Лекция «Общение»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие общения.
2. Виды общения.
3. Стороны общения.
4. Виды речевой деятельности.
5. Основные невербальные проявления личности: кластеры жестов.
6. Интерактивная сторона общения.
7. Перцептивная сторона общения.
8. Основные групповые процессы.

 

Понятие общения


Специфический вид деятельности, который пронизывает все сферы деятельности человека - общение. По своей значимости и по назначению общение занимает ведущее место в жизни человека. В процессе общения происходит обмен информацией, идеями, интересами, чувствами и т. д. Результат общения - отношения с другим человеком, другими людьми.
В психологии общения вопросы на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях начали рассматриваться только в два последние десятилетия. Категория общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась в 90 годы. Её значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки.
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нём выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называется общением.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержание общения может включать сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа, возможна передача информации о насущных потребностях одного человека другому, также возможно передать эмоциональное состояние - экспрессивную его выраженность - удовлетворённость, радость, гнев, печаль, страдание и т.п. - все это ориентирует на соответствующие виды контактов. В свою очередь, все эти знания дают нам возможность подстраиваться к чувствам другого и реагировать согласно ситуации - сопереживать тому, кто расстроен, радоваться вместе с тем, кто счастлив. Содержание общения включает также и информацию о состоянии внешней среды - сигналы опасности или безопасности и комфорта. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди способны обмениваться друг с другом знаниями о мире, богатым жизненным приобретённым опытом, знаниями, способностями, умениями и навыками. Человеческое общение много предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цель общения - передавать сигналы о приближающейся опасности для них самих и для их детей, то для человека цели общения более разнообразны. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации - это способ передачи её от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п., а может передаваться через указание взглядом на что-то. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
Существуют способы передачи информации, которые совершенствуются самим человеком - это язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).


Виды общения


В зависимости от выбранного основания деления общение можно разделять: по содержанию, по целям и по средствам общения. По содержанию может быть:
• материальным (обмен предметами и продуктами деятельности) - субъекты, занимаясь индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, для удовлетворения своих актуальных потребностей;
• кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями) - люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Например: поднять настроение или, напротив, испортить его;
• мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Например, один человек желает, чтобы у другого возникло некоторое стремление; или актуализировалась некоторая потребность;
• деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);
• когнитивным (обмен знаниями).
Пример когнитивного и деятельного общения общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями.
Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией - природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).


Стороны общения


Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную, которые составляют структуру общения.
Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией. Общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь важно отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Посредством обмена информацией между людьми происходит влияние друг на друга - воздействие на партнера по общению. Что также важно при рассмотрении коммуникативной стороны общения.
В свою очередь коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. (Не всегда человек способен понять одинаково то, что ему сообщает собеседник, порой возникает свой собственный смысл информации.)
Последняя важная характеристика состоит в том, что в процессе коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они появляются в моменты, когда отсутствует единое понимание между людьми, которые вызваны разными интересами людей, а могут характеризоваться психологическими различиями людей - особенности людей, которые непосредственно проявляются у них при общении друг с другом.
Передача информации осуществляется посредством различных знаковых систем:
- речь - вербальная коммуникация,
- неречевые знаковые системы - невербальная коммуникация.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.
Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врождёнными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
Вербальная коммуникация осуществляется в человеческом обществе через речь, применение слов. Язык слов позволяет человеку обращаться к предмету даже в момент его непосредственного отсутствия в поле зрения. Человек, таким образом, может произвольно вызывать образы соответствующих предме- 
тов. Это не только усложняет процесс взаимодействия, но и делает его неповторимым и уникальным.
Речь позволяет человеку выражать свои мысли и, одновременно, воздействовать на своего мнимого или действительного собеседника. Выражение мысли больше связывается с передачей когнитивного поля своему партнеру по общению, а воздействие сигнализирует о том, что в данный момент происходит с человеком, что он чувствует, что ощущает и т.д.
Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты, они включены в единство, внутри которого определяют и опосредуют друг друга. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. Возникновение речи вне общества невозможно, речь - социальный продукт, она предназначена для общения и возникает в общении.
Для более полноценного понимания друг друга люди часто используют не только речевые обороты, но и различные невербальные средства общения. Здесь следует разобраться с видами речевой деятельности - вербальной и невербальной коммуникацией.
Итак, речь - вербальная коммуникация, т. е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная - на монологическую и диалогическую.


