Мышление как психический процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

9.1 Содержание темы


Понятия мышление, язык, слово, значение, смысл. Мышление как психический процесс: умственные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Формы мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, которое выражается в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Мышление как процесс решения задачи.
Функции мышления: понимание; решение проблем, задач; целеобразование; рефлексия.
Механизмы мышления: конвергенция, дивергенция.

Теории мышления: ассоциативная (Гартли, Пристли и др.); бихевиоризм (Дж.Уотсон); вюрцбурская (К. Бюллер и др.); функциональная (О. Зельц); гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка); психоаналитическая (З. Фрейд); деятельностная (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Брушлинский и др.); генетическая (Ж. Пиаже); информационно-кибернетическая (Г. Саймон и др.).
Классификации видов мышления:
- по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое);
- по степени развернутости и осознанности (интуитивное, дискурсивное);
- по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное). Творческое мышление - креативность (А.М.Матюшкин, Я.П.Пономарев, К.Тейлор, К.Кокс и др.);
- по числу участников (индивидуальное, коллективное). Формы группового решения проблем: мозговой штурм, синектика.
Индивидуальные особенности мышления: быстрота, гибкость, глубина, доказательность, критичность, логичность, пытливость, самостоятельность.
Методы изучения мышления: экспериментальные (Ж.Пиаже),
диагностические (тесты для выявления уровня развития отдельных мыслительных операций, видов, особенностей и т.п.).

 

9.2 Вопросы для обсуждения

1 Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного?
3 Охарактеризуйте функции мышления.
4 В чем отличие конвергенции от дивергенции.
5 Раскройте классификацию мышления.
5 Чем характеризуются индивидуальные особенности мышления.
6 Какие методы изучения мышления вам известны.

9.3 Темы рефератов

1 Ассоциативная теория мышления.
2 Проблема мышления в бихевиоризме.
3 Исследование мышления в вюрцбурской школе.
4 Теория интеллектуальных операции О. Зельца
5 Смысловая теория мышления.
6 Проблема мышления в гештальтпсихологии
7 Психоаналитическая теория мышления.
8 Деятельностная теория мышления.
9 Генетическая теория мышления.
10 Иинформационно-кибернетическая теория мышления

9.4 Задания для самостоятельного выполнения

1 Проведите самоанализ уровня усвоения следующих понятий: мышление, интеллект, речь, язык, обобщенное отражение действительности, опосредованное отражение действительности; формы мышления: понятие, суждение,
умозаключение; виды мышления: наглядно-действенное, наглядно образное,
словесно-логическое, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация.
2 Представьте виды мышления и основания для их классификации в виде схемы.
11 Заполните таблицу 6


Таблица 6 - Характеристика мыслительных операций

Мыслительная операция

Сущность

Пример

 

 

 

4 Заполните таблицу 7


Таблица 7 - Характеристика форм мышления

Форма мышления

Сущность

Пример

 

 

 

