Лекция «Общение» |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||
1. Понятие общения.
Понятие общения
|
Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов. Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя
(внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Ни какая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.
Внешняя речь бывает устной и письменной. В письменной речи условия опосредованы текстом. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь - процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений. Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на её основе.
Слышимая речь, которая кем- то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи.
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь ещё разговорной. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь труднее диалогической, её развёрнутые формы в онтогенезе развиваются позднее и её формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Невербальный компонент общения предполагает раскрытие отношения говорящего непосредственно к той информации, которую он стремится донести до слушателя, своего собеседника. Невербальная коммуникация включает в себя: оптико-кинетическую систему знаков, что подразумевает жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук - и тогда это жестикуляция; лица - и тогда это мимика; позы - и тогда это пантомимика).
Визуальное общение (контакт глаз) - новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.
Для рассмотрения основных жестов и невербальных проявлений личности можно предложить классификацию, которая будет включать в себя:
1. конфликтные кластеры жестов,
2. жестикуляцию «примирения»,
3. кластеры жестов, предотвращающие межличностные конфликты.
Конфликтные кластеры жестов.
«Готовность к битве» - использование обоими участниками агрессивных жестов. Один использует жест «руки на бёдра», а другой человек «большие пальцы заткнуты за ремень брюк». Первый человек отклоняется назад, его тело смотрит немного в сторону от другого человека. Второй принял весьма угрожающую позу тем, что полностью повёрнут телом к противнику. Г невный взгляд у человека говорит о том, что человек не настроен на позитивное, дающее результат общения.
Жесты обмана «рассогласование жестов и вербальной информации, а также рассогласование жестов между собой». Если человек «правша» и его правая рука свободна, то он, взаимодействуя, жестикулирует левой рукой, особенно около лица, пытается скрыть свой взгляд, опускает глаза вниз, закрывает рот рукой. Говорит, что согласен с собеседником, но потирает шею, собирает соринки с одежды, якобы аккуратность, либо же потирает кончик носа дела без дела, или мочку уха, особенно на противоположной стороне своего тела. Может пытается оттянуть воротничок на своей одежде.
Человек потирает глаза и смотрит в пол, его брови слегка приподняты, находятся в положении недоверия или удивления. Голова может быть откинута назад или наклонена вниз, что говорит об отрицательном восприятии человека или всей ситуации в целом. Ещё возможна неестественная напряжённая улыбка.
Либо же человек уверенно улыбается, а одной рукой как бы отгораживает своё тело для того, чтобы дотронуться до часов, запонки и т.п. Образуется частичный барьер из рук - неуверенность в себе или в обстоятельствах.
«Руки на бёдрах». Человек желает показать себя угрожающим. Подбородок выдвигается вперёд - это вызывающее поведение. Используется жест атаки между животными - показывание зубов противнику. Человек опирается на обе ноги - показывает своё превосходство, власть и доминирование. Тупой взгляд прямо перед собой и неодобрительное положение головы (взгляд из-под бровей).
Авторитарная поза. Учитывается величина стула и различные элементы гардероба человека. Человек стоит, закинув руки за спину, на широко расставленных ногах. Позиция тем жестче, чем больше обхват ладонью одной руки запястья другой. О неуверенности человека говорит захват руки другой рукой выше локтя. Взгляд из-под бровей. Человек с высокой самооценкой и самоуверенный будет (если курит) курить, выпуская дым вверх.
Жест «Отрицательное сочетание».
Человек создаёт барьер из книги или другого предмета. Руки скрещены - нервозность и желание обороняться. Одежда застёгнута до шеи (полностью закрыт). Большая часть лица скрыта: бородой, бакенбардами, солнечными очками, чтобы невозможно было прочитать сигналы глаз и зрачков - неодобрительный облик. Ноги скрещены, если человек сидит на стуле. Стоя, человек может встать за стол, стул или барьер.
Жесты «Критического оценивания».
Сидя, человек держится одной рукой за ручку кресла, а другой рукой подпирает голову, т. о., что указательный палец направлен вверх, а большой палец - ко рту. Глаза движутся горизонтально и искоса. Заметно, что человек что-то оценивает и явно неодобрительно. Если ещё скрещены ноги и тело пододвинуто вперёд, а на лице напряжённая и лживая улыбка, то жест более негативен.
Жесты напористости человека.
