Виды внимания
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
виды внимания

По опыту жизни мы знаем, что внимание в различных ситуациях, ведет себя по разному. Но всегда, когда мы бодрствуем, оно направляет наше сознание то на одни, то на другие объекты. При том, в одно время, некоторые из них могут завладеть нашим внимание без всякого усилия с нашей стороны или даже противясь сознательным попыткам переключить его в другую сторону. А в другие моменты, мы можем по своему желанию концентрировать внимание на нужном объекте. По этому признаку сознательного управления, выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Оба они важны для хорошей концентрации на нужных вещах. И, чтобы выяснить, как успешно задавать им правильное направление, мы рассмотрим каждое из них.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — это внимание направленное на какой-либо объект или явление без нашего сознательного намерения. При просмотре интересного фильма, внимание сосредотачивается на нем без всяких усилий с нашей стороны. Также, когда раздается резкий неожиданный звук, человек невольно обращает на это внимание. Такое внимание вызывается непосредственно самими действующими раздражителями.
Непроизвольное внимание обусловлено явлениями двух типов: нечто необычные в данное ситуации и нечто входящие в зону интересов для данного конкретного человека.

Нечто необычное

Любой очень сильный раздражитель может привлечь наше внимание именно своей неожиданностью и необычностью в этой ситуации. Как сигнал, о том, что окружающие условия изменилась, и для правильной их оценки нужно обратить внимание на новое явление.
Очень сильный и неожиданный звук, в ситуации бывшей до этого спокойной обстановки и тишины, привлечет к себе внимание даже очень занятого человека. Или например, если в хорошо знакомом помещении на стене долгие годы висела картина, и вы настолько к ней привыкли, что даже перестали ее замечать. Но вдруг, в определенный момент, вы входите в это помещение, а картину со стены кто-то уже убрал, тогда необычно пустая стена также привлечет ваше внимание.
Таким образом, наше внимание само переключается на явления данного типа, чтобы по возможности достаточно быстро оценить его важность в текущей обстановке, и принять верное решение о дальнейших действиях внимания: вернуться к старому, если его важность по прежнему осталась велика, или переключиться на новое.

Представляющее интерес

Другими объектами, вызывающими непроизвольное внимание, служат те, которые представляют для нас интерес. В основном, это то, что близко связанно с нашей жизнедеятельностью, работой, ценностями и стоящими перед нами задачами. Но это всегда предметы или явления, дающие нам новые знания, которые мы хотим получить, об уже известных объектах.
Таким образом, интересно человеку то, что дает ответы на вопросы, которые в нем уже созрели. Например, читая эту книгу, вы уже имели некоторое представление о внимании и свой опыт того, как оно ведет себя в жизни, и как трудно, в нужное время, бывает им управлять. И что, при неправильном управлении и организации внимания часто возникают различные внутренние проблемы. Перед вами встал вопрос: «как мне успешно, легко и эффективно управлять вниманием, концентрировать его на нужных объектах тогда, когда это необходимо, и при этом иметь стройное и здоровое сознание и тело?». Поэтому, когда вы увидели данную книгу, у вас возник интерес к ней, который она призвана удовлетворить.
На этом принципе построены сюжеты художественных фильмов и книг. Автор возбуждает в нас вопросы о дальнейшей судьбе героев, путях решения различных задач и ситуаций.
Таким образом, явления данного типа сразу выделяются сознанием, как наиболее важные и внимание всецело переключается на них.
При этом отметим, что, интерес — это самая главная сила и источник внимания. Но в плане непроизвольного внимания, он выступает как непосредственный интерес к тому предмету или явлению на которое направлен. И совсем с другой стороны представляет себя во втором виде внимания, где он опосредован целями человека.

