Психология и современные науки
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Взаимосвязь психологии и других наук

Психология развивается, опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны.
Такие науки, как философия и социология, предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании и функционировании психики.

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Впервые было определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине, но эти исследования носили узко профильный, недостаточно систематизированный, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы, и это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.
В структуру современной антропологии (наука о человеке как особом биологическом виде) входят три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий - от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.
Физический тип человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека - также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.
Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль такие дисциплины, как физиология высшей нервной деятельности, представителем которой является И.П. Павлов, проявивший большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности.
Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н.Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития.
Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка - один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи - центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных.
Психология впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления, что позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.
Со своей стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет гуманитарным и естественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Без накопленных психологией знаний не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

 

2. Психология и философия


Психология и философия зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
Сложность и необычность проблем, с которыми часто сталкивается психология и, невозможность проанализировать и изучить многие вопросы с помощью естественнонаучных методов, приводят к необходимости обращения к философии, во многом они решаются философско-умозрительно.
Многие проблемы современного человека, такие как личностный смысл, самореализация, мировоззрение, политические пристрастия и нравственные ценности, выступают как общие для психологии и для философии.
Психологи обращаются к философии, вырабатывают сами или пользуются умозаключениями, которые им предлагают представители философии, в случае невозможности их решения - лабораторно-экспериментальным путем. К числу традиционных философско-психологических проблем относят: сущность и происхождение человеческого сознания, природу высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект) и др.
Долгое время в нашей стране существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую, т. е. научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную». Марксистско-ленинская философия догматически и бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Это привело к застою во многих областях психологии (психологии личности, социальной психологии), т. е. там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности.
Однако нельзя отрицать положительного влияния некоторых материалистических идей Маркса на развитие психологической мысли, что отразилось на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.
Благодаря наметившемуся в последние годы проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека: ответственность, совесть, смысл жизни, нравственность, которые могут быть решены психологами и философами только совместно.
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Так, благодаря многолетним исследованиям, проводимым по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже, совместно и плодотворно философами, логиками и психологами, удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей.
К категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К. Роджерс, В. Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В. Франкл).


3. Психология и история


По словам психолога и философа, одного из представителей неофрейдизма Э. Фромма: «Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» [27, с. 28]. Современный человек в созданном им самим материальном и духовном мире, овладел речью и преобразовал свое восприятие, внимание, воображение, мышление, память, стал человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями.
Для того чтобы понять, как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к истории развития материальной и духовной культуры.
Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Исторически философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы складывались веками и являются продуктом их длительного исторического развития. Психология современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира формировалась в процессе их достижения человеческой культуры, передаваясь из поколения в поколение.
Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных (личность какого-либо государственного деятеля, роль личности в истории, метод исторического анализа).
Более глубокий союз психологии и истории - в создании общей научной теории - теории культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная выдающимся советским психологом Л.С. Выготским. В данной теории автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их производными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.
Синтез истории и психологии заключен и в использовании психологией так называемого исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства.
Примеры такого рода исследований мы находим у Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Эти исследования напрямую связаны с применением исторического метода.
Современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками является продуктом истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от поколения к поколению поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются, т. е. изменяется психология человека и в целом всего человечества. В свою очередь, «великие люди», лидеры оказывают влияние на ход истории. Так, например, существует определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в различные времена в разных странах мира, и психологическими особенностями людей, живших в этих условиях. Культура людей и социально-экономические достижения общества, в котором они живут, взаимосвязаны. Американский ученый Д. Макклелланд обнаружил, что сила мотива достижения успеха у людей, представляющих определенную страну, коррелирует с социальноэкономическими успехами, достигнутыми данной страной, а сама мотивация достижения, в свою очередь, зависит от сложившейся в этой стране социальной системы воспитания детей. Показано, что история культуры тесным образом переплетается и с историей личности.

4. Психология и педагогика

Общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд, эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Нельзя усомниться в истинности этого суждения, однако на практике дело обстоит несколько иначе. Отчасти это происходит потому, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно. Между тем практически любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен.
В начале ХХ в. существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании - педология. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным.
Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в результате некомпетентного вмешательства в 1936 г. руководящих органов ЦК ВКП(б) (Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» от 1936 г.).
Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор. Это, в частности, проявляется в продолжающем существовать разделении педагогики и психологии как в научных исследованиях, так и в организационном плане.
Педагогика - это наука о воспитании подрастающих поколений, а психология акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста и рассматривает возрастные преобразования. Также педагогика изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества, психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.
Важнейшее место в педагогике занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.