Человек пытается сократить дистанцию между собой и другим человеком, занять возвышенную позицию. Человека трудно переубедить, он не воспринимает сигналы другого. (Стоит за столом, лицо без эмоций, корпус тела вперёд) руки на столе очень широко расставлены, тупой взгляд вперёд. Либо человек прячет руки в карманы, но при этом выставляет большие пальцы наружу и вверх - выражение превосходства и атаки. Может быть скрещены руки и большие пальцы вверх. Два сигнала: негативное отношение к человеку и оборона. Выставленный большой палец говорит о неуважении и насмешке к человеку.
Поза отказа от сотрудничества.
Человек сидит, откинувшись на спинку стула, ноги откинуты, выставлены вперёд и скрещены (нога на ногу), руки скрещены на груди или играют каким- либо «занятным» предметом перед взором другого. Выражается «занятость» другим делом. Можно смотреть в пол, в окно или на предмет, но не в глаза собеседнику. Кластеры жестов могут быть в совокупности сразу несколько.
Жестикуляция «Примирения».
Жесты, демонстрирующие открытость человека, готовность к взаимодействию, без напряжения, человек наклоном головы и добрым взглядом приглашает к общению.
Человек поворачивается всем телом и лицом к собеседнику, кивает ему головой и всячески отвечает на другие сигналы (настрой на взаимодействие).
Слова и жесты собеседников совпадают, нет лжи и изворотливости.
Из позы «отказ от сотрудничества» человек накланяется вперед, руки перед собой на столе или коленях, ноги не скрещены, либо же скрещены ниже колен. Г олова направлена в сторону собеседника. Взгляд устремлен в глаза говорящего.
При разговоре человек показывает открытые ладони, улыбается по- доброму, не щурясь.
Рукопожатие на равных (руки ребром) - это нейтральная позиция, которую легко изменить, повернув руку соперника, к верху или к низу (предоставление доминирования или пассивная позиция). Рукопожатие должно быть не слишком сильным и не вялым.
«Деловой взгляд» - человек смотрит в лоб, между бровей собеседнику (атмосфера серьезная, другой человек чувствует деловой контакт).
Отзеркаливание - возникает при создании эффекта понимания, «чувствования» другого человека, нахождение с ним в одном контексте. Несколько жестов могут присутствовать сразу же.
Кластеры жестов, предотвращающие межличностные конфликты.
Обязательная улыбка, она улучшает работу сердечной мышцы. Все не конфликтные жесты (жесты демонстрации толерантности, ухаживания, готовности к сотрудничеству и т.д.). Одорологичекое общение - учитывается то, что в определенном месте и в определенное время необходимо человеку соответствующе пахнуть, чтобы не противоречить ситуации.
Также сюда следует относить всевозможные методы и методики снятия психологического напряжения (перегрузки) - изометрия лица, аутотренинг, но не желательно медикоментозное воздействие.
Итак, жесты позитивного общения - это:
Во-первых, это доверительное положение ладоней рук. Положение открытой ладони вверх - есть доверительный, не угрожающий жест.
Во-вторых, это целиком равноправное рукопожатие, при котором положение ладоней рук обоих собеседников вертикальное - «рука ребром». При таком рукопожатии отсутствует доминирование одного из собеседников, а также не ущемляются права другого на полноценное общение, включение в контакт и результаты дела.
В-третьих, открытый и направленный на собеседника взгляд.
В-четвертых, открытая поза у человека. Руки и ноги не перекрещены, лицо обращено к собеседнику, заинтересованное выражение лица. В-пятых, совпадение позы, движений и мимики общающихся.
Итак, владение теоретическим знанием в данной области, поможет выстраивать поведение, подчиненное конкретной цели. Остальное - дело тренировки, времени и направленности на те результаты, которые стоит задача получить.
Интерактивная сторона общения - общение как взаимодействие. Включает в себя компоненты общения, связанные с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Общение - межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.
Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми.
Роль в психологии - нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.).
Один и тот же человек выполняет разные роли. Множественность ролевых позиций провоцирует их столкновение - ролевые конфликты.
Взаимодействие людей регулируется ролевыми ожиданиями. В зависимости от того, чего ожидает участник взаимодействия, он соотносит с определенным образцом поведения.
Итак, исходное условие успешности взаимодействия - соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.
Типы взаимодействий. С позиций теоретического рассмотрения важны два противоположных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Кооперация - это проявления, которые способствуют организации совместной деятельности.
Кооперация означает координацию единичных сил участников.
А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности:
1. разделение единого процесса деятельности между участниками;
2. изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.
Непосредственный результат деятельности каждого участника соединяется с конечным результатом совместной деятельности через отношения, которые реализованы в кооперации.
Конкуренция - проявления, которые расшатывают совместную деятельность, представляет собой определенного рода препятствие для нее.
Здесь важно понятие конфликта. Психологи предлагают формулу конфликта.
