13.1 Содержание темы
Понятия эмоции в широком и узком смыслах, экспрессия, импрессия. Функции: отражательно-оценочная, сигнальная, защитная, управляющая, мобилизующая, компенсаторная, дезорганизующая. Физиологические механизмы. Психологические теории эмоций: эволюционная (Ч. Дарвин); периферическая (Джеймс-Ланге); физиологическая (Кеннон-Бард); дифференциальная (К. Изард); информационна (П.В. Симонов); когнитивная (Л. Фестингер); биологическая (П.К. Анохин). Классификация видов эмоций: по характеру потребностей, лежащих в основе эмоций (низшие, высшие); по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения (чувственный тон, собственно эмоции, настроения, аффекты, стрессы); по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности (эмоции и чувства).
Виды чувств: морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические. Страсти. Свойства и закономерности: стенические и астенические эмоции; амбивалентность. Индивидуальные особенности: эмоциональная возбудимость, глубина переживания, эмоциональная лабильность- ригидность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, оптимизм- пессимизм. Методы изучения эмоций: экспериментальные (Д.Олдз и П. Милнер), диагностические (методики наблюдения; шкала дифференциальных эмоций; методика САН; методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко; методика определения личностной тревожности Ч.Спилбергера и др.).
13.2 Вопросы для обсуждения
1 Что такое эмоции? 2 Дайте характеристику структурным компонентам эмоций. 3 Каковы физиологические основы эмоций и какова роль второй сигнальной системы в формировании эмоций? 4 При каких условиях и в каких жизненных ситуациях происходит актуализация эмоций? Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. 5 Каковы функции эмоций? Обоснуйте ответ. 6 Дайте характеристику свойствам эмоциональных переживаний: окраске, знаку эмоций, интенсивности. 7 Охарактеризуйте основные виды эмоций. 8 Чем эмоции отличаются от чувств? Дайте психологическую характеристику чувств. 9 Как можно классифицировать чувства? 13.3 Задания для самостоятельного выполнения 1 Составьте словарь основных понятий темы: амбивалентность чувств; астенические чувства; аффект; высшие чувства; настроение; стенические чувства; страсть; стресс; чувство; эмоции. 2 Проведите самоанализ уровня усвоения следующих понятий: эмоции в широком смысле, эмоции в узком смысле, чувства, эмоциональный тон, настроение, стресс, страсть, аффект, экспрессия, импрессия, амбивалентность; воля, борьба мотивов, волевое усилие, произвольное действие, импульсивное действие. 4 Заполните таблицу 10
Таблица 10 - Характеристика функций эмоций
Функции эмоций
|
Сущность
|
Пример
|
|
|
|
5 Заполните таблицу 11
Таблица 11 - Характеристика психологических теорий эмоций
Теория эмоций
|
Представители
|
Сущность
|
Критика
|
|
|
|
|
4 Составьте схему классификации эмоциональных явлений по различным основаниям. 5 Вспомните недавно пережитые эмоции и выделите в них структурные компоненты. Опишите характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций. 6 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения: 1) эмоции — это отражение в форме переживаний и процессов и результатов практической деятельности; 2) в античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид 3) биологическая теория эмоций связывает эмоции с ; 4) согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения, происходящие в организме; 5) теория Кэннона—Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им порождаются ; 6) в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности ожиданиям, а отрицательное — в условиях их несоответствия; 7) 3. Фрейд установил, что при неверном истолковании или конфликте эмоций их мотивационная сила приводит к поведению; 8) теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные ... как базовые структуры ; 9) по С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления потребностей личности, выступают в качестве внутренних к деятельности; 10) эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения положительного или отрицательного результатов действия к , являющейся исходным побуждением; 11) по А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей им ; 4 Представьте конкретные жизненные и профессиональные ситуации и психологические воздействия, в контексте которых происходит актуализация эмоций. 5 На какие группы можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации. Понятия: любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация 6 Дайте название изображенным на рисунке эмоциям.