5. Психология и социология


Человек является органической частью и природы, и общества, поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими - со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь, психологами широко используются традиционные социологические приемы сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.
Концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии, а предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.
Социологи и психологи трудятся вместе над решением многих проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук (отношения между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений, проблемы социализации и социальных установок и др.).
Теория социального научения помогает нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения. Эта теория, в свою очередь, выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.
Социализацию личности можно определить как процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь и способность общаться, взаимодействовать с людьми. Социализация - это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность [15].
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.
Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
Теория социального научения, лежащая в основе современных представлений о закономерностях и механизмах социализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Данная теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа и считает, что развитие не менее зависимо от внешнего мира человека, т. е. от общества.
Другим важным положением теории социального научения является утверждение о том, что поведение человека преобразуется в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний. Такие поощрения, как похвала, награда, одобрение и т. п., стимулируют и закрепляют те или иные реакции у человека, наказания, напротив, подавляют, препятствуют развитию и исключают их из сферы индивидуального опыта.
Новые виды социального поведения могут приобретаться человеком не только в результате прямых поощрений и наказаний, но и при наблюдении за поведением других людей (так называемое викарное научение) благодаря тому, что человек способен обучаться не только через прямое подражание.
Люди в состоянии заранее предвидеть возможные последствия своих социальных поступков, планировать и сознательно их осуществлять. Ожидаемые человеком вероятные результаты его поведения играют заметную роль в жизни, управляя процессом его социального научения не в меньшей степени, чем прямые поощрения и наказания.
Частный, но не менее важный, механизм социализации - идентификация. Дети по мере своего физического и психического развития усваивают большое число разнообразных норм и форм поведения, человеческих отношений, характерных для их родителей, сверстников, окружающих людей. Ребенок в процессе социализации идентифицирует себя с другими людьми, перенимая их взгляды и накопленный жизненный опыт. Посредством идентификации он приобретает различные виды социального и полоролевого поведения. Основным источником идентификации для детей раннего возраста являются родители, в дальнейшем сверстники, дети более старшего возраста, взрослые. Действие идентификации как механизма социального научения не прекращается в течение всей жизни человека. Ее источником служат люди, несущие в себе ценные качества и желательные для социализирующегося индивида формы поведения.
Одним из важнейших идентификационных процессов формирования личности человека определенного пола является полоролевая типизация (мужчины или женщины), т. е. процесс и результат приобретения ребенком психологии и поведения, характерных для людей одного с ним пола.
Основную функцию в полоролевой типизации выполняют родители. Они служат моделью для подражания со стороны ребенка в своем полоролевом поведении. Через родителей детям передаются их полоролевые установки, соответствующие требования и образцы поведения: у мальчиков мужские, а у девочек женские формы поведения.
Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двойственной природой человека - как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии и, наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.