Объект конфликта - то, по поводу чего конфликт.
Участники конфликта - те, кто принимают участие.
Инцидент - пусковой механизм.
КС - конфликтная ситуация.
М. Дойч выделил два типа конфликтов:
1. деструктивные - ведут к рассогласованию взаимодействия. (Часто зависят от причины, его породившей, позже переход на «личности», острый кризис, а преодолеть конфликт сложно.)
2. продуктивные возникают не из-за несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. (Такой конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы и поиска оптимального решения дискутируемой проблемы.)
Перцептивная сторона общения - общение как восприятие людьми друг друга.
Чтобы между людьми происходило эффективное общение важно взаимопонимание между участниками процесса. При этом важно восприятие одним человеком другого. Здесь речь идет не о непосредственном восприятии, сколько о познании другого человека. Человек в общение вступает как личность и воспринимается как личность. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, основные стратегии его поведения, а также стратегию своего собственного поведения.
Следовательно, речь идет не только о восприятии внешних данных собеседника, но и его мотивов, стремлений, способностей, эмоций и др. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на основе его поступков.
Основные механизмы и феномены восприятия человека человеком.
Идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. (Т.е. уподобление себя другому.) Человек обычно пытается, образно говоря, поставить себя на место другого человека. Близко к этому понятие эмпатии - стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, его переживания.
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. В процессе общения человек не только эмоционально относится к другому человеку, оценивает его, но и выстраивает свои когнитивные оценки в адрес этого человека.
Помимо общения между двумя людьми можно говорить об общении в группе, где принимают участие несколько человек. Выделяют такие понятия, как малая группа и большая группа или массовая группа.
Большие группы - группы людей, которые количественно не ограничены, они выделяются на основе каких-то социальных признаков, критериев. Большие группы делятся на:
стихийные группы, которые возникают именно стихийно на небольшой промежуток времени - толпа, массы, публика;
устойчивые большие группы, сложившиеся в обществе с течением времени - социальные классы, этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы и т.д.
Очень часто в психологии под малой группой понимается немногочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Виды малых групп также различны: например, формальные и неформальные малые группы.
В психологии четко различаются подходы к исследованию больших и малых групп. Выявлены разные закономерности протекания в них групповых процессов. Сейчас для того чтобы рассмотреть основные групповые процессы ограничимся понятием малой группы, т.е. построим рассуждение на примере малой группы, как на иллюстративном материале.
К основным групповым процессам малой группы с точки зрения психологии относят: образование малых групп, групповое давление на индивида, процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений и эффективность групповой деятельности.
Образование малой группы. Естественно возникающие малые группы часто образуются в связи с формальными обстоятельствами: появление социального института, организации, в рамках которых возникает малая группа. (Например, учебная группа, возникшая на определенном факультете в определенный год. Возникновение такой малой группы обусловлено потребностью в обучении, в устоявшихся порядках факультета и университета в целом, поскольку студенты, например, набираются каждый год для обучения по этой специальности.) Таким образом, получается, что причина возникновения малой группы лежит вне ее членов. Объединяющиеся вместе люди часто не знают друг друга и тем более не уверены, хотят ли они работать, учиться в таком коллективе.
Позже происходит оформление психологического облика малой группы. Здесь мнения исследователей расходятся. Как отмечает социальный психолог - Андреева Г.М., одни считают, что малая группа возникла, оформилась, как только вошедшие в нее новые члены группы приняли нормы групповой жизни, т. е. свойственные группе закономерности, устои и т.д. Для группы здесь важен анализ понятия давление группы на индивида. Другие считают, что группа образовалась и оформилась, как только процесс становления групповых норм и ценностей завершен, произошло их принятие, разделение членами группы. Эти исследователи отмечают, что для группы здесь важен анализ понятия групповой сплоченности.
Феномен группового давления или феномен конформизма. Конформизм означает «приспособленчество». Часто это явление называют еще и конформным поведением, т.е. свойством индивида называют свойство группы. О конформности можно говорить в любой ситуации, где есть конфликт между мнением индивида и мнением группы, причем этот конфликт разрешается в пользу группового мнения. Получается, что мера конформности - мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Противоположные конформности черты - независимость, самостоятельность позиций, устойчивость к групповому давлению.
Например, классические эксперименты С. Аша по исследованию конформности. Испытуемому предлагалось оценить длину предложенной линии, для этого ее нужно сравнить в тремя другими. Среди них одно только по размеру подходит этой линии, а две других - одна меньше, а другая - больше исследуемой линии. Прежде чем испытуемый начнет отвечать, ему предоставляется услышать ответы людей из группы, которые заведомо неправильны - указывают на линию больше или на линию меньше. В 37% случаев испытуемый начинал сомневаться и говорил, что наверно он сам ошибается - называл ответ неправильный, который предлагала ему группа.
