее и специфическое.
2. Найдите в периодической печати (психологические журналы за последние 5 лет) статью, посвященную проблемам гендерной специфики способностей и одаренности. Составьте аннотацию, подготовьте доклад по статье.
3. На основе анализа эмпирических работ, посвященных гендерным различиям в проявлениях способностей, заполните таблицу:

Таблица
Гендерные характеристики способностей и одаренности

 

№ п/п

Вид способностей (одаренности)

Гендерные различия

Степень
выраженности
копонентов

Структура

Связи с индивидуальностью

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. На основе изучения гендерных различий в проявлениях одаренности продолжите заполнение таблицы.

Темы для углубленного изучения материала

1. Гендерный подход к исследованию проблемы способностей в психологии.
2. Теория дифференциации пола в проблемах человека.
3. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин.
4. Пол и гендер в интегральном исследовании индивидуальности человека.
5. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя физической культуры.
6. Исследование общих способностей школьников с позиции теории интегральной индивидуальности.
7. Педагогическая одаренность школьников: понятие и структура.
8. Природные детерминанты педагогической одаренности школьников.
9. Личностные характеристики педагогически одаренных школьников.
10. Педагогическая одаренность в структуре индивидуальности подростков.
11. Педагогическая одаренность в структуре индивидуальности старшеклассников.
12. Музыкальная одаренность школьников: понятие и структура.
13. Музыкальная одаренность младших школьников.
14. Музыкальная одаренность подростков.
15. Музыкальная одаренность старшеклассников.
16. Техническая одаренность: понятие и структура.

Рекомендуемая литература
1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. – 386 с.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики – два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.
5. Пол и гендер в интегральном исследовании индивидуальности человека / Под ред. Вяткина Б. А. Пермь: Книжный мир, 2008. – 384 с.
6. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 2003. – 94 с.
7. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: модель, структуры, методы выявления и развития. Пермь, Перм. гос. пед. ун-т, 2011. – 279 с.
8. Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности. Пермь, 2003. – 170 с.
9. Шевченко Ю. А. Исследование теоретических и прикладных аспектов технической одаренности // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы V Международной конференции / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО ИГПУ, 2007. – 493 с.
Источник: Хрусталева Т. М. Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.