6. Психология и медицина


Медицина призвана оказывать своевременную и качественную помощь человеку, поддерживая и/или улучшая уровень здоровья. Любые изменения в экономике, политике, социальном устройстве, финансовые ограничения обязательно оказывают влияние на психическое состояние граждан. В настоящее время растет количество негативных экологических, техногенных, социальных факторов, которые воздействуют как на организм человека, так и на его психику. Поэтому для эффективности в предоставлении услуг необходим комплексный (индивидуальный) подход при оказании помощи каждому пациенту. Знания психологии как практической отрасли всегда были необходимы в работе фельдшера, медицинской сестры, акушерки. Умение убедить, объяснить, рассказать, воздействовать на психику пациента, умение регулировать собственные эмоциональные состояние, противопоставить себя стрессовым ситуациям, развиваться как профессионал, специалист - это далеко не полный список взаимосвязи медицины с психологией.
Для успешной эффективной профессиональной деятельности медицинского работника, а также для установления контакта и оказания медицинской помощи необходимо знание особенностей пациента (не только физиологических, но и психологических).
Сегодня мало изучать физиологические процессы, происходящие в организме, важно понимать психику человека, его характер, интеллект, эмоции, а жизненный опыт и жизненные отношения во многом определяют проявления и развитие не только нервных и психических, но и соматических, внутренних болезней, изменения в здоровье.
Выявление психических особенностей пациента, их влияние на возникновение, течение и исход соматических заболеваний, взаимоотношения пациента и медицинского работника в различных условиях - вот область изучения, важная и для медицины, и для психологии. Медико-психологические взгляды возникли еще в донаучный период. В донаучную эпоху существовала практика магического воздействия на сознание человека, в том числе и на заболевшего, с помощью различных вариантов вербального и невербального воздействия. В папирусах Древнего Египта найдены тексты заклинаний от ста различных заболеваний. Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела, которые современная медицина называет психосоматическими. Древнеиндийские йоги нашли практические способы психической саморегуляции, которые положены в основу современной аутогенной тренировки. Этическим правилам взаимоотношений врача и пациента обучали в медицинских школах древней Персии.
Гиппократ (около 460 - около 377 до н. э.) первым описал типы человеческой индивидуальности по особенностям физиологических процессов внутри организма. Клятва Гиппократа является и сегодня символом этических отношений между медицинским работником и пациентом.
Древнеримскому мыслителю Цицерону (106 до н.э. - 43 н.э.) принадлежит современный девиз медицинских работников - девиз справедливости «Никому не вредить и приносить пользу!».
Таджикский врач Авиценна (980-1037) - автор книги «Канон врачебной науки», давая рекомендации «одновременно как для души, так и для тела», заложил основы профилактики и развития психического и телесного здоровья, базирующиеся на прогрессивном в то время мнении, что «местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг».
В эпоху Ренессанса в медицинских школах Западной Европы рассматривались психологические аспекты предупреждения и коррекции заболевания. Так, английский врач Томас Сиденгам (1624-1689) подчеркивал роль психики в возникновении заболеваний внутренних органов.
В XIX в. изучению влияния психических явлений на организм все большее внимание уделяют русские ученые:
• Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Петербургской РАН - ввел сестринский уход за ранеными солдатами как необходимую часть лечебного процесса. Критические раздумья Пирогова привели к заключению, что мировое мышление становится исходным пунктом мировоззрения;
• Матвей Яковлевич Мудров (1772-1831), профессор патологии и терапии Московского государственного университета - разработал систему расспроса больного, ввел в практику отечественных лечебных учреждений историю болезни, как основной врачебный документ; положил начало клинико-анатомическому направлению в отечественной медицине;
• Сергей Петрович Боткин (1832-1889), русский врач-терапевт и общественный деятель, профессор Медико-хирургической академии (с 1861), участник Крымской (1855) и русско-турецкой (1877)войн;
• Иван Михайлович Балинский (1827-1902), основатель петербургской школы психиатров, один из основоположников психиатрии в России;
• Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1885 г. открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при медицинском факультете Казанского университета, под его руководством было выполнено более 20 клинико-психологических докторских диссертаций;
• Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900), выдающийся русский психиатр, один из основоположников нозологического направления в психиатрии и московской научной школы психиатрии, автор классического «Курса психиатрии» (1893), один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1896 г.;
• Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почетный член (1904 г.) Петербургской академии наук. В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами;
• Иван Петрович Павлов (1849-1936), один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы. В 1900 г. впервые экспериментально показал влияние психических факторов на секрецию слюны и желудочного сока. В 1904 г. за работу по физиологии пищеварения стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.
Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей.
Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек как главное действующее лицо современного прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружая его, развивают. Эти задачи решает и психология в тесном контакте с медициной. Современный специалист должен знать проблемы психики человека для более полноценного, эффективного процесса оказания помощи ему. Медицина и психология - это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Человек представляется как часть природы - единой целостной системы.
Еще один момент соединения медицины и психологии - анализ профессий медицинского работника и психолога. Эти профессии относятся к типу «человек-человек». Профессии предъявляют к этим специалистам практически одинаковые требования. Через профессию происходит включение человека в систему коммуникаций. Это профессии, связанные с тесным взаимодействием человек-человек. Большое значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника взаимодействия. И медицина, и психология - это отрасли науки, которые не могут существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нравственность - это необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Моральные и этические принципы определяют сферу деятельности, сферу воздействия на другого человека. Они должны обязательно быть регулируемыми и контролируемыми. Еще одна сторона соединения этих двух наук - это результат деятельности: норма. Норма в медицине - это здоровье, норма в психологии - что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из толпы, массы, приспособленное, адаптированное к окружающей среде. Норма - это отсутствие патологии. И психолог, и медицинский работник необходимы друг другу для оказания помощи человеку. В современном здравоохранении введены в штатное расписание такие должности, как клинические (медицинские) психологи. Они выполняют диагностические функции, корректируют эмоциональные состояния, работают совместно с медицинскими работниками на улучшение состояния пациента, участвуют в различных экспертизах.

7. Психология и юриспруденция

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и психологических знаний. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.
В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология - единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.
Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства, других структурных элементов политической системы общества.
Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания государственно-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственноправовых отношений и других правовых связей субъектов права. Юридическая наука изучает, следовательно, государственноправовую организацию общества и поэтому входит в систему общественных наук.
Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя путями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных органов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определенного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука - это исследование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях.
Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек - машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии. В современных условиях психология, обновляясь, на различных уровнях вступает во взаимодействие с различными областями наукознания. При этом она не теряет своего научного и практического значения.
В свою очередь, вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естественные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юриспруденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.


Контрольные вопросы


1. Каковы причины возникновения и сохранения связей между психологией и философией?
2. Какое значение имеет философия для психологии?
3. Каковы успехи психологической теории, достигнутые за счет применения исторических методов?
4. Расскажите о взаимосвязи психологии и истории.
5. Покажите взаимосвязь психологи и медицины.
6. Докажите взаимосвязь психологи и юриспруденции.
7. Расскажите о взаимосвязь психологии и социологии.
8. Покажите связь психологии и педагогики в решении проблем учащихся.
9. Каково значение теории социального научения?
10. Расскажите об историческом подходе к изучению психологических явлений.


Темы для рефератов


1. Применение психологических методов в анализе исторических событий и личностей.
2. Достижения философско-психологических исследований.
3. Психология и педагогика: вчера, сегодня, завтра.
4. Значение психологии для развития других наук.

Источник: Караванова Л. Ж. Психология: Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.