Эмоции и чувства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

13.1 Содержание темы

Понятия эмоции в широком и узком смыслах, экспрессия, импрессия. Функции: отражательно-оценочная, сигнальная, защитная, управляющая,
мобилизующая, компенсаторная, дезорганизующая. Физиологические механизмы.
Психологические теории эмоций: эволюционная (Ч. Дарвин); периферическая (Джеймс-Ланге); физиологическая (Кеннон-Бард); дифференциальная (К. Изард); информационна (П.В. Симонов); когнитивная (Л. Фестингер); биологическая (П.К. Анохин). Классификация видов эмоций: по характеру потребностей, лежащих в основе эмоций (низшие, высшие); по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения (чувственный тон, собственно эмоции, настроения, аффекты, стрессы); по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности (эмоции и чувства).

Виды чувств: морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические. Страсти. Свойства и закономерности: стенические и астенические эмоции; амбивалентность. Индивидуальные особенности: эмоциональная возбудимость, глубина переживания, эмоциональная лабильность- ригидность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, оптимизм- пессимизм. Методы изучения эмоций: экспериментальные (Д.Олдз и П. Милнер), диагностические (методики наблюдения; шкала дифференциальных эмоций; методика САН; методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко; методика определения личностной тревожности Ч.Спилбергера и др.).

13.2 Вопросы для обсуждения

1 Что такое эмоции?
2 Дайте характеристику структурным компонентам эмоций.
3 Каковы физиологические основы эмоций и какова роль второй сигнальной системы в формировании эмоций?
4 При каких условиях и в каких жизненных ситуациях происходит актуализация эмоций? Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.
5 Каковы функции эмоций? Обоснуйте ответ.
6 Дайте характеристику свойствам эмоциональных переживаний: окраске, знаку эмоций, интенсивности.
7 Охарактеризуйте основные виды эмоций.
8 Чем эмоции отличаются от чувств? Дайте психологическую характеристику чувств.
9 Как можно классифицировать чувства?
13.3 Задания для самостоятельного выполнения
1 Составьте словарь основных понятий темы: амбивалентность чувств; астенические чувства; аффект; высшие чувства; настроение; стенические чувства; страсть; стресс; чувство; эмоции.
2 Проведите самоанализ уровня усвоения следующих понятий: эмоции в широком смысле, эмоции в узком смысле, чувства, эмоциональный тон, настроение, стресс, страсть, аффект, экспрессия, импрессия, амбивалентность; воля, борьба мотивов, волевое усилие, произвольное действие, импульсивное действие.
4 Заполните таблицу 10

Таблица 10 - Характеристика функций эмоций

Функции эмоций

Сущность

Пример

 

 

 

5 Заполните таблицу 11

Таблица 11 - Характеристика психологических теорий эмоций

Теория эмоций

Представители

Сущность

Критика

 

 

 

 

4 Составьте схему классификации эмоциональных явлений по различным основаниям.
5 Вспомните недавно пережитые эмоции и выделите в них структурные компоненты. Опишите характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций.
6 Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1) эмоции — это отражение в форме переживаний и процессов и результатов практической деятельности;
2) в античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид
3) биологическая теория эмоций связывает эмоции с ;
4) согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения, происходящие в организме;
5) теория Кэннона—Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им порождаются ;
6) в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности ожиданиям, а отрицательное — в условиях их несоответствия;
7) 3. Фрейд установил, что при неверном истолковании или конфликте эмоций их мотивационная сила приводит к поведению;
8) теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные ... как базовые структуры ;
9) по С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления потребностей личности, выступают в качестве внутренних к деятельности;
10) эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения положительного или отрицательного результатов действия к , являющейся исходным побуждением;
11) по А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей им ;
4 Представьте конкретные жизненные и профессиональные ситуации и психологические воздействия, в контексте которых происходит актуализация эмоций.
5 На какие группы можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации. Понятия: любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация
6 Дайте название изображенным на рисунке эмоциям.