 |
Рисунок 2- Эмоциональные проявления
7 Приведите примеры, иллюстрирующие функции воздействия эмоций на познавательные процессы, на организм, на внешний облик, на поведение и речь. 8 Разработайте жизненные и профессиональные ситуации и психологические воздействия, ориентированные на актуализацию основных видов и форм эмоций: интереса, удивления, радости, страдания, гнева, стыда, отвращения, презрения, вины и страха. 9 Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях. 1) начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сделанное задание; 2) рабочий долго выполняет однообразную работу; 3) у ученого возникают серьезные затруднения при выполнении очень важной работы; 4) зрители смотрят спектакль в хорошей постановке; 5) у электрика перегорел необходимый для работы прибор; 6) студент получает отличную оценку на экзамене; 7) в переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями; 8) молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз, пошел на встречу с бывшими одноклассниками; 9) смерть близкого человека; 10) ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм; 11) мужчина обещал отвезти на вокзал соседей по квартире. Но в самый последний момент у него сломался автомобиль, и в результате соседи опоздали на поезд. (Определить эмоции обеих сторон.); 12) человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив; 13) человек просит прощения у кого-то; 14) человек впервые прыгаете парашютом; 15) студенту неожиданно снизили оценку на экзамене. 10 Подготовьте психологические рекомендации, направленные: 1) на создание и усиление эмоций; 2) на предотвращение и ослабление эмоций; 3) на удлинение и укорочение эмоций; 4) на изменение знака эмоций. 11 Представьте конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства: нравственные; интеллектуальные; эстетические; религиозные; национальные. 12 Дайте описание душевного мира человека, имеющего определенное чувство, а также прогноз возможных действий и поступков в контексте соответствующих конкретных ситуаций.
13.4 Тестовые задания для проверки знаний
1 Эмоции - это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как: а) непосредственное; б) опосредованное; в) сознательное; г) рациональное. 2 В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств: а) экспрессивная (выразительная); б) сигнальная; в) регуляторная; г) интерферирующая. 3 Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется: а) когницией; б) эмоцией; в) акцией; г) имажинацией. 4 Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется: а) когницией; б) эмоцией; в) акцией; г) имажинацией. 5 Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и): а) только приспособительную; б) только мобилизационную; в) только приспособительную и интегративную; г) приспособительную, мобилизационную и интегративную. 6 В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид: а) познания; б) переживания; в) эмпатии; г) предвидения. 7 Периферическую теорию эмоций выдвинул(и): а) У. Кеннон; б) У. Джемс и Н.Н. Ланге; в) Ф. Бард; г) Ч. Дарвин. 8 Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное- когда не соответствуют, согласно теории: а) П.К. Анохина; б) когнитивного консонанса; в) когнитивного диссонанса; г) Ч. Дарвина. 9 Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры: а) мышления; б) сознания; в) памяти; г) воображения. 10 Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения: а) У. Джемса; б) Н.Н. Ланге; в) П.К. Анохина; г) П.В. Симонова. 11 Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению: а) Л.С. Рубинштейна; б) П.В. Симонова; в) А.Н. Леонтьева; г) П.Я. Гальперина. 12 Эмоции на стенические и астенические делил: а) Ч. Дарвин; б) Г. Гегель; в) И. Кант; г) У. Джемс. 13 Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются): а) мобилизация ресурсов организма; б) потребность; в) сила и длительность проявлений; г) знак. 14 Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются): а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций; б) доминирующие (ведущие) компоненты; в) время протекания; г) степень глубины. 15 Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: а) интересом; б) радостью; в) удивлением; г) недоумением. 16 Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем- либо - это: а) горе; б) стыд; в) гнев; г) страх. 17 Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой - это: а) горе; б) стыд; в) гнев; г) страх. 18 Показателем аффекта является: а) незначительное изменение сознания; б) нарушение контроля воли за своими действиями; в) сохранение самообладания; г) сохранение контроля воли за своими действиями. 19 Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется: а) собственной эмоцией; б) аффектом; в) настроением; г) чувством. 20 Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется: а) внушением; б) идентификацией; в) заражением; г) подражанием. 21 Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется: а) мнительностью; б) эмпатией; в) сензитивностью; г) тревожностью. 22 Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости- это: а) гипертония; б) гипертомия; в) гипомания; г) гипермнезия. 23 Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как: а) гипероспия; б) гипертомия; в) гиперкинез; г) гипергия. 24 То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон: а) Эммерта; б) эмоциональной константности; в) экономии; г) оптимума мотивации. 25 Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции: а) кумулятивной причины; б) кумулятивно-факторной причины; в) «мотивации эффекта»; г) Йеркса - Додсона. 26 Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами: а) моральными; б) интеллектуальными; в) эстетическими; г) практическими. 27 Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: а) аффектом; б) страстью; в) настроением; г) чувством. 28 Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, с бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, - это: а) аффект; б) страсть; в) фрустрация; г) стресс. 29 Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией - угрозой для благополучия личности, - это: а) аффект; б) фрустрация; в) настроение; г) стресс.
30 Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как: а) настроение; б) стресс; в) тревога; г) гнев. 31 То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает: а) З. Фрейд; б) К. Лоренц; в) В. Мак-Дауголл; г) Дж. Доллард. 32 Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются: а) аффектом; б) фобиями; в) стрессом; г) фрустрацией.
Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с. |