Виды речевой деятельности

речевая деятельность

Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов. Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя 
(внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Ни какая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.
Внешняя речь бывает устной и письменной. В письменной речи условия опосредованы текстом. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь - процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений. Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на её основе.
Слышимая речь, которая кем- то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи.
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь ещё разговорной. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь труднее диалогической, её развёрнутые формы в онтогенезе развиваются позднее и её формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Невербальный компонент общения предполагает раскрытие отношения говорящего непосредственно к той информации, которую он стремится донести до слушателя, своего собеседника. Невербальная коммуникация включает в себя: оптико-кинетическую систему знаков, что подразумевает жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук - и тогда это жестикуляция; лица - и тогда это мимика; позы - и тогда это пантомимика).
Визуальное общение (контакт глаз) - новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.


Основные невербальные проявления личности: кластеры жестов


Для рассмотрения основных жестов и невербальных проявлений личности можно предложить классификацию, которая будет включать в себя:
1. конфликтные кластеры жестов,
2. жестикуляцию «примирения»,
3. кластеры жестов, предотвращающие межличностные конфликты.


Конфликтные кластеры жестов.


«Готовность к битве» - использование обоими участниками агрессивных жестов. Один использует жест «руки на бёдра», а другой человек «большие пальцы заткнуты за ремень брюк». Первый человек отклоняется назад, его тело смотрит немного в сторону от другого человека. Второй принял весьма угрожающую позу тем, что полностью повёрнут телом к противнику. Г невный взгляд у человека говорит о том, что человек не настроен на позитивное, дающее результат общения.
Жесты обмана «рассогласование жестов и вербальной информации, а также рассогласование жестов между собой». Если человек «правша» и его правая рука свободна, то он, взаимодействуя, жестикулирует левой рукой, особенно около лица, пытается скрыть свой взгляд, опускает глаза вниз, закрывает рот рукой. Говорит, что согласен с собеседником, но потирает шею, собирает соринки с одежды, якобы аккуратность, либо же потирает кончик носа дела без дела, или мочку уха, особенно на противоположной стороне своего тела. Может пытается оттянуть воротничок на своей одежде.
Человек потирает глаза и смотрит в пол, его брови слегка приподняты, находятся в положении недоверия или удивления. Голова может быть откинута назад или наклонена вниз, что говорит об отрицательном восприятии человека или всей ситуации в целом. Ещё возможна неестественная напряжённая улыбка.
Либо же человек уверенно улыбается, а одной рукой как бы отгораживает своё тело для того, чтобы дотронуться до часов, запонки и т.п. Образуется частичный барьер из рук - неуверенность в себе или в обстоятельствах.
«Руки на бёдрах». Человек желает показать себя угрожающим. Подбородок выдвигается вперёд - это вызывающее поведение. Используется жест атаки между животными - показывание зубов противнику. Человек опирается на обе ноги - показывает своё превосходство, власть и доминирование. Тупой взгляд прямо перед собой и неодобрительное положение головы (взгляд из-под бровей).
Авторитарная поза. Учитывается величина стула и различные элементы гардероба человека. Человек стоит, закинув руки за спину, на широко расставленных ногах. Позиция тем жестче, чем больше обхват ладонью одной руки запястья другой. О неуверенности человека говорит захват руки другой рукой выше локтя. Взгляд из-под бровей. Человек с высокой самооценкой и самоуверенный будет (если курит) курить, выпуская дым вверх.
Жест «Отрицательное сочетание».
Человек создаёт барьер из книги или другого предмета. Руки скрещены - нервозность и желание обороняться. Одежда застёгнута до шеи (полностью закрыт). Большая часть лица скрыта: бородой, бакенбардами, солнечными очками, чтобы невозможно было прочитать сигналы глаз и зрачков - неодобрительный облик. Ноги скрещены, если человек сидит на стуле. Стоя, человек может встать за стол, стул или барьер.