эмоции

Рисунок 2- Эмоциональные проявления

7 Приведите примеры, иллюстрирующие функции воздействия эмоций на познавательные процессы, на организм, на внешний облик, на поведение и речь.
8 Разработайте жизненные и профессиональные ситуации и психологические воздействия, ориентированные на актуализацию основных видов и форм эмоций: интереса, удивления, радости, страдания, гнева, стыда, отвращения, презрения, вины и страха.
9 Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях.
1) начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сделанное задание;
2) рабочий долго выполняет однообразную работу;
3) у ученого возникают серьезные затруднения при выполнении очень важной работы;
4) зрители смотрят спектакль в хорошей постановке;
5) у электрика перегорел необходимый для работы прибор;
6) студент получает отличную оценку на экзамене;
7) в переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями;
8) молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз, пошел на встречу с бывшими одноклассниками;
9) смерть близкого человека;
10) ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм;
11) мужчина обещал отвезти на вокзал соседей по квартире. Но в самый последний момент у него сломался автомобиль, и в результате соседи опоздали на поезд. (Определить эмоции обеих сторон.);
12) человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив;
13) человек просит прощения у кого-то;
14) человек впервые прыгаете парашютом;
15) студенту неожиданно снизили оценку на экзамене.
10 Подготовьте психологические рекомендации, направленные:
1) на создание и усиление эмоций;
2) на предотвращение и ослабление эмоций;
3) на удлинение и укорочение эмоций;
4) на изменение знака эмоций.
11 Представьте конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства: нравственные; интеллектуальные; эстетические; религиозные; национальные.
12 Дайте описание душевного мира человека, имеющего определенное чувство, а также прогноз возможных действий и поступков в контексте соответствующих конкретных ситуаций.

13.4 Тестовые задания для проверки знаний

1 Эмоции - это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:
а) непосредственное;
б) опосредованное;
в) сознательное;
г) рациональное.
2 В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:
а) экспрессивная (выразительная);
б) сигнальная;
в) регуляторная;
г) интерферирующая.
3 Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:
а) когницией;
б) эмоцией;
в) акцией;
г) имажинацией.
4 Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:
а) когницией;
б) эмоцией;
в) акцией;
г) имажинацией.
5 Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и):
а) только приспособительную;
б) только мобилизационную;
в) только приспособительную и интегративную;
г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.
6 В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:
а) познания;
б) переживания;
в) эмпатии;
г) предвидения.
7 Периферическую теорию эмоций выдвинул(и):
а) У. Кеннон;
б) У. Джемс и Н.Н. Ланге;
в) Ф. Бард;
г) Ч. Дарвин.
8 Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное- когда не соответствуют, согласно теории:
а) П.К. Анохина;
б) когнитивного консонанса;
в) когнитивного диссонанса;
г) Ч. Дарвина.
9 Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры:
а) мышления;
б) сознания;
в) памяти;
г) воображения.
10 Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения:
а) У. Джемса;
б) Н.Н. Ланге;
в) П.К. Анохина;
г) П.В. Симонова.
11 Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению:
а) Л.С. Рубинштейна;
б) П.В. Симонова;
в) А.Н. Леонтьева;
г) П.Я. Гальперина.
12 Эмоции на стенические и астенические делил:
а) Ч. Дарвин;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант;
г) У. Джемс.
13 Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются):
а) мобилизация ресурсов организма;
б) потребность;
в) сила и длительность проявлений;
г) знак.
14 Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются):
а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;
б) доминирующие (ведущие) компоненты;
в) время протекания;
г) степень глубины.
15 Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:
а) интересом;
б) радостью;
в) удивлением;
г) недоумением.
16 Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем- либо - это:
а) горе;
б) стыд;
в) гнев;
г) страх.
17 Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой - это:
а) горе;
б) стыд;
в) гнев;
г) страх.
18 Показателем аффекта является:
а) незначительное изменение сознания;
б) нарушение контроля воли за своими действиями;
в) сохранение самообладания;
г) сохранение контроля воли за своими действиями.
19 Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а) собственной эмоцией;
б) аффектом;
в) настроением;
г) чувством.
20 Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:
а) внушением;
б) идентификацией;
в) заражением;
г) подражанием.
21 Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:
а) мнительностью;
б) эмпатией;
в) сензитивностью;
г) тревожностью.
22 Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости- это:
а) гипертония;
б) гипертомия;
в) гипомания;
г) гипермнезия.
23 Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:
а) гипероспия;
б) гипертомия;
в) гиперкинез;
г) гипергия.
24 То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон:
а) Эммерта;
б) эмоциональной константности;
в) экономии;
г) оптимума мотивации.
25 Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции:
а) кумулятивной причины;
б) кумулятивно-факторной причины;
в) «мотивации эффекта»;
г) Йеркса - Додсона.
26 Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:
а) моральными;
б) интеллектуальными;
в) эстетическими;
г) практическими.
27 Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:
а) аффектом;
б) страстью;
в) настроением;
г) чувством.
28 Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, с бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, - это:
а) аффект;
б) страсть;
в) фрустрация;
г) стресс.
29 Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией - угрозой для благополучия личности, - это:
а) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.

30 Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:
а) настроение;
б) стресс;
в) тревога;
г) гнев.
31 То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает:
а) З. Фрейд;
б) К. Лоренц;
в) В. Мак-Дауголл;
г) Дж. Доллард.
32 Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:
а) аффектом;
б) фобиями;
в) стрессом;
г) фрустрацией.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.