Здесь важна еще такая характеристика - как значимость материала для индивида. Ведь ему может быть абсолютно безразлична длинна линий, которая обсуждается в группе.
Групповая сплоченность. Другой аспект изучения внутренних связей в группе, при которой индивиды также реализуется стремление превратить внешне заданную структуру в сложный психологический организм.
Группа здесь понимается как система межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Происходит исследование эмоциональных оценок членов группы друг друга и на основе этого подсчитывается показатель групповой сплоченности. Групповая сплоченность считается высокой, если в оценках преобладает число положительных взаимных выборов членами группы.
Развиваясь, малая группа способствует не только усвоению определенных правил и норм своим членам группы, но и содействует повышению групповой сплоченности, выполнению совместной деятельности.
Правомерен вопрос - кем управляется такая группа? Возникает проблема руководства и лидерства.
В группе можно обозначить лидера и руководителя. Руководитель группы - это формальное лицо, которое часто выполняет строго формализованные функции.
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Таким образом, руководитель является формальным, официальным регулятором в группе, запланированным во времени, стабильно определенным, его руководство сопровождается санкциями и т.д. Лидер же часто появляется спонтанно для регуляции межличностных отношений, не планируется по времени своего руководства, его руководство менее санкционировано и т.д.
Руководитель нацеливает группу на реализацию ее непосредственных задач, заботится о средствах решения, в то время как лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
Психологи выделяют стили лидерства:
Авторитарный - жесткое принятие всех решений, человек отчужден от коллектива, не вступает в объяснения. Г олос часто решающий, тон неприветливый, четкий формальный язык. Работники в группе такого человека не интересуют, его интересы целиком захвачены целью работы. Такой человек максимально лишен творчества.
Демократический - стремится разделить обязанности с коллективом. Есть почва для реализации творчества. Инструкции дает в форме предложений. Его речь не суха, том товарищеский, располагающий к поясняющим вопросам. Если хвалит или порицает, то с советами. Является лидером в самой группе, может вызвать дискуссию для обсуждения, опирается на мнение группы.
Попустительский - развивает неформальные отношения с членами группы. Подчиненным дает полный простор в реализации их деятельности, они самостоятельно принимают любые решения, руководитель вмешивается только в критических случаях. Люди здесь не удовлетворены своей работой и работой руководителя. От руководителя нет похвалы, нет порицаний. Руководитель чаще не является лидером в группе.
Принятие группового решения. Часто обязанности по организации этого процесса ложатся на плечи руководителя группы. Наиболее исследованная область в социальной психологии здесь - групповая дискуссия, которая предшествует принятию группового решения.
В США в 1940-х годах К. Левином проведено исследование мнения домохозяек в зависимости от групповой дискуссии. Испытуемым предоставлялась информация о новых продуктах, их важности в употреблении в пищу. Одной части - сформировано в ней три группы по 13 - 17 человек - после лекции предоставлялся самостоятельный выбор покупать теперь эти продукты или нет. Другой части - также три группы по 13 - 17 человек - давали возможность обсудить материал в группе. Через неделю проводилось интервью с целью выяснения информации о том, покупали ли домохозяйки эти продукты или нет. В первых группах - без группового обсуждения продукты покупали 3%, во- вторых группах - с групповой дискуссией - 32% покупали продукты.
Вывод в том, что пассивно слушающие сами интерпретировали излагаемые факты на основе прошлого опыта. Здесь не было обсуждений, таким образом действовала лишь чистая сила убеждения. Включенные же процесс принятия решения люди из-за чувства включения в группу ослабили сопротивление нововведениям. Обговаривание информации привело к образованию групповой нормы, которая поддерживается и принимается участниками группы.
Закономерности групповой дискуссии:
1. происходит столкновение противоположных позиций, что дает возможность понять разные отношения к проблеме и уменьшить сопротивление информации;
2. если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, его значение возрастает, т. к. оно превращается в групповую норму.
Эффективностъ групповой деятельности. Здесь может быть задан разный масштаб исследования проблемы - эффективность работы в целом или же эффективность при решении частного вопроса. Часто психологи склоняются к мнению, что на эффективность групповой деятельности влияет сплоченность группы, стиль руководства и др. обозначенные явления.
Основные психологические показатели эффективности работы в группе: удовлетворенность членов группы от ее работы, учет продуктивности деятельности, а также непосредственное влияние продуктивности и удовлетворенности на развитие группы в целом.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |