Личностный адаптационный потенциал
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

4.1. Личность и адаптация

Личность и адаптация многими авторами рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Так, например, Б.С. Братусь рассматривал личность как психологическое орудие формирования и самосовершенствования человека. Исходя из этого, личность также выступает в роли психологического средства, обеспечивающего в том числе адаптационные процессы. Сходной точки зрения, а именно, что личность и её структуры во многом обеспечивают адаптацию, придерживался и В.А. Богданов.
Вообще многими авторами рассматривается проблема становления личности через преодоление препятствий. И в свете этого становится очевидна взаимосвязь личности и адаптации. С одной стороны, человек, адаптируясь, преодолевая препятствия, как бы воспитывает себя, свою личность. С другой стороны, по всей видимости, определенные личностные качества могут помогать в преодолении этих препятствий.


В начале XX в. В. Франкл предложил свою теорию и метод психотерапии, который был назван логотерапией. Эта теория состоит из трех частей - учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Автор считал, что стремление к осознанию смысла жизни является ведущей силой для развития личности. Причем смысл жизни не может быть одинаков для всех, для каждого человека он индивидуален. Как раз наличие у человека смысла жизни, согласно этой концепции, помогает человеку преодолевать трудности. Метод логотерапии направлен на поиск смысла жизни, который помогает человеку жить. Изыскания В. Франкла во многом были доказаны во время Второй мировой войны, автор оказался в концлагере, где выжил сам и помог выжить другим именно благодаря найденному смыслу жизни. Именно в концлагере произошло окончание формирования теории Виктора Франкла.

Виктор Франкл (1905-1997)
Родился в Вене в еврейской семье. Уже в детском возрасте проявил интерес к психологии. Изучал медицину в Венском университете, сосредоточившись на психиатрии и неврологии. В первую очередь ученого заинтересовала проблема самоубийства и методы работы с самоубийцами.
Франкл начал работать в венских школах и больницах, где организовал целую программу помощи людям, решившим покончить с собой. Успех этой деятельности был ошеломляющим: молодой психиатр исцелил тысячи людей.
Однако в 1938 г. Австрию оккупировали нацисты, еврею Франклу запретили лечить «арийцев», ученый занялся частной практикой.
В 1942 г. Франкл с женой и родителями был отправлен в гетто. Все то время, что ученый находился в лагере, он тайно оказывал психологическую помощь заключенным, ему помогали и другие врачи. Многие заключенные, отчаявшись, хотели свести счеты с жизнью, Франкл же вселял в них веру, помогал найти смысл жизни. Девизом всей терапевтической работы стали слова Ницше: «Тот, кто знает "зачем" жить, преодолеет почти любое "как"». Именно в гетто окончательно сформировались взгляды Франкла на психику, окончательно сформировался метод психотерапии названный логотерапией.
В гетто Франкл потерял фактически всю свою семью, выжили только он и его сестра.
После окончания войны Франкл продолжил работать в Вене. В 1970 г. стал профессором в университете США.
Франкл прожил интересную, долгую, многогранную жизнь и умер в возрасте 92 лет в родной для себя Вене.


