На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология О функциональных состояниях личности
О функциональных состояниях личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Практическая работа №2. О функциональных состояниях личности
В психологических исследованиях оценка функционального состояния работающего человека традиционно используется как один из основных критериев оптимальности организации трудовой деятельности. Определяя эффективность труда через систему показателей, отражающих адекватность актуализации внутренних ресурсов человека требованиям профессиональной ситуации. Оценка функционального состояния позволяет выделить факторы риска для надежности деятельности, физического и психического здоровья профессионалов.


Под функциональным состоянием понимается интегральный комплекс тех функций и качеств человека, которые актуализируются в конкретный момент времени для решения стоящей перед ним задачи и отражают сложившиеся механизмы регуляции деятельности. В зависимости оттого насколько эффективна работа сложившейся регуляторной системы в целом (максимум результата при минимальном расходе внутренних средств), функциональные состояния квалифицируются как оптимальное или неоптимальное. Конкретные виды функциональных состояний - состояния оптимальной работоспособности, экстренной мобилизации, утомления, монотонности, стресса и др. - отражают особенности задействованных механизмов регуляции.
Оценка субъективных проявлений состояния является необходимым элементом комплексной диагностики функциональных состояний. Она обогащает возможности интерпретации объективных параметров физиологического и психологического функционирования, поскольку в ней содержится информация о том, что переживает человек в конкретной ситуации, каково его отношение к ней, какими мотивационными факторами регулируется его деятельность.

1. Общая характеристика функциональных состояний

Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.
Функциональные состояния - это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.
Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.
К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:
- степень пригодности к конкретной деятельности;
- уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;
- величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности;
- состояние здоровья;
- отношение к труду. Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса:
- степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда;
- величина и содержание рабочей нагрузки;
- степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.
Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды; ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), нарушением привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).
Функциональные состояния классифицируются по следующим признакам:
- по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)
- по уровню развития (глубокие и поверхностные)
- по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)
- по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)
- по длительности проявления (относительно устойчивые и длительные; временные (ситуативные); возникающие периодически);
- по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).
Виды напряжения:
- интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций);
- сенсорные (при затруднении в восприятии информации);
- монотония (при однообразном выполнении действий);
- политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания);
- эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций);
- мотивационные (при борьбе мотивов);
- утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).

Утомление. Причины и виды утомления

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.
Утомление - это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, снижением эффективности и качества труда.
При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствия
условий для полноценного восстановления функциональных нарушений, состояние утомления может перейти в переутомление - полный отказ от деятельности с нарушением функциональных систем, которые доминировали при выполнении данной деятельности.
Основными причинами утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка.
К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния следует отнести:
- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум и т.д.);
- повышенная нервно-психическая напряженность, эмоциональный стресс;
- чрезмерная по интенсивности физическая или умственная нагрузка пе
ред основной работой.
В качестве факторов, способствующих возникновению утомления, выступают:
- нарушение рационального режима труда, отдыха и питания;
- длительные перерывы между работой;
- остаточные функциональные нарушения после болезней;
- недостаточное физическое развитие;
- наличие вредных привычек;
- недостаточный уровень физической подготовки.
Виды утомления: физическое, умственное, эмоциональное, мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное; смешанное, общее, локальное.
Формы утомления: компенсируемое, острое, хроническое, переутомление.
Современная классификация утомления построена на учете трех групп показателей:
1. причины возникновения утомления;
2. симптомы проявления;
3. способы и продолжительность восстановления работоспособности. Есть состояние родственное состоянию утомления - монотомия - это субъективное состояние пониженной активности, которая наступает вследствие однообразных действий. Симптомы: сонливость, чувство усталости, неудовлетворенность, снижение внимания, «умственная тупость». Теории утомления:
а) теория отравления - в процессе физических упражнений выделяется молочная кислота, которая поступает в кровь и мышцы
б) теория истощения энергии - в процессе физической и умственной работы человек теряет энергию, уменьшается объем мышц, который вызывает усталость
в) теория утомления ЦНС - утомление наступает в результате нарушения координации деятельности нервной системы, нарушается координация процессов возбуждения и торможения. Утомление как результат продолжительного процесса торможения носит защитную функцию, предохраняя ЦНС от истощения.

2. Классификация приемов управления функциональным состоянием

Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем:
- создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов;
- разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда»;
- обоснование и использование методов и средств непосредственного
воздействия на конкретного специалиста.

Формы воздействия:
- организационные;
- психологические;
- физиологические и электрофизиологические;
- фармакологические;
- физические.

Средства и методы:
- индивидуальная регламентация труда, рабочая нагрузка, режим труда и отдыха;
- психогенные (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, цветомузыка);
- дыхание кислородом, искусственными газовыми смесями, закаливание;
- стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены.;
- общая и специальная подготовка, спорт, активный отдых, массаж, ванны.

Также можно использовать следующие приемы:
- объединение чрезвычайно простых и монотонных действий в более
сложные и разнообразные по содержанию;
- периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим;
- периодичность изменения ритма работы;
- введение посторонних раздражителей (в частности музыка и пение);
- режим труда (распределение работы и отдыха в течение всего дня);
- режим отдыха (микро паузы, активный отдых);
- рациональное построение смены трудовых движений и изменение характера деятельности в труде.

3. Уровни тревожности

Тревожность — это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельное или общению с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями - личностной и ситуационной тревожностью.
Личностная тревожность - это индивидуальная чета личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к самому себе и т.п.).
Ситуационная тревожность - это внутреннее устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено переговорами с официальными липами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т. п.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определение уровня тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Для каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развита в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя.
Особого внимания требуют липа с высокой или очень высокой тревожностью. Подобная тревожность порождается либо реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч. Д. Спилбергом. Методика была адаптирована в русском переводе Ю. Л. Ханиным. Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяется личностная и ситуационная тревожность.

Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение тревожности.
2. Что такое личностная тревожность?
3. Что такое ситуационная тревожность?
4. Дайте определение функционального состояния.
5. "Приведите примеры конкретных видов функционального состояния.
6. Какие методики используются для диагностики функциональных состояний?
7. Виды утомления.
8. Формы утомления.
9. Причины утомления.
Источник: Агеенко, Л. В. Психология экстремальных ситуаций: методические указания для самостоятельной работы студентов факультета среднего профессионального образования специальности 20.02.04 Пожарная безопасность / Л. В. Агеенко. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. – 78 с. 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.