Произвольное внимание

Произвольное внимание — это внимание направленное на какой-либо объект или явление сознательно и целенаправленно. Когда нам требуется заняться каким-то неинтересным сейчас, но необходимым делом, то для этого мы прикладываем сознательное усилие. И дальше приходится прилагать еще больше сил для удержания внимания на этой работе. Особенно, если рядом могут присутствовать различные раздражители: шум, ходящие мимо люди и т. п. И нужно заставлять себя быть внимательным к производимой работе, не обращая внимание на эти помехи.
При том, что физиологически, с одной стороны, области восприятия посторонних предметов, в коре больших полушарий, приходят в тем большее торможение, чем больше возбуждена область внимания. Но и сила возбуждения от раздражителей, этих посторонних сейчас частей, может сохраняться и даже усиливаться от негативных эмоций на них, поэтому надо стараться относиться к ним спокойно и легко. И при этом, удерживать внимание в рамках главной задачи производимой работы, на которой мы сосредоточены.
Сделаем здесь некоторое отступление и обратимся к религиозной теме. В Священном Писании есть цитата, которая очень подходит к данному вопросу: «никто, возложивший руку свою на плуг», т.е. сосредоточившись на задаче произвести необходимую работу, «и», т.е. одновременно, «озирающийся назад», т.е. проверяющий: «получилось ли у меня отвлечься от помех», и как следствие, включающий в объем внимания посторонние вещи и перегружающий нервную систему, «не благонадежен для Царствия Небесного» (Лук 9:62), т.е. не надежен в получении правильной организации сознания и, как следствие, радости здоровой жизни. Потому что Царствие Небесное — это здоровая, счастливая и полноценная жизнь, в единстве и общении с Добрым и Любящим Богом. И так же написано, что это Царство Небесное «внутрь вас есть» (Лук 17:21). Такой вопрос об удержании внимания в рамках определенной задачи мы раскроем в главе о свойствах внимания, при описании его объема.
В произвольном внимании, мы всегда руководствуемся сознательной целью, которая, для своего достижения, требует сосредоточения на конкретных предметах. Как средством управления произвольным вниманием, мы пользуемся нашей внутренней речью — действиями второй сигнальной системы, потому что сознательная цель выражается человеком именно в словах.
Вторая сигнальная система представляет собой, образованные в процессе жизни нейронные связи речевой области коры больших полушарий с другими частями мозга. И, когда, мы хотим направить свое внимание на нужный объект сознательно, то внутренней речью произносим, в той или иной форме, нашу задачу. И сигналы из речевого отдела возбуждают другие зоны коры, отвечающие за восприятие объектов, значение которых имеют произносимые слова. Таким образом, как мы уже знаем из первой главы, эти объекты получают наше внимание.
Конечно, если у человека сильно развито образное мышление, управлять произвольным вниманием он может еще и с помощью визуального представления своей цели.
Сама способность целенаправленно сосредоточивать внимание на определенных вещах тренируется у человека в процессе его жизнедеятельности, когда необходимо производить длительную и планомерную работу. Потому что, во всех делах, чем бы кто не любил и не хотел заниматься, всегда есть такие операции, которые не интересны сами по себе, и, следовательно, не привлекают наше внимание непосредственно. И, очень важным навыком является способность самостоятельно направлять внимание на эти моменты. Ведь успех в делах достигают такие люди, кто умеет поддерживать свое внимание достаточно продолжительное время на тех вещах, которые необходимы в работе.
Также, многие знают, как нелегко бывает начать выполнять какое-либо дело, необходимое в данный момент, если до этого случилась некоторая неприятность или что-то болит. И это захватило человека, все его мысли и все его внимание. Даже кажется, что в такой ситуации, если и получится сделать первые шаги, то точно не сможем довести начатое дело до конца. Но когда мы, смирившись с такой ситуацией для спокойного отношения к этим помехам, усилием воли заставляем себя начать необходимый процесс и сосредоточится на его содержании, как былые мысли забываются и мы успешно проводим и завершаем работу. Хотя старые проблемы и могут напомнить о себе потом. Но когда закончено важное дело, которое требовало своего выполнения именно в определенное время, уже можно уделить внимание и их решению.
Само это явление, как мы уже знаем, обусловлено в человеке физиологически: внимание — есть возбуждение некоторого участка коры больших полушарий головного мозга, отвечающего за восприятие нужного объекта, при этом все другие области приходят в торможение и, как следствие исчезают из поля зрения человека все посторонние вещи. Конечно это возможно только, если человек смог переключить свое внимание и удерживать его в рамках процесса деятельности достаточно продолжительное время.
Интерес играет самую важную роль и для произвольного внимания. Но в отличие от непроизвольного, где интерес непосредственный, в произвольном внимании он опосредован той целью, которой руководствуется человек. Если он хочет заняться спортом, чтобы его тело стало более здоровым, сильным и красивым, и занимается изнурительными упражнениями, то интересует его здоровье, сила и красота, а непосредственного интереса изнурять себя необходимыми упражнениями у него нет. И занимается этим, только для достижения своей цели. В этом случае, человек руководствуется опосредованным, т.е. косвенным интересом.
Такой косвенный интерес сопутствует практически любой работе, которую мы производим сознательно, и, значит, сами направляем на это свое внимание. Потому что, как мы помним, внимание — свойство психики, всегда присутствующее сознательной деятельности. А так как отдельные процессы могут не представлять интереса, необходимо прилагать усилия для удержания внимания на них. И тем больше необходимо для этого усилий, чем они менее интересны нам. Ведь это необходимо для достижения нашей цели. То есть, здесь нужно временами переключать свое внимание и вспоминать главную цель, актуализировать и усиливать свой интерес и свою мотивацию к ней. И делать это, например, через представление ожидаемых хороших эффектов от ее достижения.

Но часто бывает так, что неинтересный процесс, вызванный опосредованным интересом цели внимания, может заинтересовать человека сам по себе. Тогда внимание будет направляться на эти действия уже непроизвольно, без наших усилий, что даст хорошую экономию ограниченных нервных ресурсов, правильную и естественную организацию внимания и будет поощрено организмом, через радость от производимой работы. И это — нормальное поведение внимания в любом деле. Потому что, при постоянном напряжении для удержания внимания, без непосредственного интереса к самому процессу не получится успешно работать в течении долгого времени. Но также невозможно долго работать основываясь только на непроизвольном внимании. Потому что будут наступать и другие моменты, когда придется прилагать сознательные усилия, для удержания внимания, в следствии утомления, скучности отдельных шагов или внешних отвлекающих явлений. Таким образом, для успешного управления вниманием, нужно участие и постоянное чередование как произвольного, так и непроизвольного внимания. Но непроизвольное внимание, на нужном нам объекте, всегда более ценно и предпочтительно, в силу своей естественность и терапевтического воздействия на организацию сознания человека.
Теперь же, рассмотрев какими бывают виды внимания, мы переходим к тем свойствам, которые присутствуют каждому из них. Их изучение особенно важно, т.к. ими обусловливаются сами законы движения внимания и управления им.
Александр Иванкин
Эффективное управление вниманием 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.