5 Представьте и опишите конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления: нагляднодейственного, образного, вербального, предметного, психологического, творческого, репродуктивного (по 3 примера на каждый вид мышления).
6 Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? При ответе укажите все квалификационные характеристики мышления в соответствии с формой, характером познавательной реальности и характером продукта (результата):
1) написание учеником сочинения на вольную тему
2) изготовление мастером сложной детали на токарном станке;
3) составление бухгалтером отчета;
4) собирание ребенком конструктора;
5) проектирование дизайнером интерьера помещения;
6) принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения
о немедленных действиях;
7) составление руководителем характеристики на своего сотрудника;
8) решение студентом задачи по теоретической механике;
9) приготовление кондитером пирожных по новому рецепту;
10) составление учителем вопросов к контрольной работе;
11) постановка врачом диагноза пациенту на основании описанных симптомов;
12) решение шахматистом шахматной партии на чемпионате;
13) раскройка портнихой деталей будущего платья;
14) составление архитектором будущего плана постройки;
15) написание журналистом репортажа об увиденном событии;
7 Разработайте учебные задания, позволяющие актуализировать у человека мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация, сравнение). Каждая операция должна быть представлена двумя заданиями.
8 Определите психологическое содержание заданных воздействий. На актуализацию каких мыслительных операций и видов мышления они направлены?
1) преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль;
2) задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам;
3) задание ученикам: составить текст, используя новые слова;
4) начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период;
5) задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами;
6) в предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно;
7) задание начальника отдела кадров: распределить полученную
документацию по основным разделам;
8) установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить
их;
9) рассчитать нагрузку на опору, зная массу груза;
10) сделайте вывод из написанных вами сочинений;
11) из перечисленных признаков данного явления выделите наиболее существенные;
12) по заданному описанию постарайтесь определить персонаж, о котором идет речь;
13) сопоставьте между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию;
14) сформулируйте основную идею романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;
15) составить предложение изданного набора слов;
16) определить характер возможного землетрясения по отдельным известным признакам, в частности по сейсмическим движениям земной коры, которые предвещают наступление землетрясения;
17) установите связь между тектоническими структурами и основными формами рельефа на примере Евразии;
18) «Дома вам нужно будет написать сочинение на тему «Образ русской женщины в произведениях Н. А. Некрасова»;
19) найдите в данном предложении однородные члены и подчеркните их;
20) выпишите из текста упражнения в один столбик существительные первого склонения, в другой — второго склонения;
21) сравните звуки [д] и [т]; Произведите словообразовательный анализ слов «засолка» и «сортировка»;
22) приведите примеры на правило правописания безударных гласных в корне слова;
23) вычислите периметр прямоугольника, длина которого равна 5 см, а ширина — 3 см;
24) из перечисленных названий растений выпишите отдельно слова,
которые обозначают разновидности цветов и трав;
25) выделите основные свойства кислот;
26) назовите основные черты характера героя романа «Война и мир» Пьера Безухова;
27) разрежем целое яблоко пополам и получим две равные половинки. На математическом языке можно записать так: 1= 1/2+1/2;
9 На основе информационного материала (приложение А) опишите основные различия теоретического и эмпирического мышления.
10 Проанализируйте данные экспериментов Ж. Пиаже и Б. Инельдер. Выделите характеристики мышления дошкольника на основании этих данных.
1 Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой горы были изображены так же, как он их видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла, посаженная по другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ребенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его сам. И сколько бы экспериментаторы ни пересаживали куклу или ребенка, он всегда давал ошибочный ответ.
Еще более яркими примерами являются факты, когда ребенок при перечислении членов своей семьи себя в их число не включает. Так, если попросить ребенка в возрасте до 5 лет нарисовать всю его семью, он вполне может «пропустить» себя, а если попросить накрыть на стол, то не поставить для себя прибор.
2 Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают: «Сколько у тебя братьев?»— «Два: Миша и Коля». — «А сестер?» — «Одна:
Валя».— «Сколько братьев у Коли?»— «Один: Миша». — «А сестер?»— «Одна: Валя». — «Сколько братьев у Миши?»— «Один: Коля».— «А сестер?»— «Одна: Валя». — «Сколько братьев у Вали?»— «Два: Миша и Коля» и т.д.
Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных карточках — 7 примул, 2 розы, 1 гвоздику — и спрашивают: «Все ли примулы — цветы?»— «Да». — «Всели эти цветы— примулы?»— «Нет. Здесь еще две розы и гвоздика». — «В букете больше примул или цветов?» — «Больше примул,потому что всего три цветка». — «Но если убрать цветы,останутся примулы?» — «Нет, это тоже цветы?» — «Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?»— «Больше примул,потому что у нас только три цветка» и т.д. Интересно, что аналогичный феномен наблюдается и у взрослых в условиях дефицита времени. Так, студентам и научным работникам пред лагали набор рисунков — 2 камня, 2 ведра, 7 собак, 2 лошади — и задавали вопрос: «Чего здесь больше,живых существ или физических тел?» — «Живых существ больше».
3 В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два сосуда: синие бусины — в сосуд правой рукой, красные — в сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера. Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уровня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя низкий и широкий, считали, что их меньше. И только начиная с 7 лет начинают понимать, что перемещение никак не изменяет количества бусин. Подобных опытов Ж. Пиаже провел много: с шариками из пластилина, один из которых сплющивали в лепешку или раскатывали в колбаску; с рядами пуговиц, один из которых на глазах ребенка раздвигают, и т.д.
Это находит отражение и в решении бытовых задач: дети уверены, что большие предметы всегда тяжелые, а маленькие — легкие; дети не могут понять при изменении формы предмета, что ее можно вернуть и т.д., поэтому дошкольнику еще недоступны многие фундаментальные понятия, лежащие в основе математики и физики.
4 Ребенка 7 лет спрашивают: «Живое ли солнце?» — «Да». — «Почему?»— «Оно двигается».
5 Дошкольника спрашивают: «Почему Луна не падает?» — «Потому что большая (светит)». Еще больше этот феномен заметен в экспериментах, где дошкольникам предлагалось заканчивать фразы, включающие слова «потому что...». Вот, например, как продолжают фразы пятилетние дети: «Мальчикупал, потому что его отвезли в больницу»; «Дождь идет, потому что все деревья мокрые»; «Лодка не тонет, потому что она маленькая (вариант: большая, красная)». Дети 5—6 лет на вопрос «Почему листочки в воде плавают?» отвечают: «Потому что они маленькие и легкие». На вопрос «Почему плавает пароход?» дают ответ: «Потому что он большой и тяжелый».