Жесты «Критического оценивания».
Сидя, человек держится одной рукой за ручку кресла, а другой рукой подпирает голову, т. о., что указательный палец направлен вверх, а большой палец - ко рту. Глаза движутся горизонтально и искоса. Заметно, что человек что-то оценивает и явно неодобрительно. Если ещё скрещены ноги и тело пододвинуто вперёд, а на лице напряжённая и лживая улыбка, то жест более негативен.
Жесты напористости человека.
Человек пытается сократить дистанцию между собой и другим человеком, занять возвышенную позицию. Человека трудно переубедить, он не воспринимает сигналы другого. (Стоит за столом, лицо без эмоций, корпус тела вперёд) руки на столе очень широко расставлены, тупой взгляд вперёд. Либо человек прячет руки в карманы, но при этом выставляет большие пальцы наружу и вверх - выражение превосходства и атаки. Может быть скрещены руки и большие пальцы вверх. Два сигнала: негативное отношение к человеку и оборона. Выставленный большой палец говорит о неуважении и насмешке к человеку.
Поза отказа от сотрудничества.
Человек сидит, откинувшись на спинку стула, ноги откинуты, выставлены вперёд и скрещены (нога на ногу), руки скрещены на груди или играют каким- либо «занятным» предметом перед взором другого. Выражается «занятость» другим делом. Можно смотреть в пол, в окно или на предмет, но не в глаза собеседнику. Кластеры жестов могут быть в совокупности сразу несколько.
Жестикуляция «Примирения».
Жесты, демонстрирующие открытость человека, готовность к взаимодействию, без напряжения, человек наклоном головы и добрым взглядом приглашает к общению.
Человек поворачивается всем телом и лицом к собеседнику, кивает ему головой и всячески отвечает на другие сигналы (настрой на взаимодействие).
Слова и жесты собеседников совпадают, нет лжи и изворотливости.
Из позы «отказ от сотрудничества» человек накланяется вперед, руки перед собой на столе или коленях, ноги не скрещены, либо же скрещены ниже колен. Г олова направлена в сторону собеседника. Взгляд устремлен в глаза говорящего.
При разговоре человек показывает открытые ладони, улыбается по- доброму, не щурясь.
Рукопожатие на равных (руки ребром) - это нейтральная позиция, которую легко изменить, повернув руку соперника, к верху или к низу (предоставление доминирования или пассивная позиция). Рукопожатие должно быть не слишком сильным и не вялым.
«Деловой взгляд» - человек смотрит в лоб, между бровей собеседнику (атмосфера серьезная, другой человек чувствует деловой контакт).
Отзеркаливание - возникает при создании эффекта понимания, «чувствования» другого человека, нахождение с ним в одном контексте. Несколько жестов могут присутствовать сразу же.
Кластеры жестов, предотвращающие межличностные конфликты.
Обязательная улыбка, она улучшает работу сердечной мышцы. Все не конфликтные жесты (жесты демонстрации толерантности, ухаживания, готовности к сотрудничеству и т.д.). Одорологичекое общение - учитывается то, что в определенном месте и в определенное время необходимо человеку соответствующе пахнуть, чтобы не противоречить ситуации.
Также сюда следует относить всевозможные методы и методики снятия психологического напряжения (перегрузки) - изометрия лица, аутотренинг, но не желательно медикоментозное воздействие.
Итак, жесты позитивного общения - это:
Во-первых, это доверительное положение ладоней рук. Положение открытой ладони вверх - есть доверительный, не угрожающий жест.
Во-вторых, это целиком равноправное рукопожатие, при котором положение ладоней рук обоих собеседников вертикальное - «рука ребром». При таком рукопожатии отсутствует доминирование одного из собеседников, а также не ущемляются права другого на полноценное общение, включение в контакт и результаты дела.
В-третьих, открытый и направленный на собеседника взгляд.
В-четвертых, открытая поза у человека. Руки и ноги не перекрещены, лицо обращено к собеседнику, заинтересованное выражение лица. В-пятых, совпадение позы, движений и мимики общающихся.
Итак, владение теоретическим знанием в данной области, поможет выстраивать поведение, подчиненное конкретной цели. Остальное - дело тренировки, времени и направленности на те результаты, которые стоит задача получить.


Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения - общение как взаимодействие. Включает в себя компоненты общения, связанные с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Общение - межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.
Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми.
Роль в психологии - нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.).
Один и тот же человек выполняет разные роли. Множественность ролевых позиций провоцирует их столкновение - ролевые конфликты.
Взаимодействие людей регулируется ролевыми ожиданиями. В зависимости от того, чего ожидает участник взаимодействия, он соотносит с определенным образцом поведения.
Итак, исходное условие успешности взаимодействия - соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.
Типы взаимодействий. С позиций теоретического рассмотрения важны два противоположных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция. 
Кооперация - это проявления, которые способствуют организации совместной деятельности.
Кооперация означает координацию единичных сил участников.
А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности:
1. разделение единого процесса деятельности между участниками;
2. изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.
Непосредственный результат деятельности каждого участника соединяется с конечным результатом совместной деятельности через отношения, которые реализованы в кооперации.
Конкуренция - проявления, которые расшатывают совместную деятельность, представляет собой определенного рода препятствие для нее.
Здесь важно понятие конфликта. Психологи предлагают формулу конфликта.
Объект конфликта - то, по поводу чего конфликт.
Участники конфликта - те, кто принимают участие.
Инцидент - пусковой механизм.

конфликт

КС - конфликтная ситуация.


М. Дойч выделил два типа конфликтов:
1. деструктивные - ведут к рассогласованию взаимодействия. (Часто зависят от причины, его породившей, позже переход на «личности», острый кризис, а преодолеть конфликт сложно.)
2. продуктивные возникают не из-за несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. (Такой конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы и поиска оптимального решения дискутируемой проблемы.)


Перцептивная сторона общения


Перцептивная сторона общения - общение как восприятие людьми друг друга.
Чтобы между людьми происходило эффективное общение важно взаимопонимание между участниками процесса. При этом важно восприятие одним человеком другого. Здесь речь идет не о непосредственном восприятии, сколько о познании другого человека. Человек в общение вступает как личность и воспринимается как личность. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, основные стратегии его поведения, а также стратегию своего собственного поведения.
Следовательно, речь идет не только о восприятии внешних данных собеседника, но и его мотивов, стремлений, способностей, эмоций и др. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на основе его поступков.
Основные механизмы и феномены восприятия человека человеком.
Идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. (Т.е. уподобление себя другому.) Человек обычно пытается, образно говоря, поставить себя на место другого человека. Близко к этому понятие эмпатии - стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, его переживания.
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. В процессе общения человек не только эмоционально относится к другому человеку, оценивает его, но и выстраивает свои когнитивные оценки в адрес этого человека.
Помимо общения между двумя людьми можно говорить об общении в группе, где принимают участие несколько человек. Выделяют такие понятия, как малая группа и большая группа или массовая группа.
Большие группы - группы людей, которые количественно не ограничены, они выделяются на основе каких-то социальных признаков, критериев. Большие группы делятся на:
стихийные группы, которые возникают именно стихийно на небольшой промежуток времени - толпа, массы, публика;
устойчивые большие группы, сложившиеся в обществе с течением времени - социальные классы, этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы и т.д.
Очень часто в психологии под малой группой понимается немногочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Виды малых групп также различны: например, формальные и неформальные малые группы.
В психологии четко различаются подходы к исследованию больших и малых групп. Выявлены разные закономерности протекания в них групповых процессов. Сейчас для того чтобы рассмотреть основные групповые процессы ограничимся понятием малой группы, т.е. построим рассуждение на примере малой группы, как на иллюстративном материале.