К.А. Абульханова-Славская считала, что в ходе своей жизни человек становится субъектом, так как он сталкивается с проблемами и вынужден искать решения. Причем поведение субъекта будет зависеть не столько от условий среды, сколько от индивидуальных особенностей: уровня активности, ответственности, инициативы, способности организации своего времени. Подобные подходы к решению жизненных проблем Абульханова-Славская называет «стратегией жизни». По ее мнению, стратегия жизни в широком понимании - это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни.
Е.П. Ильин указывает на то, что большое значение в возникновении того или иного вида напряженности имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной системы. Так он отмечает, что лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстремальные условия, чем лица со слабой нервной системой.
В отечественной психофизиологии В.П. Казначеев, опираясь на исследования Д.А. Бирюкова, разработал классификацию индивидов в зависимости от протекания у них адаптивных процессов.
1. «Спринтеры», для которых характерно быстро развивающиеся и интенсивно протекающие, но вместе с тем кратковременные адаптивные изменения.
2. «Стайеры», для которых характерны медленно развивающиеся и умеренно интенсивные, но достаточно длительно сохраняющиеся адаптивные сдвиги.
Н.Н. Василевский, отходя от дихотомического подхода к проблеме, разделял индивидов на адаптивных, со средней адаптивностью и неадаптивных.
Б.А. Вяткин и Ю.У. Маньков предположили, что люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, медленнее справляются с ним, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. А лица, имеющие внутренний локус контроля, т. е. считают себя ответственными за происходящие события, вообще меньше подвержены дистрессу.
Ряд исследований указывают на то, что успешность адаптации может обуславливаться такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, экстраверсия, интернальность, склонность к лидерским качествам, статусному росту.
Одним из психологических феноменов, сопровождающих развитие современного общества, является агрессия. У многих исследователей встаёт вопрос: насколько адаптивна агрессия? На эту проблему есть различные точки зрения.
Так, в рамках психоанализа, по большой части, анализируют аффективную реакцию на ситуацию, к которой нужно приспособиться, считая, что не только когнитивная, но и аффективная сфера участвует в анализе ситуации и, следовательно, в адаптации к ней. Кроме того, анализируя работы психоаналитиков начала двадцатого века, Дж. Вайс сделал вывод, что многие проявления сексуальности и агрессии не только врождённые импульсы, но и механизмы, способствующие адаптации к реальности.
3. Фромм предложил различать два вида агрессии: доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и представляет собой реакцию на витальную угрозу. Злокачественная агрессия не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не сопряжена с защитой витальных интересов.
А по мнению А.А. Реана, важным фактором адаптации, в особенности социальной, является развитие терпимости личности. Причём автор выделил сенсуальную и диспозиционную терпимость. Сенсуальная связана с устойчивостью к воздействиям социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счёт снижения чувствительности к его воздействию. Диспозиционная терпимость предполагает определённую предрасположенность личности, за ней стоят определённые установки личности, система отношений. Таким образом, первый тип тесно связан с толерантностью, второй - с развитием ряда личностных качеств, таких как эмпатия.
Ещё одним качеством, которое может обеспечивать адаптацию, является активность. Согласно исследованиям Л.В. Куликова, причины дезадаптации лежат в недостаточной или избыточной мобилизации личности. Так, при недостаточной активности возникает апатия, пассивное поведение. При избыточной - состояние высокого напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии.
А.А. Волочков довольно подробно рассматривает активность субъекта. Он считает, что активность и адаптация тесно взаимосвязаны, в частности, активность обуславливает функцию адаптации на различных уровнях: воспроизведение уже существующих способов взаимодействия со средой, формирование новых, расширение привычных границ взаимодействия. В.А. Петровский подчеркивает, что достижение адаптации возможно при подчинении активности определенной цели, в противном случае высокая активность может привести к дезадаптации («активная неадаптивность»).