9.5 Тестовые задания для проверки знаний

1 Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
2 Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
а) широком;
б) узком;
в) локальном;
г) интегральном.
3 Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии;
б) бихевиоризма;
в) гештальтпсихологии;
г) когнитивной психологии.
4 Представителем ассоциативной психологии мышления является:
а) Я. А. Пономарев;
б) Ж. Пиаже;
в) Г. Эббингауз;
г) Дж. Брунер.
5 Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в когнитивной психологии;
г) в теории деятельности мышления.
6 Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):
а) бихевиоризм;
б) психоанализ;
в) гуманистическая психология;
г) теория деятельности мышления.
7 Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в гуманистической психологии;
г) в деятельностной теории мышления.
8 Автором культурно-исторической теории мышления признан:
а) Ж. Пиаже;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П. Жане;
г) Л.С. Выготский.
9 Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, нагляднообразное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
10 Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
11 Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
а) П. Торенс;
б) Дж. Гилфорд;
в) Ж. Годфруа;
г) Ж. Пиаже.
12 Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным;
б) наглядно-образным;
в) словесно-логическим;
г) абстрактным.
13 Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
а) наглядно-действенного;
б) наглядно-образного;
в) словесно-логического;
г) индуктивного.
14 Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 2-3 лет;
б) 4-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9—10 лет.
15 Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое;
г) интуитивное.
16 Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
17 Синонимом термина «репродуктивное» является термин:
а) эмпирическое;
б) творческое;
в) воспроизводящее;
г) дивергентное.
18 Метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач, называется:
а) эвристикой;
б) инсайтом;
в) проницательностью;
г) «озарением».
19 Относительно устойчивая структура умственных способностей - это:
а) мышление;
б) инсайт;
в) интеллект;
г) одаренность.
20 Мгновенное осознание решения некоторых проблем - это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
21 Предположение, проект решения задач проявляется как:
а) интеллект;
б) инсайт;
в) эвристика;
г) гипотеза.
22 Центральной особенностью допонятийного мышления является:
а) эгоизм;
б) эгоцентризм;
в) эгоидентичность;
г) эго-состояние.
23 В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:
а) синтетический;
б) идеалистический;
в) прагматический;
г) аналитический.
24 Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
25 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
26 Г руппировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстрагирование.
27 Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики - это:
а) анализ;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстракция.
28 Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые удалось учесть с самого начала, признается как такое качество мышления:
а) гибкость;
б) самостоятельность;
в) широта;
г) глубина.
29 Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
30 Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность:
а) к обобщению;
б) к моделированию;
в) к умозаключению;
г) к сравнению.

31 Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, - это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) силлогизм.
32 Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.