Основные групповые процессы


К основным групповым процессам малой группы с точки зрения психологии относят: образование малых групп, групповое давление на индивида, процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений и эффективность групповой деятельности.
Образование малой группы. Естественно возникающие малые группы часто образуются в связи с формальными обстоятельствами: появление социального института, организации, в рамках которых возникает малая группа. (Например, учебная группа, возникшая на определенном факультете в определенный год. Возникновение такой малой группы обусловлено потребностью в обучении, в устоявшихся порядках факультета и университета в целом, поскольку студенты, например, набираются каждый год для обучения по этой специальности.) Таким образом, получается, что причина возникновения малой группы лежит вне ее членов. Объединяющиеся вместе люди часто не знают друг друга и тем более не уверены, хотят ли они работать, учиться в таком коллективе.
Позже происходит оформление психологического облика малой группы. Здесь мнения исследователей расходятся. Как отмечает социальный психолог - Андреева Г.М., одни считают, что малая группа возникла, оформилась, как только вошедшие в нее новые члены группы приняли нормы групповой жизни, т. е. свойственные группе закономерности, устои и т.д. Для группы здесь важен анализ понятия давление группы на индивида. Другие считают, что группа образовалась и оформилась, как только процесс становления групповых норм и ценностей завершен, произошло их принятие, разделение членами группы. Эти исследователи отмечают, что для группы здесь важен анализ понятия групповой сплоченности.
Феномен группового давления или феномен конформизма. Конформизм означает «приспособленчество». Часто это явление называют еще и конформным поведением, т.е. свойством индивида называют свойство группы. О конформности можно говорить в любой ситуации, где есть конфликт между мнением индивида и мнением группы, причем этот конфликт разрешается в пользу группового мнения. Получается, что мера конформности - мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Противоположные конформности черты - независимость, самостоятельность позиций, устойчивость к групповому давлению.
Например, классические эксперименты С. Аша по исследованию конформности. Испытуемому предлагалось оценить длину предложенной линии, для этого ее нужно сравнить в тремя другими. Среди них одно только по размеру подходит этой линии, а две других - одна меньше, а другая - больше исследуемой линии. Прежде чем испытуемый начнет отвечать, ему предоставляется услышать ответы людей из группы, которые заведомо неправильны - указывают на линию больше или на линию меньше. В 37% случаев испытуемый начинал сомневаться и говорил, что наверно он сам ошибается - называл ответ неправильный, который предлагала ему группа.
Здесь важна еще такая характеристика - как значимость материала для индивида. Ведь ему может быть абсолютно безразлична длинна линий, которая обсуждается в группе.
Групповая сплоченность. Другой аспект изучения внутренних связей в группе, при которой индивиды также реализуется стремление превратить внешне заданную структуру в сложный психологический организм.
Группа здесь понимается как система межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Происходит исследование эмоциональных оценок членов группы друг друга и на основе этого подсчитывается показатель групповой сплоченности. Групповая сплоченность считается высокой, если в оценках преобладает число положительных взаимных выборов членами группы.
Развиваясь, малая группа способствует не только усвоению определенных правил и норм своим членам группы, но и содействует повышению групповой сплоченности, выполнению совместной деятельности.
Правомерен вопрос - кем управляется такая группа? Возникает проблема руководства и лидерства.
В группе можно обозначить лидера и руководителя. Руководитель группы - это формальное лицо, которое часто выполняет строго формализованные функции.
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Таким образом, руководитель является формальным, официальным регулятором в группе, запланированным во времени, стабильно определенным, его руководство сопровождается санкциями и т.д. Лидер же часто появляется спонтанно для регуляции межличностных отношений, не планируется по времени своего руководства, его руководство менее санкционировано и т.д.
Руководитель нацеливает группу на реализацию ее непосредственных задач, заботится о средствах решения, в то время как лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
Психологи выделяют стили лидерства:
Авторитарный - жесткое принятие всех решений, человек отчужден от коллектива, не вступает в объяснения. Г олос часто решающий, тон неприветливый, четкий формальный язык. Работники в группе такого человека не интересуют, его интересы целиком захвачены целью работы. Такой человек максимально лишен творчества.
Демократический - стремится разделить обязанности с коллективом. Есть почва для реализации творчества. Инструкции дает в форме предложений. Его речь не суха, том товарищеский, располагающий к поясняющим вопросам. Если хвалит или порицает, то с советами. Является лидером в самой группе, может вызвать дискуссию для обсуждения, опирается на мнение группы.
Попустительский - развивает неформальные отношения с членами группы. Подчиненным дает полный простор в реализации их деятельности, они самостоятельно принимают любые решения, руководитель вмешивается только в критических случаях. Люди здесь не удовлетворены своей работой и работой руководителя. От руководителя нет похвалы, нет порицаний. Руководитель чаще не является лидером в группе.
Принятие группового решения. Часто обязанности по организации этого процесса ложатся на плечи руководителя группы. Наиболее исследованная область в социальной психологии здесь - групповая дискуссия, которая предшествует принятию группового решения.
В США в 1940-х годах К. Левином проведено исследование мнения домохозяек в зависимости от групповой дискуссии. Испытуемым предоставлялась информация о новых продуктах, их важности в употреблении в пищу. Одной части - сформировано в ней три группы по 13 - 17 человек - после лекции предоставлялся самостоятельный выбор покупать теперь эти продукты или нет. Другой части - также три группы по 13 - 17 человек - давали возможность обсудить материал в группе. Через неделю проводилось интервью с целью выяснения информации о том, покупали ли домохозяйки эти продукты или нет. В первых группах - без группового обсуждения продукты покупали 3%, во- вторых группах - с групповой дискуссией - 32% покупали продукты.
Вывод в том, что пассивно слушающие сами интерпретировали излагаемые факты на основе прошлого опыта. Здесь не было обсуждений, таким образом действовала лишь чистая сила убеждения. Включенные же процесс принятия решения люди из-за чувства включения в группу ослабили сопротивление нововведениям. Обговаривание информации привело к образованию групповой нормы, которая поддерживается и принимается участниками группы.
Закономерности групповой дискуссии:
1. происходит столкновение противоположных позиций, что дает возможность понять разные отношения к проблеме и уменьшить сопротивление информации;
2. если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, его значение возрастает, т. к. оно превращается в групповую норму.
Эффективностъ групповой деятельности. Здесь может быть задан разный масштаб исследования проблемы - эффективность работы в целом или же эффективность при решении частного вопроса. Часто психологи склоняются к мнению, что на эффективность групповой деятельности влияет сплоченность группы, стиль руководства и др. обозначенные явления.
Основные психологические показатели эффективности работы в группе: удовлетворенность членов группы от ее работы, учет продуктивности деятельности, а также непосредственное влияние продуктивности и удовлетворенности на развитие группы в целом.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.