Значение активности подчеркивается в работах многих ученых. А.А. Налчаджян говорит о гиперадаптивной и гипоадаптивной активности личности. Термин «гиперадаптация» используется в эволюционной биологии и обозначает адаптацию организма с большим напряжением функций каких-либо органов. В психической активности людей сходное явление имеет место тогда, когда человек вновь и вновь адаптируется с использованием одного и того же адаптивного механизма или комплекса. Гипоадаптация - это адаптация, осуществляемая без напряжения функций адаптивных механизмов.
В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский предложили биологическую концепцию, согласно которой поисковая активность повышает устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, отказ от поиска является важной неспецифической предпосылкой к развитию заболеваний. Причем под поисковой активностью в данном случае подразумевается активность, направленная на изменение ситуации. Дополняя концепцию Г. Селье, авторы утверждают, что стадия напряжения уступает стадии истощения только тогда, когда «поиск уступает место отказу от поиска».
Кроме уже перечисленных качеств, по-видимому, огромную роль в процессе адаптации играет ценностно-мотивационная сфера.
А.А. Реан предположил, что адекватный уровень мотивации способствует эффективной адаптации, так как слишком низкая, либо высокая мотивация приводит к дезадаптации. В результате своих исследований он сделал вывод, что успешных в обучении студентов отличает не уровень развития познавательных способностей, а развитие профессиональной мотивации. Кроме того, было выявлено, что высокий уровень мотивации может компенсировать недостаточный уровень развития интеллектуальных способностей, обратная же компенсация не выявлена.
Таким образом, можно говорить о том, что развитие определенных личностных качеств может способствовать или препятствовать адаптации. Ученые отмечают следующие личностные качества, высокий уровень развития которых облегчает процесс адаптации: ответственность, инициативность, способность к организации своего времени, интернальность, эмоциональная устойчивость, толерантность, эмпатия, лидерские качества. Кроме того, благоприятно на адаптацию субъекта влияет развитие таких ценностных ориентаций, как свобода, уверенность в себе, смелость, доброта, жизнерадостность. Довольно неоднозначно обстоит дело с такими характеристиками, как активность, агрессия, тревожность, мотивация, установление внешних и внутренних границ «Я». Можно предположить, что благоприятно на процесс адаптации будет влиять адекватный ситуации уровень развития этих качеств.
В целом, можно прийти к выводу, что есть определенные личностные характеристики, развитие которых благоприятно сказывается на адаптации к среде.
Исходя из того, что можно выделить те личностные качества, которые способствуют успешной адаптации, можно говорить об адаптационных способностях и об адаптационном потенциале.
Стоит отметить, что еще Г. Селье говорил о существовании двух видов энергии: поверхностная энергия, расходуется под воздействием среды и дополняется из резервов «глубокой» энергии, но израсходование последней невозвратимо. Когда адаптивный потенциал заметно уменьшается, возникают «болезни адаптации», старость и смерть. Однако природа этого потенциала Г. Селье не раскрывалась.
А.А. Налчаджян, говоря об актуальных адаптивных способностях личности, выделил несколько разновидностей:
- общая адаптивность личности как способность к адаптации в определенных типах социальных ситуаций;
- нормальные адаптивные способности (нормальная незащитная, нормальная защитная), способность к различным видам девиантной адаптации;
- способности к ситуативной адаптации (ситуативной адаптивности), уровень развития этой способности и ее гибкости зависит от развития общей адаптивности личности, обеспечивающей ее внутреннюю готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях социальной жизни.
В связи с вышерассмотренными явлениями становится понятным, что определенные личностные характеристики могут способствовать адаптации, в связи с чем появилась необходимость ввести понятие «личностный адаптационный потенциал».

