Резилентность мышления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Понятие «резилентность» появилось в 1980-е гг. от лат. слова «упругость»: способность тела после деформации возвращаться к первоначальному состоянию (футбольный мяч восстанавливается после удара). Человек также восстанавливается.
Резилентность — это то, что позволяет выделить:
1) неблагоприятные условия;
2) неблагоприятный исход.

Данное понятие задано феноменологически без конкретизации на эмпирическом уровне. Это умение прокладывать пути к собственным ресурсам. Это умение интегрироваться с другими для преодоления неблагоприятных воздействий.

Общая модель резилентности:
мы движемся от более неблагоприятных к более благоприятным условиям;
сохранение своей жизнедеятельности;
система целеопределенности;
система сохранения (надо напрягаться) — восстановление нарушенной адаптации.

К способам психологической обороны своей личности в процессе противостояния негативным изменениям можно отнести следующие:
защита по стереотипу (автоматическое проактивное реагирование);
копинг (это операциональные способы совладания, которые становятся автоматизированными по мере овладения ими); динамическое совладание (понять, что хочет от меня мир, чего хочу я);
нахождение компромисса — сохранение зоны своих интересов без ущемления интересов оппонента.

Если удар принят и отражен, то срабатывает механизм саморегуляции (проявляется устойчивость в сохранении равновесия). Если же удар пропущен (возникает травма), то это процесс необратимый (прокол мяча). Поэтому посттравматический стресс позволяет что-то устаревшее разрушить и создать нечто свое новое. У тех, кто испытал травмы, открывались, образовывались новые ресурсы.

У человека всегда есть выбор.

Умение занимать субъектную позицию (отработанная методика выбора) позволяет трансформировать повседневную ситуацию в судьбоносное событие. В связи с этим возникает вопрос: имеются ли в судьбоносном выборе корреляции с качествами личности? Нахождение ответа на данный вопрос позволяет предотвратить описанную выше трансформацию в деформацию личностного ресурса.

Загадки
1. Говорят, что кофе бывает трех видов. Каких? (Напиток; яд; лекарство.)
2. У треуголки загнуты поля. Какая военная необходимость стала тому причиной? (Шляпа с горизонтальными полями мешала при стрельбе.)
3. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж.)
Источник: Мергаляс Мергалимович Кашапов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.