4.2. Личностный адаптационный потенциал

Понятие «личностный адаптационный потенциал» было введено А. Г. Маклаковым в 1992 г.
А.Г. Маклаков в функциональном состоянии организма выделял две составляющие: субъективную и объективную. Причем субъективная, личностная является ведущей. По мнению автора, адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности и можно говорить о личностном адаптационном потенциале как о самостоятельном факторе успешной деятельности в различных условиях, то есть, возвращаясь к мнению
Ю.А. Александровского, самостоятельную подсистему, влияющую на способность адаптироваться к среде.
Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.
А. Г. Маклаков предложил методику, позволяющую выявить уровень развития личностного адаптационного потенциала, многоуровне- вость методики может помочь понять и структуру самого явления (рис. 6).

потенциал

Рис. 6. Структура личностного адаптационного потенциала
Личностный адаптационный потенциал - это интегральная характеристика, включающая в себя поведенческую регуляцию, коммуникативный потенциал и моральную нормативность.
Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка личности, являющаяся ядром саморегуляции и определяющая степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; уровень нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; наличие социальной поддержки (ощущение этой поддержки) со стороны окружающих, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих.
Коммуникативный потенциал (коммуникативные качества) - характеристика способностей человека к общению. Человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми, соответственно, и успешность адаптации во многом обуславливается коммуникативными способностями человека. Коммуникативные способности в рамках концепции личностного адаптационного потенциала определяются наличием потребности общения, а также уровнем конфликтности.
Моральная нормативность - соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль. Моральная нормативность определяется соблюдением моральных норм и групповой идентификацией.
Все перечисленные характеристики автор считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным ситуациям, чем больше они выражены, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Показатели адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.
Необходимо отметить, что первым уровнем методики, разработанной А. Г. Маклаковым, стали шкалы методики MMPI. Соответственно, личностный адаптационный потенциал во многом связан с акцентуациями личности, выраженные акцентуации снижают личностный адаптационный потенциал.
Несмотря на то, что понятие «личностный адаптационный потенциал» было введено сравнительно недавно, многие ученые занимаются разработкой этого понятия.
Д.А. Леонтьев определяет «личностный потенциал» как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности.
Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается
С.Ю. Добряком в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации.
B. А. Кулганов, Л.С. Шенберг, Л.А. Короткова в своих исследованиях выделяют следующие составляющие адаптационного потенциала личности:
1) уровень развития целенаправленной активности и мотивации;
2) характер и содержание актуальных психологических проблем;
3) адекватность самооценки и критичность к своим поступкам;
4) отношение к людям или уровень социальной интеграции;
5) отношение к противоположному полу;
6) развитие общего и социального интеллекта.
C. Т. Посохова утверждает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности.
С.Т. Посохова выделяет четыре составляющих личностного адаптационного потенциала.
Первый компонент - биопластический - отражает эволюционно закрепленные целесообразные формы жизнедеятельности человеческого организма и врожденные энергетические ресурсы. В нем заключены энергетические ресурсы личности, влияющие на уровень здоровья, физическую работоспособность и толерантность к неблагоприятным факторам внешней среды. Его роль велика в достижении успеха во взаимодействии с окружающей средой. Многие исследования доказывают, что врожденные физические аномалии могут превращаться в источник трудностей адаптации, усиливать риск срыва адаптационных барьеров.
Второй компонент - биографический - индивидуальная история жизни человека.
Третий - психический - компонент адаптационного потенциала обеспечивается скрытыми и реальными возможностями человека, позволяющими отражать объективную реальность во всем ее многообразии и регулировать различные взаимоотношения с ней и с самим собой, сохранять собственную целостность, самосовершенствоваться и самообразовываться. Его особенности могут быть раскрыты с помощью трансформационно-композиционной модели психической организации человека, предложенной В.Н. Панферовым. Модель основывается на единстве интегральных психических образований: мотивационных, аффективных, темпераментных, рефлексивных, психомоторных, мнемических, интеллектуальных, речевых, регуляционных, креативных, характерологических, межличностных, а также сознания. Взаимодействие человека с внешней средой, внимание к самому себе влияет на содержательные и структурные признаки психических образований, актуализацию тех или иных проявлений.
Четвертый компонент личностного адаптационного потенциала - сложившаяся система личностной регуляции (личностно-регулятивный компонент), которая дает возможность не только управлять своим поведением в соответствии с нормативными требованиями общества, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться.
Таким образом, нет единой точки зрения на понятие «личностный адаптационный потенциал», но, тем не менее, можно сделать некоторые выводы. Личностный адаптационный потенциал - интегральная характеристика, включающая устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обуславливающих эффективную адаптацию. Ученые выделяют следующие качества, входящие в адаптационный потенциал: нервно-психическую устойчивость, регуляцию своего поведения, коммуникативные качества, соответствие общепринятым нормам, развитие целенаправленной активности и мотивации, адекватную самооценку. Кроме того, ученые указывают и на такие факторы как индивидуальный опыт, интеллектуальные способности и характер тех проблем, к которым адаптируется субъект.
Можно предположить, что на адаптационные способности также влияют такие качества как ответственность, инициативность, способность к организации своего времени, интернальность, толерантность, эмпатия, лидерские качества, уровень развития ряда ценностных ориентаций, адекватный уровень развития агрессии, тревожности, способности устанавливать внешние и внутренние границы «Я».

Контрольные вопросы

1. В чем заключается взаимосвязь личности и адаптации?
2. Расскажите о классификации индивидов в зависимости от протекания у них адаптивных процессов.
3. Расскажите о роли агрессии в адаптации.
4. В чем заключается роль активности в адаптации?
5. В чем заключается роль ценностно-мотивационной сферы в адаптации человека?
6. Что такое личностный адаптационный потенциал?
7. Раскройте структуру личностного адаптационного потенциала.

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.
3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.
4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. - СПб.: Изд- во РГПУ им. Герцена, 2001.
5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.